ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2805/19 от 04.01.2019 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

25RS0004-01-2019-003737-30

Дело № 2а-2805/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2019 года Советский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего А.О. Семенцова, при секретаре Ю.А. Зюзь, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к УГА администрации г. Владивостока о признании решения незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к УГА администрации г. Владивостока о признании решения незаконным, возложении обязанности. В административном исковом заявлении указал, что является арендатором земельного участка площадью 1001 кв.м., с кадастровым <номер>, расположенного по адресу: <адрес>. Срок аренды установлен до 29.01.2057. 26.07.2019 он обратился к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Уведомлением УГА администрации г. Владивостока от 05.08.2019 № 195/2019 ему было сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на арендуемом земельном участке, поскольку вид разрешенного использования земельного участка не допускает строительство на нем объектов ИЖС. Земельный участок предоставлен для использования в целях ведения дачного хозяйства, расположен в территориальной смешанной общественно-деловой зоне (ОД 1). В соответствии с правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2019 № 462, основными видами и параметрами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства данной территориальной зоны размещение объектов индивидуального жилищного строительства не предусмотрено.

ФИО1 считает данное решение незаконным по следующим основаниям. Земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен для ведения дачного хозяйства. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действовавшего до 01.01.2019 дачный земельный участок – земельный участок, предоставленный гражданину или приобретаемый им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем…).

Согласно п. 1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2019, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.

Территориальная зона ОД 1, в которой расположен земельный участок административного истца, была установлена Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462 значительно позже постановки спорного земельного участка на кадастровый учет и предоставления земельного участка административному истцу. В связи с указанным, на момент установления территориальной зоны ОД 1 земельный участок административного истца уже был расположен на указанной территории и предоставлен для ведения дачного хозяйства.

Таким образом, административный истец вправе использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствии с целевым назначением.

С 01.03.2019 изменился порядок регистрации права собственности на объекты ИЖС, построенные на дачных (садовых) земельных участках. Согласно п.п. 16 и 17 ст. 55 ГрК РФ для регистрации права собственности на объект ИЖС, построенный на дачном (садовом) земельном участке застройщик подает уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Если уведомление о планируемом строительстве такого объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось (в т.ч. было возвращено застройщику в соответствии с ч. 6 ст. 51.1 ГрК РФ), уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата.

Таким образом, для завершения строительства и ввода в эксплуатацию объекта ИЖС на принадлежащем истцу дачном (садовом) земельном участке до направления уведомления об окончании строительства необходимо направить в орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС, что им было сделано.

Учитывая это, административный истец направил административному ответчику уведомление о планируемом строительстве, на которое получил вышеуказанный ответ. Данное решение нарушает права административного истца – арендатора земельного участка, препятствует реализации целевого назначения земельного участка. Административный истец лишен возможности завершить строительство индивидуального жилого дома и зарегистрировать право собственности на него.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просит суд признать незаконным уведомление УГА администрации г. Владивостока от 05.08.2019 № 195/209, обязать УГА администрации г. Владивостока повторно рассмотреть уведомление ФИО1 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 26.07.2019.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска, представила письменный отзыв, в котором указала, что земельный участок с кадастровым <номер> согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462, расположен в границах территориальной зоны ОД 1 – смешанной общественно-деловой зоне. Перечнем разрешенных видов использования земельных участков. Расположенных в территориальной зоне ОД 1, размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено. Кроме того, на дату приобретения права аренды на земельный участок с кадастровым <номер>, он уже находился в территориальной зоне ОД 1.

Так, согласно ответу УГА администрации г. Владивостока от 28.08.2019 № 27/1-4-3012 указанный земельный участок отнесен к зоне многофункциональной общественно-деловой зоны (ОД 1) решением Думы г. Владивостока от 12.10.2012 № 934 «О внесении изменений в приложение к решению Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа», в то время, как арендатором спорного земельного участка ФИО1 стал только в 2019 году.

С учетом изложенного, ФИО1 не мог не знать, что строительство индивидуального жилого дома в границах земельного участка с кадастровым <номер> не представляется возможным.

Суд, выслушав стороны, оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 1 ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.

Арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ).

В силу п.п. 1, 2 ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные (части 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Судом установлено, что ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 1001 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на срок с 30.01.2008 по 29.01.2057. Видом разрешенного использования спорного земельного участка является ведение дачного хозяйства.

Указанный земельный участок предоставлен ФИО1 на основании договора аренды земельного участка от 21.03.2008 № 05-Ч-10471, заключенного между Департаментом земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и ФИО3, соглашений о передаче прав и обязанностей по указанному договору аренды от 25.12.2017 и от 24.06.2019.

26.07.2019 ФИО1 обратился в УГА администрации г. Владивостока с уведомлением о планируемом строительстве на земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства, приложив к уведомлению необходимые документы.

Уведомлением от 05.08.2019 № 195/2019 ФИО1 было сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по следующим основаниям. Вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства», установленный для земельного участка с кадастровым <номер>, не подразумевает строительство объекта индивидуального жилищного строительства. Земельный участок с кадастровым <номер> расположен в территориальной смешанной общественно-деловой зоне (ОД 1). В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462 (в ред. от 27.12.2018) основными видами и параметрами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства данной территориальной зоны размещение объектов индивидуального жилищного строительства не предусмотрено. Земельный участок с кадастровым <номер> предоставлен для использования в целях ведения дачного хозяйства, строительство индивидуального жилого дома предполагает нецелевое использование земельного участка.

Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволяет строить на земельном участке объект индивидуального жилищного строительства.

Садовый земельный участок – это земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей (ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ).

Для целей применения в данном Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок» и «для ведения дачного хозяйства», содержащиеся в ЕГРН и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными (п. 7 ст. 54 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ).

Абзац 2 п. 4 ст. 85 ЗК РФ предусматривает использование объектов недвижимости без установления срока, приведения их в соответствие с градостроительным регламентом. При изменении правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование, у собственника земельного участка сохраняется возможность использования земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, которое было предусмотрено до изменения зонирования.

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер> был определен до вступления в силу Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462.

Таким образом, с учетом положений ст. 85 ЗК РФ, несмотря на принадлежность земельного участка с кадастровым <номер> к территориальной зоне (ОД 1), ФИО1 вправе использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, определенным до 07.04.2010.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что уведомление администрации г. Владивостока от 05.08.2019 № 195/2019 нарушает права арендатора земельного участка ФИО1, препятствует реализации целевого назначения участка. Административный истец лишен возможности строительства индивидуального жилого дома на участке, который сформирован и представлен именно для этой цели.

Права административного истца подлежат восстановлению посредством возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, поданное 26.07.2019.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным уведомление УГА администрации г. Владивостока от 05.08.2019 № 195/2019, обязать УГА администрации г. Владивостока повторно рассмотреть уведомление ФИО1 о планируемых строительстве или реконструкции объект индивидуального жилищного строительства или садового дома от 26.07.2019.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Советский районный суд г. Владивостока.

В окончательной форме решение составлено 24.09.2019.

Председательствующий: