дело № 3а-27/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Костромской областной суд в составе:
председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,
с участием прокурора Соколовой Ю.А.,
при секретаре Удаловой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ООО «Заволжье» и ООО «УК «Костромской Дом» к Департаменту топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области об оспаривании Постановления Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 16.10.2012 г. № 2-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Костромской области» в части утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Костромской области,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 16.10.2012 г. № 2-нп утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Костромской области, в частности утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Костромской области.
Постановление опубликовано 19 октября 2012 года в «СП - нормативные документы» № 44 (405).
Пунктом 3 постановления установлено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования.
ООО «Заволжье» (далее - общество, управляющая компания) обратилось в суд с названным административным исковым заявлением, указывая в обоснование, что является управляющей организацией, оказывающей коммунальные услуги и выполняющей работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, то есть является исполнителем коммунальных услуг.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Костромской области, утвержденные оспариваемым постановлением, не учитывают все группы дополнительного оборудования, установленного в многоквартирных домах в местах общего пользования, и потребляющего электрическую энергию на общедомовые нужды, перечисленные в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 (пункт 37 Приложения № 1 к указанным Правилам), и Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (подпункты «а, д, ж» пункта 2).
В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, объём коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель (в случае если собственниками не принято соответствующее решение) оплачивает за счет собственных средств.
В связи с этим ввиду того, что оспариваемый норматив учитывает не всё оборудование, потребляющее электрическую энергию, управляющая компания обязана оплачивать сверхнорматив за счет собственных средств, неся, тем самым, убытки.
В том случае, если общество распределяет сверхнорматив между жителями, то Государственная жилищная инспекция Костромской области выдаёт предписания о прекращении распределения сверхнорматива электроэнергии на ОДН на жителей и составляет протоколы об административных правонарушениях в отношении управляющей компании. С 01 мая 2015 года деятельность управляющих организаций является лицензируемой. При наложении более двух штрафных санкций в отношении одного дома управляющая организация теряет право управления этим домом. Если площадь таких домов составит более 15 %, то организация полностью лишается лицензии, что приведёт к банкротству.
Административный истец просит, с учетом уточнений требований, сделанных в ходе рассмотрения дела, признать подпункт 2 пункта 1 оспариваемого постановления и Приложение № 2 к данному постановлению недействующими с 16 октября 2012 г.; обязать Департамент ТЭК и ЖКХ Костромской области принять новый нормативно-правовой акт, заменяющий нормативный акт, признанный недействующим; взыскать с Департамента ТЭК И ЖКХ Костромской области возмещение расходов на оплату госпошлины /том 1 л.д. 2-6, 174/.
ООО УК «Костромской Дом», являющееся управляющей организацией, оказывающей коммунальные услуги и выполняющей работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, то есть являющееся исполнителем коммунальных услуг, обратилось в суд с аналогичным административным исковым заявлением, просит, с учетом уточнений требований, сделанных в ходе рассмотрения дела, признать оспариваемое постановление недействующим в части утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, а именно подпункт 2 пункта 1 постановления и Приложение № 2 к постановлению, с 16 октября 2012 года, взыскать с Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области возмещение расходов на оплату госпошлины /том 1 л.д. 100-102, 125-127, 198, том 2 л.д. 75/.
Определением судьи Костромского областного суда от 16 мая 2016 года административные дела по вышеуказанным административным искам объединены в одно производство /л.д. 135/.
В судебном заседании представители административного истца ООО «Заволжье» Коновалова О.А. и Свистунова Е.С. заявленные требования поддержали по изложенным в заявлении доводам, суду пояснили, что оспариваемый нормативно-правовой акт не учитывает третью группу оборудования, предусмотренную пунктом 37 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306, а именно: системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование. Например, в домах, которыми управляет административный истец, имеются циркуляционные насосы, тепловые счетчики, также потребляющие электроэнергию. Ввиду этого управляющая компания несет убытки в виде оплаты сверхнорматива ОДН.
Представитель административного истца ООО «УК «Костромской Дом» Шмелева В.А. заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении доводам, суду пояснила, что управляющая компания несет убытки, оплачивая сверхнорматив по ОДН за счет собственных средств.
Представители административного ответчика - Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области Петухова Л.В., Кургинова О.О. и Киселев П.Е. возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, суду пояснили (в отзывах на иск указали), что оспариваемые нормативы определены с применением расчетного метода, поскольку в 2012 году был низкий уровень оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета, допущенными к коммерческому учету, что не позволяло использовать метод аналогов. Действительно, пунктом 37 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306, предусмотрено три группы оборудования. Однако на момент принятия оспариваемого акта отсутствовали требования к формам установления нормативов на ОДН, а также отсутствовали первичные данные по последней группе оборудования. В связи с этим оспариваемым постановлением утверждены нормативы ОДН по двум самым энергоёмким группам (освещение и силовое оборудование лифтов) /том 1 л.д. 78-80, 137-141, 200, том 2 л.д. 1-2, 42-44/.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что оспариваемый нормативно-правовой акт следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, суд приходит к следующему.
Подпунктом 1 пункта 1 оспариваемого постановления утверждены на территории Костромской области нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домах согласно приложению № 1 к постановлению.
Подпунктом 2 пункта 1 оспариваемого постановления утверждены на территории Костромской области нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах согласно приложению № 2 к постановлению.
Пунктом 2 постановления предусмотрено, что нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению населения определены с применением расчетного метода.
Пункт 3 постановления определяет, что постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Соответственно в Приложении № 1 к постановлению содержатся нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домах на территории Костромской области.
В Приложении № 2 содержатся нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Костромской области:
осветительные установки - 2,86 кВт.ч/кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц;
силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт (при отсутствии отдельных приборов учета коммунальной услуги по электроснабжению на силовое оборудование лифта) - 0,89 кВт.ч/кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц /л.д. 39-41/.
Административные истцы являются организациями, выполняющими работы и (или) оказывающими услуги по управлению многоквартирными домами, оказывающими услуги и выполняющими работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, предоставляющими коммунальные услуги собственникам помещений в таких домах и пользующимся помещениями в этих домах лицам, осуществляющими иную направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность /том 1 л.д. 11-23, 107-110, 181-185/.
Оспариваемые нормативы применяются для расчетов размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
Следовательно, постановление в оспариваемой части затрагивает права и законные интересы административных истцов.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок предусмотрен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила № 306).
Пунктом 3 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, утвержденным Постановлением Губернатора Костромской области от 31.07.2012 г. № 168, Департамент является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики в сфере развития топливно-энергетического комплекса Костромской области и жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1). К полномочиям Департамента относится утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством (подпункт 13 пункта 10).
Согласно части 1 статьи 9.1 Закона Костромской области от 11.01.2007 N 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области" (далее - Закон № 106-4-ЗКО) исполнительные органы государственной власти Костромской области в пределах своих полномочий, на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Костромской области и законов Костромской области, постановлений губернатора Костромской области, постановлений администрации Костромской области по вопросам, требующим нормативного регулирования, издают постановления, приказы.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в пределах его компетенции и в надлежащей форме.
Согласно частям 7 и 7.1. статьи 21 Закона № 106-4-ЗКО официальным опубликованием закона и иного нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Северная правда", специализированном информационно-правовом бюллетене "СП - нормативные документы" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте администрации Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ("Портал государственных органов Костромской области" (www.adm44.ru), "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Оспариваемое постановление опубликовано 19 октября 2012 года в «СП - нормативные документы» № 44 (405) /л.д. 206-207/, то есть в установленном законом порядке.
В соответствии с Правилами № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода (пункт 19).
Из содержания пунктов 21 и 22 Правил № 306 следует, что приоритет отдаётся методу аналогов, то есть, именно используя данный метод, уполномоченный государственный орган должен определить норматив потребления коммунальных услуг. Только лишь в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, может быть применен расчетный метод, позволяющий использовать существующие справочные величины без истребования сведений из энергоснабжающих организаций об объемах потребления коммунальных услуг, измеренных приборами учета, установленными в многоквартирных домах.
Оспариваемый норматив установлен расчетным методом.
В обоснование невозможности использования метода аналогов административный ответчик сослался на недостаточность данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки.
В подтверждение указанного представил в материалы дела перечень многоквартирных домов на территории города Кострома, оснащенных общедомовыми приборами учета, принятыми к коммерческому учету, составленный ресурсоснабжающей организацией ОАО «Костромская сбытовая компания» по состоянию на 01.09.2012 г., представленный в Департамент в сентябре 2012 года /том 2 л.д. 46-47/, а также выполненный на основании данного перечня, включающего в себя 68 домов, расчет представительности выборки. По результатам расчета Департаментом сделан вывод о том, что уровень оснащенности приборами учета электроэнергии, принятыми к коммерческому учету, в многоквартирных домах на территории г. Костромы составляет 2,2 %, что не обеспечивает представительность выборки /том 2 л.д. 72-74/.
Однако суд не может согласиться с тем, что представленные Департаментом доказательства подтверждают невозможность установления оспариваемого норматива методом аналогов.
Данный норматив установлен для многоквартирных домов Костромской области, а не только для города Кострома, что соответственно требовало анализа оснащенности приборами учета потребления коммунальных услуг многоквартирных домов, расположенных на территории всей Костромской области. Соответствующих доказательств Департамент в материалы дела не представил. Доводы представителя административного ответчика об отсутствии информации, достаточной для использования метода аналогов, касаются только города Кострома. Не представлено доказательств того, что при выборе метода установления нормативов было проведено соответствующее исследование по многоквартирным домам во всех населенных пунктах Костромской области, в результате которого и было установлено отсутствие или недостаточность данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Суд также отмечает, что Департамент в своих расчетах использовал сведения об объёмах потребления по многоквартирным домам за август 2012 года, в то время как согласно пункту 37 Правил № 306 показания приборов учета должны сниматься 1 и 30 июня, 1 и 30 ноября.
В связи с этим суд приходит к выводу, что отсутствовали причины, которые делают невозможным использование метода аналогов, использование расчетного метода установления оспариваемых нормативов свидетельствует о нарушении вышеуказанных положений Правил № 306.
Кроме того, суд полагает, что были нарушены требования федерального законодательства и при использовании расчетного метода установления оспариваемых нормативов.
Согласно пункту 37 приложения № 1 к Правилам № 306 норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома:
осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены;
силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания;
системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.
Величина норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (кВт. ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по следующей формуле:
,
где:
- суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт·ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах;
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м);
12 - количество месяцев в году.
Как следует из пояснений представителей административного ответчика и представленных административным ответчиком документов, величина оспариваемых нормативов определена по указанной формуле. Однако вопреки требованиям данного пункта нормативы определены лишь по двум группам оборудования: осветительные установки и силовое оборудование лифтов. По третьей группе оборудования (системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование) норматив потребления коммунальной услуги не определён вообще.
Таким образом, административный ответчик, применяя расчетный метод при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, не использовал критерии, предусмотренные приведенным пунктом, а именно: не учитывал расход электрической энергии на системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование, потребляющее электрическую энергию на общедомовые нужды.
Ссылка административного ответчика на отсутствие в момент утверждения нормативов информации о характеристиках оборудования, перечисленного в третьей группе, не может быть признана состоятельной, поскольку положения пункта 37 Приложения № 1 к Правилам № 306 не допускают возможность установления нормативов лишь по некоторым группам оборудования, а однозначно предписывают определять норматив, исходя из всего перечисленного оборудования, отсутствие информации о характеристиках оборудования не является обстоятельством, позволяющим данное оборудование не учитывать при установлении нормативов.
В связи с этим имеются основания для признания подпункта 2 пункта 1 Постановления Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 16.10.2012 г. № 2-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Костромской области» и Приложение № 2 к данному постановлению недействующими по причине их противоречия федеральному законодательству.
Внесение Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 г. N 603 изменений в пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, на что ссылались представители административного ответчика, не является основанием для прекращения производства по делу, поскольку оспариваемое постановление применялось в отношении административных истцов и нарушало их права и законные интересы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из разъяснений, изложенных в абзаце 3 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Так как оспариваемые нормы до вынесения судом решения применялись, то они не могут быть признаны недействующими с момента принятия, как просят административные истцы. Они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Исходя из положений статьи 215 КАС РФ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в специализированном информационно-правовом бюллетене «СП - нормативные документы».
Частью 4 статьи 216 КАС РФ предусмотрено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Оспариваемые нормативы необходимы для расчетов размера платы за коммунальные услуги. На Департамент ТЭК и ЖКХ Костромской области возложена обязанность по определению нормативов потребления коммунальных услуг.
Соответственно признание оспариваемых нормативов недействующими фактически требует со стороны Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области совершения соответствующих его полномочиям действий по принятию новых нормативов взамен признанных недействующими.
В связи с этим, а также учитывая, что частью 4 статьи 216 КАС РФ установлено именно право суда возложить на орган государственной власти обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части, суд полагает излишним необходимость указания в резолютивной части решения на соответствующую обязанность Департамента.
В силу положений части 1 статьи 111 КАС РФ с Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области подлежат взысканию денежные суммы в пользу административных истцов в счет возмещения расходов по оплате госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 2 пункта 1 Постановления Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 16.10.2012 г. № 2-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Костромской области» и Приложение № 2 к данному постановлению.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в специализированном информационно-правовом бюллетене «СП - нормативные документы».
Взыскать с Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в счет возмещения расходов по оплате госпошлины в пользу ООО «Заволжье» и в пользу ООО «УК «Костромской Дом» по 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Костромского областного суда А.Н. Лукоянов