ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-27/2021 от 26.02.2021 Смирныховского районного суда (Сахалинская область)

Дело №2а-27/2021

( №2а-386/2020)

65RS0013-01-2020-000579-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2021 года п.г.т. Смирных

Смирныховский районный суд Сахалинской области

В составе: председательствующего судьи Кабалоевой М.В.,

при секретаре Веселовой Л.Ю.

с участием помощника Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области Жданова С.А.,

представителя административных ответчиков УФСИН России по Сахалинской области и ФСИН России Голдыревой Д.С.,

представителя административного ответчика ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области Кобзаревой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к УФСИН России по Сахалинской области, ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области о признании незаконным бездействия с непринятии мер по устранению нарушений «<данные изъяты>.» и обязании совершить действия,

у с т а н о в и л:

14.12.2020 Сахалинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области обратился в суд с данным административным иском, в обосновании своих требований указав, что 30.07.2020 прокуратурой проведена проверка соблюдения ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области требований ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства в работе свинокомплекса, расположенного в производственной (промышленной) зоне учреждения по адресу: <адрес>.

Свинокомплекс создан на основании приказа начальника ИК- от 28.03.2018. Мясо выращиваемых свиней используется для питания осужденных; согласно контрактов, заключаемых между учреждением и УФСИН России по Сахалинской области.

Исходя из Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, свинокомплекс ИК- относится к виду хозяйств, поскольку располагало 31 особью (по состоянию на 30.07.2020, на момент контрольной проверки 27.112020-39), т.е. до 1000 голов.

В нарушение ГОСТ 26074-84, площадка для биотермического обеззараживания навоза на территории свинокомплекса отсутствует, навоз складируется на открытый грунт в 30-50 метрах от входа свинокомплекса, навесом место не оборудовано.

В нарушение <данные изъяты>, Санитарно-эпидемиологических требований- СП 3.5.3.3223-14. территория свинокомплекса не огорожена, проход лиц и въезд транспорта, не связанных с непосредственным его обслуживанием, не исключен; стены и технологические проемы имеют сквозные (за пределы здания) незакрытые бреши и зазоры, что не исключает проникновения во внутренние помещения грызунов и насекомых. Двери всех помещение не имеют защитной отделки и установлены с разным зазором от полов. Мешки с кормом для животных размещены не на стеллажах, а на полу одного из проходных помещений второго этажа.

Все поголовье содержится в одном помещении, отдельных изолированных секций для лечения и обработки животных, помещений родильных отделений и профилакториев, цехов опороса, пунктов осеменения животных, зданий первого периода выращивания молодняка и т.п. не имеется.

В связи с отсутствием убойно-санитарного пункта, на территории комплекса должна быть площадка с твердым покрытием с контейнерами для сбора трупов и конфискатов от вынужденно убитых животных, которая также отсутствует.

Свинокомплекс не обеспечен биотермической ямой, наличие которой объясняется расположением хозяйства вне зоны деятельности ветеринарно-санитарного утилизационного завода и отсутствием цеха по переработке биологических отходов.

Дезбарьерами территория свинокомплекса не оборудована. Установленных на входе в помещение свинокомплекса дезбарьер не соответствует требованиям, поскольку его поверхность закрыта гладким полимерным материалом, препятствующим эффективной обработке обуви дезраствором.

Свинокомплекс не обеспечен санпропускниками.

С целью устранения выявленных нарушений 18.08.2020 в адрес начальника ИК- внесено соответствующее представление. Согласно ответу от 21.09.2020 доводы представления признаны обоснованными.

Приведенные выше нарушения не устранены, поскольку требуют значительных материальных затрат.

Согласно акту контрольной проверки, проведенной 27.11.2020, до настоящего времени, выявленные 30.07.2020 года нарушения ветеринарно- санитарных требований в свинокомплексе ИК-2, не устранены.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконном бездействии ИК-2.

Нарушения требований ветеринарно-санитарных правил ставят под угрозу здоровье, как осужденных, так и сотрудников учреждения.

Прокурор просит признать незаконным бездействие ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений «<данные изъяты>. Ветеринарно-санитарные требования при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации животноводческих помещений», утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 23.05.2017, Ветеринарных правил содержания свиней в целях воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 №114, «ГОСТ 26074-84 (СТСЭВ 2705-80). Государственный стандарт Союза ССР. Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию», утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 09.01.1984 №47, СП 3.5.3.3223-14 Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 №58 при эксплуатации свинокомплекса.

Обязать УФСИН России по Сахалинской области в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области, с целью устранения нарушений при эксплуатации свинокомплекса :

п.п. 1.9, 1.13.1-1.13.4, 1.13.5, 2.2., 2.17, 2.18, 2.20, 2.21, 2.24 «РД-АПК 3.10.07.05-17. Ветеринарно-санитанные требования при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации животноводческих помещений», утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 23.05.2017;

п.9 Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 №114;

п.п. 1.1.,1.2,1.3,1.4 «ГОСТ 26074-84 (СТСЭВ 2705-80). Государственный стандарт Союза ССР. Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию», утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 09.01.1984 №47;

п.п. 2.1.,2.2.,2.4. СП 3.5.3.3223-14 Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 №58.

Обязать ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области в течение года с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения при эксплуатации свинокомплекса:

п.п. 1.9, 1.13.1-1.13.4, 1.13.5, 2.2., 2.17, 2.18, 2.20, 2.21, 2.24 «<данные изъяты>. Ветеринарно-санитанные требования при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации животноводческих помещений», утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 23.05.2017;

п.9 Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 №114;

п.п. 1.1.,1.2,1.3,1.4 «ГОСТ 26074-84 (СТСЭВ 2705-80). Государственный стандарт Союза ССР. Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию», утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 09.01.1984 №47;

п.п. 2.1.,2.2.,2.4. СП 3.5.3.3223-14 Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 №58.

03.02.2020 административный истец уточнил исковые требования, указав, что в производственной зоне ИК-2 создан сельскохозяйственный участок, на территории которого определено место для выращивания свиней-здание «Свинарник», иных мест в ИК-1, в которых производилось бы выращивание свиней в рамках хозяйственной деятельности учреждения, не имеется.

На момент проверок и обращения прокурора с иском в суд действовали правила содержание свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденные приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 № 114, согласно которым Свинарник ИК- является хозяйством, поскольку его поголовье составляет до 1000 особей. Требования и определения, отраженные в Приказе , аналогичны тем, что закреплены в действующих с 01.01.2021 Ветеринарных правилах содержание свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 №621.

Прокурор просит признать незаконным бездействие ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений «<данные изъяты>. Ветеринарно-санитарные требования при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации животноводческих помещений», утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 23.05.2017, Ветеринарных правил содержания свиней в целях воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 №621, «ГОСТ 26074-84 (СТСЭВ 2705-80). Государственный стандарт Союза ССР. Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию», утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 09.01.1984 №47, СП 3.5.3.3223-14 Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 №58 при эксплуатации Свинарника.

Обязать УФСИН России по Сахалинской области в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области, с целью устранения нарушений «<данные изъяты> Ветеринарно-санитарные требования при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации животноводческих помещений», утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 23.05.2017, Ветеринарных правил содержания свиней в целях воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 №621, «ГОСТ 26074-84 (СТСЭВ 2705-80). Государственный стандарт Союза ССР. Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию», утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 09.01.1984 №47, СП 3.5.3.3223-14 Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 №58 при эксплуатации Свинарника.

Обязать ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области в течение года с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения при эксплуатации Свинарника:

-в соответствии с п.п. 1.9, 1.13.1-1.13.4, 1.13.5, 2.2., 2.17, 2.18, 2.20, 2.21, 2.24 «РД-АПК 3.10.07.05-17. Ветеринарно-санитарные требования при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации животноводческих помещений», утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 23.05.2017, п.п. 22,24,25,30,32 Ветеринарных правил содержания свиней в целях воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 №621, огородить территорию Свинарника, исключив проход лиц и въезд транспорта, не связанных с непосредственным его обслуживанием; двери всех помещений покрыть защитной отделкой и установить, исключив зазоры от полов; лечение и обработку животных осуществлять в отдельных изолированных секциях; предусмотреть (создать) помещения родительных отделений и профилакториев, цехов опороса, пунктов осеменения животных, здание первого периода выращивания молодняка; оборудовать площадку с твердым покрытием с контейнерами для сбора трупов и конфискатов от вынужденно убитых животных; обеспечить Свинарник биотермической ямой; территорию Свинарника оборудовать дезбарьерами; обеспечить Свинарник санпропусками;

-в соответствии с п.10 Ветеринарных правил содержания свиней в целях воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 №621 п.п. 1.1.,1.2,1.3,1.4 «ГОСТ 26074-84 (СТСЭВ 2705-80). Государственный стандарт Союза ССР. Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию», утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 09.01.1984 №47, оборудовать площадку с навесом для биотермического обеззараживания вывоза на территории Свинарника;

-в соответствии п.п. 1.13.1-1.13.4 «РД-АПК 3.10.07.05-17. Ветеринарно-санитанные требования при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации животноводческих помещений», утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 23.05.2017, п.п. 2.1.,2.2.,2.4. СП 3.5.3.3223-14 Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 №58, устранить сквозные проемы (незакрытые бреши и зазоры), выходящиеся за пределы здания в стенах и технологических проемах; мешки с кормом для животных размещать на стеллажах.

03.02.2021 протокольным определением, в соответствии со ст. 41 КАС РФ суд привлек в деле в качестве соответчика ФСИН России.

В судебном заседании помощник Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области Жданов С.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в уточнение иска, просил удовлетворить, дополнив, что согласно актам проверки, проведенные 30.07.2020 и 27.11.2020 установлены, нарушения ветеринарно- санитарных требований в Свинарнике ИК-, до настоящего времени, они не устранены. Прокурор делает упор на соблюдение требований эпидемиологического законодательства. С учетом того, что это целая, хозяйственная деятельность по разведению свиней. Если не соблюдать требования, то возможны различные заболевания свиней, в том числе и обслуживающего персонала, сотрудников и осужденных.

Исправительное учреждение имеет возможность исполнить исковые требования, так как они не затратные для них.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области Кобзарева Н.В., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований; поддержала письменный отзыв, представленный в суд, на административное исковое заявление, суду пояснила, что согласно приказу от 28.03.2018-это участок по выращиванию свиней. Конкретного объекта недвижимого имущества, как свинокомплекс в учреждении нет. Существует помещение, которое расположено на территории производственной зоны, в здании, в котором размещены и другие помещения. Данное помещение-«<данные изъяты>», на основании договора от 24.08.2010 передано собственником ФСИН России в оперативное управление исправительному учреждению, согласно техническому паспорту год постройки 1976г. Согласно, инвентарной карточки учета, стоимость данного здания минус 123 558,64 рублей. В одном из помещений, на день составления акта, находятся свиньи 39 поголовий. Свиньи выращиваются для выполнения государственного оборонного заказа с целью обеспечения продовольствием осужденных уголовно-исполнительной системы.

Прокурор вмешивается в административно-хозяйственную деятельность исправительного учреждения.

Прокурор просит фактически из помещения, где находятся свиньи, создать, построить объект недвижимости, однако исправительное учреждение не имеет собственных денежных средств, денежные средства распределяет главный распорядитель ФСИН России, который является собственником спорного помещения.

Выращивание свиней-это дополнительный вид хозяйственной деятельности исправительного учреждения, основная задача учреждения в том, чтобы исполнять уголовное наказание в виде лишения свободы.

Представитель административных ответчиков- УФСИН России по Сахалинской области и ФСИН России Голдырева Д.С., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований, поддержала письменные возражения, представленные в суд, на административное исковое заявление, суду пояснила, что имеются государственные контракты на поставку продовольствия между УФСИН России по Сахалинской области и исправительным учреждением; мясо проходит экспертное заключение, сертифицировано, и соответствует требованиям о безопасности мясной продукции, перед тем, как передается для кормления осужденных.

Помещение, где находятся свиньи, расположено на территории промышленной зоны, которое огорожено, где находятся осужденные и сотрудники исправительного учреждения, посторонних лиц там быть не может.

Правительством РФ установлена федеральная целевая программа о внесении изменений в развитие уголовной системы 2018-2026г., согласно постановлению Правительства РФ от 02.12.2020 исправительному учреждение финансирование не выделено, в связи с чем, денег на реализацию свинокомплекса, свинарника не имеется.

В просительной части уточненного административного искового заявления указано обеспечить финансирование ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области с целью устранения нарушений «<данные изъяты> Ветеринарно-санитарные требования», которые распространяются на проектирование, строительство, реконструкцию и техническое перевооружение животноводческих комплексов, ферм, крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе свиноводческих ферм крестьянских (фермерских) хозяйств, при этом административный истец не указывает пункты нарушений; на территории исправительного учреждения не производится строительства, реконструкции и технического перевооружения животноводческого комплекса, фермы, крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе свиноводческой фермы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Административный истец в уточненном исковом заявлении просит суд обязать УФСИН России по Сахалинской области обеспечить финансирование исправительного учреждения с целью устранения нарушений требований приказа Минсельхоза России от 21.10.2020 за и возложить обязанность на ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области устранить нарушения в части: п.22-предприятие должно быть огорожено способом, исключающим возможность проникновения на это предприятие посторонних лиц и транспортных средств, а также ограничивающим доступ животных, включая животных без владельца и диких животных; п.24- территория предприятия разделяется на зоны: производственную, где располагаются помещения для разведения и содержания свиней; хранения и приготовления кормов, где располагаются складские помещения для хранения кормов, а также кормоцех; временного хранения и утилизации биологических отходов; административно-хозяйственную, где располагаются здания и сооружения административно-хозяйственных служб, объекты для инженерно-технического обслуживания предприятия; п.25- при въезде-выезде на территорию с территории предприятия должны быть размещены помещение, здание, сооружение или площадка для обработки транспортных средств в целях дезинфекции внешних поверхностей при любых погодных условиях и исключения загрязнения территории предприятия; п.30-вход-выход в производственную зону, из производственной зоны предприятия должен быть оборудован ветеринарно-санитарным пропускником, без прохождения через который невозможно войти в производственную зону и выйти из нее; п.32- вход в здание, сооружение для содержания свиней должен быть оснащен дезинфекционным оборудованием, вход в кормоцех, ветеринарно-профилактический пункт с внутренней стороны дверей должен быть оснащён дезинфекционным оборудованием.

Указанные требования относятся к главе IV. Требования к условиям содержания свиней на предприятиях.

Учитывая номенклатуру свиноводческих предприятий «<данные изъяты>, очевидно, что исправительное учреждение не имеет на своей территории свиноводческого предприятия.

Требования главы IV Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденное Приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 №114-распространяются на условия содержания свиней, содержащихся гражданами, в том числе личных подсобных хозяйств, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предприятиями, организациями, содержащими до 1000 голов свиней включительно, за исключением организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы.

ГОСТ 26074-84 (СТСЭВ 2705-80). Государственный стандарт Союза ССР. Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию», утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 09.01.1984 №47, с 1.07.2003 носят рекомендательный характер.

Понуждение ФСИН России, УФСИН России по Сахалинской области произвести финансирование на строительство свинокомплекса на территории ФКУ ИК-2 УФИО1 по <адрес> является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность.

Специалист ФИО9, в судебном заседании суду пояснила, что она работает главным ветеринарным врачом ФКУ ИК-2 УФИО1 по <адрес>, ее работа заключается в контроле содержания животных, контроле безопасности пищевой продукции, содержание животных. Свинарник считается, как подсобное хозяйство, так как содержатся небольшое количество свиней. По недопущению инфекционных заболеваний проводятся диагностические, лабораторные, лечебные и профилактические мероприятия. Вакцинации проводятся по плану мероприятий госветслужбы. Постоянно проводится дезинфекция по методу клеток пусто- занято, проводится текущий ремонт в клетке, обработка механическим способом и производится побелка стен. За период ее работы с 2015 года в исправительном учреждении не было случаев заражения свиней, мяса и от них, чтобы заразились осужденные. Все мероприятия по вакцинации и дезинфекции проводятся.

Питание свиней хорошее, они кормятся отходами, которые провариваются, и комбикормами. Комбикорм закупаются в небольшом объеме и хранятся в сухих помещениях на деревянных поддонах.

Предписания она не выписывает исправительному учреждению, она докладывает запиской начальнику управления и начальнику ветеринарной службы. Своим рапортом она имеет право поставить в известность начальника исправительного учреждения о нарушениях при осмотре свинарника.

Уборка свинарника проводится ежедневно, навоз убирается за пределы помещения на определенное место-площадку, предназначенное для навоза.

Свиньям и спецконтингенту ничего не угрожает. Помещение, в котором находятся свиньи, соответствует ветеринарным нормам.

Дезковрики имеются. Вынужденно-убитых животных нет, в связи с чем, отсутствуют биотермические ямы, которые имеются у больших предприятий. Забои свиней происходит только по госконтракту. Конфискатов практически нет, то что остается после рождения поросят-сжигается.

Выслушав прокурора, представителей административных ответчиков, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из Устава ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Учреждение является юридическим лицом.

Предметом и целями деятельности учреждения является: исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение правопорядка и законности в учреждении…(п.1.1., 2.1.)

Место нахождения Учреждения: Российская Федерация,Сахалинская область, <адрес> (п.1.5.).

Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса-получателем бюджетных средств (п.1.7.).

Учреждение вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним Учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах (п.1.9.).

Управление Учреждением осуществляют ФСИН России, УФСИН России по Сахалинской области и руководство Учреждения (начальник и его заместители) (п.4.1.).

УФСИН России по Сахалинской области в отношении Учреждения осуществляет: доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств… (п.4.3.).

Имущество Учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации (п.5.1.).

Источниками финансирования деятельности Учреждения являются: средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации (п.5.8.).

При недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Сахалинской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (п.5.12.)

Согласно части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Часть 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации гласит, что администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Как следует из материалов дела на основании приказа Врио начальника ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ на производственной (промышленной) зоне исправительного учреждения в ППО ЦТАО, сельскохозяйственный участок, по адресу: <адрес>, создан сельскохозяйственный участок и определено место для выращивания свинопоголовья- здание «Свинарник».

В судебном заседании установлено, что в исправительном учреждение на день составления акта от 27.11.2020, имеются 31 особей свинопоголовья, что не отрицают представителями ответчиков.

Согласно статье 1 Закона "О ветеринарии" от 14.05.1993 N 4979-1 к числу основных задач ветеринарии в Российской Федерации относится реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел.

В силу абз. 1 ст. 18 Закона "О ветеринарии", ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Согласно СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" дератизационные мероприятия включают в себя комплекс организационных, профилактических, истребительных мер, проводимых юридическими и физическими лицами, с целью ликвидации или снижения численности грызунов и уменьшения их вредного воздействия на человека и окружающую его среду (пункт 2.1).

Из материалов дела: Актами проверки прокурора от 30.07.2020 и от 27.11.2020 с приложенными фототаблицами следует, что на территории производственной зоны исправительного учреждения (ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области) расположен свинокомплекс; в указанных актах перечислены нарушения исправительным учреждением федеральных законов, ГОСТов, Ветеринарных правил.

Нарушения, указанные в приведенных актах по тексту аналогичны тем нарушениям, которые обозначены в административном исковом заявление (л.д.15-25; 38-47), а именно: территория свнокопмлекса не огорожена; стены и технологические проемы имеют сквозные (за пределы здания) незакрытые бреши и зазоры; двери всех помещений не имеют защитной отделки и установлены с разным зазором от полов; все поголовье содержится в одном помещении, отдельных изолированных секций для лечения и обработки животных помещений родильных отделений и профилакториев, цехов опороса, пунктов осеменения животных, зданий первого периода выращивания молодняка и т.п. не имеется; убойно-санитарный пункт, а также площадка с твердым покрытием с контейнерами для сбора трупов и конфискатов от вынужденного убитых животных, отсутствует; свинокомплекс биотермической ямой не обеспечен; дезбарьерами территория свинокомплекса не оборудована; при входе в здание свинокомплекса установлено, дезбарьер не используется по своему назначению, поскольку отодвинут в сторону от прохода; поверхность дезбарьера закрыта гладким полимерным материалом, препятствующим эффективной обработке обуви дезраствором; свинокомплекс сан пропуском не обеспечен; лестница и площадка второго этажа защитных ограждений не имеет; документы, подтверждающие проведение мероприятий по дератизации, дезинфекции, дезинвации и дезинсекции помещений не представлены.

18.08.2020 в адрес начальника исправительного учреждения было вынесено представление.

21.09.2020 начальник исправительного учреждения направил прокурору сообщение, из которого следует, что выявленные нарушения на объекте свинокомплекса стали возможными из-за отсутствия прибыли от деятельности по разведению свиней; не представляется возможным устранить все имеющие недостатки в деятельности свинокомплекса, по причине значительных затрат. Разработан план устранения нарушений свинокомплекса и приведение его в соответствии с Ветеринарно-санитарными требованиями при проектирование, строительстве, реконструкции и эксплуатации животноводческих помещений- <данные изъяты> от 01.08.2017. Ветеринарными правилами содержания свиней в целях их воспроизведения, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 29.03.2016 №114.

Аналогичные нарушения выявлены прокурорской проверкой, проведенной 27.11.2020 (т.1 л.д. 38-47).

В судебном заседании установлено и не отрицается представителем ответчика исправительного учреждения, что до настоящего времени, те нарушения, которые установлены прокурорскими проверками 30.07.2020 и 27.11.2020, кроме, установления лестницы поручнями, не устранены по причине значительных затрат.

Суд установил, и это подтверждается материалами дела, что здание расположено на территории производственной зоны исправительного учреждения, по адресу: <адрес>, в здании, в котором размещены разные помещения, в том числе спорное помещение, где содержатся свиньи. Данное здание поименовано, как «<данные изъяты>».

На основании договора от 24.08.2010 указанное здание федеральное имущество, которое передано собственником ФСИН России в оперативное управление исправительному учреждению.

Согласно техническому паспорту год постройки вышеприведенного здания 1976 г.

Согласно, инвентарной карточки учета, стоимость данного здания отсутствует, так как оно за минусом 123 558,64 рублей.

Как суд установил, в одном из помещений здания находятся свиньи, которые выращиваются для выполнения государственного оборонного заказа с целью обеспечения продовольствием осужденных уголовно-исполнительной системы.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.12.2020 №1992 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)» запланировано выделении определенных денежных средств исправительным учреждениям на территории Российской Федерации на соответствующие мероприятия. ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области отсутствует в данной программе.

Те требования, которые предъявил административный истец к исправительному учреждению гласят о том, что ФКУ ИК- УФСИН России обязаны: либо создать (построить), либо произвести капитальный ремонт федерального имущества, собственником которого учреждение не являются; и такие работы могут быть осуществлены в рамках Федеральной целевой программы за счет средств бюджета, поскольку исправительное учреждение не располагает необходимыми для исполнения, вышеперечисленных требований административного истца, денежными средствами.

При этом, административный истец не учел того, что здание, где расположено спорное помещение старое 1976 года постройки, в связи с чем, административный истец не представил доказательств того, что имеется техническая возможность произвести соответствующие строительные работы в данном здание.

Также суд установил и это подтверждается материалами дела: государственными контрактами поставки продовольствия за 2019 и 2020 год, ветеринарными справками, протоколами лабораторных испытаний, экспертными заключениями ФБУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области», актами проведения профилактической вакцинации свиней, актами проведения дегельминитизации свиней, актами проведения профилактической дезинфекции за 2020 год, на основании Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» поставщик ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области передает грузополучателю Государственного заказчика, т.е. УФСИН России по Сахалинской области качественное и безопасное продовольствие-мясную продукцию, отвечающее требованиям ГОСТ 31476-2012, ГОСТ 32244-2013 (т.1 л.д.196-255; т.2 л.д.20-33).

Административный истец не представил суду доказательств того, что административным ответчиком ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области нарушены требования ветеринарно-санитарных правил, которые привели к реализации негодного мяса, чем поставили под угрозу здоровья осужденных, сотрудников исправительного учреждения; также не представил доказательств того, что деятельность исправительного учреждения каким-то образом нарушило правопорядок и законность в ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области, не обеспечило охрану прав, свобод и законных интересов осужденных, их безопасности, правопорядка и законности, не создало осужденным условий содержания.

Согласно п. 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.

Статья 10 Конституции Российской Федерации, гласит вмешательство в деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти по рассмотрению вопросов, отнесенных к их исключительной компетенции, не допускается.

Таким образом, суд установил, что ни ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области, ни УФСИН России по Сахалинской области не осуществляют функции главного распорядителя средств федерального бюджета.

Суд установил что свиньи, которые выращиваются для выполнения государственного оборонного заказа с целью обеспечения продовольствием осужденных уголовно-исполнительной системы, является для исправительного учреждения его хозяйственной деятельностью.

Суд считает, что требования административного истца к административным ответчикам о проведении мероприятий: фактически создание, строительство свинокомплекса на территории ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области и финансирование данного строительства является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность указанных ответчиков.

Учитывая изложенные обстоятельства и исследованные доказательства в их совокупности, суд не находит в удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" утверждена структура федеральных органов исполнительной власти (пункт 8 Указа), к которым, в том числе, отнесена Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России).

Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 (ред. от 08.09.2017) "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", предусмотрено, что Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений (п. 1).

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п. 5).

Государственное учреждение освобождается от уплаты государственной пошлины по делу, если оно выполняет отдельные функции государственного органа и при этом его участие в гражданском процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов.

Административные ответчики в силу п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 174-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области к УФСИН России по Сахалинской области, ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области, ФСИН России о признании незаконным бездействие ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений «РД-АПК 3.10.07.05-17. Ветеринарно-санитарные требования при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации животноводческих помещений», утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 23.05.2017, Ветеринарных правил содержания свиней в целях воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 №621, «ГОСТ 26074-84 (СТСЭВ 2705-80). Государственный стандарт Союза ССР. Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию», утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 09.01.1984 №47, СП 3.5.3.3223-14 Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 №58 при эксплуатации Свинарника.

Обязании УФСИН России по Сахалинской области в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области, с целью устранения нарушений «РД-АПК 3.10.07.05.-17 Ветеринарно-санитарные требования при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации животноводческих помещений», утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 23.05.2017, Ветеринарных правил содержания свиней в целях воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 №621, «ГОСТ 26074-84 (СТСЭВ 2705-80). Государственный стандарт Союза ССР. Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию», утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 09.01.1984 №47, СП 3.5.3.3223-14 Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 №58 при эксплуатации Свинарника.

Обязании ФКУ ИК- УФСИН России по Сахалинской области в течение года с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения при эксплуатации Свинарника:

-в соответствии с п.п. 1.9, 1.13.1-1.13.4, 1.13.5, 2.2., 2.17, 2.18, 2.20, 2.21, 2.24 «РД-АПК 3.10.07.05-17. Ветеринарно-санитарные требования при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации животноводческих помещений», утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 23.05.2017, п.п. 22,24,25,30,32 Ветеринарных правил содержания свиней в целях воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 №621, огородить территорию Свинарника, исключив проход лиц и въезд транспорта, не связанных с непосредственным его обслуживанием; двери всех помещений покрыть защитной отделкой и установить, исключив зазоры от полов; лечение и обработку животных осуществлять в отдельных изолированных секциях; предусмотреть (создать) помещения родительных отделений и профилакториев, цехов опороса, пунктов осеменения животных, здание первого периода выращивания молодняка; оборудовать площадку с твердым покрытием с контейнерами для сбора трупов и конфискатов от вынужденно убитых животных; обеспечить Свинарник биотермической ямой; территорию Свинарника оборудовать дезбарьерами; обеспечить Свинарник санпропусками;

-в соответствии с п.10 Ветеринарных правил содержания свиней в целях воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 №621 п.п. 1.1.,1.2,1.3,1.4 «ГОСТ 26074-84 (СТСЭВ 2705-80). Государственный стандарт Союза ССР. Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию», утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 09.01.1984 №47, оборудовать площадку с навесом для биотермического обеззараживания вывоза на территории Свинарника;

-в соответствии п.п. 1.13.1-1.13.4 «РД-АПК 3.10.07.05-17. Ветеринарно-санитанные требования при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации животноводческих помещений», утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 23.05.2017, п.п. 2.1.,2.2.,2.4. СП 3.5.3.3223-14 Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 №58, устранить сквозные проемы (незакрытые бреши и зазоры), выходящиеся за пределы здания в стенах и технологических проемах; мешки с кормом для животных размещать на стеллажах,- отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд, через Смирныховский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Кабалоева

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 01 марта 2021 года.

Судья М.В. Кабалоева