ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-279/17 от 05.05.2017 Горномарийского районного суда (Республика Марий Эл)

дело № 2а-279/2017

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

город Козьмодемьянск 5 мая 2017 года

Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Малышева И.М., при секретаре судебного заседания Пиандяковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени, штрафов,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании пени по налогу на физических лиц (далее - НДФЛ) за 2012-2014 годы, пени, штрафов.

В обоснование заявленных требований указано, что была проведена выездная налоговая проверка физического лица ФИО1 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ) за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, о чем составлен акт от 19.11.2015 № 20, в том числе:

- за 2012 г. - 364 руб.;

- за 2013 г. - 364 руб.

- за 2014 г. - 1214329 руб.

Основанием для доначисления указанных налогов послужили следующие обстоятельства: 2012 руб. - 364 руб., 2013 год - 364 руб.

Согласно уставных документов, имеющихся в регистрационном деле налогоплательщика, ФИО1 является руководителем и учредителем ООО "Управляющая организация "Наш город" с 50 процентной долей в уставном капитале общества.

Инспекцией при проведении выездной налоговой проверкиОбщества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Наш Город» по вопросам правильности определения налоговым агентом налогооблагаемой базы, полноты ведения учета выплаченных доходов, правильности предоставления стандартных налоговых вычетов, исчисления и удержания налога на доходы физических лиц за 2012 и 2013 годы было установлено, что налоговым агентом ООО Управляющая организация «Наш Город» в нарушение пп.4 п.1 ст.218 НК РФ был излишне предоставлен ФИО1 стандартный налоговый вычет на ребенка в сумме 2800 руб. за 2012 год и в сумме 2800 руб. за 2013 год.

Таким образом, сумма НДФЛ не удержанного налоговым агентом ООО Управляющая организация «Наш Город» за 2012 г. составила 364 руб. (2800*13%), за 2013г. составила 364 руб. (2800*13%). Инспекцией налоговому агенту (ООО Управляющая организация «Наш Город») было поручено удержать из доходов ФИО1 указанные неудержанные суммы налогов и перечислить в бюджет.

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей.

В силу п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

Согласно п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

Как следует из п. 5 ст. 226 НК РФ, при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Однако, налоговым агентом до настоящего времени сумма недобора по акту выездной проверки в бюджет не перечислена.

Сведения о невозможности удержать налог непосредственно из доходов физического лица ФИО1 налоговым агентом ООО Управляющая организация «Наш Город» в МИФНС России № 6 по РМЭ в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 226 НК РФ, не представлены.

В 2015 году ООО Управляющая организация «Наш Город» прекратила деятельность, работники уволены, бухгалтерский и налоговый учет не ведется, расчетные счета заблокированы, организацией не принимаются меры по погашению задолженности по акту выездной проверки.

Таким образом, налоговый агент не имеет возможности произвести удержание налога непосредственно из доходов физического лица ФИО1, поскольку в 2015 г. деятельность не осуществляется.

В соответствии с п.2 ст.228 НК РФ налогоплательщики - физические лица, указанные в п.1 настоящей статьи (в том числе налогоплательщики, получившие доход, с которого налоговым агентом не удержан налог), самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ, и обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (форма 3-НДФЛ) (п. 3 ст. 228 НК РФ).

В налоговой декларации по ф.3-НДФЛ, представленной ФИО1, за 2012 год отражены доходы от продажи имущества в сумме 200000 руб., иные доходы, в частности, доходы, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, в декларации не отражены.

Налоговая декларация по ф.3-НДФЛ за 2013 год ФИО1 не представлена.

Таким образом, в результате налоговой проверки установленасумма налога, подлежащая уплате в бюджет, за 2012 год в размере 364 руб., за 2013 год - 364 руб.

В ходе проверки расчетов с работниками по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» установлено наличие дебиторской задолженности директора предприятия ФИО1 по подотчетным суммам.

Согласно данным кассовых отчетов по ООО Управляющая организация «Наш Город» в проверяемом периоде 2012-2014 директору организации ФИО1 из кассы регулярно выдавались в подотчет наличные денежные средства, так за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2012 по РКО выдано в подотчет ФИО1 - 7296186 руб., за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 - 4862464 руб., за период с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 1654421 руб.

За полученные денежные средства ФИО1 (подотчетное лицо) ежемесячно отчитывался перед организацией не в полном объеме путем представления авансовых отчетов с приложением первичных документов. В результате проверки установлено, что подотчетные суммы числятся за работником продолжительное время. Авансовые отчеты по ранее полученным авансам перед получением следующего не сдавались или сдавались на меньшие суммы, остаток неиспользованных подотчетных сумм в кассу предприятия не возвращался или возвращался частично.

За проверяемый период ФИО1 предоставлены авансовые отчеты и документы, подтверждающие расходование принятых в подотчет денежных средств: за 2012 год на сумму 1133491 руб., за 2013 год на сумму 1836566 руб., за 2014 год на сумму 670354 руб., произведен возврат ФИО1 в кассу Общества подотчетных денежных средств в 2012 году на сумму 1159651 руб., в 2013 году на сумму 386000 руб., в 2014 году на сумму 214000 руб.

Выездной проверкой установлено, что дебиторская задолженность ФИО1 по подотчетным суммам составляет: на 31.12.2012 г. - 5931030 руб., на 31.12.2013 г. - 8570928 руб., на 31.12.2014 г. - 9340995 руб. (Приложения , , к акту выездной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ).

Налоговой проверкой по имеющимся документам на основании кассовых документов, кассовых книг, авансовых отчетов, первичных документов, подтверждающих расходование подотчетных денежных средств установлено, что в проверяемом периоде директору Общества ФИО1 систематически выдавались из кассы организации наличные денежные средства, однако авансовые отчеты и документы, подтверждающие расходование полученных в подотчет денежных средств на сумму 9340995 руб. ФИО1 не представлены.

Отсутствуют документы, подтверждающие возврат в кассу ФИО1 подотчетных денежных средств в сумме 9340995 руб., документы, подтверждающие оплату товарно-материальных ценностей и их оприходование также отсутствуют.

В течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом ООО Управляющая организация «Наш город» с 01.07.2013 по 30.06.2014 ФИО1 не возвращал в организацию полученные денежные средства и не отчитывался по ним, однако согласно справкам формы 2-НДФЛ ежемесячно получал в организации заработную плату..

Таким образом, подотчетное лицо не предъявило документы, подтверждающие понесенные расходы, доказательства, подтверждающие оприходование Обществом товарно-материальных ценностей в установленном порядке, также не представлены, учет задолженности по подотчетным суммам в разрезе подотчетных лиц в организации на 31.12.2014 отсутствует.

Согласно статье 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определенной в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (действовал до 01.01.2013), а также статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (вступил в силу с 01.01.2013) установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать реквизиты, указанные в данной статье.

В пункте 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного письмом Центрального банка Российской Федерации от 04.10.1993 N 18, установлено, что лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах. Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Первичные документы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, в частности: наименование документа (формы), код формы, дату составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении), наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.

Документами, подтверждающими материальные затраты подотчетного физического лица, могут служить товарные чеки, накладные с приложением кассовых чеков или квитанции к приходным ордерам, подтверждающие оплату данного товара (работы, услуги).

Денежные суммы, выданные работникам организации под отчет для приобретения товарно-материальных ценностей не включаются в доходы физических лиц в целях налогообложения, при условии, что работники документально подтвердили понесенные расходы, а товарно-материальные ценности приняты организацией на учет.

Таким образом, при отсутствии доказательств, подтверждающих расходование подотчетных денежных средств, полученных директором ФИО1, а также доказательств, подтверждающих оприходование обществом товарно-материальных ценностей в установленном порядке, согласно статье 210 Налогового кодекса РФ указанные денежные средства в сумме 9340995 руб.являются доходом подотчетного лица ФИО1 и подлежат включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц за 2014 год.

Согласно пункту 2 статьи 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником выплаты которых является налоговый агент.

Сумма налога определяется по налоговой ставке 13% исходя из дохода, подлежащего включению в налоговую базу налогоплательщика физического лица за налоговый период. В связи с тем, что учет задолженности по подотчетным суммам в разрезе подотчетных лиц в организации на 31.12.2014 отсутствует, и в 2014 году не велся, проверкой дата фактического получения дохода ФИО1 принимается как последний день 2014 года - 31.12.2014г.

В 2014 году ФИО1 являлся работником ООО Управляющая организация «Наш город». В нарушение пункта 2 статьи 226 НК РФ, ООО Управляющая организация «Наш город» являясь налоговым агентом налог с указанных денежных средств в сумме 9340995 руб., подлежащих включению в налоговую базу ФИО1 за 2014 г., не исчислило и не удержало.

Следовало удержать НДФЛ в сумме 1214329 руб. (9340995х13%).

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей.

В силу п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

Согласно п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

Как следует из п. 5 ст. 226 НК РФ, при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Налоговым агентом ООО Управляющая организация «Наш Город» до настоящего времени сумма недобора по акту выездной проверки в бюджет не перечислена, Сведения о невозможности удержать налог непосредственно из доходов физического лица ФИО1 налоговым агентом ООО Управляющая организация «Наш Город» в МИФНС России № 6 по РМЭ в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 226 НК РФ, не представлены.

В 2015 году ООО Управляющая организация «Наш Город» прекратила деятельность, работники уволены, бухгалтерский и налоговый учет не ведется, расчетные счета заблокированы, организацией не принимаются меры по погашению задолженности по акту выездной проверки.

В соответствии с п.2 ст.228 НК РФ налогоплательщики - физические лица, указанные в п.1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет (в том числе в случае получения дохода, с которого не удержан налог налоговым агентом), в порядке, установленном ст. 225 НК РФ, и обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (форма 3-НДФЛ) (п. 3 ст. 228 НК РФ).

В налоговой декларации по ф.3-НДФЛ, представленной ФИО1, за 2014 год отражены доходы от продажи имущества в сумме 238000 руб., иные доходы, в частности, доходы в сумме 9340995 руб., при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, в декларации не отражены.

Таким образом, в результате налоговой проверки установленасумма налога, подлежащая уплате в бюджет, за 2014 год в размере 1214329 руб.

Произведено начисление налога на доходы физических лиц за 2014 год по сроку уплаты 15.07.2015 в сумме 1214329 руб.

Всего по результатам проверки установлена неуплата налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическим лицом ФИО1 в соответствии со статьей 228 НК РФ, в сумме 1215057 руб., в том числе: за 2012 г. - 364 руб.; за 2013 г.- 364 руб., за 2014 г.- 1 214 329 руб.

В УФНС России по Республике Марий Эл с апелляционной жалобой на решение о привлечении к ответственности за соврешение налогового правонарушения от 25.02.2016 г. № 1 ФИО1 не обращался.

В соответствии с п.1 ст. 101.2 НК РФ решение Инспекции от 25.02.2016 г. № 1 вступило в законную силу 18.04.2016 г.

В силу п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

20.04.2016 г. направлено требование № 164 об уплате налогов, пеней и штрафов по результатам выездной налоговой проверки в добровольном порядке в срок 10.05.2016 г. на общую сумму 1 376 585,55 руб.,в том числе: НДФЛ с доходов, полученных в соответствии со ст.228 НК РФ - 1215057,0 руб., пени по НДФЛ - 81528,55 руб., штраф по НДФЛ - 80000,0 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ вслучае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уцлате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Срок исполнения требования от 20.04.2016 № 164 - до 10.05.2016 г.

Таким образом, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании указанных налогов и пеней до 10.11.2016 г.

В соответствии с п. 3 ст.48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ) рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии со ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) административные дела с участием граждан подведомственны судам общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 123.1 КАС РФ (в редакции Федерального закона от 05.04.2016 № 103-ФЗ) если заявлено требование о взыскании с граждан обязательных платежей и санкций, выдается судебный приказ. Согласно ст. 17.1 КАС РФ административные дела о выдаче судебного приказа подсудны мировому судье.

В соответствии с данными лицевого счета налогоплательщика задолженность по НДФЛ с доходов, полученных в соответствии со ст.228 НК РФ - 1215057,0 руб., пени по НДФЛ - 81528,55 руб., штраф по НДФЛ - 80000,0 руб. до настоящего времени не уплачена.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 ст.48 НК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 44, 45, 48, НК РФ, ст.ст. 286, 290 КАС РФ Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл просит взыскать с ФИО1, ИНН , задолженность по обязательным платежам и санкциям в общей сумме 1 376 585,55 руб.,в том числе НДФЛ с доходов, полученных в соответствии со ст.228 НК РФ - 1215057,0 руб., пени по НДФЛ - 81528.55 руб., штраф по НДФЛ - 80000,0 руб.

В суде представитель административного истца - ФИО2 поддержала иск в полном объеме, по доводам изложенным в иске.

Административный ответчик ФИО1 в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, о причинах неявки не уведомил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Дело рассмотрено в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав административного истца, суд находит требования Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ для целей исчисления НДФЛ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации, в том числе недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.

Согласно ст. 209 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 228 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст.225 Налогового кодекса РФ.

К числу таких налогоплательщиков согласно п.п.2 п.1 ст.228 Налогового кодекса РФ относятся физические лица, обязанные исчислять и уплачивать налог исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав.

Согласно п.1 ст. 229 Налогового кодекса РФ, налоговая декларация по НДФЛ представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 216 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Кодекса (ст. 41 Кодекса).

Объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 209 Кодекса).

При определении налоговой базы по данному налогу, в силу п. 1 ст. 210 Кодекса, учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 названного Кодекса.

Налоговые агенты, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить НДФЛ в бюджет (ст. 24, 226 Кодекса).

Не являются объектом обложения НДФЛ денежные суммы, выданные работникам организации под отчет для приобретения товарно-материальных ценностей, при условии, что работники документально подтвердили понесенные расходы, а товарно-материальные ценности приняты организацией на учет.

Работник организации, получивший денежные средства в подотчет, обязан представить в бухгалтерию авансовый отчет по унифицированной форме N АО-1 "Авансовый отчет", утвержденной Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55. К авансовому отчету должны быть приложены все оправдательные документы, подтверждающие произведенные расходы. На оборотной стороне формы N АО-1 "Авансовый отчет" подотчетное лицо записывает перечень документов, подтверждающих произведенные расходы (в частности, чеки контрольно-кассовой машины, товарные чеки и другие оправдательные документы), а также указывает суммы затрат по ним.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

В силу п. п. 4.1, 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П, действующего в проверяемый период, выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводится указанными лицами по расходным кассовым ордерам 0310002.

Для выдачи наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.

Согласно п. 6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У, подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии - руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.

Документами, подтверждающими материальные затраты подотчетного физического лица, могут служить товарные чеки, накладные с приложением кассовых чеков или квитанции к приходным ордерам, подтверждающие оплату данного товара (работы, услуги).

Выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.

Судом установлено, что сумма НДФЛ, не удержанного налоговым агентомООО Управляющая организация «Наш Город», за 2012 г.составила 364 руб.(2800*13%). Заработная плата за декабрь 2012 г. выплачена ФИО1 28.02.2013. НДФЛ с заработной платы за декабрь 2012 г. следовало удержать 28.02.2013.

Сумма НДФЛ, не удержанного налоговым агентомООО Управляющая организация «Наш Город» за 2013 г.,составила 364 руб.(2800*13%). Заработная плата за декабрь 2013 г. выплачена ФИО1. 21.01.2014. НДФЛ с заработной платы за декабрь 2013 г. следовало удержать 21.01.2014.

ФИО1 29.04.2015 в Межрайонную ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл представлена первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов от продажи имущества (по форме 3-НДФЛ) за 2014 год. Согласно данным указанной декларации:

Раздел 2. Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 13 %:

общая сумма дохода - 238000 руб. (от продажи имущества)

общая сумма доходов, не подлежащая налогообложению - 0 руб.

общая сумма дохода, подлежащая налогообложению - 238000 руб.

общая сумма расходов и налоговых вычетов - 238000 руб.

налоговая база - 0 руб.

общая сумма налога, исчисленная к уплате - 0 руб.

Иные доходы ФИО1 в налоговой декларации не отражены.

Инспекцией при проведении выездной налоговой проверки Общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Наш Город» ИНН (решение о проведении выездной проверки №3 от 18.03.2015) по вопросам правильности определения налоговым агентом налогооблагаемой базы, полноты ведения учета выплаченных доходов, правильности предоставления стандартных налоговых вычетов, исчисления и удержания налога на доходы физических лиц за проверяемый период с 01.01.2012 по 31.12.2014 установлено.

Следует включить в налогооблагаемую базу за 2014 год ФИО1 денежные средства, полученные им как директором Общества под отчет при отсутствии доказательств, подтверждающих их расходование, а также оприходование организацией товарно-материальных ценностей в сумме 9 340 995 руб.

В ходе проверки установлено, что согласно главной книге ООО Управляющая организация «Наш Город» по состоянию на 31.12.2013 имеются в наличии денежные средства у подотчетных лиц в сумме 10 218 344,06 руб. Согласно данным учета подотчетных сумм (авансовых отчетов) ООО Управляющая организация «Наш Город» основные суммы денежных средств находятся у подотчетного лица ФИО1 - 9 285 260 руб.

В ходе выездной налоговой проверки налогоплательщику было вручено уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов от 18.03.2015 , были истребованы документы по требованию о представлении документов от 23.04.2015 №9, от 29.04.2015 г. №10, в частности: журнал-ордер по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» за каждый месяц 2012г., за каждый месяц 2013г., за каждый месяц 2014г., карточка счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» за 2012, 2013, 2014 гг., авансовые отчеты. Обществом по требованию инспекции представлены для проверки только авансовые отчеты с приложением первичных документов за 2012, 2013, 2014гг., журнал-ордер по счету 71, карточка счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» за проверяемый период не представлены. Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено письмо от 23.04.2015 о восстановлении документов, необходимых для проведения выездной проверки. ООО Управляющая организация «Наш Город» письмом от 28.04.2015 (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) сообщило следующее:

1) Общество предоставило все имеющиеся документы бухгалтерской отчетности и учета, которые велись на бумажных носителях или были распечатаны до момента поломки системного блока,

2) дополнительные документы, связанные с ведением бухгалтерской отчетности по форме 1С «Бухгалтерия» Общество не имеет возможности предоставить в связи с выходом из строя (поломкой) компьютера главного бухгалтера.

Таким образом, проверка расчетов с работниками по суммам, выданным им под отчет, по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» проведена по имеющимся документам на основании кассовых документов, кассовых книг, авансовых отчетов, первичных документов, подтверждающих расходование подотчетных денежных средств.

В ходе проверки расчетов с работниками по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» установлено наличие дебиторской задолженности директора предприятия ФИО1 по подотчетным суммам.

Согласно данным кассовых отчетов по ООО Управляющая организация «Наш Город» в проверяемом периоде 2012-2014 директору организации ФИО1. из кассы регулярно выдавались в подотчет наличные денежные средства, так за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2012 по РКО выдано в подотчет ФИО1. - 7296186 руб., за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 -4862464 руб., за период с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 1654421 руб.

За полученные денежные средства ФИО1. (подотчетное лицо) ежемесячно отчитывался перед организацией не в полном объеме путем представления авансовых отчетов с приложением первичных документов. В результате проверки установлено, что подотчетные суммы числятся за работником продолжительное время. Авансовые отчеты по ранее полученным авансам перед получением следующего не сдавались или сдавались на меньшие суммы, остаток неиспользованных подотчетных сумм в кассу предприятия не возвращался или возвращался частично.

За проверяемый период ФИО1 предоставлены авансовые отчеты и документы, подтверждающие расходование принятых в подотчет денежных средств: за 2012 год на сумму 1 133 491 руб., за 2013 год на сумму 1 836 566 руб., за 2014 год на сумму 670 354 руб., произведен возврат ФИО1. в кассу Общества подотчетных денежных средств в 2012 году на сумму 1 159 651 руб., в 2013 году на сумму 386 000 руб., в 2014 году на сумму 214 000 руб.

Предыдущей выездной налоговой проверкой за период с 16.11.2010 по 31.12.2011 на основании карточки по счету 71 за 2011, журнала-ордера по счету 71 по субконто за декабрь 2011 установлено, что дебиторская задолженность ФИО1 по подотчетным суммам на 31.12.2011 г. составляет 927986,33 руб.

Выездной проверкой установлено, что дебиторская задолженность ФИО1. по подотчетным суммам составляет: на 31.12.2012 г. - 5 931 030 руб., на 31.12.2013 г. - 8 570 928 руб., на 31.12.2014 г. - 9 340 995 руб. (приложения , , к акту выездной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ).

В 2014 году в организации не велся учет по расчетам с подотчетными лицами, первичные учетные документы представлены без оформления авансовых отчетов подотчетными лицами, в материалах проверки имеются несколько авансовых отчетов за 2014 год, которые также не оформлены надлежащим образом: отчеты не утверждены руководителем и не подписаны главным бухгалтером, подотчетным лицом, в авансовых отчетах не заполнены данные по строкам: предыдущий аванс (остаток, перерасход), итого получено, израсходовано, остаток, перерасход, не сделаны бухгалтерские записи.

Информация о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы, подлежащая отражению по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в учете организации в 2014 году отсутствует.

Налоговой проверкой по имеющимся документам на основании кассовых документов, кассовых книг, авансовых отчетов, первичных документов, подтверждающих расходование подотчетных денежных средств установлено, что в проверяемом периоде директору Общества ФИО1. систематически выдавались из кассы организации наличные денежные средства, однако авансовые отчеты и документы, подтверждающие расходование полученных в подотчет денежных средств на сумму 9340995 руб. ФИО1. не представлены. Отсутствуют документы, подтверждающие возврат в кассу ФИО1. подотчетных денежных средств в сумме 9340995 руб., документы, подтверждающие оплату товарно-материальных ценностей и их оприходование также отсутствуют. В течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом ООО Управляющая организация «Наш город» с 01.07.2013 по 30.06.2014 ФИО1 не возвращал в организацию полученные денежные средства и не отчитывался по ним.

Таким образом, подотчетное лицо не предъявило документы, подтверждающие понесенные расходы, доказательства, подтверждающие оприходование Обществом товарно-материальных ценностей в установленном порядке, также не представлены, учет задолженности по подотчетным суммам в разрезе подотчетных лиц в организации на 31.12.2014 отсутствует.

В ходе выездной налоговой проверки инспекцией сделан вывод о том, что отсутствуют подтверждающие документы о внесении выданных под отчет неизрасходованных денежных средств на расчетный счет предприятия, а также документы, подтверждающие дальнейшее их использование в сумме 9340995,00 руб., документы, подтверждающие расходование данных денежных средств ООО «Наш город» по целевому назначению при проведении налоговой проверки не представлены.

Общество не предпринимало мер по взысканию данных денежных средств, путем удержания из заработной платы ФИО1 невозвращенных денежных средств.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что с учетом фактических обстоятельств данного дела не израсходованные на нужды организации и невозвращенные подотчетные средства, оставшиеся в распоряжении ФИО1, при непредставлении документов, подтверждающих расходование физическим лицом принятых под отчет денежных средств, являются его доходом и подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ.

Выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 14376/12 и 13510/12, согласно которой при отсутствии доказательств, подтверждающих расходование подотчетных денежных средств, полученных подотчетным лицом, а также оприходование организацией товарно-материальных ценностей в установленном порядке, указанные денежные средства согласно статье 210 НК РФ считаются доходом подотчетного лица и подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ.

Согласно п. 2, 3 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

В силу ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии п. 1, 4 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом. В соответствии с п. 1 ст. 224 Кодекса налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По п. 3, 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Статьей 9 Закона N 402 установлено, что каждый факт хозяйственной жизни оформляется первичным учетным документом, который должен быть составлен при его совершении, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

Согласно ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определенной в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Материалами дела подтверждено, что задолженность по НДФЛ в сумме 1215057,00 руб. образовалась в результате невозвращенных подотчетных средств, оставшихся в распоряжении ФИО1, при непредставлении документов, подтверждающих расходование физическим лицом принятых под отчет денежных средств, являются его доходом и подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ.

Выездная налоговая проверка проведена на основании представленных первичных бухгалтерских документов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.

Сумма неперечисленного НДФЛ определена налоговым органом на основании представленных налогоплательщиком первичных документов.

Верность проведенного налоговым органом расчета по определению факта неправомерного неперечисления НДФЛ и расчета суммы штрафа по ст.123 НК РФ ФИО1 не опровергнута ни при рассмотрении дела судом. Собственного расчета, опровергающего начисления налогового органа, налогоплательщиком не представлено.

Административным ответчиком не представлено в суд доказательств исполнения обязанности по уплате задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени, в связи с чем суд считает, что требования Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени и штрафов подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Исходя из размера исковых требований, которые были удовлетворены судом, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 15082,93 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл задолженность по обязательным платежам и санкциям в общей сумме 1 376 585,55 рублей, в том числе налог на доходы физических лиц с доходов полученных в соответствии со ст. 228 НК РФ - 1 215 057,00 рублей, пени по НДФЛ - 81528,55 рублей, штраф по НДФЛ - 80 000,00 рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета госпошлину в размере 15082,93 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья И.М. Малышев