ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2802/17 от 06.12.2017 Лесосибирского городского суда (Красноярский край)

№ 2а-2802/2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 декабря 2017 года город Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего Цитцер М.В.,

при секретаре судебного заседания Мамонтовой В.В.,

с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Оласюк О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора г. Лесосибирска о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог, проведению технического учета и паспортизации автомобильных дорог,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. Лесосибирска обратился с административным исковым заявлением, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, согласно которому просит признать бездействие Администрации г. Лесосибирска по непринятию мер по оценке технического состояния дорог, ведению технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Лесосибирска до дач «Надежда», «Строитель», «Теремки», «Смородинка», «Зарница», «Жарки-Лесохимик», «Железнодорожник», дороги от Железнодорожного квартала по п. Мирный, автомобильная дорога от ул. Гражданская до п. Мирный, автомобильной дороги от кладбища Мирный до п. Мирный, автомобильной дороги до кладбища – от автомобильной дороги СО «Жарки» до кладбища г. Лесосибирск, автомобильной дороги ТБО в Новоенисейске – от ул. Свердлова до ТБО, автомобильной дороги на полигон ТБО и пром.отходы – от Железнодорожного квартала до полигонов ТБО, автомобильной дороги до полигона ТБО в Новоенисейске – от автомобильной дороги Красноярск – Енисейск до полигона незаконными, обязать Администрацию г. Лесосибирска провести оценку технического состояния, технический учет и паспортизацию указанных автомобильных дорог, мотивируя тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что постановлением Администрации г. Лесосибирска от 05 июня 2013 года № 868 (с изм. от 05 декабря 2013 года № 1852) утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории муниципального образования г. Лесосибирск. Дороги указанные в исковом заявлении, включены в указанный перечень. При этом дороги местного значения г. Лесосибирска включены в реестр муниципальной собственности. Однако, технический учет и паспортизация дорог не проводились с 2014 года и до настоящего времени не проведены.

Помощник прокурора г. Лесосибирска Оласюк О.В. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала, обстоятельства, изложенные в заявлении, подтвердила.

Представитель административного ответчика Администрации г. Лесосибирска в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД Отдела МВД России по г. Лесосибирску в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, уважительные причины неявки суду не сообщил, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эти требования Закона нашли отражение в уставе г. Лесосибирска (п. 5 ч. 1 ст. 7).

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, в соответствии с ч. 2 ст. 12 названного Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также сохранности автомобильных дорог.

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

Согласно пп. 4,5 п. 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402, в работы по содержанию автомобильных дорог входят паспортизация автомобильных дорог и оценка технического состояния автомобильных дорог.

Во исполнение ст. 13 Федерального законов "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающей утверждение органами местного самоуправления поселения перечня автомобильных дорог местного значения поселения, а также ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденной 05.02.1982 года Минавтодором РСФСР, и в целях рационального планирования работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, органы местного самоуправления должны составить перечни автомобильных дорог общего пользования муниципального образования, а также произвести паспортизацию автомобильных дорог, то есть составить технический паспорт дороги. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой дороге в отдельности.

Пунктами 3,4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 г. N 150 установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.

Как следует из материалов дела Постановлением Администрации г. Лесосибирска от 05.06.2013 № 868 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории муниципального образования г. Лесосибирск (л.д. 6-14).

Согласно указанного перечня к автомобильным дорогам общего пользования местного значения г. Лесосибирска относятся, в том числе, автомобильные дороги до дач «Надежда», «Строитель», «Теремки», «Смородинка», «Зарница», «Жарки-Лесохимик», «Железнодорожник», дорога от Железнодорожного квартала по п. Мирный, дорога от ул. Гражданская до кладбища Мирный, дорога от кладбища Мирный до п. Мирный, дорога до кладбища – от автомобильной дороги на СО «Жарки» до кладбища г. Лесосибирска (Жарки), дорога до ТБО в НовоЕнисейске – от ул. Свердлова до ТБО, дорога на полигон ТБО и пром.отходы – от Железнодорожного квартала до полигонов ТБО, дорога до полигона ТБО в Новоенисейске – от автомобильной дороги Красноярск – Енисейск до полигона.

В ходе прокурорской проверки установлено, что технический учет и паспортизация дорог местного значения не проводилась. В адрес администрации г. Лесосибирска 11 августа 2016 года вынесено представление об устранении нарушений в сфере безопасности дорожного движения, по итогам рассмотрения которого проведение оценки технического состояния и паспортизация дорог общего пользования местного значения г. Лесосибирска были запланированы на 2017 год (л.д.15-24).

Между тем в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что на 05 октября 2017 года оценка технического состояния, технический учет и паспортизация указанных автомобильных дорог не проведены (л.д. 25-26).

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что поскольку в силу прямого указания в законе содержание и оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования относится к вопросам местного значения, работы по технической оценке состояния автомобильных дорог местного значения, техническому учету и паспортизации дорог должны проводиться администрацией муниципального образования, в административных границах которого имеются дороги местного значения. Поскольку Администрация г. Лесосибирска такие работы не провела, представление прокурора г. Лесосибисрка не исполнила, заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку отсутствие технического паспорта на автомобильные дороги местного значения в границах г. Лесосибирска влияет на безопасность дорожного движения в границах города, затрагивает интересы граждан проживающих на территории г. Лесосибирска, иных граждан пользующихся указанными дорогами.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования заместителя прокурора г. Лесосибирска к Администрации г. Лесосибирска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Лесосибирска, выраженное в непринятии мер по оценке технического состояния дорог, ведению технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Лесосибирска до дач «Надежда», «Строитель», «Теремки», «Смородинка», «Зарница», «Жарки-Лесохимик», «Железнодорожник», дороги от Железнодорожного квартала по п. Мирный, дороги от ул. Гражданская до кладбища Мирный, дороги от кладбища Мирный до п. Мирный, дороги до кладбища – от автомобильной дороги на СО «Жарки» до кладбища г. Лесосибирска (Жарки), дороги до ТБО в НовоЕнисейске – от ул. Свердлова до ТБО, дороги на полигон ТБО и пром.отходы – от Железнодорожного квартала до полигонов ТБО, дороги до полигона ТБО в Новоенисейске – от автомобильной дороги Красноярск – Енисейск до полигона.

Обязать Администрацию г. Лесосибирска провести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Лесосибирска до дач «Надежда», «Строитель», «Теремки», «Смородинка», «Зарница», «Жарки-Лесохимик», «Железнодорожник», дороги от Железнодорожного квартала по п. Мирный, дороги от ул. Гражданская до кладбища Мирный, дороги от кладбища Мирный до п. Мирный, дороги до кладбища – от автомобильной дороги на СО «Жарки» до кладбища г. Лесосибирска (Жарки), дороги до ТБО в НовоЕнисейске – от ул. Свердлова до ТБО, дороги на полигон ТБО и пром.отходы – от Железнодорожного квартала до полигонов ТБО, дороги до полигона ТБО в Новоенисейске – от автомобильной дороги Красноярск – Енисейск до полигона, их технический учет и паспортизацию.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.

Судья Цитцер М.В.