Дело №2а-2812/2023 64RS0004-01-2023-002972-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2023 года город Балаково Саратовской области
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Орловой О.И.,
при секретаре судебного заседания Романовой Е.А.,
с участием:
прокурора Азаркиной Ю.В.,
административного истца ФИО1, и его представителя ФИО2, представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области – ФИО3,
представителя административного ответчика Избирательной комиссии Саратовской области ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области, Избирательной комиссии Саратовской области, о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области, возложении обязанности принять решение о регистрации,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области, в котором просит:
- признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области от 15 июля 2023 года <данные изъяты> «О признании ФИО1», выдвинутого избирательным объединением «Саратовское областное отделение политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации» утратившим статус кандидата в депутаты Совета муниципального образования город Балаково пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8;
- обязать Территориальную избирательную комиссию Балаковского муниципального района Саратовской области принять решение о регистрации ФИО1», выдвинутого избирательным объединением «Саратовское областное отделение политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации» в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования город Балаково пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8.
Требования мотивированы тем, что 15 июля 2023 года в 9 часов 10 минут Территориальной избирательной комиссией Балаковского муниципального района Саратовской области принято решение <данные изъяты> «О признании ФИО1», выдвинутого избирательным объединением «Саратовское областное отделение политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации» утратившим статус кандидата в депутаты Совета муниципального образования город Балаково пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8.
3 июля 2023 года ФИО1 в ТИК Балаковского муниципального района Саратовской области поданы документы о выдвижении в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования город Балаково пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8, выдвинутого избирательным объединением «Саратовское областное отделение политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации». Представление кандидатом в депутаты указанных документов в соответствии со ст.49 ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» возлагает на соответствующую избирательную комиссию обязанность по выдаче кандидату разрешения на открытие избирательного счета. В день представления ФИО1 указанных документов, то есть 3 июля 2023 года вышеуказанное разрешение на открытие счета ТИК Балаковского муниципального района Саратовской области ему выдано не было. О процедуре по открытию избирательного счета при приеме вышеуказанных документов в избирательной комиссии ФИО1 никто не сообщил. 4 июля 2023 года ТИК Балаковского муниципального района Саратовской области принято решение о разрешении на открытие специального избирательного счета кандидату ФИО1 Однако о дате и времени заседания по указанному вопросу напрямую связанному с его кандидатурой, ФИО1 не извещался, а соответственно для участия в заседании комиссии не приглашался. О данном решении и необходимости его получения для последующего открытия специального избирательного счета ФИО1 также не уведомлялся. В соответствии с ч.1 ст.31 ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения в течение 20 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени последнего дня выдвижения представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы: сведения об изменениях в данных о кандидате; первый финансовый отчет. Срок представления документов на регистрацию истек 10 июля 2023 года в 18 часов. Несмотря на это принятое 4 июля 2023 года ТИК Балаковского муниципального района Саратовской области решение о разрешении на открытие специального избирательного счета выдано только 11 июля 2023 года. То есть ТИК Балаковского муниципального района Саратовской области выдала ФИО1 разрешение на открытие счета только тогда, когда срок на его открытие уже истек, осознавая и намеренно допуская нарушение кандидатом процедуры по представлению документов на его регистрацию в качестве кандидата. Получив 11 июля 2023 года разрешение на открытие избирательного счета, ФИО1 в тот же день в указанном в разрешении филиале банка открыл данный избирательный счет.
В соответствии со ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем.
Таким образом, законодатель закрепил за кандидатом в депутаты возможность представить недостающие документы, возложив обязанность по уведомлению кандидата об этом на избирательную комиссию.
Выдав ФИО1 11 июля 2023 года разрешение для открытия им избирательного счета, ТИК Балаковского муниципального района Саратовской области в тот же день приняла решение об извещении ФИО1 об отсутствии среди представленных им документов необходимых к представлению в соответствии с законом. При этом ФИО1 в очередной раз не был приглашен на заседание комиссии. Более того, текст данного решения не содержит указания на конкретные документы, которые ФИО1 должен был представить, но не представил в комиссию. Одновременно с уведомлением ФИО1 о недостатках в документах, ТИК Балаковского муниципального района Саратовской области в этом же решении сразу же безальтернативно указала, что вопрос о признании его утратившим статус кандидата будет рассмотрен 14 июля 2023 года. После получения текста данного решения, ФИО1 в предусмотренный вышеуказанной нормой срок устранил выявленные недостатки в документах, представив в ТИК Балаковского муниципального района информацию об открытом им счете, а также первый финансовый отчет. Однако, несмотря на устранение ФИО1 недостатков, а именно представления недостающих документов, ТИК Балаковского муниципального района 15 июля 2023 года приняло оспариваемое решение, и в обоснование его принятия указала на нарушение ФИО1 сроков представления в комиссию первого финансового отчета. При таких обстоятельствах теряется смысл принятия ТИК Балаковского муниципального района Саратовской области вышеуказанного решения об уведомлении ФИО1 о недостатках в документах и теряется смысл в наличии ч.1 ст.38 вышеуказанного Федерального закона, закрепившей за кандидатом возможность устранения недостатков в представленных им документах. Следует отметить, что Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 12 марта 2021 года №6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина ФИО5» разъяснил следующее.
На реализацию и защиту избирательных прав граждан направлена деятельность избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов (пункт 3 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Это требует от них ответственного отношения к исполнению своих полномочий, сопряженного с эффективной заботой о создании условий для полноценного участия в выборах граждан, политических партий и других субъектов избирательного процесса. Игнорирование данной обязанности не согласуется с конституционной ценностью избирательных прав граждан и их объединений и с конституционной ролью органов и должностных лиц публичной власти при подготовке и проведении выборов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2017 года №1-П).
В силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает его об этом.
Указанная обязанность избирательной комиссии направлена на обеспечение предусмотренного тем же законоположением права кандидата не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения этих документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Обязанность избирательной комиссии известить кандидата о недостатках в представленных им документах призвана гарантировать надлежащее осуществление пассивного избирательного права при выдвижении и регистрации кандидатов, носит императивный характер и не предполагает уклонения от ее исполнения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 года №867-О-О). Она должна исполняться равным образом - в силу положения пункта 1 статьи 39 названного Федерального закона о том, что все кандидаты, за некоторыми исключениями, обладают равными правами и несут равные обязанности, - в отношении всех выдвинутых по соответствующему избирательному округу кандидатов и всех документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом.
Такое регулирование обусловлено конституционным принципом равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации) и корреспондирующим ему положением Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (заключена в Кишиневе 7 октября 2002 года), согласно которому подлинные выборы предполагают равные и справедливые правовые условия для регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций), а потому регистрационные требования должны быть ясными и не содержать условий, способных стать основанием для привилегий либо ограничений дискриминационного характера, и недопустимо произвольное или дискриминирующее применение норм о регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций) (пункт 6 статьи 9).
Надлежащее исполнение по отношению ко всем кандидатам обязанности извещать их о недостатках в документах, представляемых ими в избирательную комиссию, требует установления соответствующего порядка приема и проверки этих документов избирательными комиссиями. Касательно выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации такой порядок, основанный на положениях избирательного законодательства, раскрыт в Методических рекомендациях по вопросам, связанным с движением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года <данные изъяты> Согласно данным Рекомендациям применительно к выдвижению и регистрации отдельных кандидатов: извещение о недостатках утверждается решением избирательной комиссии, в нем должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в представленных документах, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из документов оформлены с нарушением требований названного Федерального закона, иного закона, в чем состоит это нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки; на заседание избирательной комиссии по вопросу об извещении о выявленных недостатках приглашается кандидат либо его представитель, незамедлительно после заседания решение избирательной комиссии вручается присутствующему кандидату, его представителю, а при их отсутствии - направляется в их адрес (пункт 4.12.2).
Таким образам, пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не противоречит Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования обязывает избирательную комиссию равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и в случае выявления неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов извещать кандидатов об этих недостатках.
Наделение избирательных комиссий обязанностью извещать кандидатов о выявленных в представленных ими документах нарушениях не снимает с самого кандидата ответственности за качество, полноту и достоверность переданных им сведений и документов. В любом случае именно на кандидате лежит безусловная обязанность представить в избирательную комиссию вместе с заявлением о его согласии баллотироваться все иные документы, представление которых для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, если только их изготовление и заверение не отнесено законом к полномочиям избирательной комиссии.
В то же время неисполнение или ненадлежащее исполнение избирательной комиссией обязанности известить кандидата о выявлении недостатков в представленных им документах способно вызвать у кандидата неосновательную уверенность в том, что им не допущены нарушения, текущие отказ в его регистрации. Подобный - порождаемый бездействием избирательной комиссии – «расхолаживающий эффект» может помешать кандидату внести необходимые исправления в представленные им в избирательную комиссию документы в допустимый законом срок.
В случае с ФИО1, именно бездействие ТИК Балаковского муниципального района Саратовской области (расхолаживающий эффект) помешало представить ему первый финансовый отчет в предусмотренный законом срок, поскольку неисполнение обязанности по извещению о недостатках в документах вызвало у него, как сказал Конституционный суд РФ, неосновательную уверенность в том, что им не допущены нарушения, влекущие отказ в регистрации.
Конституционный Суд РФ также отметил, что в пункте 4.12.4 вышеназванных Методических рекомендаций (постановление ЦИК России от 11 июня 2014 года №235/1486-6) определено, что если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах либо если в извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в этих документах, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из документов оформлены с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона и в чем состоит это нарушение, то избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом «в. 1» и (или) «в. 2» пункта 24 той же статьи.
Поскольку в вышеуказанном решении ТИК Балаковского муниципального района Саратовской области об уведомлении ФИО1 о недостатках в документах не было указано, какие документы отсутствуют, то ТИК Балаковского муниципального района Саратовской области была не вправе принимать оспариваемое решение. Более того, с учетом принятых от ФИО1 документов после уведомления о его неполноте представленных для регистрации документов, а также в связи с отсутствием претензий к содержанию этих документов, ТИК Балаковского муниципального района Саратовской области была обязана принять решение о регистрации его в качестве кандидата в депутаты.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение ТИК Балаковского муниципального района является незаконным, необоснованным, в связи, с чем подлежит отмене.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что при подаче документов о выдвижении в кандидаты в депутаты ему никто не разъяснил о необходимости явки 4 июля 2013 года за решением о разрешении на открытие специального избирательного счета кандидату в депутаты; о сроках подачи документов на регистрацию ему известно не было; он ждал оповещения из ТИК Балаковского муниципального района Саратовской области.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме на основании изложенного в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ТИК Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО3 возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Добавила, что о необходимости явки за решением на открытие специального избирательного счета 4 июля 2023 года ФИО1 лично ею был уведомлен в устной форме 3 июля 2023 года при приеме документов о выдвижении кандидата в депутаты. Исходя из порядка открытия специального избирательного счета, обязанность представить финансовый отчет в установленные законом сроки лежит на кандидате в депутаты. Решение о признании утратившим статус кандидата в депутаты Совета МО город Балаково от 15 июля 2023 года <данные изъяты> принято на основании пункта 5 статьи 41 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» согласно которому, в случае непредставления в установленный законом срок ни одного из документов, предусмотренных для регистрации списка кандидатов, соответствующая избирательная комиссия принимает решение о признании кандидатов, включенных в список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, утратившими статус кандидатов.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Избирательная комиссия Саратовской области.
В судебном заседании представитель Избирательной комиссии Саратовской области ФИО4 просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам изложенным в письменных возражениях. Указал, что разрешение на открытие специального избирательного счета выдается кандидату в депутаты в трехдневный срок после уведомления в порядке, установленном Законом Саратовской области, соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата и представления документов, установленных Законом Саратовской области. Однако ФИО1 в установленный срок за открытием специального избирательного счета не явился.
Заинтересованное лицо Саратовское областное отделение политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации» извещено, явившийся уполномоченный представитель политической партии ФИО6 к участию в деле допущен не был ввиду отсутствия диплома о высшем юридическом образовании.
Прокурор в судебном заседании дала заключение о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных административных требований ФИО1
Заслушав в судебном заседании лиц, участвовавших в рассмотрении дела, заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, исследовав письменные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата.
Исходя из положений пункта 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что кандидат одновременно с представлением документов для регистрации представляет первый финансовый отчет.
В соответствии с положениями подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Из материалов дела следует, что Решением Совета муниципального образования город Балаково от 15 июня 2023 года № назначены выборы депутатов Совета муниципального образования город Балаково пятого созыва на 10 сентября 2023 года.
Территориальной избирательной комиссией Балаковского муниципального района Саратовской области 20 июня 2023 года принято решение <данные изъяты> провести голосование на выборах депутатов представительных органов на территории Балаковского муниципального района, назначенных на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд 8,9,10 сентября 2023 года; опубликовать решение в периодическом печатном издании – газета «Балаковские вести».
В газете «Балаковские вести» №25 от 20 июня 2023 года опубликовано решение №354 от 15 июня 2023 года «О назначении выборов депутатов Совета муниципального образования город Балаково пятого созыва».
3 июля 2023 года в территориальную избирательную комиссию Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО7 представлены документы о выдвижении кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город Балаково пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 ФИО1 избирательным объединением «Саратовское областное отделение политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации».
Согласно пункту 1.2 Порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов при проведении выборов в органы местного самоуправления Саратовской области, утвержденного постановлением избирательной комиссии Саратовской области от 27 мая 2021 года №161/2-6, разрешение на открытие специального избирательного счета выдается кандидату «в трехдневный срок после уведомления в порядке, установленном Законом Саратовской области, соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата и представления документов, установленных Законом Саратовской области».
Как следует из пояснения председателя ТИК Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО3 при приеме документов 3 июля 2023 года ФИО1 было лично сообщено, что за решением о разрешении на открытие специального избирательного счета необходимо явиться в территориальную комиссию 4 июля 2023 года.
Вместе с административным истцом, помимо прочих, документы на выдвижение в кандидаты сдавали ФИО8 и ФИО9, которым также была сообщена дата заседания территориальной комиссии по вопросу принятия решений о выдаче разрешений на открытие специальных избирательных счетов кандидатов (4 июля 2023 года) и которые явились в территориальную комиссию для получения соответствующих решений, ими были своевременно открыты специальные избирательные счета. Данные обстоятельства подтверждаются предоставленными финансовыми отчетами, справками об открытии счетов от 4 июля 2023 года, реестром принятых решений на открытие специальных избирательных счетов, сведениями о выдвинутых и зарегистрированных кандидатах в депутаты.
Согласно части 1 статьи 31 Закона Саратовской области от 31 октября 2010 года №107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» (далее – Закон Саратовской области), для регистрации кандидата, кандидат в течение 20 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени последнего дня представляет в соответствующую избирательную комиссию избирательные документы:
- сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 25, частями 6, 6.4 статьи 26 или частью 1 статьи 29 Закона Саратовской области;
- протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде и подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, или решение политической партии, указанное в части 15 настоящей статьи;
- первый финансовый отчет, кроме случаев, когда в соответствии с настоящим Законом кандидат уведомил избирательную комиссию о том, что финансирование избирательной кампании не производится.
ФИО1 был выдвинут политической партией КПРФ, сбор подписей в поддержку выдвижения истца не требовался.
ФИО1 должен был представить в установленный законом срок до 18 часов 10 июля 2023 года первый финансовый отчет.
По состоянию на 18 часов 10 июля 2023 года документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты Совета муниципального образования город Балаково пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 ФИО1 (первый финансовый отчет кандидата), представлены не были.
Согласно подпункту «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ) основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 41 Федерального закона №67-ФЗ в случае непредставления в установленный законом срок ни одного из предусмотренных законом документов, представление которых необходимо для регистрации кандидата, соответствующая избирательная комиссия принимает решение о признании кандидата, выдвинутого непосредственно, утратившим статус кандидата.
На основании указанных норм решением административного ответчика - территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области от 15 июля 2023 года <данные изъяты>ФИО1, выдвинутый избирательным объединением «Саратовское областное отделение политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации», признан утратившим статус кандидата в депутаты Совета муниципального образования город Балаково пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8.
Вместе с тем, принимая во внимание, что у ФИО1 ряд документов о выдвижении кандидата в депутаты был принят административным ответчиком, суд полагает, что оспариваемое административным истцом решение Территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области от 15 июля 2023 года по своей сути исходя из установленного факта непредставления финансового отчета фактически является решением об отказе в регистрации кандидатом в депутаты независимо от того, в какой форме оно принято.
В силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает его об этом.
При этом требование закона об извещении кандидата о выявлении неполноты сведений о кандидате или отсутствии каких-либо документов является безусловным и не ограничено рамками сроков, определяемых законом для выдвижения и регистрации кандидатов, - соответствующая избирательная комиссия обязана извещать кандидата о выявленных недостатках даже после окончания приема документов на регистрацию.
Согласно части 16 статьи 31 Закона Саратовской области соответствующая избирательная комиссия не позднее чем в десятидневный срок со дня получения указанных в части 1 настоящей статьи документов, проверив соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона, обязана принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
При условии представления тем или иным кандидатом документов на регистрацию в последний день (последний час) определенного законом 20-дневного срока, у соответствующей избирательной комиссии имеется 10 дней для проверки представленных документов и сохраняется обязанность уведомления кандидата не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, о выявленных недостатках.
При этом норма пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ позволяющая кандидату не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, не действует, поскольку внесение изменений в ранее представленные документы за пределами срока на выдвижение и регистрацию ставит кандидатов в неравные условия.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены решения территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области от 15 июля 2023 года <данные изъяты> «О признании ФИО1, выдвинутого избирательным объединением «Саратовское областное отделение политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации», утратившим статус кандидата в депутаты Совета муниципального образования город Балаково пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8» и обязании указанной территориальной комиссии принять решение о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город Балаково пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 не имеется, а потому административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области, Избирательной комиссии Саратовской области, о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области, возложении обязанности принять решение о регистрации, отказать.
В течение пяти дней со дня принятия судом решения на него может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное определение в Судебную коллегию по административным делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.
Судья О.И. Орлова
Мотивированное решение составлено 26 июля 2023 года.
Судья О.И. Орлова