ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2802/20 от 09.09.2020 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

54RS0010-01-2020-003356-49

Дело № 2а-2802/2020

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

09 сентября 2020 года

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

судьи С.Л. Малахова,

при секретаре Е.А. Кириченко

в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокуратуры г. Новосибирска об оспаривании нормативного правового акта в части,

у с т а н о в и л:

Прокуратура г. Новосибирска обратилась в суд с административным иском, просит признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда отдельные положения пунктов 1.1, 2.1, 2.2 Методики исчисления суммы восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории г. Новосибирска, утвержденной постановлением мэрии г. Новосибирска от 14.09.2012 №9486, а именно:

- пункт 1.1 в части применения методики исчисления суммы восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории г. Новосибирска при расчете размера вреда, причиненному зеленому фонду г. Новосибирска в результате сноса и (или) обрезки зеленых насаждений без получения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений;

- пункт 2.1 в части исчисления суммы восстановительной стоимости зеленых насаждений в зависимости от правомерности проведения работ;

- пункт 2.2 в части применения в формуле определения суммы восстановительной стоимости зеленых насаждений коэффициента «Ксс», слов «Ксс – коэффициент, учитывающий наличие (отсутствие) при проведении работ разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений, оформленного в установленном порядке: 1,0 – с наличием разрешения; 2,0 – без наличия разрешения», в связи с несоответствием законодательству Российской Федерации и нарушением оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов неопределенного круга лиц в части привлечения виновных лиц к ответственности за незаконную рубку (уничтожение, повреждение) зеленых насаждений в населенном пункте г. Новосибирск.

Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании служебного удостоверения, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала соответствующие пояснения.

Представитель административного ответчика мэрии г. Новосибирска ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, дала пояснения, согласно письменным возражениям.

Представитель заинтересованного лица Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению, дал пояснения согласно письменному отзыву.

Из части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ следует что, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 124 Кодекса административного судопроизводства РФ истец вправе требовать признать нормативный правовой акт недействующим полностью или в части.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований при этом исходя из следующего.

Судебным разбирательством установлено, что Постановлением мэрии г. Новосибирска от 14.09.2012 № 9486 "Об утверждении Методики исчисления суммы восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории города Новосибирска" утверждена Методика исчисления суммы восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории города Новосибирска.

Постановление опубликовано в периодическом печатном издании "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска", N 71, 21.09.2012, с. 19, являющемся, согласно части 4 статьи 51 Устава г. Новосибирска, официальным источником опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов г. Новосибирска.

Согласно пункту 1.1. Методика исчисления суммы восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории города Новосибирска применяется для расчета размера затрат на восстановление зеленых насаждений при их сносе и (или) обрезке при получении разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений и при расчете размера вреда, причиненного зеленому фонду города Новосибирска в результате сноса и (или) обрезки зеленых насаждений без получения разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений.

Исходя из пункта 1.3 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городе Новосибирске, утвержденных решением Совета депутатов г. Новосибирска от 22.02.2012 N 539 "О Правилах создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городе Новосибирске", зеленый фонд города Новосибирска - совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения в границах города Новосибирска.

Согласно пункту 2.1. Методики, сумма восстановительной стоимости зеленых насаждений исчисляется в зависимости от количества, породы и диаметра ствола дерева на высоте 1,3 м, возраста и типа произрастания кустарника, типа газона или цветника и занимаемой им площади, их месторасположения в соответствии с картой градостроительного зонирования города Новосибирска, а также правомерности проведения работ.

Согласно пункту 2.2. Методики сумма восстановительной стоимости зеленых насаждений определяется по формуле:

СВС = ((ВС1 x Квр) + (ВС2 x Квр) +.. . + (ВСn x Квр)) x Кзон x Ксс,

где: СВС - сумма восстановительной стоимости зеленых

насаждений, рублей;

ВС1, ВС2,.. . ВСn - размер восстановительной стоимости каждой единицы

зеленых насаждений, определяемой в соответствии с

приложением, рублей;

Квр - коэффициент, учитывающий вид работ:

1,0 - снос (уничтожение);

0,5 - обрезка (повреждение);

Кзон - коэффициент, учитывающий градостроительный

регламент земельного участка, на котором

расположены зеленые насаждения (согласно

территориальным зонам, выделенным на карте

градостроительного зонирования территории города

Новосибирска в соответствии с решением Совета

депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288

"О Правилах землепользования и застройки города

Новосибирска"):

2,0 - для природной зоны (Р-1) и зоны озеленения

(Р-2);

1,8 - для зоны отдыха и оздоровления (Р-3), зоны

объектов спортивного назначения (Р-4), для жилых

зон (Ж-1, Ж-2, Ж-3);

1,5 - для зоны делового, общественного и

коммерческого назначения (ОД-1);

1,0 - для производственных зон (П-1, П-2);

0,5 - для зон инженерной и транспортной

инфраструктур (ИТ-1, ИТ-2, ИТ-3, ИТ-4);

0,1 - для зон специального назначения (С-1, С-2,

С-3), зоны сельскохозяйственного использования

(СХ), зоны стоянок для легковых автомобилей (СА),

зоны объектов среднего профессионального и высшего

профессионального образования,

научно-исследовательских учреждений (ОД-2), зоны

объектов здравоохранения (ОД-3), зоны

специализированной общественной застройки (ОД-4),

зоны объектов дошкольного, начального общего,

основного общего и среднего (полного) общего

образования (ОД-5);

Ксс - коэффициент, учитывающий наличие (отсутствие) при

проведении работ разрешения на снос, замену,

пересадку, обрезку зеленых насаждений,

оформленного в установленном порядке (далее -

разрешение):

1,0 - с наличием разрешения;

2,0 - без наличия разрешения.

Полагая, что положения пунктов 1.1, 2.1, 2.2 Методики в части определения регулирования размера вреда, причиненному зеленому фонду г. Новосибирска в результате неправомерного сноса и (или) обрезки зеленых насаждений (без получения разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений) противоречат действующему законодательству, поскольку утверждение такс для исчисления вреда, причиненного окружающей среде, является прерогативой федеральных органов исполнительной власти и урегулированы Федеральным законом «Об охране окружающей среды», установление такс и Методики органом местного самоуправления ведет к нарушению принципа законности и равенства граждан перед законом и правовой определенности, административный истец обратился в суд с данным иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии положениями пунктов "в", "д", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в том числе по принятию законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением, определены статьей 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", подпунктом 7 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Так, согласно статье 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе, принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в том числе относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами.

Статьей 100 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (действовала на момент издания оспариваемого нормативного правового акта) предусмотрена методика и утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 4.

В настоящее время порядок возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - вред), включая таксы и методику возмещения вреда утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства".

Охрана окружающей среды имеет федеральное значение и регулируется, прежде всего, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно части 10 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды равнозначна понятию природоохранной деятельности (в т.ч. по смыслу ч. ч. 1, 2 ст. 1 названного Закона) и определяется как деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона об охране окружающей среды, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Вопросы охраны зеленого фонда городских и сельских поселений урегулированы статьей 61 названного Федерального закона.

Анализ Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", регулирующего отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, показывает, что федеральный законодатель, возлагая обязанность возмещения вреда на юридических и физических лиц, причинивших вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, (пункт 1 статьи 77 названного Федерального закона), одновременно предусмотрел организационно-правовой механизм реализации этой обязанности, а также разграничил компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере.

Пунктом 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Абзацем семнадцатым статьи 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2015 N 219 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) определено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, в области лесных отношений, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

В этой связи к полномочиям Минприроды России отнесено принятие нормативных правовых актов по установлению такс и методик исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде (п. 5.2.47) и актов, устанавливающих особенности охраны, защиты и воспроизводства лесов, особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства ценных лесов, а также особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на особо защитных участках лесов (п. 5.2.130), принятие инструктивно-методических документов по вопросам взимания платы за негативные воздействия на окружающую среду (п. 5.2.49).

Аналогичное разъяснений содержится в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", согласно которому, таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

При таких обстоятельствах и с учетом того, что по смыслу Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов и отдельных компонентов, к которым относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство (абзацы второй и четвертый статьи 1 названного Федерального закона), то утверждение такс для исчисления вреда, причиненного окружающей среде, является прерогативой федеральных органов исполнительной власти, в связи с чем установление субъектом Российской Федерации указанных такс и методики приведет к нарушению принципов законности, равенства граждан перед законом и правовой определенности, поскольку наступление имущественной и иной ответственности за нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды, предполагающей возмещение вреда и наступление ответственности на основе единой нормативной правовой базы, действующей на всей территории Российской Федерации, фактически будет дифференцироваться в зависимости от установленных в регионе такс и методики определения ущерба.

При таком положении органы местного самоуправления не вправе устанавливать по своему усмотрению собственное нормативное регулирование по вопросу исчисления размера ущерба, причиненного лесным и зеленым насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам.

В свете вышеизложенного, в совокупности с вышеприведенными нормами законодательства в их взаимосвязи, суд соглашается с доводами административного истца о том, что оспариваемые пункты Методики приняты с превышением нормотворческой компетенции органа местного самоуправления (административного ответчика).

Кроме того, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции в силу подпункта «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96, является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

Помимо прочего, как уже указано выше, статьями 3, 5, 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" (ранее постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 года N 273) и региональным законом «О Правилах создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городе Новосибирске» утвержденным Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 22.02.2012 N 539 установлен механизм реализации принципа платности природопользования и полного возмещения причиненного ущерба за уничтожение (вырубку, снос) и (или) повреждение зеленых насаждений, выражающийся применительно к спорным правоотношениям в обязательности проведения компенсационного озеленения путем восстановления зеленых насаждений на равной или большей площади равноценными или более ценными видами зеленых насаждений (при проведении компенсационного озеленения в натуральной форме), путем предшествующего выдаче разрешения на вырубку или проведение иных работ, связанных со сносом или пересадкой зеленых насаждений, перечисления в соответствующий бюджет средств компенсационной стоимости в размере, обеспечивающем выполнение аналогичных по качеству и объему услуг озеленения, достаточных для достижения зелеными насаждениями размеров уничтоженных зеленых насаждений (при проведении компенсационного озеленения в денежной форме).

Пунктом 6 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что компенсации и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативу 100 процентов. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

Исходя из оспариваемых пунктов Методики, в данном случае в нарушение принципа полного возмещения причиненного ущерба и положений бюджетного законодательства оспариваемая норма устанавливает иной размер (снижает) размер компенсационной выплаты за причинение ущерба, вследствие чего не может обеспечить полное возмещение причиненного озелененным территориям и произрастающим на них зеленым насаждениям ущерба, восстановление зеленых насаждений на равной или большей площади равноценными или более ценными видами зеленых насаждений, выполнение аналогичных по качеству и объему услуг озеленения, достаточных для достижения зелеными насаждениями размеров уничтоженных зеленых насаждений.

Ссылка административного ответчика на тот факт, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет собственный предмет регулирования, принят в пределах полномочий органа местного самоуправления и не противоречит федеральному законодательству в сфере охраны окружающей среды и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц не нарушают, не может быть принята судом, поскольку основана на неправильном толковании норм материального права, в связи с вышеизложенными нормами законодательства в их взаимосвязи.

Ссылка административного ответчика на тот факт, что ранее решением Центрального районного суда г. Новосибирска по делу № 2-1191/2013 установлено, что Методика разработана во исполнение пункта 9.2 Правил, утвержденных постановлением мэрии города Новосибирска от 14.09.2012 N 9486 "Об утверждении Методики исчисления суммы восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории города Новосибирска", обстоятельства, установленные указанным решением являются преюдициальными для данного спора, судом отклоняются, поскольку в данном административном иске оспариваются иные положения нормативно-правового акта.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку судом установлено, что оспариваемые пункты Методики (нормативного правового акта) не соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (статьям 3, 77), Постановлению Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" (ранее постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 года N 273), суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований административного истца в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд исходит из принципов соблюдения баланса неопределенного круга лиц и считает, что поскольку оспариваемые пункты Методики до вынесения решения суда применялись, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск прокуратуры г. Новосибирска - удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда отдельные положения пунктов 1.1, 2.1, 2.2 Методики исчисления суммы восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории г. Новосибирска, утвержденной постановлением мэрии г. Новосибирска от 14.09.2012 №9486, а именно:

- пункт 1.1 в части применения методики исчисления суммы восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории г. Новосибирска при расчете размера вреда, причиненному зеленому фонду г. Новосибирска в результате сноса и (или) обрезки зеленых насаждений без получения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений;

- пункт 2.1 в части исчисления суммы восстановительной стоимости зеленых насаждений в зависимости от правомерности проведения работ;

- пункт 2.2 в части применения в формуле определения суммы восстановительной стоимости зеленых насаждений коэффициента «Ксс», слов «Ксс – коэффициент, учитывающий наличие (отсутствие) при проведении работ разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зеленых насаждений, оформленного в установленном порядке: 1,0 – с наличием разрешения; 2,0 – без наличия разрешения».

Возложить на мэрию г. Новосибирска обязанность по опубликованию данного судебного акта в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу, на официальном сайте г. Новосибирска novosibirsk.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2020 года

Судья С.Л.Малахов