Дело № 2а-280/2019 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 мая 2019 года г. Пласт Пластский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Данилкиной А.Л., при секретаре Долгополовой С.В., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Пластовского муниципального района Челябинской области к Челябинской транспортной прокуратуре о признании незаконным представления прокурора, установил: Администрация Пластовского муниципального района Челябинской области (далее – администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Челябинской транспортной прокуратуре, в котором просила признать незаконным, не подлежащим исполнению представление транспортного прокурора Челябинской транспортной прокуратуры от 31 января 2019 года исх. № об устранении нарушений федерального законодательства, внесенное в администрацию Пластовского муниципального района. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что транспортным прокурором Челябинской транспортной прокуратуры в администрацию Пластовского муниципального района внесено представление от 31 января 2019 года исх.№ об устранении нарушений федерального законодательства, в котором к администрации Пластовского муниципального района предъявлено требование принятия административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов на Пластовским муниципальным районом. Указанно представление поступило в администрацию 07 февраля 2019 года. Администрация считает данное представление незаконным, подлежащим отмене. П. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливает, что муниципальной услугой может быть признана деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, перечень которых установлен ст.ст. 14, 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», либо иных вопросов, полномочиями по решению которых органы местного самоуправления наделены в порядке, установленном Законом № 131-ФЗ, либо в случаях прямо предусмотренных федеральными законами. Считает, что взаимосвязи между п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ и п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ не имеется. Федеральные правила не относят ни действия органов местного самоуправления по выдаче разрешений, указанных в п. 49, ни сами действия по использованию воздушного пространства к оказанию транспортных услуг населению и вообще к вопросам местного значения. Воздушный кодекс Российской Федерации также не наделает органы местного самоуправления какими-либо полномочиями по регулированию отношения в сфере деятельности воздушного транспорта, в том числе по созданию условий для предоставления транспортны услуг населению воздушным транспортом, по организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортном между поселениями в границах муниципального района. Указанных в ч. 1 ст. 7.1 Воздушного кодекса РФ объектов инфраструктуры воздушного транспорта на территории Пластовского муниципального района не имеется. Никакие иные полномочия в области использования воздушного пространства органам местного самоуправления Пластовского муниципального района федеральными законами, законами субъектов РФ не передавались. Кроме того, считает, что никакими нормативными актами не предусмотрена обязанность принятия отдельного административного регламента по выдаче разрешения на авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации. На территории Пластовского муниципального района отсутствуют иные виды транспортной инфраструктуры, кроме автомобильного транспорта. Транспортные услуги оказываются с соблюдением всех требований законодательства Российской Федерации в области оказания транспортных услуг населению: принятием административных регламентов, реестров муниципальных маршрутов и т.д., которые размещены на официальном сайте администрации Пластовского муниципального района в сети «Интернет». Таким образом, администрация считает, что деятельность по выдаче разрешения на авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над территорией Пластовского муниципального района не является муниципальной услугой по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, не относится к вопросам местного значения, в связи с чем не требует принятие отдельного административного регламента. Требования прокурора, указанные в представлении являются незаконными и подлежащими отмене. Представитель административного истца администрации Пластовского муниципального района Челябинской области Михайлов А.В., действующий на основании доверенности № от 19 января 2018 года, имеющий высшее юридическое образование, в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Представитель административного ответчика Челябинской транспортной прокуратуры – помощник Челябинского транспортного прокурора Якубович Н.Н. в судебном заседании просила в удовлетворении административных требований отказать. Считает предписание прокурора законным, отсутствие в Пластовском муниципальном районе административного регламента нарушает права пользователей воздушного пространства на получение муниципальной услуги и создает угрозу безопасности воздушного движения. Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Челябинской транспортной прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере безопасности полетов. По результатам проведенного анализа 31 января 2019 года Челябинским транспортным прокурором вынесено представление в адрес главы Пластовского муниципального района об устранения нарушений федерального законодательства (л.д.10-12). В представлении транспортный прокурор указал, что в нарушение требований закона в Пластовском муниципальном районе отсутствует административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над Пластовским муниципальным районом. Выявленное нарушает права пользователей воздушного пространства на получение муниципальной услуги в соответствии с установленным стандартом и создает прямую угрозу безопасности воздушного движения, в связи с отсутствием полной, актуальной и достоверной информации об условиях, при соблюдении которых возможно получение положительного разрешения на использование воздушного пространства в пределах границ Пластовского муниципального района. Администрацией Пластовского муниципального района Транспортному прокурору направлен ответ, что нормативный акт, которым установлен порядок выдачи разрешений на выполнение полетов администрацией не разрабатывался, так как его разработка не предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (л.д. 25). Не согласившись с представлением Челябинского транспортного прокурора от 31 января 2019 года администрация Пластовского муниципального района Челябинской области обратилась с настоящими требованиями и просила признать незаконным и не подлежащим исполнению указанное представление. Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. На основании п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ). В ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ указано, что разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу. В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Согласно ч. ч. 1, 2 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства. На основании ст. 16 Воздушного кодекса Российской Федерации в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В силу положений п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138, авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления. Изучив указанные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что представление транспортного прокурора от 31 января 2019 года является законным, не нарушает прав и законных интересов администрации, вынесено с соблюдением предусмотренных законом порядка принятия и формы акта прокурорского реагирования, в рамках полномочий, предоставленных прокурору Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в силу п. 1 ст. 21, п. 3, ст. 22, ст. ст. 24, 28 которого, прокурор при осуществлении своих служебных полномочий действует в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства; при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, в случае установления факта нарушения ими закона. Вопреки доводам администрации, суд считает, что поскольку выдача разрешений на авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над территорией Пластовского муниципального района входит в полномочия органа местного самоуправления – Пластовского муниципального района Челябинской области, то вопрос о выдаче таких разрешений должен быть регламентирован. Суд находит заслуживающими внимания доводы транспортного прокурора в представлении о том, что отсутствие соответствующего административного регламента приводит к нарушению прав пользователей воздушного пространства на получение муниципальной услуги в соответствии с установленным стандартом и создает прямую угрозу безопасности воздушного движения, поскольку отсутствует нормативно установленных порядка и условий, при соблюдении которых возможно получение разрешения на использование воздушного пространства в пределах границ Пластовского муниципального района. При таких обстоятельствах, требования администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о признании незаконным и не подлежащим исполнению представление прокурора Челябинской транспортной прокуратуры от 31 января 2019 года исходящий № об устранении нарушений федерального законодательства, внесенное в администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области, удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: В удовлетворении административных исковых требований администрации Пластовского муниципального района Челябинской области к Челябинской транспортной прокуратуре о признании незаконным и не подлежащим исполнению представление прокурора Челябинской транспортной прокуратуры от 31 января 2019 года исходящий № об устранении нарушений федерального законодательства, внесенное в администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Пластский городской суд Челябинской области. Председательствующий: |