Дело № 2А-280/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2020 г. г.Вяземский
Вяземский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Матвиевской К.А.,
при секретаре Коняевой Я.И.,
с участием административного истца Шишкина В.В.,
административного ответчика – главы сельского поселения «Село Кукелево» Вяземского района Лиходеевой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Шишкина Виктора Викторовича к главе сельского поселения «Село Кукелево» Вяземского муниципального района Хабаровского края об оспаривании бездействия должностного лица и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Шишкин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к главе сельского поселения «Село Кукелево» Вяземского муниципального района Хабаровского края, прокурору Вяземского района Хабаровского края об оспаривании бездействия должностных лиц и возложении обязанности, просил признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - главы сельского поселения село Кукелево Вяземского района Хабаровского края – Лиходеевой В.Н., выразившееся в незаверении пакета документов и непредставлении гарантийного письма для участия в конкурсе Территорий общественного самоуправления; обязать главу сельского поселения село Кукелево Вяземского района Хабаровского края - Лиходееву В.Н. при последующем обращении совершить действия по заверению пакета документов и предоставлению гарантийного письма для участия в конкурсе Территорий общественного самоуправления в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца; признать незаконным бездействие прокурора Вяземского района Хабаровского края Блудова И.А. по непредставлению письменного ответа на обращение административного истца от 10.02.2020; обязать прокурора Вяземского района Хабаровского края Блудова И.А. предоставить письменный ответ на обращение административного истца от 10.02.2020. Требования мотивированы тем, что он (Шишкин В.В.), являясь председателем ТОС «Прибрежный» подготовил проект для участия в конкурсе грантов, реализуемом правительством Хабаровского края со сроком приема документов до 14.02.2020. Для регистрации проекта ТОС необходимо было заверить документы подписью и печатью главы сельского поселения, а также предоставить гарантийное письмо от главы села Кукелево Вяземского района Хабаровского края - Лиходеевой В.Н., гарантирующее прием на баланс результата выполненных работ согласно проекта ТОС, в случае его реализации. Административный истец 30.01.2020 обратился с соответствующим заявлением к главе сельского поселения, которая не произвела необходимых для участия в конкурсе действий по заверению пакета документов, не предоставив ответ на письменные и устные обращения административного истца. Также главой намеренно были внесены изменения в проектную документацию, высылаемую на почту администрации села Кукелево kukelevo_bukh@mail.ru для заверения. Административный истец 10.02.2020 обратился в прокуратуру Вяземского района Хабаровского края с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования к административному ответчику Лиходеевой В.Н. При этом, ответ на заявление от 10.02.2020 административным истцом также не был получен до настоящего времени. Также административный истец обратился с жалобой на бездействие административного ответчика Лиходеевой В.Н. в Главное управление внутренней политики Правительства Хабаровского края, на данное обращение был получен ответ о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, Главное управление не наделено полномочиями по применению каких-либо мер воздействия в отношении глав муниципальных образований Хабаровского края. Считает, что бездействие административного ответчика Лиходеевой В.Н. повлекло за собой противодействие в реализации прав председателя ТОС «Прибрежный» Шишкина В.В., создало препятствия к осуществлению прав на участие в конкурсе проектов общественного самоуправления. Оспариваемое бездействие прокурора Вяземского района также нарушило права административного истца на получение ответа на обращение в установленные законом сроки. При этом срок рассмотрения обращения не продлевался, заявитель не уведомлялся о причинах задержки ответа и характере принятых мер.
В ходе рассмотрения дела на основании определения суда от 30.07.2020 к участию в деле в качестве соответчика была привлечена прокуратура Хабаровского края.
Определением суда от 26.08.2020 производство по делу в части требований, заявленных к прокурору Вяземского района, прокуратуре Хабаровского края прекращено в связи с отказом административного истца от исковых требований в этой части.
Шишкин В.В. при рассмотрении дела заявленные исковые требования поддержал, приведя в обоснование доводы, изложенные в административном исковом заявлении, дополнительно пояснил, что административным ответчиком Лиходеевой В.Н. намеренно и неоднократно были внесены изменения в проект ТОС. Административный ответчик должен был рассмотреть обращение, заверить документы и предоставить гарантийное письмо либо направить письменный отказ, чего не сделал, нарушив право административного истца на участие в конкурсе проектов общественного самоуправления.
Административный ответчик - глава сельского поселения «Село Кукелево» Вяземского муниципального района Лиходеева В.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признала, мотивируя тем, что администрацией сельского поселения «Село Кукелево» не были нарушены права, препятствующие к осуществлению реализации законных интересов истца. 30.01.2020 от Шишкина В.В. в администрацию поселения «Село Кукелево» по электронной почте поступил проект автомобильной парковки села Кукелево и смета, а также копии правоустанавливающих документов. Данный Проект ТОС «Автомобильная парковка» 31.01.2020 был электронной почтой направлен на проверку в отдел экономической политики администрации Вяземского муниципального района (ФИО6). 04.02.2020 получен ответ по проверке проекта ТОС «Автомобильная парковка». Согласно п.п.6.2.части 6 «Требования к заявлению и документам» Положения о предоставлении грантов в форме иных межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края в целях поддержки проектов, инициируемых муниципальными образованиями края по развитию территориального общественного самоуправления», документы, указанные в абзацах четвертом - седьмом пункта 6.1 настоящего раздела Положения, главой сельского поселения были прошиты, пронумерованы, подписаны и заверены печатью местной администрации. В пунктах проекта ТОС: «телефон, электронная почта ТОС, сведения о руководителе ТОС» из-за технической ошибки не пропечатались принтером номер телефона и номер эл.почты, что произошло не умышленно и не повлекло какого-либо вреда. Доработанный проект ТОС «Прибрежный» «Автомобильная парковка села Кукелево», в администрацию не поступил. Гарантийное письмо о приеме на баланс администрации результата выполненных работ проекта ТОС «Прибрежный» «Автомобильная парковка села Кукелево» не было подписано по причине того, что территория напротив Дома культуры с.Кукелево, на которой Шишкин В.В., руководитель ТОС «Прибрежный», планировал построить автомобильную парковку, не входит в границы ТОС «Прибрежный». В ТОС «Прибрежный» входит территория 3 домов: <адрес> Администрацией поселения было предложено Шишкину В.В. «Автомобильную парковку села Кукелево» взять ТОСу в долевую собственность в пределах ТОС «Прибрежный». Кроме того, напротив Дома культуры <адрес>, находится парк с посадками сосен, с установленным памятником погибшим односельчанам в годы ВОВ, спортивная и детская игровая площадка с конструкциями. Улица Набережная с. Кукелево является водоохранной зоной реки Уссури. Река Уссури, на берегу которой расположено с.Кукелево, является правым притоком протоки Амурская реки Амур. Расстояние от береговой линии до Дома культуры- 40м. В связи с чем в соответствии со ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 № 166-ФЗ строительство автопарковки необходимо было согласовать с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.06.2016 № 199-пр утверждено Положение о предоставлении грантов в форме иных межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края в целях поддержки проектов, инициируемых муниципальными образованиями края по развитию территориального общественного самоуправления.
Согласно разделам 4, 6 указанного Положения, проекты по развитию ТОС должны быть направлены на решение конкретных задач на территории ТОС по следующим направлениям: благоустройство территории ТОС; удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих в границах территории, на которой осуществляется ТОС. Для участия в конкурсе муниципальное образование края представляет, в том числе, гарантийное письмо администрации муниципального образования края о принятии созданного(ых) (приобретенного(ых), установленного(ых) объекта(ов) в результате реализации проекта в собственность муниципального образования края и (или) решении вопроса с собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном в границах территории, на которой реализован проект, о принятии в их общую долевую собственность указанного(ых) объекта(ов) в течение одного месяца со дня окончания даты реализации проекта, указанной в проекте.
Таким образом, с учетом требований законодательства, регулирующего порядок предоставления указанных выше средств, обязательным условием их предоставления является наличие гарантийного письма муниципального образования, а также соблюдение требования о целевой направленности использования средств - реализация проекта в границах созданного ТОС либо за пределами его границ, но в целях удовлетворения потребностей лиц, проживающих в границах ТОС.
В судебном заседании установлено, что 30.01.2020 от Шишкина В.В. в администрацию сельского поселения «Село Кукелево» по электронной почте поступил проект ТОС «Прибрежный» «Автомобильная парковка села Кукелево», включая смету, а также копии правоустанавливающих документов.
Данный проект ТОС «Автомобильная парковка» 31.01.2020 был электронной почтой направлен на проверку в отдел экономической политики администрации Вяземского муниципального района. 04.02.2020 получен ответ по проверке проекта ТОС «Автомобильная парковка» с указанием о поправках орфографии и стоимости человекочаса.
Представленный проект был главой администрации сельского поселения «Село Кукелево» прошит, пронумерован и подписан, что не отрицалось административным истцом. При этом гарантийное письмо административным ответчиком подписано не было.
Исходя из приложенных к заявке картографических схем, реализация проекта запланирована, в том числе путем обустройства парковки по ул. Набережная напротив Дома культуры с. Кукелево.
При этом, данная территория согласно Уставу ТОС «Прибрежный» не входит в границы ТОС (ст.5).
Согласно статье 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», территориально-общественное самоуправление осуществляется в границах, установленных представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
В силу абзаца второго пункта 1.1 раздела 1 вышеуказанного Положения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, в том числе предусматривающих создание (приобретение, установку) объектов благоустройства (в том числе, автомобильной парковки) только территории ТОС.
Пунктом 4.2 раздела 4 Положения предусмотрено, что проект должен быть направлен на решение конкретных задач на территории ТОС.
Таким образом, реализация проекта ТОС, предполагающая создание какого-либо материального объекта (в том числе автомобильной парковки) вне пределов границ соответствующего ТОС является нарушением законодательства Российской Федерации.
Кроме того, согласно ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров. В границах водоохранных зон запрещается, в том числе движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Судом установлено, что реализация предлагаемого проекта была запланирована в границах зоны, расположенной на расстоянии до 40 метров от береговой линии, т.е. с учетом протяженности р. Уссури в водоохранной зоне. При этом, проект не содержит сведений о строительстве сооружений в целях защиты объекта от загрязнения, засорения.
В связи с чем строительство парковки в предлагаемых границах является нарушением водного законодательства.
Таким образом, позиция администрации относительно недопустимости осуществления строительства в предлагаемой Шишкиным В.В. зоне соответствует положениям действующего законодательства. В обратном случае использование бюджетных средств в данных целях рассматривалось бы как нецелевое использование бюджетных средств с вытекающими из этого для органа местного самоуправления последствиями в виде бюджетной и административной ответственности.
Кроме того, факт отказа администрации в согласовании проекта не противоречит действующему законодательству, поскольку выдача гарантийного письма, предусмотренного разделом 6 Положения, является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
В связи с изложенным, администрацией сельского поселения было правомерно отказано Шишкину В.В. в предоставлении гарантийного письма, являющегося обязательным доку-ментом, предоставляемым на конкурс (абзац девятый пункта 6.1 раздела 6 Положения).
Доводы административного истца о намеренном искажении текста проекта не нашли своего подтверждения в судебном заседании
Таким образом, судом не установлено нарушения прав административного истца административным ответчиком – главой сельского поселения «Село Кукелево». Административный истец вправе был доработать представленный проект, предусмотрев его реализацию в пределах границ ТОС «Прибрежный», и представить его на конкурс.
С учетом изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения требования административного истца о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - главы сельского поселения село Кукелево Вяземского района Хабаровского края – Лиходеевой В.Н., выразившегося в незаверении пакета документов и непредставлении гарантийного письма для участия в конкурсе ТОС.
Также суд не усматривает оснований для удовлетворения требования административного истца о возложении обязанности на главу сельского поселения село Кукелево Вяземского района Хабаровского края - Лиходееву В.Н. при последующем обращении совершить действия по заверению пакета документов и предоставлению гарантийного письма для участия в конкурсе Территорий общественного самоуправления в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца судом не установлено, и судом не может быть возложена обязанность, направленная на осуществление определенных действий в будущем. В каждом случае обращения с проектом ТОС орган местного самоуправления обязан его проверить для принятия обоснованного решения о принятии созданного (установленного) объекта в результате реализации проекта в собственность муниципального образования и решении вопроса с собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном в границах территории, на которой реализован проект, о принятии в общую долевую собственность указанного объекта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180,227 КАС РФ, суд
решил :
В удовлетворении административных исковых требований Шишкина Виктора Викторовича к главе сельского поселения «Село Кукелево» Вяземского муниципального района Хабаровского края об оспаривании бездействия должностного лица и возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Вяземский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 04.09.2020.
Судья: К.А.Матвиевская