ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2811/2021 от 24.08.2021 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-2811/2021

64RS0043-01-2021-004443-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2021 года город Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Агарковой С.Н.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием представителя прокуратуры г. Саратова ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4, действующего на основании доверенности, представителей заинтересованных лиц: Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" ФИО5, действующей на основании доверенности, Комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" ФИО6, действующей на основании доверенности, администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" ФИО7, действующей на основании доверенности, администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" ФИО8, действующей на основании доверенности, администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" ФИО9, действующей на основании доверенности, администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" ФИО10, действующей на основании доверенности, администрации <адрес> муниципального образования "<адрес>" ФИО11, действующей на основании доверенности, администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" ФИО12, действующего на основании доверенности, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области ФИО13, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании недействующим нормативно-правового акта,

установил:

прокурор г. Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании недействующим нормативно-правового акта, в обоснование которого указал, что администрацией муниципального образования "Город Саратов" издано постановление № 19 от 11.01.2021 года "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг о предоставлению питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующие образовательные программы начального общего, основанного и среднего общего образования" (далее по тексту- Положение). Первоначальный текст документа опубликован на сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" В соответствии с п. 1.2 Положения субсидии предоставляются в рамках реализации муниципальной программы "Развитие образования в муниципальном образовании "Город Саратов" на 2021 - 2024 годы на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения организациям, претендующим на получение субсидий, части затрат, связанных с оказанием услуг по предоставлению питания отдельным категориям ручающихся в муниципальных образовательных организациях, регламентирующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Согласно п. 1.3 Положения субсидии предоставляются комитетом по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" или администрациями районов муниципального образования "Город Саратов", осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных образовательных организаций в пределах бюджетных лимитов. Пунктом 24 решения Саратовской городской Думы от 17.12.2020 года № 80-626 в 2021, 2022, 2023 годах установлены дополнительные расходы бюджета муниципального образования "Город Саратов" для осуществления переданных государственных полномочий по организации предоставления питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях. Из Положения следует, что субсидия предоставляется не на конкурентной основе и фактически способствует бесконкурентному определению организации, осуществляющей питание учащихся. Указывая на наличие у образовательной организации права на предоставление государственного (муниципального) имущества без проведения аукциона или конкурса, считает, что круг потенциальных получателей субсидий определен в результате заключения договоров аренды без проведения конкурсных процедур. Неприменение конкурсных процедур, а предоставление субсидий на оказание услуг по организации питания обучающихся на основании Положения, противоречит нормам бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе, предусматривающих проведение закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем. Принятие администрацией муниципального образования "Город Саратов" оспариваемого Положения препятствует добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между потенциальными участниками торгов, что в свою очередь приводит к невозможности экономии бюджетных средств. Просит признать постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 11.01.2021 года № 19 (ред. от 29.01.2021 года) "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг по предоставлению питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основанного и среднего общего образования" недействующим полностью со дня его принятия с 11.01.2021 года.

В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что Положение разработано в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, при предоставлении субсидии происходит возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг по предоставлению питания, тогда как основанная оплата производится за счет денежных средств родителей учащегося. Совмещение денежных средств бюджета и собственных средств родителей возможно только в рамках ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом, в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" в муниципальных общеобразовательных учреждениях города питание обучающихся и работников организации осуществляется с привлечением специализирующихся на представлении услуг питания организаций и индивидуальных предпринимателей- поставщиков питания, которые получают возможность осуществлять деятельность на территории учреждения после заключения договора о передаче помещения пищеблока в аренду, то есть питание обучающихся может осуществляться исключительно поставщиком питания, являющимся арендатором соответствующих платежей. Соответственно, компенсация за питание детей может быть выплачена только арендаторам, непосредственно осуществляющим питание детей в учреждении. Просил в удовлетворении административного иска отказать.

Представители заинтересованных лиц Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов", администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов", администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов", администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" в судебном заседании возражали против удовлетворения требований административного иска, дали пояснения, аналогичные пояснениям представителя административного ответчика.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в судебном заседании поддержала доводы представителя прокуратуры г. Саратова.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд могут обратиться прокурор в пределах своей компетенции, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно ч.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В судебном заседании установлено, что администрацией муниципального образования "Город Саратов" издано постановление от 11.01.2021 года № 19 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг о предоставлению питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующие образовательные программы начального общего, основанного и среднего общего образования".

Первоначальный текст документа опубликован на сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" http://saratovmer.ru/, в редакции от 29.01.2021 года опубликован в газете Саратовская панорама (специальный выпуск).

Согласно п. 1.2 Положения субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения организациям, претендующим на получение субсидии, части затрат, связанных с оказанием услуг по предоставлению питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В силу п. 1.3 Положения субсидии предоставляются Комитетом по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" или администрациями районов муниципального образования "Город Саратов", осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных образовательных организаций (далее - учредитель), за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий. Также Положением установлены формулы для расчета размера субсидий.

Оспариваемое Положение было утверждено на основании ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решения Саратовской городской Думы от 17.12.2020 года № 80-626 "О бюджете муниципального образования «Город Саратов" на 2021 год и на плановый период 2022- 2023 годов".

Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Пункт 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет основы правового регулирования предоставления субсидий юридическим лицам, при котором случаи и порядок предоставления субсидий из местного бюджета устанавливаются решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. При этом положения данной нормы не указывают на то, что отсутствие правового регулирования указанного вопроса, является основанием для признания противоречащим закону акта, отменяющего ранее принятый Порядок предоставления субсидий.

Пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", обеспечение питанием обучающихся в случаях и в порядке, которые, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации определено в качестве меры социальной поддержки. Реализация образовательной организацией этой меры обеспечивается заключением договора на оказание услуг по организации питания, контролем его исполнения и предоставлением обучающимся здорового и полноценного питания в соответствии с согласованными в установленном порядке рационами питания.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам, а также могут предоставляться в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 63.1).

Согласно пункту 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, содержание которой аналогично положениям подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

При этом в соответствии с частью 2 этой же статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий, в том числе, по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 Федерального закона об образовании и к ним относятся в том числе:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1);

- создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4).

Специальные нормы, регулирующие вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Статьей 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" регламентировано, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Поскольку положениями статьи 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения, суд приходит к выводу, что вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения.

Согласно п.1 Закона Саратовской области от 28.11.2013 года № 215-ЗСО "Об образовании в Саратовской области" меры социальной поддержки в период получения образования предоставляются: детям из малоимущих семей; детям из многодетных семей; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой (попечительством); детям-инвалидам; детям из семей, находящихся в социально опасном положении; детям с ограниченными возможностями здоровья; детям беженцев и вынужденных переселенцев, проживающих в центрах временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев (за исключением детей беженцев и вынужденных переселенцев, прибывших с территории Украины, а также граждан, вынужденно покинувших территорию Украины); детям беженцев и вынужденных переселенцев, прибывших с территории Украины, а также граждан, вынужденно покинувших территорию Украины.

Мерами социальной поддержки категорий граждан, указанных в п.1 Закона Саратовской области от 28.11.2013 года № 215-ЗСО "Об образовании в Саратовской области" является, в том числе, организация предоставления питания отдельным категориям обучающихся (п.2 ст. 12 Закона Саратовской области от 28.11.2013 года № 215-ЗСО "Об образовании в Саратовской области" ).

Законом Саратовской области от 12.12.2011 года № 190-ЗСО органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по организации предоставления питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, установленными в пункте 3 части 2 статьи 12, а также в частях 1, 3 статьи 13 Закона Саратовской области от 28.11.2013 года № 215-ЗСО "Об образовании в Саратовской области" (далее - Закон области), и по частичному финансированию расходов на присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, установленными в пункте 4 части 2 статьи 12 указанного Закона области (далее - государственные полномочия).

Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 17.02.2012 года № 182 организация и обеспечение осуществления государственных полномочий по организации предоставления питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, и частичному финансированию расходов на присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на администрации районов муниципального образования "Город Саратов" и комитет по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов".

В п.2.1 Положения условием предоставления субсидии является фактическое оказание в текущем финансовом году услуг по предоставлению питания отдельным категориям обучающихся и организации бесплатного горячего питания обучающихся.

Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что правом на получение субсидий обладают лица, заключившие договор аренды (субаренды) муниципального имущества для организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях, что следует из ответа администрации муниципального образования от 23.04.2021 года на протест прокурора г. Саратова, а также письма комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" от 16.04.2021 года на требование прокуратуры г. Саратова.

Следовательно, никакой хозяйствующий субъект, кроме имеющего вышеуказанный договор аренды, не может обратиться в органы местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов" с целью получения субсидии на основании Положения, не смотря на исключение из оспариваемого Положения пункта о предоставлении договора аренды в целях получения субсидии.

В данном случае складывается ситуация, при которой право на получение субсидии ставится в зависимость от наличия договора аренды помещения в образовательном учреждении, который заключается не на конкурсной основе.

В п. 3,4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 года № 1492 установлено, что в акте должны быть указаны категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).

Оспариваемым Положением не установлены критерии определения получателя субсидии, следовательно, невозможно установить каким образом образовательным учреждением определяется получатель субсидии, в том числе кому и в каком отношении будут предоставлены субсидии в случае наличия нескольких претендентов.

Таким образом, Положение установило конкретных получателей субсидий – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а именно лиц, заключивших договор аренды (субаренды) муниципального имущества в конкретной школе для организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях.

Одновременно, из Положения не следует, каким образом хозяйствующие субъекты заведомо могут получить информацию о возможности выполнения услуг по организации питания обучающихся в г. Саратове, о наличии потребности у образовательных организаций получать такие услуги, о возможности заключить такой договор аренды.

В связи с чем, отсутствует возможность выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, то есть субсидии предоставляются не на конкурентной основе.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Исходя из приведенного в пункте 6 статьи 3 Закона о контрактной системе определения под муниципальным заказчиком следует понимать муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Пункт 4 названной статьи Закона о контрактной системе определяет участника закупки как любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о контрактной системе, бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Настоящий закон определяет способы определения поставщиков как конкурентные или закупки у единственного поставщика.

Осуществление организованного питания в образовательных организациях в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" является составной частью образовательного процесса, в рамках которого предполагается выделение публичным образованием бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений, которые в числе прочего включают оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд.

При приобретении услуг по организации питания учащихся в процессе выполнения своих обязанностей муниципальные образовательные учреждения являются муниципальными заказчиками, следовательно, должны осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание, услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Пункт 7 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 123-ФЗ "О защите конкуренции" под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий. Порядок предоставления государственных или муниципальных преференций установлен главой 5 настоящего Федерального закона.

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

Исходя из пункта 20 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" для целей применения указанного антимонопольного запрета под преференциями понимаются преимущества, которые обеспечивают хозяйствующим субъектам более выгодные условия деятельности, чем у их конкурентов. Преференции предоставляются в форме передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (п.36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 года № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства").

Неприменение конкурсных процедур и предоставление преференции в нарушение требований антимонопольного законодательства, предоставление субсидий на оказание услуг по организации питания обучающихся на основании оспариваемого Положения противоречит нормам антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе, предусматривающих проведение закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и может привести к устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов и созданию преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.

Таким образом, оспариваемое Положение издано администрацией муниципального образования "Город Саратов" в нарушение требований действующего законодательства, содержит коррупциогенный фактор.

Так, в соответствии с подпунктами "а" и "з" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 года № 96, широта дискреционных полномочий, выразившаяся в отсутствии условий или оснований для принятия заключения и отказ от конкурсных (аукционных) процедур, выразившийся в закрепление административного порядка предоставления права (блага) отнесены к коррупциогенным факторам.

Довод представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" о том, что согласно пункту 2 части 3.2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, суд находит несостоятельным, поскольку в случае передачи государственного или муниципального имущества должны быть учтены требования статьи 15 Закона о защите конкуренции о запрете ограничения, устранения конкуренции.

Довод представителя комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о невозможности в данном случае применения положений ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с тем, что рассматриваемый вопрос не является муниципальной нуждой, питание осуществляется муниципальными учреждениями образования, не может быть принят судом, поскольку в данном случае оспаривается нормативно-правовой акт о выплате субсидий с установлением критериев получателей субсидии, которое предполагает получение денежных средств получателями субсидий в отсутствие конкуренции. При этом, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения, в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Доводы представителя административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что выделяемые из бюджета Саратовской области денежные средства невозможно обеспечить питанием ни одного учащегося, также не являются основанием для устранении конкуренции в данной сфере.

Таким образом, исходя из содержания вышеперечисленных норм законодательства Российской Федерации, представленных в материалы дела документов, сведений и пояснений лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

признать постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 11 января 2021 года № 19 (редакция от 29 января 2021 года) "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по предоставлению питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования" недействующим со дня его принятия -11.01.2021 г.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волжский районный суд г. Саратова.

Судья Агаркова С.Н.