ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-280/2022 от 14.08.2022 Вачского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2а – 280/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение в окончательной форме принято 14 августа 2022 года

р.п. Вача 12 августа 2022 года

Вачский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бариновой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Тонковой С.В.,

с участием представителя административного ответчика Хохлова В. Н.,

зам. прокурора \Владимировой С. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирнова С. В. к территориальной избирательной комиссии Вачского муниципального округа \ о признании незаконными п.п. 19,30 постановления территориальной избирательной комиссии Вачского муниципального округа \\ от \, обязании территориальную избирательную комиссию Вачского муниципального округа \ устранить допущенные нарушения федерального законодательства,

у с т а н о в и л:

Смирнов С. В. обратился в Вачский районный суд \ с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Вачского муниципального округа \ о признании незаконными п.п. 19,30 постановления территориальной избирательной комиссии Вачского муниципального округа \\ от \, обязании территориальную избирательную комиссию Вачского муниципального округа \ устранить допущенные нарушения федерального законодательства, указывая на то, что территориальная избирательная комиссия Вачского муниципального округа \ постановлением \ от \ утвердила календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Совета депутатов Вачского муниципального округа НО \.

Он имел намерение принять участие в выборах и полагает, что оспариваемое постановление территориальной избирательной комиссии Вачского муниципального округа \ не соответствует положениям Земельного кодекса РФ.

Так п.19 календарного плана мероприятий установлено, что уведомление ОИК о выдвижении кандидата может быть подано не ранее \.

Согласно п. 30 календарного плана мероприятий, представление в ОИК документов для регистрации кандидата возможно до 18.00 \.

Согласно постановлению \ от \ территориальной избирательной комиссии Вачского муниципального округа \ выборы депутатов Совета депутатов Вачского муниципального округа НО назначены на \.

Статьей 20 Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.1996 № 136-ФЗ установлено, что выдвижение кандидатов начинается за 60 дней до дня выборов и заканчивается за 30 дней до дня выборов.

Таким образом, в случае соблюдения административным ответчиком норм Федерального законодательства, он имел бы возможность зарегистрироваться в качестве кандидата до 18.00 часов \.

Административный истец Смирнов С. В. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской о получении судебной повестки.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание положения ч. 3 ст. 243 КАС РФ, учитывая, что обязательное присутствие административного истца судом не признано, суд считает возможным рассмотреть и разрешить данное административное дело в отсутствии административного истца.

Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Вачского муниципального округа \Хохлов В. Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, мотивировав следующим:

На территориальную избирательную комиссию Вачского муниципального округа Нижегородской области Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 16 мая 2022 года № 13/127-7 «О возложении полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории Вачского муниципального округа Нижегородской области на территориальную избирательную комиссию Вачского муниципального округа Нижегородской области» возложены полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории Вачского муниципального округа Нижегородской области.

Проведение выборов депутатов Совета депутатов Вачского муниципального округа Нижегородской области первого созыва назначено на \.

В своем исковом заявлении истец Смирнов С. В. ссылаясь на ст. 20 Федерального закона от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (далее – Федеральный закон от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ) утверждает, что выдвижение кандидатов начинается за 60 дней до дня выборов и заканчивается за 30 дней до дня выборов. Однако, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ «Настоящий Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если: 1. законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов; 2. представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования.».

Однако, порядок проведения муниципальных выборов на территории \ урегулирован законами \ от \\-З «О местном референдуме в \» (далее – Закон от \\-З), от \\-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в \» (далее – Закон от \\-З). В соответствии со ст. \ от \\-З «О преобразовании муниципальных образований Вачского муниципального района \» «1. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания Вачского муниципального округа \ осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, до вступления в силу настоящего Закона, а также в период со дня вступления в силу настоящего Закона до дня формирования органов местного самоуправления Вачского муниципального округа \, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, \, законам и иным нормативным правовым актам \, а также Уставу Вачского муниципального округа \, муниципальным правовым актам Вачского муниципального округа \, до дня признания их утратившими силу в установленном порядке.». Таким образом, Устав Вачского муниципального района \ утвержденный решением Земского собрания \ от \\ и уставы поселений (Устав р.\ муниципального района \ от \\; Устав Арефинского сельсовета Вачского муниципального района \ от \\; Устав Казаковского сельсовета Вачского муниципального района \ от \\; Устав Новосельского сельсовета Вачского муниципального района \ от \\; Устав Филинского сельсовета Вачского муниципального района \ от \\; Устав Чулковского сельсовета Вачского муниципального района \ от \\) действует по сей день до дня вступления в силу Устава Вачского муниципального округа \. На основании вышеизложенного считаем, что ссылка на положения статей Федерального закона от \ № 138-ФЗ при проведении муниципальных выборов 2022 года на территории Вачского муниципального округа не приемлема (неправомерна).

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона от \\-З: О выдвижении кандидата в одномандатном избирательном округе окружная избирательная комиссия уведомляется лицом, выдвинутым в качестве кандидата, не ранее чем за 65 дней до дня голосования.

В соответствии со ст. 32 Закона от \\-З:

«1. Регистрация кандидата, муниципального списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в статьях 27 и 28 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии указанных документов, за исключением подписных листов и протокола об итогах сбора подписей избирателей, для кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), на которую распространяется действие частей 2 - 5 статьи 281 настоящего Закона.

2. Для регистрации кандидата на основании собранных в поддержку его выдвижения подписей избирателей не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов в соответствующую окружную избирательную комиссию должны быть представлены следующие избирательные документы:

1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата;

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде;

3) сведения об изменениях в ранее представленных сведениях о кандидате;

4) уведомление об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, либо уведомление об отказе от создания избирательного фонда в соответствии с частью 1 статьи 53 настоящего Закона, либо уведомление о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Закона.»

Постановлением избирательной комиссии \ от \\ «О примерном календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов представительных органов муниципальных образований \» в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона от \\-З утвержден примерный календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов представительных органов муниципальных образований \. На основании указанного постановления избирательной комиссии \ от \\ территориальной избирательной комиссией Вачского муниципального округа \ постановлением от \\ «О календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Совета депутатов Вачского муниципального округа \\» утвержден календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Совета депутатов Вачского муниципального округа \\.

На основании вышеизложенного, считает, что постановление территориальной избирательной комиссии Вачского муниципального округа \ от \\ «О календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Совета депутатов Вачского муниципального округа \\», принятое на основании и в соответствии с действующим законодательством \ о выборах, является законным и обоснованным.

Кроме того, заявлений (обращений) от гражданина Смирнова С. В. о намерении выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Вачского муниципального округа \ первого созыва ни в территориальную избирательную комиссию Вачского муниципального округа \, ни в избирательную комиссию \ не поступало.

В этой связи просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель избирательной комиссии \ в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.

Выслушав объяснения участников процесса, заключение зам. прокурора \Владимировой С. С., полагавшей в удовлетворении административных исковых требований отказать, установив юридически значимые обстоятельства, исследовав письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.)

В силу статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального Закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

На территории Российской Федерации вопросы проведения выборов, а также обеспечения прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (подпункт 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 9 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения должен составлять при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.

Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что Постановлением избирательной комиссии \ от \\ «О возложении полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории Вачского муниципального округа \ на территориальную избирательную комиссию Вачского муниципального округа \» полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории Вачского муниципального округа \ возложены на территориальную избирательную комиссию Вачского муниципального округа \.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Вачского муниципального округа \ от \\ «О назначении выборов депутатов Совета депутатов Вачского муниципального округа \ первого созыва» на \ назначены выборы депутатов Совета депутатов Вачского муниципального округа \ первого созыва.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Вачского муниципального округа от \\ утвержден календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Совета депутатов Вачского муниципального округа \ на \.

Указанное постановление размещено в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте администрации Вачского муниципального района в разделе «ТИК».

В Календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Совета депутатов Вачского муниципального округа \\ в разделе «Выдвижение и регистрация кандидатов» определены следующие мероприятия: в п. 19 «уведомление ОИК о выдвижении кандидата – срок не ранее \», в п. 30 «представление в ОИК документов для регистрации кандидата – до 18.00 часов \».

Административный истец, ссылаясь на положения ст. 20 Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.1996 № 138-ФЗ, согласно которой выдвижение кандидатов начинается за 60 дней до дня выборов и заканчивается за 30 дней до дня выборов, полагает, что административным ответчиком не соблюдены положения данной нормы и неверно определены указанные сроки.

Однако, суд считает доводы административного истца несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, исходя из следующего

Так, в п. 2 статьи 1 Федерального закона № 138-ФЗ определено, что настоящий Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если: законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов.

Из толкования данной нормы закона следует, что применение данного Закона является субсидиарным, то есть он применяется, если существуют пробелы в действующем законодательстве, при этом верховенство над данным Законом имеют как законы субъекта, так и муниципальные правовые акты, регулирующие избирательные правоотношения.

На территории Нижегородской области гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов урегулированы Законом Нижегородской области от 06.09.2007 г. N 108-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" (далее – Закон № 108-З).

В силу ч. 1 ст. 27 Закона № 108-З, о выдвижении кандидата в одномандатном избирательном округе окружная избирательная комиссия уведомляется лицом, выдвинутым в качестве кандидата, не ранее чем за 65 дней до дня голосования.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Закона № 108-З, для регистрации кандидата на основании собранных в поддержку его выдвижения подписей избирателей не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов в соответствующую окружную избирательную комиссию должны быть представлены следующие избирательные документы:

1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата;

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде;

3) сведения об изменениях в ранее представленных сведениях о кандидате;

4) уведомление об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, либо уведомление об отказе от создания избирательного фонда в соответствии с частью 1 статьи 53 настоящего Закона, либо уведомление о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Закона.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 138-ФЗ выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся в соответствии с уставами муниципальных образований в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, исходя из требований Закона № 108-З, выдвижение кандидатов начинается за 65 дней до выборов и заканчивается за 45 дней до дня выборов, в связи с чем, суд считает, что установленные территориальной избирательной комиссией Вачского муниципального округа Нижегородской области сроки уведомления ОИК о выдвижении кандидата и представление в ОИК документов для регистрации кандидата не противоречат требованиям Закона № 108-З.

Кроме того, как установлено в судебном заседании, административным истцом не совершенно каких-либо действий, направленных на выдвижение и регистрацию в качестве кандидата в депутаты, в том числе в сроки, указанные им в своем исковом заявлении.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что правовых оснований для признания незаконными пунктов 19,30 постановления территориальной избирательной комиссии Вачского муниципального округа \\ от \, обязания территориальную избирательную комиссию Вачского муниципального округа \ устранить допущенные нарушения федерального законодательства, как на то указывает административный истец, не имеется.

В этой связи считает, заявленные административные исковые требования Смирнова С. В. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175, 239, 241, 243-244 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административных исковых требований Смирнова С. В. к Территориальной избирательной комиссии Вачского муниципального округа \ о признании незаконными п.п. 19, 30 постановления Территориальной избирательной комиссии Вачского муниципального округа \\ от \, обязании Территориальную избирательную комиссию Вачского муниципального округа \ устранить допущенные нарушения федерального законодательства, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Нижегородский областной суд через Вачский районный суд Нижегородской области в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Судья Баринова Н.С.