ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-279/2021 от 12.05.2021 Онежского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а- 279/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Онега 12 мая 2021 года

Онежский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Карелиной С.Ю.,

при секретаре Ильиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Онежского межрайонного прокурора поданного в интересах муниципального образования «Онежское» к Совету депутатов муниципального образования «Онежское», депутату Совета депутатовмуниципального образования «Онежское» Телецкому ... о признании незаконным решения, Губернатора Архангельской области Цыбульского ... к Совету депутатов городского поселения «Онежское» Онежского муниципального района Архангельской области, депутату Совета депутатовгородского поселения «Онежское» Онежского муниципального района Архангельской области Телецкому ... о признании незаконным решения, прекращении досрочно полномочий депутата,

установил:

Онежский межрайонный прокурор обратился с административным исковым заявлением к Совету депутатовмуниципального образования «Онежское» о признании незаконным решения от 25.02.2021 под № 362, и понуждении Совета депутатов муниципального образования «Онежское» рассмотреть вопрос о прекращении полномочий депутата ФИО1, ссылаясь на то, что ФИО1 не исполнил возложенную на него обязанность по предоставлению сведений о своих доходах за отчетный 2019 год. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Губернатора Архангельской области в Совет депутатов с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата. Представительный орган, рассмотрев заявление Губернатора Архангельской области 25.02.2021 принял решение за № 362, которым отклонен проект решения о досрочном прекращении полномочий депутата. Поскольку в нарушении требований ч. 4 ст. 12.1 Закона № 273 – ФЗ сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатом Губернатору Архангельской области не представлены, данное обстоятельство влечет прекращение полномочий депутата в связи с утратой доверия в соответствии со ст.13.1 Закона № 273-ФЗ. Отклонение решением Совета депутатов МО «Онежское» от 25.02.2021 проекта решения о досрочном прекращении полномочий депутата является незаконным и влечет неисполнение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушает интересы муниципального образования «Онежское» и прав неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления на основании принципов законности, нравственности и ответственности органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления.

Губернатор Архангельской области ФИО2 по аналогичным основаниям обратился в суд с иском к Совету депутатов, депутату Совета депутатов ФИО1 о признании незаконным решения Совета депутатов от 25.02.2021 под № 362, прекращении досрочно полномочий депутата.

От и.о. Онежского межрайонного прокурора Чернышева А.С. поступило заявление об отказе от исковых требований к Совету депутатовмуниципального образования «Онежское» о понуждении Совет депутатов муниципального образования «Онежское» рассмотреть вопрос о прекращении полномочий депутата ФИО1, производство в данной части прекращено.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Мерзлый Н.В. на удовлетворении остальных требований настаивал.

Административный истец – Губернатор Архангельской области ФИО2, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Административный ответчик Совет депутатов своего представителя в судебное заседание не направил, в возражениях указал на согласие с исковыми требованиями.

Административный ответчик ФИО1 с иском не согласился, указал, что не обязан подавать сведения о доходах, кроме того, Губернатор вправе сам прекратить его полномочия. Также обращает внимание суда на то обстоятельство, что в случае удовлетворения иска деятельность Совета депутатов будет затруднена.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч.7.1 ст.40 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом

В силу ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч. 7.2 ст. 40 Закона № 131-ФЗ, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Частью 10.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 7.3. ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения Губернатора Архангельской области от 9.11.2020№-894р, Управлением по вопросам противодействия коррупции администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области проведена проверка соблюдениями депутатами ограничений и запретов, исполнение ими обязанностей установленных Федеральным законом № 273-ФЗ и других федеральных законов.

ФИО1 уведомлен о проведении в отношении него проверки, справки о доходах за отчетный 2019 год до 1 августа 2020 года не представил. Объяснений от депутата о причинах допущенного нарушения не поступало.

В ходе проверки было установлено, что депутат не исполнил возложенную на него законом обязанность по предоставлению сведений о доходах в 2020 году (за отчетный 2019 год). Каких-либо уважительных причин в обоснование невозможности предоставления сведений о доходах не представил.

Результаты проверки, проведенной Управлением по вопросам противодействия коррупции в отношении депутатов были рассмотрены на заседании президиума комиссии по противодействию коррупции в Архангельской области, состоявшимся25 декабря 2020 года.

Президиум комиссии признал, что не предоставление сведений о доходах, депутатом, то есть неисполнение им обязанностей установленной законодательством о противодействии коррупции является основанием для применения в отношении него меры ответственности предусмотренной ч. 7.1. ст. 40 Федерального закона № 131- ФЗ.

В соответствии с пунктом 36 Порядка проверки президиум комиссии рекомендовал Губернатору Архангельской области обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутатов в Совет депутатов городского поселения «Онежское».

С учетом указанного решения, в соответствии с ч. 7.3 ст. 40 Закона № 131-ФЗ, ч. 4.5 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ, Губернатор Архангельской области письмом от 3.02.2021 обратился к председателю Совета депутатов городского поселения «Онежское»с предложением о рассмотрении на очередной сессии вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата.

Обращение Губернатора Архангельской области было рассмотрено на очередной сессии Совета депутатов 25.02.2021, решение о досрочном прекращении полномочий депутата не было принято, так как не набрало необходимого числа голосов.

О рассмотрении обращения Губернатора Архангельской области и непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Совет депутатов сообщил 25.02.2021.

Пункт 4 ст. 3 Закона № 273-ФЗ закрепляет принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Вопреки доводам административного ответчика ФИО1, депутат представительного органа муниципального образования обязан соблюдать все ограничения, запреты и исполнять обязанности, установленные законодательством о противодействии коррупции для лиц, замещающих муниципальные должности.

Располагая подтвержденными сведениями о несоблюдении депутатом Совета депутатов МО «Онежское» требований, установленных антикоррупционным законодательством, Губернатор Архангельской области исполнил свою обязанность по направлению в указанный Совет депутатов инициативы о досрочном прекращении полномочий депутата, однако представительный орган муниципального образования не выполнил требования Федеральных законов № 273-ФЗ и № 131-ФЗ, проигнорировал их, что и послужило основанием для обращения с иском в суд.

Непринятие решения о досрочном прекращении полномочий депутата свидетельствует о неисполнении представительным органом местного самоуправления одной из важнейших государственных задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции. Такое последствие нарушение антикоррупционного законодательства как прекращение полномочий является безальтернативным, следовательно, принятое решения от 25.02.2021 под № 362 является незаконным.

Отказом в досрочном прекращении полномочий депутатов, допустивших несоблюдение ограничений, установленных Законом № 273-ФЗ, нарушены интересы как Российской Федерации, так и муниципального образования «Онежское», а также неопределенного круга лиц на осуществление депутатами своих публичных полномочий, направленных, в числе прочего на предупреждение и борьбу с коррупцией.

В соответствии с п. 10 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Мера ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования предусмотрена положениями ч. 7.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ, в частности за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом № 273-ФЗ.

Доводы возражений ФИО1 сводятся к тому, что по его мнению, он не обязан предоставлять сведения о своих доходах.

Вместе с тем, указанные доводы не основаны на законе, выводы о выявленных нарушениях законодательства о противодействии коррупции, ответчиком не опровергнуты.

Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года N 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года N 104-О).

Допущенное административным ответчиком нарушение является существенным, поэтому применение в отношении него исключительной меры ответственности в виде досрочного прекращения депутатских полномочий является соразмерной и справедливой.

Доводы ответчика, что в случае удовлетворения иска деятельность Совета депутатов будет затруднена, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований не являются.

Согласно Устава городского поселения «Онежское» муниципального района Архангельской области, муниципальное образование «Онежское» имеет официальное наименование: городское поселение «Онежское» Онежского муниципального района Архангельской области. Наравне с официальным наименованием, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в официальных символах, наименованиях органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления, в наименованиях муниципальных предприятий и учреждений, а также в муниципальных правовых актах и иных официальных документах городского поселения «Онежское» Онежского муниципального района Архангельской области допускается использование следующих сокращенных форм наименования: муниципальное образование «Онежское», «Онежское муниципальное образование».

На основании изложенного, административные исковые заявления являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Онежского межрайонного прокурора поданного в интересах муниципального образования «Онежское» к Совету депутатов муниципального образования «Онежское», депутату Совета депутатовмуниципального образования «Онежское» Телецкому ... о признании незаконным решения, Губернатора Архангельской области Цыбульского ... к Совету депутатов городского поселения «Онежское» Онежского муниципального района Архангельской области, депутату Совета депутатов«Онежское» Телецкому ... о признании незаконным решения Совета депутатов, прекращении полномочий удовлетворить.

Признать незаконным решение Совета депутатовмуниципального образования «Онежское» от25.02.2021 № 362 об отклонении проекта решения о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатовмуниципального образования «Онежское» ФИО1

Прекратить досрочно полномочия депутата Совета депутатовмуниципального образования «Онежское» Телецкого ....

Об исполнении решения необходимо сообщить в Онежский городской суд Архангельской области в течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Онежский городской суд Архангельской области путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий подпись С.Ю. Карелина

...

...