РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 мая 2023 года г. Ефремов Тульская область
Ефремовский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Хайировой С.И.,
при секретаре Юровой А.И.,
с участием истца помощника Ефремовского межрайонного прокурора Ушаковой В.Д., представителя административного ответчика администрации муниципального образования город Ефремов по доверенности Мазуриной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Ефремовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Ефремов о признании бездействия незаконным и понуждению к совершению определенных действий,
установил:
административный истец Ефремовский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, в котором указал, что Ефремовской межрайонной прокуратурой совместно с представителем ОГИБДД МОМВД России «Ефремовский» проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что улицы Московская застава, Химиков, Тульское шоссе, Горького, Новик, Заводская, Строителей, Трудовая, Ленинградская, Совхозная относятся к группе «Д» - основные улицы в жилой застройке местного значения, покрытие проезжей части - асфальтобетонное. Состояние покрытия проезжих частей от пересечения ул.Заводская и ул.Строителей до здания пожарной части завода СК, от пересечения ул.Трудовая и ул.Ленинградская до пересечения ул.Тульское шоссе и ул.Трудовая, ул.Совхозная от пересечения ул.Ленинградская и ул.Чернышевского до пересечения ул.Ленинградская и ул.Тульское шоссе неудовлетворительное, имеются многочисленные повреждения (выбоины) длиной более 15 см, глубиной более 5 см. Данные выбоины затрудняют движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью. Пользование данными участками дороги угрожает безопасности дорожного движения. 14.04.2022 в адрес администрации МО город Ефремов внесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого, администрацией проведены работы по ремонту указанных автомобильных дорог. 20.01.2023 в ходе проверочных мероприятий помощником Ефремовского межрайонного прокурора и представителем ОГИБДД МОМВД России «Ефремовский» произведен осмотр автомобильной дороги ул.Совхозная, в ходе которого установлено, что дорожное покрытие данной дороги – щебень и данное обстоятельство препятствует нормальному пользованию жилыми домами, поскольку невозможен подъезд к домам. Таким образом, администрацией муниципального образования город Ефремов не принят комплекс мер к устранению выявленных нарушений. Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Ефремов, выразившееся в непринятии мер по производству работ по благоустройству дороги по ул.Совхозная путем устройства асфальтобетонного покрытия на участке протяженностью 1,331 м, при том, что Правилами благоустройства территории муниципального образования город Ефремов прямо предусмотрено, что улицы и дороги местного значения в жилой застройке должны быть устроены из асфальтобетона, по ремонту дорожного покрытия участка автомобильной дороги от пересечения ул.Ленинградская и ул.Чернышевского до пересечения ул.Ленинградская и ул.Тульское шоссе, а также дороги ул.Совхозная в соответствии с нормативными требованиями. Обязать администрацию муниципального образования город Ефремов провести работы по благоустройству дороги по ул.Совхозная путем устройства асфальтобетонного покрытия на участке протяженностью 1,331 м в срок до 01.06.2024.
В ходе рассмотрения дела судом административный истец Ефремовский межрайонный прокурор уточнил административные исковые требования и просил суд признать бездействие администрации муниципального образования город Ефремов, выразившееся в непринятии мер по благоустройству дороги ул.Совхозная путем устройства дорожного покрытия незаконным. Обязать администрацию муниципального образования город Ефремов в срок до 01.06.2025 провести работы по благоустройству дороги ул.Совхозная путем устройства дорожного покрытия на участке протяженностью 1,331 м в соответствии с требованиями СП 243.1326000.2015 «Свод правил. Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения» (утв. и введен в действие Приказом Минтранса России от 30.09.2015 №291).
Заинтересованное лицо ОГИБДД МОМВД России «Ефремовский» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание представителя заинтересованного лица.
Административный истец помощник Ефремовского межрайонного прокурора Ушакова В.Д. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город Ефремов по доверенности Мазурина С.В. в судебном заседании уточненные административные исковые требования признала.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ.
Согласно п.5 ст.7 Устава муниципального образования город Ефремов, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального образования, организация дорожного движения, о также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального образования город Ефремов.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
Как установлено судом, Ефремовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, которой установлено, что улицы Московская застава, Химиков, Тульское шоссе, Горького, Новик, Заводская, Строителей, Трудовая, Ленинградская, Совхозная относятся к группе «Д» - основные улицы в жилой застройке местного значения, покрытие проезжей части - асфальтобетонное. Состояние покрытия проезжих частей от пересечения ул.Заводская и ул.Строителей до здания пожарной части завода СК, от пересечения ул.Трудовая и ул.Ленинградская до пересечения ул.Тульское шоссе и ул.Трудовая, ул.Совхозная от пересечения ул.Ленинградская и ул.Чернышевского до пересечения ул.Ленинградская и ул.Тульское шоссе неудовлетворительное, имеются многочисленные повреждения (выбоины) длиной более 15 см, глубиной более 5 см. Данные выбоины затрудняют движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью. Пользование данными участками дороги угрожает безопасности дорожного движения.
По данным основаниям Ефремовский межрайонным прокурором 14.04.2022 в адрес главы администрации муниципального образования город Ефремов внесено представление.
По сообщению администрации МО г. Ефремов от 16.05.2022 представление выполнено.
Актом проверки от 20.01.2023, составленного комиссией в составе представителей Ефремовской межрайонной прокуратуры и ОГИБДД МО МВД России «Ефремовский» установлено, что дорожное покрытие автомобильной дороги ул.Совхозная – щебень и данное обстоятельство препятствует нормальному пользованию жилыми домами, поскольку невозможен подъезд к домам. Также имеются неровности дорожного покрытия в виде многочисленных выбоин, просадок, затрудняющих движение транспортных средств с максимально разрешенной скоростью с останавливанием, в местах занижения профиля автодороги происходит скопление и застой поверхностных вод.
Согласно акту осмотра и проверки состояния улично-дорожной сети на территории муниципального образования город Ефремов от 10.04.2023, составленного администрацией муниципального образования город Ефремов, состояние дорожного полотна (щебень) на ул.Совхозная соответствует нормативным требованиям для дорог V категории.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов при обеспечении безопасности дорожного движения, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Указом Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрено создание механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог регионального и местного значения.
Статьей 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог (ст.13 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы).
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В целях реализации полномочий по благоустройству территории муниципального образования решением собрания депутатов муниципального образования город Ефремов №7-41 от 10.08.2021 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Ефремов.
Согласно п.7.2.1 Правил благоустройства обязательный перечень элементов благоустройства на территории улиц и дорог включает твердые виды покрытия дорожного полотна и тротуаров, элементы сопряжения поверхностей, озеленение вдоль улиц и дорог, ограждения опасных мест, осветительное оборудование, носители информации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофорные устройства).
В силу п.7.2.1.1 Правил благоустройства виды и конструкции дорожного покрытия проектируются с учетом категории улицы и обеспечением безопасности движения.
Из сообщения администрации муниципального образования город Ефремов от 20.03.2023 следует, что дорога по ул.Совхозная г.Ефремова Тульской области относится к V категории.
В судебном заседании представитель административного ответчика не оспаривал того обстоятельства, что дорога по ул.Совхозная г.Ефремова Тульской области имеет среднегодовую суточную интенсивностью движения легковых автомобилей менее 50.
Согласно п.5.1.3 Свода правил «Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения» СП 243.1326000.2015, утвержденных Приказом Минтранса России от 30.09.2015 №291, подъезды к жилой застройке, коттеджным и дачным поселкам, малым транспортным терминалам со среднегодовой суточной интенсивностью движения легковых автомобилей менее 50 относится к категории автомобильных дорог «VB».
В соответствии с п.8.1.1 СП 243.1326000.2015 при среднегодовой суточной интенсивности движения легковых автомобилей менее 50 при переходной конструкции дорожной одежды применяется тип покрытия щебеночный, устроенный по способу заклинки без применения вяжущих материалов; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущим. При низшей конструкции дорожной одежды применяется тип покрытия щебеночно-гравийно-песчаные смеси; малопрочные каменные материалы и шлаки; грунты, укрепленные или улучшенные добавками.
В нарушении ст. 56 ГПК РФ доказательств соблюдения требования нормативно-правовых актов, устанавливающие обязательный для исполнения органами местного самоуправления комплекс мер по содержанию автомобильных дорог местного значения, суду представлено не было.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что администрацией муниципального образования город Ефремов не приняты надлежащие меры к исполнению своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, в том числе в непринятии мер по устройству дорожного покрытия дороги по ул.Совхозная г.Ефремова Тульской области протяженностью 1331 м в соответствии с требованиями Свода правил «Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения» утвержденных Приказом Минтранса России от 30.09.2015 №291, что нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
С учетом характера и объема необходимых работ, суд полагает разумным установить срок исполнения решения суда до 01.06.2025. Доказательств необходимости установления иного срока суду не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Ефремов выразившееся в непринятии мер по устройству дороги общего пользования местного значения по ул.Совхозная г.Ефремова Тульской области.
Обязать администрацию муниципального образования город Ефремов в срок до 01.06.2025 года провести работы по устройству дорожного покрытия дороги общего пользования местного значения по ул.Совхозная г.Ефремова Тульской области протяженностью 1331 м в соответствии с требованиями Свода правил «Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения» утвержденных Приказом Минтранса России от 30.09.2015 №291.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционных жалобы, представления через Ефремовский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 12.05.2023.
Председательствующий подпись