ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2805/2021 от 02.09.2021 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2021 года г.Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Илларионовой А.А.,

при секретаре Ким В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2805/2021 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Эскину ФИО8 о взыскании недоимки по налогу и пени,

установил:

УФНС по Тульской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Эскину М.А. о взыскании недоимки по налогу и пени.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Эскин М.А. состоит на налоговом учёте в Управлении Федеральной налоговой службы по Тульской области и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги.

По сведениям о государственной регистрации перемены имени Еськин ФИО9 сменил фамилию и имя ДД.ММ.ГГГГ на Эскин ФИО10.

Налоговым органом выставлены требования по уплате:

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с ДД.ММ.ГГГГ прочие начисления, в размере пени – 300,41 руб., налога – 14 769,08 руб.,

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в размере пени – 1282,41 руб., налога – 64 579,63 руб.,

По данным налогового органа, за Эскиным М.А. имеется задолженность по:

- (Н/А) НДФЛ налоговых агентов, за исключением доходов по ст.227,227.1 и 228 НК РФ прочие начисления, в размере пени – 1 959,88 руб., налога – 808,00 руб., штрафа – 5 542,00 руб.,

- налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере пени – 25 436,29 руб., налога – 76 460,00 руб., штрафа – 7646,00 руб.,

- налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, в размере пени – 39 143,51 руб., налога – 83 313,99 руб.

Согласно ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) Эскин М.А. является плательщиком транспортного налога на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств в налоговые органы, в соответствии с п.4 ст. 85, п.1 ст.362 НК РФ.

В соответствии с данными Управления ГИБДД по Тульской области за налогоплательщиком зарегистрированы транспортные средства, перечень которых указан в уведомлении об уплате налога.

Эскину М.А. начислен транспортный налог и направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ по месту его регистрации, которое в установленный срок не исполнено.

Для добровольного исполнения обязанности по уплате налога и пени, установленной на основании п.1 ст.23, п.1 ст. 45, ст.69, ст. 75 НК РФ, налогоплательщику направлено требование по месту регистрации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ в сумме: пени -29,89 руб., налог-2 120,00 руб. Общая сумма задолженности составила: 323 391,09 руб.

В установленный срок требование не исполнено. Налоговым органом частично списана задолженность по налогам.

Расчет транспортного налога:

Транспортное средство: <данные изъяты>

(налоговая база/лошадиные силы) * (налоговая ставка/руб.) * (количество месяцев владения в году/12) = сумма исчисленного налога.

117,00*25,40*2/12=495,00 руб. (за период владения 2017 год),

Транспортное средство: <данные изъяты>

(налоговая база/лошадиные силы) * (налоговая ставка/руб.) * (количество месяцев владения в году/12) = сумма исчисленного налога.

120,00*40,00*1/12=400,00 руб. (за период владения 2017 год),

Транспортное средство: <данные изъяты>

(налоговая база/лошадиные силы) * (налоговая ставка/руб.) * (количество месяцев владения в году/12) = сумма исчисленного налога.

69,00*33,00*1/12=190,00 руб. (за период владения 2017 год),

Транспортное средство: <данные изъяты>

(налоговая база/лошадиные силы) * (налоговая ставка/руб.) * (количество месяцев владения в году/12) = сумма исчисленного налога.

120,00*40,00*1/12=400,00 руб. (за период владения 2017 год),

Транспортное средство: <данные изъяты>

(налоговая база/лошадиные силы) * (налоговая ставка/руб.) * (количество месяцев владения в году/12) = сумма исчисленного налога.

150.00*25.40*2/12=635,00 руб. (за период владения 2017 год).

Указанная задолженность взыскивалась в порядке приказного производства. Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области обратилось с заявлением о вынесении судебного приказа к Мировому судье судебного участка №75 Центрального судебного района г.Тулы на взыскание с должника Эскина М.А. налоги и пени.

Мировым судьей судебного участка №75 Центрального судебного района г.Тулы вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в вынесении судебного приказа.

Просит суд восстановить пропущенный срок для подачи искового заявления о взыскании суммы обязательных платежей и санкций с Эскина М.А.

Взыскать с Эскина М.А. в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области:

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с ДД.ММ.ГГГГ прочие начисления, в размере пени – 300,41 руб., налога – 14 769,08 руб.,

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в размере пени – 1282,41 руб., налога – 64 579,63 руб.,

- (Н/А) НДФЛ налоговых агентов, за исключением доходов по ст.227,227.1 и 228 НК РФ прочие начисления, в размере пени – 1 959,88 руб., налога – 808,00 руб., штрафа – 5542,00 руб.,

- Налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере пени – 25 436,29 руб., налога – 76 460,00 руб., штрафа – 7 646,00 руб.,

- Налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, в размере пени – 39 143,51 руб., налога – 83 313,99 руб.

- транспортный налог с физических лиц, в размере пени - 29,89 руб., налога - 2120,00 руб., а всего 323 391,09 руб.

Представитель административного истца УФНС по Тульской области по доверенности Воронина С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещалась своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Административный ответчик Эскин М.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, в представленном суду заявлении, поступившем в суд ДД.ММ.ГГГГ, просил об отложении судебного заседания для ознакомления с материалами дела.

Суд, рассмотрев ходатайство административного ответчика об отложении рассмотрения дела, не нашел оснований для его удовлетворения, поскольку из данного заявления следует, что Эскин М.А. ознакомлен материалами дела с помощью фотофиксации ДД.ММ.ГГГГ, то есть заблаговременно до судебного заседания, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика Эскина М.А. по ордеру адвокат Чудаков А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом, представил суду письменные возражения на административное исковое заявление, согласно которым для взыскания задолженности по налогам, пеням, страховым взносам и сборам применяется срок, установленный п. 3 ст. 46 НК РФ, а именно: шесть месяцев с даты окончания срока уплаты по требованию. При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления. Таким образом, применяя срок давности к спорным правоотношениям, суд должен исходить из отсутствия уважительных причин его пропуска. В настоящем деле налоговым органом пропущены сроки на взыскание задолженности и об уважительности причин пропуска данного срока не заявлено. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Суд, исследовав письменные доказательства по делу, а также административный материал о возврате заявления УФНС по Тульской области о вынесении судебного приказа , приходит к следующему.

Как указано в статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Данная обязанность закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации.

Раскрывая природу и нормативное содержание закрепленной в названной норме конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что данная обязанность имеет особый, публично-правовой характер, а ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы, - иначе нарушались бы воплощенный в ст. 57 Конституции РФ конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом.

В соответствии с этим государство, следуя необходимости своевременного и в полном объеме взимания законно установленных налогов и сборов как условия надлежащего финансового обеспечения конституционных функций публичной власти и реализуя свой фискальный суверенитет, вправе и обязано устанавливать эффективные механизмы контроля и ответственности в сфере налогообложения, которые, не нарушая конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечивали бы надлежащее выполнение налогоплательщиками возложенной на них налоговой обязанности и защиту публичных интересов в случаях неуплаты или неполноты уплаты налога. Неуплата налога в срок, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога, поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога (Постановление от 17 декабря 1996 года № 20-П).

Закрепляя обеспечительный механизм реализации конституционной обязанности по уплате налогов, федеральный законодатель установил в Налоговом кодексе РФ, в частности, ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) (п. 1 ст. 122), а также обязанность налогоплательщика, просрочившего уплату причитающихся сумм налогов или сборов, выплатить дополнительную денежную сумму (пеню), начисляемую за каждый календарный день просрочки начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункты 1 и 3 ст. 75). При этом сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу ст.ст. 45, 46 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст.ст. 46, 47 Налогового кодекса РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса РФ.

Согласно положениям ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты.

В соответствии с п. 1 ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно п.п. 2-4 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ, которое в соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

Согласно п.1 ст.420 объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса): 1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг; 2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений; 3) по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

На основании п. 3 ст. 420 Налогового кодекса РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.

Согласно ст. 432 Налогового кодекса РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (часть 2). В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе (пункт 5).

Подпунктом 1 ст. 430 Налогового кодекса РФ установлен дифференцированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для указанной категории плательщиков в зависимости от величины дохода плательщика за расчетный период и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

Согласно п.1 ст.423 Налогового кодекса РФ расчетным периодом признается календарный год.

Ранее, до вступления в законную силу (1 января 2017 года) Федерального закона №243-ФЗ от 3 июля 2016 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» аналогичные положения содержались в пункте 2 части 1 статьи 5, а также статье 16 Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 года № 621-О-О указал, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.

Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения этого статуса и до момента внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Согласно ч. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Особенности исчисления налога физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, установлены статьей 227 НК РФ.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений ст. 227 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ст. 224 Налогового кодекса РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей налогового кодекса РФ, доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются: материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами.

Статья 14 НК РФ относит транспортный налог к категории региональных налогов, за счет которого формируется доходная часть бюджета соответствующего региона согласно ст. 56 Бюджетного Кодекса РФ.

Согласно ст. 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Согласно ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается данным кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты.

Статья 357 Налогового кодекса РФ определяет, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Как установлено ст. 7 Закона Тульской области от 28.11.2002 № 343-ЗТО «О транспортном налоге» (далее - Закон Тульской области № 343-ЗТО) уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Согласно п.п. 2-4 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Согласно п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии со ст.70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.1 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

С учетом положений пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса РФ, введенных в действие Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Как установлено материалами дела, Эскин М.А. состоит на налоговом учёте в Управлении Федеральной налоговой службы по Тульской области и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги.

На основании ст. 419 НК РФ, ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от ДД.ММ.ГГГГ Эскин М.А. является плательщиком страховых взносов.

Эскин М.А. состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя до ДД.ММ.ГГГГ.

Так же Эскин М.А. в 2018 году являлся плательщиком транспортного налога как собственник транспортных средств: <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты>, FIAT DUCATO, государственный регистрационный номер Р166ХА71, HYUNDAI <данные изъяты>, что Эскином М.А. не отрицалось в своих возражениях.

По сведениям о государственной регистрации перемены имени Еськин ФИО11 сменил фамилию и имя ДД.ММ.ГГГГ на Эскин ФИО12, что подтверждается скриншотами УФНС России по <адрес>.

ФИО2 направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ с указанием суммы задолженности на налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплаты страховой пенсии и прочие начисления за 4<адрес>года в общем размере 2 040,81 руб. – пени, с разъяснением обязанности уплатить указанные суммы в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также с разъяснением оснований и порядка взимания пени, последствий неисполнения требования об уплате налога.

ФИО2 направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ с указанием суммы задолженности на налог на доходы физических лиц, полученных в виде дивидендов в общем размере 106,80 руб. - штраф, с разъяснением обязанности уплатить указанную сумму в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также с разъяснением оснований и порядка взимания пени, последствий неисполнения требования об уплате налога.

ФИО2 направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ с указанием суммы задолженности на налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ, на налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, на (Н/А) НДФЛ налоговых агентов, за исключением доходов по ст.227, 227 и 228 НК РФ в общем размере 237 412 руб. – налог, 88 410 руб. – пени и 13 188 руб. - штраф, с разъяснением обязанности уплатить указанные суммы в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также с разъяснением оснований и порядка взимания пени, последствий неисполнения требования об уплате налога.

ФИО2 направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ с указанием суммы задолженности на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный Фонд ОМС с ДД.ММ.ГГГГ, на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату пенсии до ДД.ММ.ГГГГ, прочие начисления за 2017 год в общем размере 14454 руб. – налог, 206,10 руб. – пени, с разъяснением обязанности уплатить указанные суммы в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также с разъяснением оснований и порядка взимания пени, последствий неисполнения требования об уплате налога.

ФИО2 направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ с указанием суммы задолженности на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный Фонд ОМС с ДД.ММ.ГГГГ, на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату пенсии до ДД.ММ.ГГГГ, прочие начисления в общем размере 3 102,15 руб. – налог, 204,15 руб. – пени, с разъяснением обязанности уплатить указанные суммы в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также с разъяснением оснований и порядка взимания пени, последствий неисполнения требования об уплате налога.

ФИО2 направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ с указанием суммы задолженности на (Н/А) НДФЛ налоговых агентов, за исключением доходов по ст.227, 227 и 228 НК РФ, страховые взносы обязательное пенсионное страхование и на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 32 385 руб. – налог и 1 169,60 руб. - пени, с разъяснением обязанности уплатить указанные суммы в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также с разъяснением оснований и порядка взимания пени, последствий неисполнения требования об уплате налога.

ФИО2 направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ с указанием суммы задолженности на транспортный налог в общем размере 2 410 руб. – налог, 33,98 руб. – пени, с разъяснением обязанности уплатить указанные суммы в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также с разъяснением оснований и порядка взимания пени, последствий неисполнения требования об уплате налога.

ФИО2 направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ с указанием суммы задолженности на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 36 238 руб. – налог, 120,80 руб. – пени, с разъяснением обязанности уплатить указанные суммы в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также с разъяснением оснований и порядка взимания пени, последствий неисполнения требования об уплате налога.

Установленные судом обстоятельства достоверно подтверждаются письменными материалами дела. Доказательств полной уплаты предъявленных ко взысканию налога и пени, равно как и доказательств неполучения Эскиным М.А. указанных налоговых требований суду не представлено.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст.ст. 46, 47 Налогового кодекса РФ.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Абзацем 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Статьей 48 Налогового кодекса РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Обращаясь с настоящим иском, административный истец просит восстановить пропущенный срок на подачу иска о взыскании с административного ответчика налога и пени.

Разрешая данное ходатайство, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по Тульской области обратилось к мировому судье судебного участка Центрального судебного района г.Тулы с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Эскина М.А. о взыскании задолженности по налогам и пени на общую сумму 323 224,93 руб., приложив вышеуказанные налоговые требования.

ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка Центрального судебного района <адрес> вынес определение о возврате УФНС России по Тульской заявления о вынесении судебного приказа в отношении Эскина М.А. в соответствии с п.1 ч.1 ст.123.4 КАС РФ, в связи с тем, что к заявлению о вынесении судебного приказа не приложены требования об уплате налога, сбора, страховых возрос, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых возрос, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с данного должника (к заявлению о вынесении судебного приказа не приложены требования, адресованные Эскину В.А.).

Заявление о выдаче судебного приказа поступило мировому судье судебного участка Центрального судебного района по истечении срока, предусмотренного ч. 2 ст. 48 НК РФ.

В данном случае срок обращения с заявлением в суд истек по требованию ДД.ММ.ГГГГ, по требованию ДД.ММ.ГГГГ, по требованию ДД.ММ.ГГГГ, по требованию ДД.ММ.ГГГГ, по требованию ДД.ММ.ГГГГ, по требованию ДД.ММ.ГГГГ, по требованию ДД.ММ.ГГГГ, по требованию ДД.ММ.ГГГГ, а с заявлением о выдаче судебного приказа налоговая инспекция обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя 2-3 лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Административное исковое заявление УФНС России по Тульской области направлено в Центральный районный суд г.Тулы ДД.ММ.ГГГГ посредством почтовой связи, что подтверждается почтовым конвертом, то есть по истечении значительно пропущенного срока обращения в суд.

Подтверждений того, что данный срок не был пропущен или был пропущен по уважительным причинам, административным истцом суду не представлено.

Кроме того, мировым судьей заявление о вынесении судебного приказа не рассматривалось, оно было возвращено УФНС России по Тульской области.

Возвращение заявления о вынесении судебного приказа не препятствует взыскателю повторно обратиться в суд с таким заявлением после устранения недостатков, указанных в определении мирового судьи (части 1 и 2 статьи 123.4 Кодекса). Если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

На основании изложенного УФНС России по Тульской области после устранения недостатков, указанных в определении ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка Центрального судебного района г.Тулы вправе был вновь обратиться к мировому судье судебного участка № 75 Центрального судебного района г.Тулы с заявление о вынесении судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Вместе с тем, УФНС России по Тульской области является специализированным государственным органом, призванным от имени государства осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.

Частью 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Согласно части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.

В данном конкретном случае своевременность подачи заявления о выдаче судебного приказа и административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Изложенное выше свидетельствует о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.

Начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов либо днем вынесения определения об отмене судебного приказа.

В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Административный истец УФНС России по Тульской области в обоснование ходатайства не привел каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих реализовать право на обращение в суд в установленный законом срок.

Таким образом, налоговым органом право на обращение в суд в установленные законом сроки не реализовано при отсутствии препятствий к совершению данных действий.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Оснований для восстановления пропущенного процессуального срока судом не установлено, поскольку уважительных причин их пропуска стороной административного истца не приведено.

Поскольку на дату обращения с настоящим административным иском в суд налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

При отсутствии права на получение основного обязательства не имеется оснований для удовлетворения требований о взыскании и пени.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 138,175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

УФНС России по Тульской области отказать в восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления.

В удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Эскину ФИО13 о взыскании недоимки по налогу и пени, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 03.09.2021

Судья: