Дело № 2а-280/2022
25RS0011-01-2022-000390-48
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2022 года г. Спасск-Дальний
Приморский край
Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Кулешовой О.А.,
при секретаре судебного заседания Буглак Д.И.,
с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2,
представителей административного ответчика – избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района – ФИО3, ФИО4,
представителя заинтересованного лица – зарегистрированного кандидата в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу № – ФИО5 – адвоката Резниченко С.В.,
представителя Избирательной комиссии <адрес> – ФИО6,
старшего помощника прокурора <адрес> – Сендецкой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации кандидата в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу №ФИО5»,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором в обоснование своих требований указал, что решением избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении дополнительных выборов депутатов муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района» на ДД.ММ.ГГГГ назначены дополнительные выборы депутатов муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района.
Избирательная комиссия Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района является избирательной комиссией, организующей и обеспечивающей подготовку и проведение указанных выборов.
Согласно положениям Избирательного кодекса <адрес>, выдвижение кандидатов осуществлялось в срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации кандидата в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу №ФИО5» ФИО5, выдвинутый Общественной организацией Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в <адрес>, зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу №.
Решением избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации кандидата в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу №ФИО1» ФИО1, выдвинутый местным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» городского округа Спасск-Дальний и Спасского муниципального района, зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу №.
Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов в порядке и с учетом требований, предусмотренных законодательством.
Так, в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях», политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны: извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов на выборные должности в органах местного самоуправления, не позднее, чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Аналогичное требование закреплено в части 6 статьи 42 Избирательного кодекса <адрес>, согласно которому политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов на выборные должности в органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
При этом общественная организация Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в <адрес> (далее - «ПАРТИЯ ДЕЛА») известила (уведомила) избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района о проведении мероприятий, связанных с выдвижением ФИО5 кандидатом в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу № с нарушением срока, установленного подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях», положением части 6 статьи 42 Избирательного кодекса <адрес>.
Поскольку проведение внеочередного общего собрания «ПАРТИИ ДЕЛА» запланировано на ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, то есть за пределами населенного пункта (<адрес>), в котором расположена избирательная комиссия Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района, то «ПАРТИЯ ДЕЛА», в силу вышеуказанных требований законодательства, должна была известить избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района о проведении соответствующего мероприятия не позднее, чем за три дня до дня его проведения.
Таким образом, последним днем оповещения избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района о проведении ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания «ПАРТИИ ДЕЛА» являлся ДД.ММ.ГГГГ.
При этом уведомление о проведении внеочередного общего собрания «ПАРТИИ ДЕЛА» (датировано и направлено ДД.ММ.ГГГГ) поступило в избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района (согласно входящей отметке) только ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока, установленного законодательством.
Учитывая вышеизложенное, требования подпункта «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях», части 6 статьи 42 Избирательного кодекса <адрес> «ПАРТИЕЙ ДЕЛА» не выполнены, «ПАРТИЯ ДЕЛА» в нарушение требований закона не известила соответствующую избирательную комиссию в установленный законом срок о времени и месте проведения общего собрания.
В связи с этим оспариваемое решение нарушает избирательные права административного истца, поскольку регистрация кандидата, не выполнившего обязательные в равной степени для всех кандидатов требования закона, нарушает принцип равенства кандидатов и создает для него преимущественные условия для участия в избирательной кампании. Правила, по которым проводятся выборы, как и законодательно установленные условия избрания, одинаковы для всех кандидатов, политических партий, и известны заранее.
Регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, не выполнившей требования подпункта «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях», приводит к нарушению закрепленного в части 1 статьи 39 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принципа равенства кандидатов - «Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом».
Реквизиты для сдачи нарочно и отправки корреспонденции в избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района указаны на официальном сайте Избирательной комиссии <адрес>, а также на официальном сайте администрации Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района в разделе «Мун. избирательная комиссия», и являются исчерпывающими для всех участников избирательного процесса. Какая-либо другая информация об адресе корреспонденции в отношении избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района отсутствует, и до него, как кандидата, не доводилась.
Таким образом, вышеуказанное уведомление не могло быть направлено политической партией на какой-либо иной адрес, не указанный на официальных сайтах, а также не доведенный до всех кандидатов со стороны избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района.
Согласно подпункту «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункту 4 части 7 статьи 49 Избирательного кодекса <адрес>, несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях» (ранее упомянутых в исковом заявлении), является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией.
При этом при наличии нарушения порядка извещения избирательной комиссии со стороны «ПАРТИИ ДЕЛА» избирательной комиссией Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района принято решение от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации кандидата в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу №ФИО5», то есть о регистрации кандидата, выдвинутого «ПАРТИЕЙ ДЕЛА» на внеочередном общем собрании ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая вышеизложенное, считает, что вышеуказанное решение, принятое избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района, нарушает принцип равенства кандидатов, создает для ФИО5 преимущественные условия для участия в избирательной кампании, а также принято с нарушением требований избирательного законодательства.
В соответствии с частью 6 статьи 91 Избирательного кодекса <адрес>, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частями 7-9 статьи 49 Избирательного кодекса <адрес>, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, настоящим Кодексом.
Просит признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации кандидата в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу №ФИО5».
Административный истец ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, его присутствие не признается судом обязательным, в связи с этим суд считает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании полностью поддержал доводы административного искового заявления.
Представитель административного ответчика избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района ФИО3 в судебном заседании иск не признала, предоставив письменные возражения, доводы которого в судебном заседании поддержала, пояснив, что административное исковое заявление необоснованно и не подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Так, каких-либо нарушений требований подпункта «в» п. 1 ст. 27 Федерального закона «О политических партиях», ч. 6 ст. 42 Избирательного кодекса <адрес>, регламентирующих порядок уведомления общественной организацией Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района о проведении мероприятий, связанных с выдвижением ФИО5 кандидатом в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу № фактически допущено не было.
На основании подпункта «в» ч. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ «О политических партиях», политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны: извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия. Форма вышеуказанного извещения законодательно не закреплена.
Центральной избирательной комиссией даны рекомендации, в том числе и в части извещения, указанного в п. «в» ч. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ «О политических партиях».
Согласно п. 3.1.1 Постановления Центральной избирательной комиссии РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» в соответствующем извещении избирательного объединения указывается дата, время и место проведения мероприятия, наименование органа избирательного объединения, уполномоченного в соответствии с уставом политической партии принимать решение о выдвижении кандидатов, списка кандидатов, контактный телефон. Указанное извещение в адрес избирательной комиссии может быть доставлено представителем избирательного объединения лично, нарочным (с выдачей расписки в получении) либо направлено по почте, передано с помощью электронной почты, а также посредством факсимильной связи, в исключительных случаях – телефонограммой. Представителям избирательного объединения рекомендуется убедиться по телефону или иным способом в том, что избирательная комиссия получила соответствующее извещение о проведении мероприятия.
Извещение о проведении политической партией мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов на должность главы Чкаловского сельского поселения и депутатов муниципального комитета Чкаловского сельского поселения поступило в избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения дважды: первоначально ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 47 мин. в форме телефонограммы и повторно – ДД.ММ.ГГГГ в письменном виде.
Так, в соответствии с телефонным сообщением (телефонограммой) от ДД.ММ.ГГГГ, поступившим в 12 часов 47 минут от секретаря общественной организации Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в <адрес>З.Н.А. избирательная комиссия Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района была уведомлена о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 18:00 состоится внеочередное общее собрание общественной организации Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в <адрес> на повестку дня которого будут выдвинуты следующие вопросы :
О выдвижении кандидатов Ч.Д.А., ФИО5, Ч.В.М., В.С.Н. в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу № и №;
О выдвижении кандидата Т.А.С. на досрочных выборах на должность главы Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района;
О назначении уполномоченных представителей избирательного объединения;
О полном и кратком наименовании избирательного объединения на дополнительных выборах депутатов муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района;
Об эмблеме избирательного объединения, используемой на дополнительных выборах депутатов муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района.
Вышеуказанное внеочередное общее собрание будет проведено по адресу: 692245, <адрес>ёнова, <адрес>.
Таким образом, требование о заблаговременном, не позднее, чем за один день (три дня) до дня проведения мероприятия, извещении, исходя из подпункта «в» п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ «О политических партиях» (что также следует из п. 3.1.1 Методических рекомендаций), направлено на обеспечение возможности участия (присутствия) представителя избирательной комиссии на таком мероприятии.
Факт своевременного извещения о мероприятии, как реализация указанного извещения, подтвержден непосредственным участием избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения на внеочередном общем собрании общественной организации Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» ДД.ММ.ГГГГ, связанного с выдвижением кандидатов.
Возможность извещения о проведении мероприятия посредством телефонного сообщения и повторного направления извещения в письменном виде не является нарушением действующего законодательства, что подтверждается состоявшимся судебным решением Нижегородского районного суда по делу №.
Таким образом, учитывая, что внеочередное общее собрание общественной организации Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» состоялось ДД.ММ.ГГГГ, а надлежащее уведомление о дате и месте его проведения было получено избирательной комиссией ДД.ММ.ГГГГ, т. е. за 3 дня до проведения собрания и представители избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района принимали участие в указанном собрании, то при принятии решения о регистрации кандидата в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района ФИО5 избирательной комиссией Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района каких-либо нарушений порядка ущемления по срокам и способу уведомления выявлено не было, в связи с чем и была произведена регистрации кандидата.
Ссылка административного истца на письменное уведомление, датированное ДД.ММ.ГГГГ, является необоснованной, поскольку указанное письменное уведомление является повторным уведомлением избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения, о чем было также сообщено в ранее указанной телефонограмме.
Учитывая вышеизложенное и отсутствие оснований для отказа в регистрации избирательной комиссией Чкаловского сельского поселения было принято решение о регистрации кандидата ФИО5 в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу №.
Таким образом, решение избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации кандидата в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу №ФИО5» является законным и обоснованным.
Просит отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Представитель административного ответчика – председатель муниципальной избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района ФИО4 в судебном заседании иск не признал, и пояснил, что избирательная комиссия Чкаловского сельского поселения была извещена по телефонному звонку о том, когда состоится внеочередное общее собрание «ПАРТИИ ДЕЛО». Он принял данную телефонограмму. Существует территориальная избирательная комиссия и центральная избирательная комиссия – она как курьер или помощник им в проведении выборов. Все данные они передают в ГАС, где проверяют документы и дают им разрешение на регистрацию кандидатов. На селекторном совещании ДД.ММ.ГГГГ он пояснял о том, что был телефонный звонок, в котором им сообщили об общем собрании «ПАРТИИ ДЕЛА». Представители избирательной комиссии были ДД.ММ.ГГГГ, которые посмотрели одну папку, о телефонограмме не спрашивали. Он принял телефонограмму, так как представитель «ПАРТИИ ДЕЛА» сослался на то, что не на чем привезти уведомление, нет машины. Считает, что в удовлетворении административного искового заявления необходимо отказать. Все меры и правила регистрации были соблюдены.
Заинтересованное лицо ФИО5, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, его присутствие не признается судом обязательным, в связи с этим суд считает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ФИО5 – адвокат Резниченко С.В. в судебном заседании иск не признал, и пояснил, что довод о том, что политическая партия «ПАРТИЯ ДЕЛО» несвоевременно уведомила муниципальную избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения не состоятелен и не находит своего подтверждения, поскольку соответствующее уведомление было направлено в избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения посредством телефонного сообщения, где было четко указано место, время проведения внеочередного общего собрания политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛО», повестка дня. Соответственно, как следует из Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, такая возможность и такая форма уведомления предусмотрена, каких-либо нарушений сроков допущено не было. Полагает, что административный иск не обоснован, просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель Избирательной комиссии <адрес>ФИО6 пояснил, что Избирательной комиссией <адрес> как избирательной комиссией субъекта в силу полномочий проведена проверка деятельности избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения. Так, ДД.ММ.ГГГГ, являющемся последним днем подачи документов для регистрации кандидатов, на территорию Чкаловского сельского поселения в муниципальную избирательную комиссию были командированы сотрудники Избирательной комиссии <адрес> с целью проведения проверки хода подготовки к проведению указанных в исковом заявлении выборов. По результатам проверки было установлено, что в деятельности муниципальной избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения имеются нарушения, в том числе установлен факт ненадлежащего уведомления о проведении общего собрания со стороны «ПАРТИИ ДЕЛА». Уведомление о проведении общего собрания датировано ДД.ММ.ГГГГ, и отметка о поступлении входящих документов также стоит ДД.ММ.ГГГГ. При этом проведение самого собрания назначено на ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно в силу положений Федерального закона «О политических партиях», Избирательного кодекса <адрес>, политическая партия, которая выдвигает кандидата, должна уведомить Избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия, в случае, если мероприятие проводится вне населенного пункта, где находится избирательная комиссия, как в нашем случае. Таким образом, в силу действующего законодательства, крайним днем для уведомления избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения являлось ДД.ММ.ГГГГ, однако согласно всем входящим и исходящим сведениям на уведомлении, оно датировано ДД.ММ.ГГГГ, т. е. с нарушением срока. В этой связи Избирательной комиссией <адрес> было проведено заседание избирательной комиссии ДД.ММ.ГГГГ с заслушиванием сообщений представителей избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения, в том числе там был отражен вопрос о наличии нарушений в представленных документах со стороны «ПАРТИИ ДЕЛА» для выдвижения кандидатов, в том числе в отношении которого рассматривается иск об отмене решения о регистрации. Избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения было отражено на необходимость уведомления членов соответствующей комиссии о том, что уведомление было проведено с нарушением установленных сроков, на что председателем избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения было сказано, что до этого они уведомлялись, но при этом речь о телефонограмме не шла. Стоит отметить, что по результатам проведенной проверки до заседания тоже данный довод подтвердился, что никакой телефонограммы в материалах дела избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения не имелось, имелось только уведомление, которое датировано с нарушением срока от ДД.ММ.ГГГГ. Стоит отметить, что представитель административного ответчика ссылается на методические рекомендации Центральной избирательной комиссии, однако там указано, что рекомендуется осуществлять извещение соответствующими способами, а в случае использования телефонной связи – в исключительных случаях. Под исключительными случаями, полагаю, имеются ввиду какие-либо чрезвычайные обстоятельства, погода или иные обстоятельства какого-то характера, которые препятствуют присутствовать в помещении для вручения настоящего уведомления. Однако, об исключительных случаях, которые препятствовали бы передаче настоящего уведомления нарочно, либо посредством почтового уведомления, Избирательной комиссии <адрес> не известно. Помимо этого, считает, что в случае нахождения населенного пункта, где проводится мероприятие, и населенного пункта, где находится избирательная комиссия, в близлежащей территории, препятствий обеспечить представителя политической партии для вручения уведомления в избирательную комиссию сельского поселения не существует, даже если сломалась машина, можно обеспечить иным способом доставку, например, вызвать курьера. Таким образом, исключительных случаев для использования телефонной связи для передачи уведомления, Избирательная комиссия <адрес> не усматривает. В данном случае выдвижение кандидатов осуществлялось до ДД.ММ.ГГГГ, тем самым у «ПАРТИИ ДЕЛА», которая провела общее собрание, имелся разумный срок для перепроведения общего собрания для последующего надлежащего уведомления избирательной комиссии с целью избежать данных нарушений, которые препятствуют для выдвижения, регистрации кандидатов. Председатель избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения пояснил, что их уведомили посредством смс-сообщения, в связи с чем было обращено внимание на то, что данный вид уведомления является недопустимым, кроме этого, уведомление должно происходить не конкретно председателя комиссии, а всей комиссии в целом путем поступления входящего документа, что согласно методическим рекомендациям является надлежащим способом извещения, за исключением исключительных случаев, которых не имелось в данной ситуации.
Старший помощник прокурора <адрес> Сендецкая Ю.Ю. в заключении пояснила, что данное административное исковое заявление подлежит удовлетворению по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Доводы административного ответчика о надлежащем уведомлении «ПАРТИЕЙ ДЕЛА» избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения посредством телефонного сообщения считает необоснованными. Полагает, что представленная в судебном заседании телефонограмма является недостоверным доказательством, представитель Избирательной комиссии <адрес> подтвердил, что в ходе проведенной ими проверки данная телефонограмма представлена не была. Кроме того, на заседании от ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссии <адрес>, где рассматривались вопросы о результатах проведения проверки муниципальной избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения, в ходе который выявлены многочисленные нарушения, в том числе было указано на то, что имеются документы, которые свидетельствуют о том, что «ПАРТИЕЙ ДЕЛО» были нарушены сроки для предоставления данного уведомления, а телефонограмма также предоставлена не была. Выявленные нарушения являются существенными нарушениями закона, в связи с чем полагает, что административный иск заявлен обоснованно.
Суд, заслушав доводы сторон, представителя заинтересованного лица, представителя избирательной комиссии, заключение старшего помощника прокурора, изучив имеющиеся материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) – также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» установлено, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», является основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией.
В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 указанного федерального закона, иных требований, предусмотренных названным федеральным законом, иным законом
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации кандидата в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу №ФИО1» ФИО1, выдвинутый общественной организацией Приморским Всероссийским региональным отделением политической партии «Единая Россия», зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу №.
В соответствии с решением избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации кандидата в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу №ФИО5» ФИО5, выдвинутый общественной организацией Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в <адрес>, зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу №.
Таким образом, административный истец ФИО5 вправе оспаривать решение избирательной комиссии о регистрации кандидата по тому же избирательному округу, по которому он зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты.
Как следует из представленной справки о приеме документов от кандидата в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по избирательному округу №, выдвинутого общественной организацией Региональное отделение Всероссийской политической партии «Партия Дела» в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ избирательная комиссия Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района приняла от ФИО5 документы для рассмотрения вопроса о регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по избирательному округу №, в том числе: решение общего собрания регионального отделения политической партии о выдвижении кандидата, а также документ о принадлежности к политической партии, иному общественному объединению и статусе в нем кандидата, если кандидат указал такие сведения в заявлении о согласии баллотироваться.
Согласно выписке из протокола внеочередного общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ№.1-4 общественной организации Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в <адрес> на проведенном внеочередном общем собрании регионального отделения политической партии по адресу: <адрес>ёнова, <адрес> на основании протокола счетной комиссии съезда (конференции, общего собрания) от ДД.ММ.ГГГГ о результатах тайного голосования, принято решение выдвинуть кандидатом в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по избирательному округу №ФИО5 (суд оценивает написание отчества кандидата в депутаты в данном документе как явную техническую описку).
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ№ избирательное объединение общественная организация Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в <адрес> в соответствии с положениями ч. 6 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ уведомила избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района о проведении избирательным объединением общего собрания, в проект повестки которого включен вопрос «О выдвижении на дополнительных выборах кандидатов в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> и досрочных выборах главы Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>», назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, общее собрание будет проходить ДД.ММ.ГГГГ в 18:00 часов по адресу: 692245, <адрес>.
На указанном уведомлении исполнителем Н.О.В. проставлен входящий № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, общественная организация Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в <адрес> известила (уведомила) избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района, расположенную по адресу: <адрес>, о проведении мероприятий, связанных с выдвижением ФИО5 кандидатом в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу №ДД.ММ.ГГГГ, а именно: общего собрания, которое будет проходить ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, то есть за пределами населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия.
Поскольку проведение мероприятий, связанных с выдвижением ФИО5 кандидатом в депутаты, было запланировано в <адрес>, то есть за пределами населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия Чкаловского сельского поселения, общественная организация Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в <адрес> должна была известить избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения о проведении соответствующего мероприятия не позднее, чем за три дня до его проведения. Следовательно, последним днем оповещения избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения о проведении ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания «ПАРТИИ ДЕЛА», являлось ДД.ММ.ГГГГ, однако такое уведомление поступило в избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района только ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное уведомление избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района подано менее чем за три дня до указанной в извещении даты проведения соответствующих мероприятий, то есть с нарушением срока, установленного подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях», части 6 статьи 42 Избирательного кодекса <адрес>.
Суд считает необоснованным довод представителя административного ответчика о том, что факт своевременного извещения о мероприятии, как реализация указанного извещения, подтвержден непосредственным участием избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения на внеочередном общем собрании общественной организации Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» ДД.ММ.ГГГГ, связанного с выдвижением кандидатов.
Правила, по которым проводятся выборы, как и предварительные законодательные условия избрания, одинаковы для всех кандидатов и известны заранее. Регистрация уполномоченных представителей «ПАРТИИ ДЕЛА», не выполнившей требования подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», приводит к нарушению закрепленного в статье 39 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принципа равенства кандидатов.
Оценивая доводы представителей административного ответчика, представителя заинтересованного лица о надлежащем извещении общественной организацией Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в <адрес> избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района о проведении мероприятий, связанных с выдвижением ФИО5 кандидатом в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу № посредством телефонного сообщения ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего:
В подтверждение телефонного сообщения от ДД.ММ.ГГГГ, переданного секретарем общественной организацией Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в <адрес> председателю избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района, в судебное заседание представителями административного ответчика предоставлена телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ, из содержание которой следует, что в связи с поломкой автотранспорта и отсутствием объективной возможности доставить уведомление лично в избирательную комиссию, общественная организация Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» уведомляет избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 18-00 состоится внеочередное общее собрание общественной организацией Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в <адрес> на повестку дня которого будет выдвинут в том числе вопрос о выдвижении кандидатов Ч.Д.А., ФИО5, Ч.В.М., В.С.Н. в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поседения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу № и №; вышеуказанное внеочередное общее собрание будет проведено по адресу: 692245, <адрес>ёнова, <адрес>. Дополнительно сообщено, что настоящее уведомление будет представлено в избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района на бумажном носителе.
Вместе с тем, из предоставленного представителем Избирательной комиссии <адрес> решения Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что по результатам проверки хода подготовки и проведения досрочных выборов главы Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района и дополнительных выборов депутатов муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что внеочередное общее собрание избирательного объединения общественной организацией Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в <адрес> было заявлено и состоялось по адресу: расположенному в <адрес>, в то время как местом нахождения избирательной комиссии чкаловского сельского поселения является иной населенный пункт, а именно: <адрес> муниципального района. Соответственно, последним днем извещения избирательной комиссии о проведении мероприятия, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ. Являлось ДД.ММ.ГГГГ. Однако, согласно представленным документам, извещение о проведении мероприятия направлено избирательным объединением и принято муниципальной комиссией ДД.ММ.ГГГГ.
Телефонограммы в подтверждение телефонного сообщения от ДД.ММ.ГГГГ, переданного секретарем общественной организацией Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в <адрес> председателю избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района при проведении проверки Избирательной комиссией <адрес> представлено не было, что подтвердил также представитель Избирательной комиссии <адрес> в судебном заседании.
В соответствии с п. 3.1.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6, извещать избирательную комиссию о проведении мероприятий целесообразно в письменной форме. В соответствующем извещении избирательного объединения необходимо указывать дату, время и место проведения мероприятия, наименование органа избирательного объединения, уполномоченного в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения (далее - устав избирательного объединения) принимать решение о выдвижении кандидатов, списка кандидатов, контактный телефон и контактное лицо. Рекомендуемая форма извещения содержится в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Указанное извещение в адрес избирательной комиссии может быть доставлено представителем избирательного объединения лично, нарочным (с выдачей расписки в получении), передано с помощью электронной почты, а также посредством факсимильной связи либо направлено заблаговременно по почте в срок, достаточный для избирательной комиссии, организующей выборы, для направления своего представителя для участия в указанном мероприятии, в исключительных случаях – телефонограммой. Представителям избирательного объединения рекомендуется убедиться по телефону или иным способом в том, что избирательная комиссия получила соответствующее извещение о проведении мероприятия.
Исходя из изложенного, оснований считать обстоятельство, указанное общественной организацией Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в <адрес> в телефонограмме – поломка автотранспорта и отсутствие объективной возможности у доставить уведомление лично в избирательную комиссию Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района, а именно: из <адрес> в <адрес>, исключительным случаем – не имеется.
Также данная телефонограмма не содержит указание на номера телефонов, передавшего и принявшего ее представителей.
Кроме этого, не доверять пояснениям представителя Избирательной комиссии <адрес> об отсутствии указанной телефонограммы на момент проверки у суда нет оснований.
Таким образом, оценивая представленную телефонограмму с учетом допустимости доказательств, суд приходит к выводу о том, что надлежащих доказательств направления общественной организацией соответствующего уведомления о проведении мероприятий по выдвижению кандидата в депутаты ФИО5 в избирательную комиссию, за исключением уведомления от ДД.ММ.ГГГГ№, не представлено.
С учетом изложенных обстоятельств, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемого решения незаконным по доводам административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО1 к избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации кандидата в депутаты муниципального комитета Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района по пятимандатному избирательному округу №ФИО5».
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Спасский районный суд Приморского края в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья О.А. Кулешова