ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-27/2018 от 12.01.2018 Макаровского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-27/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2018 года г. Макаров

Макаровский районный суд Сахалинской области

в составе:

председательствующего судьи Мариловой Т.В.,

при секретаре Мирсановой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решения УМВД России по Сахалинской области,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения УМВД России по Сахалинской области от <<ДАТА ИЗЪЯТА>>№ *** об отказе в выдаче гражданке Кыргызской Республики ФИО1 вида на жительство в Российской Федерации, ссылаясь на следующее.

Она является гражданкой Республики Кургызстан, ее супруг Ш. и сын С.<<ДАТА ИЗЪЯТА>> года рождения являются гражданами Российской Федерации. Желая проживать со своей семьей в Российской Федерации, она обратилась в УМВД России по Сахалинской области с заявлением о выдаче ей вида на жительство в Российской Федерации. Однако, решением УМВД России по Сахалинской области от <<ДАТА ИЗЪЯТА>>№ *** ей было отказано в выдаче вида на жительство в Российской Федерации на основании п.п. 8 п. 1 ст. 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 года № 115-ФЗ. Данное решение она считает незаконным.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала и пояснила, что на территории Российской Федерации она проживает с <<ДАТА ИЗЪЯТА>> на основании разрешения на временное проживание, срок действия которого истекает <<ДАТА ИЗЪЯТА>>. Ее супруг Ш. и свекровь Б. являются гражданами Российской Федерации. На территории Российской Федерации <<ДАТА ИЗЪЯТА>> она (ФИО1) родила сына, который также является гражданином Российской Федерации. Решением УМВД России по Сахалинской области от <<ДАТА ИЗЪЯТА>>№ *** ей (ФИО1) было отказано в выдаче вида на жительство в Российской Федерации на основании п.п. 8 п. 1 ст. 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 года № 115-ФЗ. Вопреки оспариваемому решению, она имеет возможность содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства. Соответствующие документы, подтверждающие данный факт, она прилагала к своему заявлению о выдаче вида жительства. На момент подачи данного заявления <<ДАТА ИЗЪЯТА>> на ее (ФИО1) банковском счете находилось 192 000 рублей. Кроме того, она и ее супруг Ш. проживают одной семьей с матерью супруга Б. и ведут общее хозяйство. Доход Б. составляет более 80000 рублей в месяц. С момента въезда на территорию Российской Федерации она (ФИО1) пыталась найти работу, однако, ей в этом отказывали, в связи с ее беременностью. После рождения сына и достижения им возраста, достаточного для посещения детского сада, она снова пыталась устроиться на работу, однако, вновь забеременела. Срок беременности в настоящее время составляет 24 недели. Просит признать решение УМВД России по Сахалинской области от <<ДАТА ИЗЪЯТА>>№ *** незаконным, так как она фактически имеет денежные средства, достаточные для содержания себя и своего ребенка в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства.

Представитель административного ответчика УМВД России по Сахалинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав административного истца ФИО1, допросив свидетеля Б., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 КАС РФ.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 указанного Закона вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

Согласно статье 8 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание (пункт 1).

Порядок выдачи действия вида на жительство, форма заявления о выдаче вида на жительство, перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (пункт 5).

Согласно Административному регламенту предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденному приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 215 (действующему на момент обращения ФИО1 с заявлением о выдаче ей вида на жительство в Российской Федерации и на момент принятия оспариваемого решения), пунктом 21 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения вида на жительство, которые иностранный гражданин подает в территориальный орган ФМС России.

Согласно подпункту 21.4 Административного регламента, одним из таким документов является документ, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума. Такими документами могут быть: справка о доходах физического лица, справка с места работы, пенсионное удостоверение, подтверждение о получении алиментов, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, справка о наличии банковского вклада с указанием номера счета и суммы вклада, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 9 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство иностранному гражданину не выдается, если данный иностранный гражданин не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным.

Как следует из материалов дела, <<ДАТА ИЗЪЯТА>> гражданка Кыргызской Республики ФИО1 обратилась в УМВД России по Сахалинской области с заявлением о выдаче вида на жительство. В приложении к заявлению ФИО1 указано, что вместе с заявлением она подает справку НДФЛ-2 о доходах супруга (л.д. 64).

Согласно свидетельству о заключении брака I-ФС № ***, <<ДАТА ИЗЪЯТА>> между ФИО1 и гражданином России Ш. заключен брак (л.д. 13, 78-81). <<ДАТА ИЗЪЯТА>> от данного брака рожден С. (л.д. 12).

Решением УМВД России по Сахалинской области от <<ДАТА ИЗЪЯТА>>№ ***ФИО1 отказано в выдаче вида на жительство в Российской Федерации на основании п.п. 8 п. 1 ст. 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 года № 115-ФЗ (л.д. 61-62).

Основанием для принятия указанного решения явилось то, что в качестве подтверждения доходов ФИО1 представила справки 2-НДФЛ за 2016 г. и 2017 г. о доходах своего супруга Ш., доход которого за 2 года составил 53054 руб., а также информацию из отделения по Макаровскому району ГКУ ЦСПСО о выплате в 2016 году пособия на питание для детей и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет на имя Ш.. Таким образом, среднемесячный доход ФИО1 составляет 4422 руб., что ниже прожиточного минимума, установленного Правительством Сахалинской области.

Кроме того, в заключении УМВД России по Сахалинской области от <<ДАТА ИЗЪЯТА>>№ *** по заявлению ФИО1 указано, что ею к заявлению была представлена распечатка Сбербанк Онлайн на дебетовую карту VISA Classic на сумму 192170 рублей, установочные данные в которой отсутствуют.

Из смысла указанных выше правовых норм, регулирующих правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и порядок выдачи иностранным гражданам вида на жительство в Российской Федерации следует, что при наличии любых доходов от не запрещенной законом деятельности, достаточных для содержания иностранным гражданином себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума без помощи государства, иностранный гражданин имеет право на получение вида на жительство в Российской Федерации при отсутствии других обстоятельств, препятствующих его выдаче.

При этом ни Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ни Административным регламентом предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 215 прямо не установлено, что не предоставление иностранным гражданином одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство какого-либо документа, который может подтвердить его возможность содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, обязательно влечет безусловный отказ в выдаче ему вида на жительство в Российской Федерации.

Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115-ФЗ предусмотрена подача иностранным гражданином заявления о выдаче вида на жительство в миграционный орган не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Таким образом, безусловный отказ иностранному гражданину в выдаче вида на жительство в Российской Федерации лишь на том основании, что иностранный гражданин не представил в орган миграционной службы какой-либо из документов о наличии у него достаточных средств к существованию, хотя объективно мог его представить, влечет нарушение права иностранного гражданина на проживание в Российской Федерации, поскольку законодательством Российской Федерации в сфере миграции не предусмотрена возможность подачи нового пакета документов для получения вида на жительство менее чем за шесть месяцев до окончания срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, к заявлению ФИО1 о выдаче ей вида на жительство в Российской Федерации была представлена распечатка Сбербанк Онлайн на дебетовую карту VISA Classic на сумму 192170 рублей (л.д. 74).

Согласно справке ПАО Сбербанк, на расчетном счете, открытом на имя ФИО1 по вкладу «VISA Classic Сбербанка России» в период с <<ДАТА ИЗЪЯТА>> по <<ДАТА ИЗЪЯТА>> имелись денежные средства в сумме 192170 рублей (л.д. 86).

Таким образом, на момент обращения в УМВД России по Сахалинской области с заявлением о выдаче вида на жительство в Российской Федерации ФИО1 имела денежные средства, которые не были учтены при принятии решения об отказе в выдаче ей вида на жительство.

Кроме того, согласно справке МУП «Строитель» муниципального образования «Макаровский городской округ» ФИО1 и ее семья проживают совместно с Б., которая приходится ФИО1 свекровью и является гражданкой Российской Федерации (л.д. 15, 12-14, 88,91).

Доход Б. в 2016 году составил 1251029 руб., в 2017 году – 1418546 руб., что подтверждается справками о доходах (л.д. 16-17).

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Б. показала, что она проживает вместе с сыном Ш., его супругой ФИО1 и внуком ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Они ведут совместное хозяйство, ФИО1 находится у нее на иждивении, она (Б.) согласна материально содержать семью сына, в том числе ФИО1, которая является гражданкой Кыргызской Республики.

Ш. с <<ДАТА ИЗЪЯТА>> трудоустроен в <<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>>, его заработная плата за декабрь 2017 года составила 28883 руб. (л.д. 76, 87).

Согласно справке ПАО Сбербанк, на расчетном счете, открытом на имя Ш. по вкладу «Standart MasterCard Сбербанка России» на <<ДАТА ИЗЪЯТА>> имеются денежные средства в сумме 194569 руб. (л.д. 77).

Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что гражданка Кыргызской Республики ФИО1 может содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, а принятое <<ДАТА ИЗЪЯТА>> решение УМВД России по Сахалинской области № *** нарушает права и законные интересы административного истца ФИО1

Срок для обращения в суд с административным исковым заявлением ФИО1 соблюден.

На основании изложенного, суд признает решение УМВД России по Сахалинской области от <<ДАТА ИЗЪЯТА>>№ *** об отказе в выдаче гражданке Кыргызской Республики ФИО1 вида на жительство в Российской Федерации не соответствующим нормативным правовым актам, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 об оспаривании решения УМВД России по Сахалинской области удовлетворить в полном объеме.

Признать решение УМВД России по Сахалинской области от <<ДАТА ИЗЪЯТА>>№ *** об отказе в выдаче гражданке Кыргызской Республики ФИО1 вида на жительство в Российской Федерации не соответствующим нормативным правовым актам, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

Обязать УМВД России по Сахалинской области устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1 путем принятия решения о выдаче гражданке Кыргызской Республики ФИО1 вида на жительство в Российской Федерации в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Макаровский районный суд Сахалинской области в течение одного месяца со дня принятия решения.

Судья: Т.В. Марилова

Мотивированное решение составлено в 17-00 часов 17 января 2018 года.

Судья: Т.В. Марилова