Дело № 2а-27/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Овюрский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Седена А.Б., при секретаре Баазан Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Солчурская средняя общеобразовательная школа Овюрского кожууна к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Солчурская средняя общеобразовательная школа Овюрского кожууна (далее – Солчурская школа) обратилось в суд с иском к УФССП России по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование исковых требований указало, что Солчурская школа являлась должником по исполнительному производству. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. 25 апреля 2019 года возбуждено исполнительное производство по неисполненному постановлению о взыскании исполнительского сбора. Должник подлежит освобождению от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО1 от 3 августа 2018 года в размере 10 000 руб. в связи с отсутствием вины Солчурской школы в неисполнении решения суда в установленный срок. Административный истец является бюджетным учреждением, финансируемым из местного бюджета и в бюджетной классификации отсутствует статья на такие расходы, в связи с чем школа не имеет возможности уплатить исполнительский сбор в размере 10 000 руб. и должна быть освобождена от уплаты исполнительского сбора.
В судебное заседание представитель истца ФИО2, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика, заинтересованное лицо прокурор района, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, об уважительности неявки не сообщили, об отложении дела не просили.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Изучив иск и материалы дела, а также представленные доказательства в их совокупности, возражения представителя административного ответчика, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50 000 рублей (ч. 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55) Конституции РФ).
В силу положений ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 75 Постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Из материалов дела следует и установлено судом, что решением Овюрского районного суда Республики Тыва от 9 июня 2018 года удовлетворено исковое заявление заместителя прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах ФИО3 к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Солчурская средняя школа» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Решение вступило в законную силу 10 июля 2018 года.
Во исполнение указанного выше решения суда, 17 июля 2018 года судебным приставом-исполнителем Овюрского РОСП возбуждено исполнмительное производство № 3167/18/17017-ИП.
При этом должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, также должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в предоставленный срок, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена представителем должника ФИО4 18 июля 2018 года.
Исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, как и не было исполнено до 3 августа 2018 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 3 августа 2018 года, в связи с неисполнением должником в добровольном порядке исполнительного документа, с должника взыскан исполнительский сбор в размере 10 000 руб.
16 августа 2018 года требования исполнительного документа полностью выполнены должником.
25 апреля 2019 года возбуждено исполнительное производство № 1522/19/17017-ИП о взыскании с Солчурской школы исполнительского сбора по не исполненному постановлению от 3 августа 2018 года о взыскании исполнительского сбора.
Копия указанного постановления получено представителем должника 20 декабря 2021 года.
Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.
В подтверждение исковых требований представлены доказательства, подтверждающие отсутствие реальной возможности исполнения требований исполнительного документа из-за отсутствия финансовых средств в срок для добровольного исполнения и исполнения постановления о взыскании исполнительского сбора: бюджетная роспись расходов на 2018 финансовый год и на плановый период 2019 и 2020 годы, бюджетная роспись расходов на 2019 финансовый год и на плановый период 2020 и 2021 годы, бюджетная роспись расходов на 2020 финансовый год и на плановый период 2021 и 2022 годы, бюджетная роспись расходов на 2021 финансовый год и на плановый период 2022 и 2023 годы, из которых видно, что расходы на исполнение решений суда и на уплату штрафов для Солчурской школы не предусмотрены.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что из-за отсутствия денежных средств в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда было невозможно, а также отсутствует возможность в настоящее время уплатить исполнительский сбор, ввиду чего суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Солчурская средняя общеобразовательная школа Овюрского кожууна к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Солчурская средняя общеобразовательная школа Овюрского кожууна от уплаты исполнительского сбора в размере 10 000 руб., взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Овюрского районного отделения УФССП по Республике Тыва по исполнительному производству № 3167/18/17017-ИП от 17 июля 2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Овюрский районный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий А.Б. Седен