Дело № 2а-2805/2020
УИД 24RS0002-01-2020-003754-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ачинск, ул. Дзержинского, 4 14 августа 2020 года
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Порядиной А.А.,
при секретаре Полатовской О.А.
с участием помощника Ачинского городского прокурора Картышовой Е.А.,
представителя Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Ачинского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 Смирновой Н.И. по доверенности от 10.08.2020 со сроком действия по 13.10.2020 года, диплома о высшем юридическом образовании ДВС 1112038 от 22.05.2001 года,
административного ответчика Фрибус М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Ачинского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 к Фрибус М. А. об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Ачинского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 обратилась с административным иском к Фрибус М.А. об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты, взыскании судебных расходов. Требования мотивированы тем, что 04 августа 2020 года решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Ачинского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 № 7/7 Фрибус М. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец <адрес>, зарегистрирован кандидатом в депутаты Ачинского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России на основании ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также на основании заявления. Однако, решение о регистрации указанного кандидата подлежит отмене, поскольку было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 ФЗ №67. В момент регистрации Фрибус М.А. кандидатом в депутаты Ачинского районного Совета депутатов шестого созыва, окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Ачинского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8 не владела сведениями о судимости кандидата, т.к. Фрибус М.А. скрыл факт наличия у него судимости. Факт наличия судимости подтверждается справкой из ИЦ ГУ МВД России по Красноярскому краю от 06.08.2020 № 45/1-4954. В связи с чем, на основании п. 6 ст. 76 ФЗ №67, ст. 239 КАС РФ избирательная комиссия обратилась в суд с иском об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Ачинского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8 от 04.08.2020 № 7/7 о регистрации кандидата в депутаты Фрибус М. А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Ачинск, а также взыскании с ответчика понесенных расходов в виде оплаченной госпошлины в размере 2 000 руб. (л.д. 2).
В судебном заседании представитель административного истца - окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Ачинского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8 – действующая на основании доверенности Смирнова И.И. административное исковое заявление и изложенные в нем доводы поддержала, просила заявленные требования удовлетворить, дополнительно указывая, что обязанность по сообщению надлежащих сведений о судимости лежит на кандидате, при подаче заявления Фрибус М.А. не указал данные о своей судимости, дополнений от Фрибус М.А. к поданным документам не поступало. Избирательной комиссией был направлен запрос о наличии судимости у кандидатов, 08.08.2020 года поступил ответ от 06.08.2020 из ГУ МВД по Красноярскому краю о том, что Фрибус М.А. был ДД.ММ.ГГГГ осужден. Получив данную справку, председатель окружной избирательной комиссии Гармаш Е.В. в телефонном режиме уточнила в ГУ МВД РФ по Красноярскому краю, где ей пояснили, что в 2020 году к базе ИЦ подгружена информационная база о судимостях по УК РСФСР, в связи с чем в ранее предоставленных справках данных о наличии судимости у Фрибус М.А. не имелось.
Административный ответчик Фрибус М.А. исковые требования не признал, пояснил, что является действующим депутатом Ачинского районного Совета депутатов 5 созыва на непостоянной основе, ранее в отношении него проводилась проверка на наличие судимости и всегда приходили данные об отсутствии таковой. При подаче 18.07.2020 заявления о регистрации в качестве кандидата в депутаты в избирательную комиссию данные о судимости не указал, поскольку полагает, что у него судимости не имеется. Ранее неоднократно запрашивал справки о наличии судимости и всегда приходили данные о том, что у него судимости нет. 21.06.1994 года Ачинским городским судом приговор в отношении него не выносился, кражу он не совершал, в судебном заседании не присутствовал, приговор не получал и его не обжаловал. Полагает, что избирательная комиссия ненадлежащим образом отработала, его вины в этом нет. Если бы в запрашиваемых справках была указана судимость, он бы ее указал, умысла скрывать это у него не было.
Представитель заинтересованного лица – Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом – телефонограммой и по электронной почте, причина неявки суду неизвестна, отзывов, возражений по исковым требованиям не представил.
Выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшей удовлетворить заявленные требования, поскольку установлен факт сокрытия административным ответчиком сведений о судимости, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Согласно пункту 2.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Аналогичные требования содержатся и в ч. 2 ст. 23 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае".
В силу подпункта 58 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ сведения о судимости кандидата - это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Пунктами 9 и 18 статьи 37, пунктом 7 статьи 63 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что сведения о судимости кандидата отражаются в избирательных документах: в подписном листе, листе поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), избирательном бюллетене.
Как установлено в судебном заседании, решением Ачинского районного Совета депутатов от 23 июня 2020 г. № 38-384Р на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Ачинского районного Совета депутатов шестого созыва (л.д. 7).
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Ачинского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8 от 04.08.2020 г. №7/7 кандидатом в депутаты Ачинского районного Совета депутатов шестого созыва, был зарегистрирован Фрибус М. А., выдвинутый избирательным объединением Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально – демократической партии России по одномандатному избирательному округу №8 (л.д. 12).
Участниками процесса, в том числе административным ответчиком не оспаривалось, что в представленном им 18.07.2020 г. в Окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Ачинского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 в порядке п. 2.1 ст. 33 ФЗ № 67-ФЗ в заявлении (л.д. 11), необходимым для выдвижения кандидата для участия в вышеуказанных выборах, административным ответчиком данные о наличии у него судимости указаны не были.
Вместе с тем, согласно представленному в материалы дела сообщению ГУ МВД России по Красноярскому краю от 06.08.2020 г. №45/1-4954 имеются сведения о судимости Фрибус М. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., по приговору Ачинского городского суда от 21.06.1994 года по ч. 2 ст. 89 УК РСФСР с применением ст. 46.1 УК РСФСР на срок 3 года лишения свободы условно с отсрочкой исполнения приговора на 1 год (л.д.13).
Согласно ч. 3 ст. 64 КАС РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу является обязательным для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Как следует из приговора Ачинского городского суда Красноярского края от 21 июня 1994 года, Фрибус М. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осужден за покушение на тайное хищение государственного имущества, т.е. кражу, по предварительному сговору группой лиц, поскольку преступление не было доведено до конца по причинам, не зависящим от воли подсудимых, т.е. по ст. 15, 89 ч. 2 УК РСФСР, назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года, в силу ст. 46-1 УК РСФСР отсрочено исполнение приговора на 1 год. В соответствии с п. 4 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции» от 23.02.1994 года освобожден от отбытия наказания. Приговор вступил в законную силу 28.06.1994 года (л.д. 36).
При таких обстоятельствах, возражения ответчика о том, что он указанное преступление не совершал, приговор в отношении него не выносился и, соответственно, судимости не имеет, суд признает несостоятельными, поскольку из имеющихся доказательств достоверно установлено, что именно административный ответчик Фрибус М.А. осужден по приговору суда от 21.06.1994 года.
В соответствии с пунктом 7 статьи 76 ФЗ № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (при этом пп. «е» - сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона);
з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что административным ответчиком при представлении им заявления в Избирательную комиссию в порядке ст. 33 ФЗ №67-ФЗ были скрыты сведения о его судимости (не указаны совсем сведения о погашенной судимости по приговору от 21.06.1994 года), что является предусмотренным законом основанием для отмены его регистрации в качестве кандидата (как в случае установления факта сокрытия сведений о судимости, так и в качестве вновь открывшегося обстоятельства).
Анализ норм избирательного законодательства, содержащих требования к кандидату, предусматривающих основания для отказа в его регистрации, а также отмены решения о регистрации кандидата или отмены его регистрации, свидетельствует о том, что к лицам, претендующим на занятие выборной государственной должности либо на вхождение в состав выборных органов местного самоуправления, законодатель предъявляет повышенные требования, поскольку реализация права избирать имеет публичный интерес в объективных итогах выборов и формировании на этой основе самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных в своей деятельности гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества, следовательно, избиратель вправе знать о любом совершенном кандидатом преступлении, если вина в этом установлена приговором суда.
При этом следует также иметь в виду, что право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления неразрывно связано с правом занимать публичную должность и тем самым осуществлять политическую власть, в том числе принимать нормативные правовые и правоприменительные акты, обязательные для других лиц. К репутации лиц, занимающих публичные должности, федеральным законодателем предъявляются повышенные требования и обусловлено это тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 10 марта 2016 года N 450-О "По жалобе гражданина Барсукова А.В. на нарушение его конституционных прав подпунктом 58 статьи 2 и пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.
В подтверждение позиции о необходимости указания сведений обо всех судимостях является внесение Федеральным законом от 21.02.2014 г. № 19-ФЗ дополнения в пп.58 ст. 2 ФЗ №67-ФЗ о необходимости кандидату сообщать сведения не только об имеющейся судимости, но и погашенных и снятых судимостях.
Доводы административного ответчика о том, что избирательная комиссия ненадлежащим образом выполняла свои обязанности в судебном заседании не нашли своего подтверждения, т.к. обязанность по предоставлению сведений о судимости лежит на лице, принявшим решение баллотироваться, отсутствие у него судимости (с его слов) не освобождает от обязанности по соблюдению требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Возражения ответчика о предоставлении ранее ГУ МВД РФ по Красноярскому краю сведений, в том числе справки от 09.04.2019 года об отсутствии судимостей Фрибус М.А., правового значения для рассматриваемого административного спора не имеют, равно как и несогласие ответчика с работой правоохранительных органов, поскольку предметом настоящего спора не являются.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что в рамках настоящего дела достоверно установлен факт сокрытия административным ответчиком сведений о его судимости, о наличии которой он не мог не знать; указание данных сведений в силу закона, предъявляющего в этой части повышенные требования к кандидату и его репутации, является обязательным и необходимо для формирования полного и объективного восприятия избирателями информации о кандидате, при этом именно кандидат обязан строго соблюдать правовые предписания, регламентирующие процедуру уведомления избирательной комиссии о согласии баллотироваться, четко исполнять возложенные на него обязанности по представлению и заполнению документов, необходимых для его регистрации, и несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в них сведений.
На основании вышеизложенного, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Помимо этого, согласно ст. 111 КАС с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 2000 руб.
Руководствуясь статьями 175-180,244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Ачинского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 к Фрибус М. А. об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты удовлетворить.
Отменить регистрацию кандидата в депутаты Ачинского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва Фрибус М. А., выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально – демократической партии России по одномандатному избирательному округу №8.
Об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу необходимо сообщить в Ачинский городской суд.
Взыскать с Фрибус М. А. в пользу Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Ачинского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в течение 5 дней со дня его принятия.
Председательствующий судья А.А. Порядина
Мотивированное решение изготовлено 14.08.2020 г.