ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-279/2021 от 24.12.2021 Седельниковского районного суда (Омская область)

УИД 55RS0032-01-2021-000472-57

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Седельниково Омской области 24 декабря 2021 года

Седельниковский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Рубцовой Т.И.,

при секретаре Вукс И.С.,

с участием старшего помощника прокурора Седельниковского района Омской области Яковлева А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-279/2021 по административному иску прокурора Седельниковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новоуйского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по не проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения на территории сельского поселения, обязании устранить нарушения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Седельниковского района Омской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации Новоуйского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по не проведению в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации, оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов на территории Новоуйского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области, обязании провести оценку технического состояния всех автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах населенных пунктов Новоуйского сельского поселения Седельниковского муниципального района, в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации, в срок до 01.08.2022 г. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Седельниковского района проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в администрации Новоуйского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области. В соответствии с п. 5 ч. 1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Омской области от 24.09.2015 № 1789-03 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Частью 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно ч. 4 ст. 17 указанного Федерального закона в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. С 1 января 2021 года действует Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденный приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288, пунктом 5 которого установлены определяемые в процессе обследования дорог параметры.

В ходе проведенной в сентябре 2021 г. проверки установлено, что Администрацией Новоуйского сельского поселения утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, в котором указаны 7 дорог, однако инструментальное обследование автомобильных дорог общего пользования местного значения органом местного самоуправления в 2021 году не проводилось. Прокурором района в адрес главы поселения внесено представление. Вместе с тем, инструментальное обследование автомобильных дорог местного значения сельского поселения не проведено. Указанные нарушения в деятельности администрации как исполнительного органа местного самоуправления напрямую затрагивают интересы неопределенного круга лиц, использующих для передвижения дороги общего пользования на территории Новоуйского сельского поселения. Обращение прокурора района в суд с настоящим административным исковым заявлением обусловлено тем, что невыполнение ответчиком возложенных на него обязанностей по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог приводит к несвоевременному выявлению фактов несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов, и соответственно, к несвоевременному проведению работ по их ремонту и капитальному ремонту, что в свою очередь повышает риск дорожно-транспортных происшествий на территории поселения с участием заранее не определенного круга лиц.

В судебном заседании старший помощник прокурора района Яковлев А.Д. исковые требования поддержал по тем же доводам.

Представитель административного ответчика глава Новоуйского сельского поселения ФИО1 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и согласии с исковыми требованиями.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п.2 ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В ч. 1 ст. 14 указанного закона предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).

В соответствии со ст. 2 Закона Омской области от 24 сентября 2015 г. № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» за сельскими поселениями Омской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 8, 13, 15, 22, 26, 31, 38 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ.

В статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, являются элементом обустройства автомобильных дорог.

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (ч.1 ст. 17 указанного Федерального закона).

Приказом Министерства транспорта РФ от 07.08.2020 г. № 288 утвержден Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (далее – Порядок).

В п. 3 Порядка предусмотрено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.

Согласно п. 4 Порядка при оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования: 1) первичное обследование, которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования; 2) повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится); 3) приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).

В п. 5 Порядка закреплено, что в процессе обследования автомобильных дорог определяются: постоянные параметры и характеристики автомобильной дороги; переменные параметры и характеристики автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющиеся в процессе эксплуатации автомобильной дорог; характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, Приведен подробный перечень данных параметров и характеристик.

Постановлением Главы Администрации Новоуйского сельского поселения №12 от 14.05.2008 г. утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Новоуйского сельского поселения (л.д. 13-18).

17.09.2021 г. прокурором Седельниковского района главе Новоуйского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений, в том числе законодательства о безопасности дорожного движения, автомобильных дорогах и дорожной деятельности (л.д. 8-10). Из ответа администрации сельского поселения на представление видно, что диагностика дорог общего пользования на территории поселения проведена (л.д. 11).

Однако, как установлено в судебном заседании, оценка технического состояния автомобильных дорог, находящихся в собственности Новоуйского сельского поселения, в установленном законодательством порядке не проводилась, что представителем административного ответчика фактически не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд находит административные исковые требования прокурора района обоснованными и подлежащими удовлетворению. Учитывая порядок формирования и исполнения бюджета, необходимость значительных финансовых средств для проведения данных мероприятий, суд полагает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда до 01.08.2022 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

р е ш и л:

Административные исковые требования прокурора Седельниковского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Новоуйского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области по не проведению в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации, оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов на территории Новоуйского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области.

Обязать Администрацию Новоуйского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области провести в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации, оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах населенных пунктов Новоуйского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области, в срок до 01.08.2022 года.

Администрации Новоуйского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области необходимо в срок до 01.08.2022 года сообщить об исполнении решения суда в Седельниковский районный суд Омской области и прокурору Седельниковского района Омской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Седельниковский районный суд Омской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Т.И. Рубцова

Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2021 года.

Председательствующий Т.И. Рубцова