Дело № 2а-27/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.Барда 12 февраля 2018 года
Бардымский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Махмудовой А.Р.
с участием помощника прокурора Бардымского района Ашировой Л.А.,
представителя административного ответчика Амаевой Л.Р.,
представителя администрации Бардымского муниципального района Зайникаевой Г.И.
при секретаре Тляшевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бардымского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Пермского края, администрации Сарашевского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края, заинтересованные лица Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия, администрация Бардымского муниципального района Пермского края, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять объекты культурного наследия регионального значения в государственную собственность,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Бардымского района Пермского края обратился в суд с административным иском к Правительству Пермского края, администрации Сарашевского сельского поселения в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять в собственность объекты культурного наследия регионального значения.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка обеспечения сохранности объектов культурного наследия, расположенных на территории Бардымского района.
Проверкой установлено, что на территории Сарашевского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края расположены три объекта культурного наследия регионального значения: склеп-мавзолей, могила Гаты-хазрата, татаро-башкирская школа имени Ш.Сунгалаева.
Согласно приложения № 2 к распоряжению Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермской области местного (областного) значения» могила Гаты-хазрата, расположенная по адресу: <адрес>, татаро-башкирская школа имени Ш.Сунгалаева, расположенная по адресу: <адрес> включены в список памятников истории Пермского края регионального значения. Согласно приложения № 3 к вышеназванному распоряжению склеп-мавзолей, расположенный по адресу: <адрес> включен в список памятников градостроительства и архитектуры Пермского края регионального значения.
Собственники у данных памятников архитектуры и градостроительства отсутствуют. Назначение здания татаро-башкирской школы имени Ш.Сунгалаева нежилое. В настоящее время памятники истории, архитектуры и градостроительства находятся в неудовлетворительном состоянии, постепенно разрушаются, склеп-мавзолей нуждается в текущем ремонте; татаро-башкирская школа имени Ш.Сунгалаева нуждается в реконструкции.
Отсутствие собственников объектов культурного наследия не дает возможность предотвратить их дальнейшее разрушение, препятствует реализации норм п.п. 2, 3 ст. 44 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В п. 1 ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ указано, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно положениям ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и обязан делать это в силу возложенных на него законом полномочий.
В силу пункта 15 части 1 статьи 3 Устава Сарашевского сельского поселения, принятого решением Совета депутатов Сарашевского сельского поселения от 16.02.2015 № 167 к вопросам местного значения сельского поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Непринятие мер по решению вопроса о приобретении объектов культурного наследия : склепа-мавзолея, могилы Гаты-хазрата, татаро-башкирской школы имени Ш.Сунгалаева в собственность влечет ненадлежащее содержание данных объектов культурного наследия, нарушение установленного порядка проведения реставрационных, ремонтных работ по их сохранению, не обеспечивает их сохранность, является нарушением принципов защиты публичного интереса сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защиты конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также права народа Российской Федерации на восстановление, сохранение и развитие историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры
В связи с чем, прокурор Бардымского района просит признать незаконным бездействие Правительства Пермского края, администрации
Сарашевского сельского поселения Бардымского муниципального района
Пермского края, выразившееся в непринятии мер по решению вопроса о
приобретении объектов культурного наследия : склепа-мавзолея, расположенного по адресу: <адрес>; могилы Гаты-хазрата, расположенной по адресу: <адрес>; татаро-башкирской школы имени Ш.Сунгалаева, распложенной по адресу: Пермский край, Бардымский район, <адрес> в собственность, возложить на Правительство Пермского края, администрацию Сарашевского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края принять меры по решению вопроса о приобретении указанных объектов культурного наследия в собственность.
В судебном заседании помощник прокурора Бардымского района Аширова Л.А. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без ее участия, направила отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении иска отказать, исключить Правительство Пермского края из числа ответчиков, считает, что надлежащим ответчиком по делу является администрации Сарашевского сельского поселения. Разночтения в наименовании объектов культурного наследия не позволяет точно идентифицировать объекты спора. (л.д.35-38, 128-129)
Представитель административного ответчика администрации Сарашевского сельского поселения Амаева Л.Р. в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснила, что объекты культурного наследия включены в государственный реестр в 2000 году, а описание границ произведено только в 2017 году. Для формирования объекта должно быть заявление о включении в государственный реестр, но администрация Сарашевского сельского поселения никаких заявлений о включении в государственный реестр не подавала. В администрацию поселения по акту паспорт объекта культурного наследия не передавали, наличие такого паспорта является обязательным условием для государственной регистрации объекта. Согласно Закона Пермского края №3400-796 от 18.12.2006 объекты муниципальной собственности четыре раза передавались из района в собственность Сарашевского сельского поселения в 2006, 2007, 2008 и 2014г.г., но в перечне указанные в иске объекты не указаны. Склеп-мавзолей является родовым склепом, что подтверждается публикацией из газеты «Рассвет» от 15.08.2006 Нурмухаметова Минсагита. Поэтому просит суд признать склеп-мавзолей бесхозным имуществом и разрешить оформить в частную собственность за родственниками Нурмухаметовым и Сафаровой. Татаро-башкирская школа построена в 1915 году на средства Земского собрания Осинского уезда, наименование объекта не соответствует исторической действительности. Человек по имени Ш.Сунгалаев в с.Сараши не проживал. С 1907 по 1915 в данной школе преподавали Шариф и Сагит Сунчаляевы. Необходимо Министерству культуры привести название объекта в соответствие. Татаро-башкирскую школу можно отнести к учреждениям народного образования. У муниципального района такие же полномочия, как и у сельского поселения по вопросу сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия. Просит здание татаро-башкирской школы, относящийся к материальной культуре, связанный с развитием народного, в том числе, национального образования, признать бесхозным и обязать принять в собственность Бардымского муниципального района. Могила Гаты-хазрата расположена на территории кладбища в с.Султанай. Администрация поселения проводит работы по регистрации в собственность всех кладбищ. Не понятно как можно оформить в собственность могилу, если земля кладбища уже полностью принадлежит поселению. Мансуров Мухаматгата Арманшаович, могила которого является объектом культурного наследия, не являлся депутатом Государственной Думы 4 созыва. Надгробный памятник, установленный на могиле, не представляет никакой культурной ценности, так как установлен только в 2012 году. Считает необходимым признать могилу бесхозной и обязать Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Пермского края привести в соответствие наименование объекта. При установлении каких-либо сроков исполнения судебного акта просит учесть, что бюджет на 2018 год утвержден, расходы определены, таких расходов как оформление в собственность объектов культурного наследия на 2018 год не предусмотрено.
Представитель заинтересованного лица администрации Бардымского муниципального района Зайникаева Г.И. с административным иском согласна, считает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Сарашевского сельского поселения.
Представители заинтересованных лиц Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края и Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело без их участия, направили отзывы на исковое заявление прокурора, в котором просят в удовлетворении иска к Правительству Пермского края отказать. (л.д.60-64, 69-72)
Распоряжением губернатора Пермской области от 05 декабря 2000 года № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения» утвержден Государственный список недвижимых памятников истории и культуры регионального значения согласно приложениям 1-5 к этому распоряжению. Согласно приложения №2 «Список памятников истории Пермского края регионального значения» под п.109 значится Могила хазрата Мансурова – депутата Государственной думы, дата - начало 20в., расположенная по адресу: <адрес>, новое кладбище и под п.110 - здание, где Ш.Сунгалаевым была создана русско-татарская школа, дата - 1915г., расположенное по адресу: <адрес>. В Приложении №3 «Список памятников градостроительства и архитектуры Пермского края регионального значения» под п.156 значится склеп-мавзолей, дата - 19в., расположенный по адресу <адрес>, кладбище. (л.д. 9-11).
Согласно информации администрации Бардымского муниципального района и администрации Сарашевского сельского поселения объекты культурного наследия, находящиеся на территории Сарашевского сельского поселения : склеп-мавзолей, расположенный по адресу <адрес>, кладбище, могила Гаты-хазрата, расположенная по адресу: <адрес>, кладбище и татаро-башкирская школа имени Ш.Сунгалеева, расположенная по адресу: <адрес>, являются бесхозными, документы о том, когда и кем установлен статус объекта культурного наследия, в администрации Сарашевского сельского поселения не имеется, техническая документация на объекты, охранные обязательства не имеются. (л.д. 12-18).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости информация на объекты: нежилое здание, по адресу: <адрес>, земельный участок, наименование : Склеп мавзолей, по адресу: <адрес>, площадь 150 кв.м., земельный участок, наименование: нп. Султанай, могила Гаты – хазрата, по адресу: Пермский край, Бардымский район, западнее 200 м. от <адрес>, площадью 200.00 кв.м., отсутствует (л.д.27-29).
29 ноября 2017 года администрация Сарашевского сельского поселения в связи с указанием прокуратуры Бардымского муниципального района обследовала указанные объекты культурного наследия и установила, что объекты нуждаются в реконструкции или текущем ремонте, о чем составлены акты и приложены фотографии. (л.д.19-26)
Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 14.08.2017 №СЭД-55-01-05-174 утверждены границы территории, предмета охраны, режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения – памятника «Склеп-мавзолей», расположенного по адресу : Пермский край, Бардымский район, <адрес>, кладбище. (л.д.73-78)
Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 14.08.2017 №СЭД-55-01-05-176 утверждены границы территории, предмета охраны, режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения – памятника «Могила хазрата Мансурова – депутата Государственной Думы», расположенного по адресу : Пермский край, Бардымский район, <адрес>, новое кладбище. (л.д.79-83)
Приказом Министерства культуры Пермского края от 29.03.2017 №СЭД-27-01-10-171 утверждены границы территории, предмета охраны, режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения – памятника «Здание, где Ш.Сунгалаевым была создана русско-татарская школа», расположенного по адресу : Пермский край, Бардымский район, с.Танып, кладбище. (л.д.84-90).
Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В преамбуле Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №73-ФЗ) указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно статье 3 Федерального закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 33 Федеральный закон №73-ФЗ определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействии.
В части 1 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ указано, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко - культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 6, пунктом 1 части 14 статьи 12 Закона Пермского края от 14.12.2007 N 150-ПК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края», в государственную собственность Пермского края может приобретаться любое имущество (за исключением объектов, приобретение которых в собственность субъектов Российской Федерации не допускается в соответствии с федеральными законами), необходимое для осуществления полномочий и обеспечения деятельности государственных органов Пермского края и государственных гражданских служащих Пермского края, для обеспечения деятельности работников унитарного предприятия и учреждения. Правительство Пермского края в пределах своих полномочий принимает решения о приобретении имущества в государственную собственность Пермского края, а также об отчуждении краевого имущества.
Согласно пункта 15 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно пункта 19.3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района.
В силу п.9 ст.2 Закона Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» за сельскими поселениями Пермского края закреплен вопрос местного значения о сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения закреплен за сельскими поселениями Пермского края.
В силу пункта 15 части 1 статьи 3 Устава Сарашевского сельского поселения, принятого решением Совета депутатов Сарашевского сельского поселения от 16.02.2015 № 167 к вопросам местного значения сельского поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. (л.д.120-121)
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 73-ФЗ источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются в том числе и местные бюджеты.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно части 3 статьи 225 ГК бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Следовательно, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и обязан делать это в силу возложенных на него законом полномочий.
Данные положения Гражданского кодекса РФ относятся и к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), которые согласно ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ являются объектами недвижимого имущества.
Согласно пункта 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на территории Сарашевского сельского поселения располагаются три объекта культурного наследия регионального значения: Склеп-мавзолей, расположенный по адресу : Пермский край, Бардымский район, с.Танып, кладбище, могила хазрата Мансурова – депутата Государственной Думы», расположенная по адресу : Пермский край, Бардымский район, с.Султанай, новое кладбище, здание, где Ш.Сунгалаевым была создана русско-татарская школа», расположенное по адресу : Пермский край, Бардымский район, с.Танып, кладбище. До настоящего времени данные объекты в государственную или муниципальную собственность не оформлены, в чьей-либо собственности не находятся, о своих правах на них никто не заявляет, т.е. фактически данные объекты культурного наследия являются бесхозяйными недвижимыми вещами, постепенно разрушаются, требуют реконструкции или текущего ремонта.
Из указанных нормативно-правовых актов следует, что объекты культурного наследия должны быть оформлены в собственность. Прокурором Бардымского района заявлены требования как к Правительству Пермского края о принятии мер для оформления указанных объектов в государственную собственность, так и к администрации Сарашевского сельского поселения о принятии мер для оформления указанных объектов в муниципальную собственность. Однако, оформление одновременно в собственность двумя лицами, невозможно.
Проанализировав материала дела и вышеизложенные нормы права суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному делу является администрация Сарашевского сельского поселения, поскольку Законом Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК за сельскими поселениями Пермского края закреплены полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения. Также Уставом Сарашевского сельского поселения закреплено, что указанные вопросы отнесены к вопросам местного значения сельского поселения (п.15. ч.1 ст.3)
Администрация Сарашевского сельского поселения - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законами Пермского края. (п. 1 ст. 20 Устава).
Указанные объекты культурного наследия, в отношении которых возник спор, в чьей-либо собственности не находится, кто-либо притязаний на приобретение его в собственность в соответствии с требованиями Федеральных законов «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «О государственной регистрации недвижимости» не заявляет, то есть, исходя из понятия, изложенного в ст. 225 ГК РФ, данные памятники культурного наследия являются бесхозяйными недвижимыми вещами. Следовательно, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и обязан делать это в силу возложенных на него законом полномочий.
Доводы сторон о том, что спорные объекты культурного наследия должны быть отнесены к государственной собственности субъекта Российской Федерации – Пермского края, является не состоятельным, поскольку противоречит материалам дела. Как указано выше, данные объекты культурного наследия ни в одном из реестров собственности не значатся - ни объектов муниципальной собственности, ни объектов государственной собственности Пермского края, ни объектов федерального имущества.
Судом установлено, что каких-либо действенных мер со стороны администрации Сарашевского сельского поселения по оформлению права собственности на объекты культурного наследия регионального значения, не принимаются. Указанные нарушения законодательства являются недопустимыми, так как ставят под угрозу причинения вреда объектам культурного наследия. Бездействие администрации Сарашевского сельского поселения мер по решению вопроса о приобретении этих объектов культурного наследия в муниципальную собственность может повлечь за собой его разрушение либо изменение облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, ненадлежащее содержание данных объектов культурного наследия, нарушение установленного порядка проведения реставрационных, ремонтных работ по их сохранению, не обеспечивает их сохранность, является нарушением принципов защиты публичного интереса сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защиты конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также права народа Российской Федерации на восстановление, сохранение и развитие историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Данное бездействие является незаконным.
Доводы и требования администрации Сарашевского сельского поселения о признании спорных объектов бесхозяйным имуществом не могут решаться в данном судебном заседании, поскольку законом предусмотрена определенная процедура принятия бесхозяйных вещей на учет, что является обязанностью административного ответчика, в нарушение указанного порядка ответчиком какие-либо меры в добровольном порядке не предпринимаются.
Доводы административного ответчика о том, что наименования объектов культурного наследия не соответствуют исторической действительности, не является основанием для отказа в иске, не свидетельствует о том, что предметом спора являются иные объекты культурного наследия, так как ответчик не оспаривает, что указанные в иске объекты, не являются теми объектами культурного наследия, которые поименованы в Распоряжении губернатора Пермской области №713-р от 05.12.2000, приведение наименований в соответствие является обязанностью собственника, а не суда.
Доводы о том, что спорные объекты должны быть приняты в муниципальную собственность Бардымского района, суд считает несостоятельными, поскольку иск заявлен к администрации Сарашевского сельского поселения, которая в силу закона и действующего Устава должна оформить в собственность указанные объекты.
Также суд считает несостоятельными доводы о том, что спорный объект склеп-мавзолей должен быть оформлен в частную собственность потомками захороненных там лиц, поскольку доказательств, что указанные в возражении лица являются наследниками и изъявляли желание оформить указанное имущество в порядке наследования, не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора Бардымского района, в связи с чем, считает необходимым удовлетворить административные исковые требования, признать незаконным бездействие администрации Сарашевского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края, выражающееся в непринятии мер по решению вопроса о приобретении в собственность объектов культурного наследия: Склепа-мавзолея, расположенного по адресу : Пермский край, Бардымский район, <адрес>, кладбище, Могилы хазрата Мансурова – депутата Государственной думы, расположенной по адресу : Пермский край, Бардымский район, <адрес>, новое кладбище, здания, где Ш.Сунгалаевым была создана русско-татарская школа, расположенного по адресу : Пермский край, Бардымский район, <адрес> и обязать администрацию Сарашевского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края принять меры по решению вопроса о приобретении в муниципальную собственность указанных объектов культурного наследия.
При вынесении решения суд считает необходимым указать наименования и адреса спорных объектов культурного наследия, так как они указаны в приложениях к распоряжению губернатора Пермской области №713-р от 05.12.2000, а не как поименованы в иске прокурора.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании ч. 3 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
С учетом изложенного, государственная пошлина с административного ответчика не взыскивается.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Сарашевского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края, выразившееся в непринятии мер по решению вопроса о приобретении в собственность объектов культурного наследия: Склепа-мавзолея, расположенного по адресу : Пермский край, Бардымский район, <адрес>, кладбище, Могилы хазрата Мансурова – депутата Государственной думы, расположенной по адресу : Пермский край, Бардымский район, <адрес>, новое кладбище, здания, где Ш.Сунгалаевым была создана русско-татарская школа, расположенного по адресу : Пермский край, Бардымский район, <адрес>.
Обязать администрацию Сарашевского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края принять меры по решению вопроса о приобретении в муниципальную собственность объектов культурного наследия: Склепа-мавзолея, расположенного по адресу : Пермский край, Бардымский район, <адрес>, кладбище, Могилы хазрата Мансурова – депутата Государственной думы, расположенной по адресу : Пермский край, Бардымский район, <адрес>, новое кладбище, здания, где Ш.Сунгалаевым была создана русско-татарская школа, расположенного по адресу : Пермский край, Бардымский район, <адрес>.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 16 февраля 2018 года.
Судья : А.Р. Махмудова