ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2802/2022 от 05.09.2022 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-2802/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 сентября 2022 года. г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Фаустовой Г.А.

при секретаре Конопля Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2802/22 по административному иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области к административным ответчикам УФССП России по Ростовской области, Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области, судебному приставу-исполнителю МО по ОИП УФССП России по Ростовской области Пильгуй А, заинтересованное лицо Красносулинская городская прокуратура об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее – ТУ Росимущества в Ростовской области, административный истец) обратилось в суд с административным иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением от 25.05.2022 в рамках исполнительного производства -ИП.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 07.07.2021 Красносулинским районным судом Ростовской области вынесено решение по делу 2-650/2021 по иску Красносулинского городского прокурора к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее - ТУ Росимущества в Ростовской области), об обязании ТУ Росимущества в Ростовской области в теченеи шести месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения действующего законодательства о гражданской обороне, привести защитное сооружение гражданской обороны инв. № 401-61, расположенное по адресу: <адрес>, в готовность к приему укрываемых в соответствии с «СП 88,1333,2014. Свод правил «Защитные сооружения гражданской обороны», Актуализированная редакция СНиП II-11-77», утвержденными Приказом Минстроя России от 18.02.2014 № 59/пр., а также Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583.

В решении суда от 07.07.2021 установлен 6-месячный срок исполнения решения. Вместе с тем, 14.01.2022 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП по исполнительному листу от 14.12.2021 в отношении ТУ Росимущества в Ростовской области. В постановлении от 14.01.2022 установлен срок для добровольного исполнения 5 дней.

Постановлением от 07.02.2022 внесены изменения в ранее вынесенное постановление в части установленного срока. Срок изменен на 6-месячный.

25.05.2022, в рамках исполнительного производства -ИП, с ТУ Росимущества в Ростовской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

Обращаясь в суд с административным иском истец сослался на ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункты 2, 3 статьи Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» указал, что Росимущество в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, осуществляет полномочия в области гражданской обороны только в отношении Агентства, его территориальных органов и подведомственных организаций.

Далее административный истец указал, что Территориальным управлением Росимущества в Ростовской области были направлены в адрес Главного управления МЧС России по Ростовской области (по гражданской обороне и защите населения), в адрес Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области, а также в адрес МКУ «Управление по делам ГО и ЧС Красносулинского района Ростовской области» запросы о наличии либо отсутствии потребности в спорном защитном сооружении гражданской обороны, а также о том, кто подлежит укрытию в указанном защитном сооружении гражданской обороны (наименование организации, категория населения).

Согласно действующему законодательству, а также ответам Главного управления МЧС России по Ростовской области (по гражданской обороне и защите населения) и Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области следует, что потребность в ЗС ГО определяют органы местного самоуправления.

Согласно ответу МКУ «Управление по делам ГО и ЧС Красносулинского района Ростовской области» от 27.07.2021 № 79.16/1654 территория Красносулинского района к группам по гражданской обороне не относится, организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне на территории района не располагается.

Таким образом, потребность в данном защитном сооружении гражданской обороны отсутствует.

В настоящее время, в связи с отсутствием нуждаемости в указанном защитном сооружении гражданской обороны, что подтверждено уполномоченным органом - МКУ «Управление по делам ГО и ЧС Красносулинского района Ростовской области», Территориальным управлением и Главным управлением МЧС России по Ростовской области проводится подготовка документов на снятие с учёта защитных сооружений гражданской обороны, в том числе и защитного сооружения гражданской обороны инв. № 401-61 (П13610001513).

Поскольку ТУ Росимущества в РО является территориальным органом исполнительной власти - Росимущества, по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и финансируется исключительно за счет средств федерального бюджета, выделяемых на конкретные цели, Территориальным управлением направлены обращения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом от 04.02.2022 № 61-ДШ-10/874 и от 24.05.2022 № 61-ДШ-10/5055 о разъяснении дальнейших действий Территориального управления по исполнению решения Красносулинского районного суда Ростовской области. В ответ на данные обращения получено поручение от 02.06.2022 № МП-16/24816 о дальнейшем обжаловании судебных актов, принятых не в пользу Российской Федерации.

Таким образом, проведение дорогостоящих мероприятий по приведению указанного защитного сооружения в состояние готовности к приёму укрываемых, в отсутствие потребности в данном защитном сооружении) повлечет необоснованное и нецелесообразное расходование средств федерального бюджета.

Административный истец является территориальным органом органа государственной власти.

Для исполнения исполнительного документа требуется осуществление большого количества мероприятий. С учетом данных обстоятельств, установленный для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований срок, в связи с нарушением которого взыскан исполнительский сбор, является заведомо недостаточным.

При этом порядок финансового обеспечения деятельности ТУ Росимущества в Ростовской области определяется законом. Планирование соответствующих расходов бюджета и составление обоснования бюджетных ассигнований осуществляются главным распорядителем бюджетных средств К статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Будучи непосредственно подчиненным Росимуществу, Территориальное управление не располагает соответствующими полномочиями, финансовыми средствами и иными возможностями для самостоятельного исполнения решения Красносулинского районного суда Ростовской области от 26.07.2021.

Таким образом, у ТУ Росимущества в Ростовской области имелись объективные причины, препятствующие исполнению исполнительного документа в установленный срок.

На основании изложенного ТУ Росимущества в Ростовской области просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 25.05.2022 в рамках исполнительного производства -ИП.

Протокольным определением суда от 15.07.2022г. к участию в деле в качестве ответчика привлечен Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области.

Представитель административного истца ТУ Росимущества в РО ФИО1 в судебное заседание явилась поддержала заявленные административные требования в полном объеме, просила удовлетворить, дала пояснения аналогично изложенным в иске.

Административные ответчики и заинтересованное лицо в судебное заседание также не явились, извещены. Дело в отсутствие неявившихся административного ответчика и заинтересованного лица рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем, в соответствии с настоящим Федеральным законом, совершаются действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, в частности, в целях обеспечения исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение (п. 7).

Из ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве» следует, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор, согласно ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При рассмотрении дела судом установлено, что решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 0-7.07.2021 по гражданскому делу 2-650/2021 удовлетворены исковые требования Красносулинского городского прокурора к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее - ТУ Росимущества в Ростовской области), об обязании ТУ Росимущества в Ростовской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения действующего законодательства о гражданской обороне, привести защитное сооружение гражданской обороны инв. № 401-61, расположенное по адресу: <адрес>, в готовность к приему укрываемых в соответствии с «СП 88,1333,2014. Свод правил «Защитные сооружения гражданской обороны», Актуализированная редакция СНиП II-11-77», утвержденными Приказом Минстроя России от 18.02.2014 № 59/пр., а также Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583.

Постановлением от 14.01.2022 года судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по РО Д возбуждено исполнительное производство -ИП, на основании исполнительного листа ФС , выданного Красносулинским районным судом Ростовской области, установлен пятидневный срок для выполнения требований исполнительного документа.

Постановление от 14.01.2022 года судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по РО ТУ Росимущества в Ростовской области получило 01.02.2022 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по РО от 25.05.2022 года с ТУ Росимущества в Ростовской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 25.06.2022.

В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с ч.7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи, При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст.401 ГК РФ).

Как указано в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

В пункте 78 того же постановления разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Из изложенного следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличии или отсутствии оснований для возложения на него ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Применительно к изложенному, следует отметить, что основания для признания оспариваемого постановления от 25 мая 2022 года незаконным отсутствуют, однако, имеются объективные причины, препятствующие своевременному добровольному исполнению требований исполнительного документа после получения копии соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя, а также доказательства того, что в течение срока на добровольное исполнение должником осуществлялись конкретные действия, подтверждающие его намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке.

Как следует из материалов дела, Территориальным управлением Росимущества в Ростовской области были направлены в адрес Главного управления МЧС России по Ростовской области (по гражданской обороне и защите населения), в адрес Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области, а также в адрес МКУ «Управление по делам ГО и ЧС Красносулинского района Ростовской области» запросы о наличии либо отсутствии потребности в спорном защитном сооружении гражданской обороны, а также о том, кто подлежит укрытию в указанном защитном сооружении гражданской обороны (наименование организации, категория населения).

Согласно действующему законодательству, а также ответам Главного управления МЧС России по Ростовской области (по гражданской обороне и защите населения) и Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области следует, что потребность в ЗС ГО определяют органы местного самоуправления.

Согласно ответу МКУ «Управление по делам ГО и ЧС Красносулинского района Ростовской области» от 27.07.2021 № 79.16/1654 территория Красносулинского района к группам по гражданской обороне не относится, организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне на территории района не располагается.

Таким образом, потребность в данном защитном сооружении гражданской обороны отсутствует.

В настоящее время, в связи с отсутствием нуждаемости в указанном защитном сооружении гражданской обороны, что подтверждено уполномоченным органом - МКУ «Управление по делам ГО и ЧС Красносулинского района Ростовской области», Территориальным управлением и Главным управлением МЧС России по Ростовской области проводится подготовка документов на снятие с учёта защитных сооружений гражданской обороны, в том числе и защитного сооружения гражданской обороны инв. № 401-61 (П13610001513).

Согласно письму ГУ МЧС России по РО от 25.07.2022г. М203-3670 в МЧС России Департамент гражданской обороны и защиты населения, согласно которому в соответствии с приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» направлены для рассмотрения и согласования документы на снятие с учета защитных сооружений гражданской обороны инв. №№ 401-61, 402-61, 551-61, 552-61. Приложение на 115 листах.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по РО от 25.05.2022 года в рамках исполнительного производства № в размере 50 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Освободить Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области от взыскания исполнительского сбора установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по РО от 25.05.2022 года в рамках исполнительного производства -ИП в размере 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Г.А. Фаустова

Мотивированный текст решения в окончательной форме изготовлен 15 сентября 2022 года.

Судья: Г.А. Фаустова