ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2813/2017 от 31.10.2017 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-2813/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2017 года г.Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Кузнецова А.Ю.,

при секретаре Емельяновой Е.В.,

с участием

прокурора Дудник Н.А.

представителя административного истца Кривули Ю.Е.,

представителя административного ответчика

администрации Нефтеюганского района Колесник Т.Ю.

представителя административного ответчика

департамента имущественных отношений

администрации Нефтеюганского района Мельниковой Т.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белимовой Татьяны Викторовны к администрации Нефтеюганского района о признании муниципальной программы Нефтеюганского района «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2017-20020 годах, утвержденной постановлением администрации Нефтеюганского района от 31.10.2016 года №1803-па-нпа в редакции постановления администрации Нефтеюганского района от 19.09.2017 года №1609-па-нпа, в части требования о регистрации по месту жительства или месту пребывания в строениях, приспособленных для проживания, для участия в Муниципальной программе, получения субсидии, социальной выплаты при расселении,

У С Т А Н О В И Л:

Белимова Т.В. обратилась в суд к администрации Нефтеюганского района с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что Белимова Т.В. вместе с членами своей семьи БСВ, БЕС всели-лись в балок , балочного массива , пгт. , Нефтеюганского района в 2005 году, проживают там по настоящее время, являются гражданами Российской Федерации. При этом у Белимовых нет регистрации по месту жительства в балке.

Указанный балок включен в Реестр приспособленных для проживания строений в гп. Нефтеюганского района, ликвидируемых в рамках муниципальной программы Нефтеюганско¬го района «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефте-юганского района в 2017-2020 годах» (далее - Муниципальная программа), подпрограммы III «Ликвидация и рас¬селение приспособленных для проживания строений (балков)» по состоянию на 01.01.2012 года.

Однако Белимовы не могут быть участниками данной муниципальной программы в связи с тем, что у них нет регистрации по месту жительства в балке .

Муниципальная программа была утверждена постановлением Администрации Нефтеюганского района от 31 октября 2016 года № 1803-па-нпа. Постановлением Администрации Нефтеюганского района от 19 сентября 2017 года № 1609-па-нпа были внесены изменения, согласно кото¬рым Муниципальная программа была изложена в новой редакции. Новая ре¬дакция Муниципальной программы была опубликована в газете «Югорское обозрение» от 21 сентября 2017 года № 38.

Нормы Муниципальной программы в части требования регистрации по месту жительства или месту пребывания в строениях, приспособленных для проживания, для участия в Муниципальной программе, получения субсидии, социальной выплаты при расселении, противоречит статье 3 часть 2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»: граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограни¬чения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституци¬ями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Белимова Т.В. в судебное заседание не явилась, о дате рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.

Представитель административного истца Кривуля Ю.Е. в судебном заседании требования Белимовой Т.В. поддержал, мотивируя их доводами, изложенными в иске.

Представитель административного ответчика администрации Нефтеюганского района Колесник Т.Ю. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, мотивировав свои доводы тем, что оспариваемая в части муниципальная программа Нефтеюганского района об обеспечении доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2017-2020 годах, утвержденная постановлением Администрации Нефтеюганского района от 31.10.2016 № 1803-па-нпа, в редакции постановления Администрации Нефтеюганского района от 19.09.2017 № 1609-па-нпа, принята уполномоченным лицом - Администрацией Нефтеюганского района, что подтверждается следующим.

09 октября 2013 года Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято постановление № 408-п «О государственной программе Ханты- Мансийском автономном округе-Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2016-2020 годах».

В целях реализации вышеназванной программы определен порядок 5 предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа для реализации полномочий в области строительства, градостроительной деятельности и жилищных отношений (далее - порядок 5).

В силу пункта 8 порядка 5, субсидии предоставляются муниципальным образованиям автономного округа при условии наличия утвержденных программ муниципальных образований автономного округа, предусматривающих мероприятия, порядок и условия расходования субсидий.

Полномочия Администрации Нефтеюганского района по утверждению муниципальных программ закреплены в пп. 1 п. 1 ст. 38 Устава МО Нефтеюганский района и п.п. 1.4, 6.1.2 порядка принятия решения о разработке муниципальных программ Нефтеюганского района, утвержденного постановлением Администрации Нефтеюганского района от 24.09.2013 № 2493-па-нпа «О муниципальных и ведомственных целевых программах муниципального образования Нефтеюганский район».

Форма и вид оспариваемой в части муниципальной программы полностью соответствуют нижеприведенным нормативным правовым актам.

Структура оспариваемого в части нормативного правового акта соответствует структуре муниципальной программы, утвержденной постановлением Администрации Нефтеюганского района от 24.09.2013 № 2493-па-нпа.

Процедура принятия, оспариваемой Белимовой Т.В. муниципальной программы (в части), в полной мере соответствует установленному постановлением Администрации Нефтеюганского района от 24.09.2013 № 2493-па-нпа «О муниципальных и ведомственных целевых программах муниципального образования Нефтеюганский район» порядку.

На основании Пояснительной записки к проекту изменений в муниципальную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Нефтеюганского района в 2017-2020 годах», 14.09.2017 Координационным советом было принято решение о подготовке проекта по внесению изменений в муниципальную программу. ДИО HP осуществлено согласование проекта муниципальной программы в соответствии с пунктом 5.1 порядка принятия решения о разработке муниципальных программ Нефтеюганского района.

18.09.2017 проект постановления администрации Нефтеюганского района «О внесении изменений в постановление администрации Нефтеюганского района от 31.10.2016 № 1803-па-нпа «Об утверждении муниципальной программы Нефтеюганского района «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2017-2020 годы» был направлен: в контрольно-счетную палату Нефтеюганского района № 31-исх-3594 (в ответ получено Заключение от 18.09.2017 № 35-исх-257) и в Нефтеюганскую межрайонную прокуратуру № 02-исх- 2443.

Согласно заключению юридического комитета от 18.09.2017 № 18-исх-997 проект постановления администрации Нефтеюганского района «О внесении изменений в постановление администрации Нефтеюганского района от 31.10.2016 №1803-па-нпа «Об утверждении муниципальной программы Нефтеюганского района «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2017-2020 годы»: соответствует федеральному законодательству, Уставу муниципального образования Нефтеюганский район; отсутствуют коррупционные факторы; отсутствуют нарушения правил юридической техники.

Согласно п. 3 ст. 46 Устава МО Нефтеюганский район официальным опубликованием муниципальных правовых актов является опубликование муниципальных правовых актов в газете «Югорское обозрение» в течение 10 дней после их подписания.

Постановление Администрации Нефтеюганского района от 31.10.2016 № 1803-па-нпа «Об утверждении муниципальной программы Нефтеюганского района «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2017-2020 годах» опубликовано в газете «Югорское обозрение» № 44 от 03.11.2016 (в пределах 10-ти дневного срока с момента подписания).

Постановление Администрации Нефтеюганского района от 19.09.2017 № 1609-па-нпа «О внесении изменений в постановление администрации Нефтеюганского район от 31.10.2016 № 1803-па-нпа» опубликовано в газете «Югорское обозрение» № 38 от 21.09.2017 (в пределах 10-ти дневного срока с момента подписания).

Оспариваемая в части муниципальная программа не противоречит Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Во исполнение положений государственной программы, Администрацией Нефтеюганского района в Подпрограмме III оспариваемой в части муниципальной программы определены следующие основные мероприятия по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений (балков): «выплата субсидии гражданам РФ, вселившимся и зарегистрированным до 01.01.2012, а также проживающим по настоящее время в приспособленных для проживания строениях, включенных в реестры строений на 01.01.2012, в том числе длительно отсутствующим, при условии отсутствия у таких граждан, а также совместно зарегистрированных и проживающих членов их семей, принадлежащих им на праве собственности или занимаемых ими на основании договоров социального найма жилых помещений»; «снос строений, приспособленных для проживания (балков)»; «предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в ХМАО - Югре».

Размер субсидии и социальной выплаты определен в п. 3.3.3 оспариваемой в части муниципальной программы.

Условия и механизм реализации указанных выше основных мероприятий изложены в порядках №№ 1, 2 оспариваемой в части муниципальной программы.

При этом отсутствие регистрации в приспособленном для проживания строении не является безусловным основанием для отказа в предоставлении субсидии или социальной выплаты, так как граждане вправе предоставить в орган вступившие в силу решения суда о признании за гражданином и совместно проживающими членами семьи в приспособленных для проживания строениях права пользования помещением.

Таким образом, при наличии указанного выше решения суда гражданин и совместно проживающие члены семьи могут быть признаны участниками муниципальной программы.

При этом ссылка административного истца на нарушение муниципальной программой в части требования о регистрации по месту жительства или месту пребывания в строениях, приспособленных для проживания, пункта 2 статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не состоятельна.

Оспариваемой в части муниципальной программой право Белимовой Т.В. на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не ограничивается и не нарушается, а обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации предусмотрена ст. 3 указанного выше закона.

Положения Закона о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не регулируют правоотношения, связанные с предоставлением гражданам субсидий и социальных выплат, в связи с чем оснований для признании недействительной муниципальной программы в части не имеется.

Мельникова Т.И., представитель административного ответчика департамента имущественных отношений администрации Нефтеюганского района, привлеченного судом к участию в деле, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав позицию ответчика администрации Нефтеюганского района, также просила применить срок исковой давности, так как об изданном нормативном правовом акте, оспариваемом в суде Белимовой Т.В. стало известно еще в апреле 2017 года и к моменту обращения трехмесячный срок, предусмотренный ст.219 КАС РФ для обращения с иском в суд, истек.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, о необоснованности требований Белимовой Т.В., суд приходит к следующему.В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч.6 ст.208 КАС РФ).

Судом установлено, что в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 323, в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2013 года N 321-рп "О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 408-п от 09 октября 2013 года утверждена программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах".

В целях реализации вышеназванной программы определен порядок 5 предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа для реализации полномочий в области строительства, градостроительной деятельности и жилищных отношений (далее - порядок 5).

Из содержания пункта 1 порядка 5 следует, что данный порядок определяет правила и условия обеспечения мерой государственной поддержки автономного округа в виде субсидий бюджетам муниципальных образований автономного округа городских округов и муниципальных районов) на софинансирование реализации программ муниципальных образований автономного округа.

Объем финансирования за счет средств бюджета автономного округа и средств бюджетов муниципальных образований автономного округа устанавливается в соотношении: 89% и 11% соответственно (п. 3 порядка 5).

В силу пункта 8 порядка 5, субсидии предоставляются муниципальным образованиям автономного округа при условии наличия утвержденных программ муниципальных образований автономного округа, предусматривающих мероприятия, порядок и условия расходования субсидий.

Согласно п. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Постановлением администрации Нефтеюганского района от 31.10.2016 №1803-па-нпа была утверждена муниципальная программа Нефтеюганского района «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2017 - 2020 годах».

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 № 408-п «О государственной программе Ханты- Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016-2020 годах», руководствуясь постановлением администрации Нефтеюганского района от 24.09.2013 № 2493-па-нпа «О муниципальных и ведомственных целевых программах муниципального образования Нефтеюганский район», в вышеуказанную Муниципальную программу постановлением администрации Нефтеюганского района от 19.09.2017 №1609-па-нпа «О внесении изменений в постановление администрации Нефтеюганского района от 31.10.2016 № 1803-па-нпа «Об утверждении муниципальной программы Нефтеюганского района «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2017-2020 годах» были внесены изменения, в частности наименование мероприятия №1 «Выплата субсидии гражданам РФ, вселившимся и зарегистрированным до 01.01.2012. а также проживающим по настоящее время в приспособленных для проживания строениях, включенных в реестры строений на 01.01.2012, в том числе длительно отсутствующим, при условии отсутствия у таких граждан, а также совместно зарегистрированных и проживающих членов их семей принадлежащих им на праве собственности или занимаемых ими на основании договоров социального найма жилых помещений».

Во исполнение указанных выше положений государственной программы, Администрацией Нефтеюганского района в Подпрограмме III оспариваемой в части муниципальной программы определены следующие основные мероприятия по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений (балков): «выплата субсидии гражданам РФ, вселившимся и зарегистрированным до 01.01.2012, а также проживающим по настоящее время в приспособленных для проживания строениях, включенных в реестры строений на 01.01.2012, в том числе длительно отсутствующим, при условии отсутствия у таких граждан, а также совместно зарегистрированных и проживающих членов их семей, принадлежащих им на праве собственности или занимаемых ими на основании договоров социального найма жилых помещений»; «снос строений, приспособленных для проживания (балков)»; «предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в ХМАО - Югре».

Размер субсидии и социальной выплаты определен в п. 3.3.3 оспариваемой в части муниципальной программы.

Условия и механизм реализации указанных выше основных мероприятий изложены в порядках №№ 1, 2 оспариваемой в части муниципальной программы.

Согласно подпунктам «в», «г» пункта 8 порядков №№ 1, 2 оспариваемой в части муниципальной программы, участники указанных выше основных мероприятий вместе с заявлением о предоставлении субсидии или социальной выплаты предоставляют документы, подтверждающие факт вселения в приспособленные для проживания строения, а также документы, содержащие сведения о регистрации по месту жительства на текущую дату в случае, если такие сведения не подтверждаются паспортом.

Согласно п. 12 порядков №№ 1, 2 оспариваемой в части муниципальной программы, одним из оснований для отказа гражданам в предоставлении субсидии или социальной выплаты является отсутствие регистрации у граждан и совместно проживающих членов семьи в приспособленных для проживания строениях, в отношении которых отсутствуют вступившие в силу решения суда о признании за ними права пользования помещением, либо вселившиеся после 01.01.2012 года.

Исходя из смысла положений порядков №№1,2, определенных для реализации муниципальной программы, граждане, желающие стать ее участниками, должны доказать факт постоянного проживания в приспособленных для проживания строениях в установленный Программой период, посредством обращения с соответствующим требованием в суд, что в свою очередь в судебном заседании подтвердили представители ответчиков.

При этом ссылка административного истца на нарушение муниципальной программой в части требования о регистрации по месту жительства или месту пребывания в строениях, приспособленных для проживания, пункта 2 статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не состоятельна.

Согласно п. "в" ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина.

Законодательство субъектов РФ не должно снижать уровень гарантий реализации прав и свобод граждан по сравнению с тем как эти гарантии установлены федеральным законодательством в данной сфере правоотношений.

Согласно ч. 1, 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 (в ред. 18.07.2006 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Из существа оспариваемой муниципальной программы следует, что факт постоянного проживания граждан в приспособленных для проживания строениях, в установленный Программой период, является обязательным условием для участия гражданина в указанной программе.

Понятие места жительства, с которым связан ряд прав и обязанностей граждан, в том числе право на постановку на учет для улучшения жилищных условий, раскрывается в ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 и других нормативных актах.

Так местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (ст. 20 ГК РФ).

В соответствии с абз. 8 ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Отказывая административному истцу в удовлетворении требований, суд исходит из того, что муниципальная программа принята в соответствии с действующим законодательством и определенным для этого органом.

Оспариваемой в части муниципальной программой право Белимовой Т.В. на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не ограничивается и не нарушается.

Право на получение субсидии или социальной выплаты может быть реализовано Белимовой Т.В. в отсутствие регистрации в приспособленном для проживания строении при наличии, как указано выше, вступившего в силу решения суда, подтверждающего факт вселения и проживания в соответствующем помещении.

Доводы стороны ответчика о пропуске Белимовой Т.В. срока для обращения в суд с иском об оспаривании нормативного правового акта являются необоснованными и противоречат норме закона, в частности требованиям ч.6 ст.208 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Белимовой Татьяне Викторовне в удовлетворении административного искового заявления к администрации Нефтеюганского района о признании муниципальной программы Нефтеюганского района «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2017-20020 годах, утвержденной постановлением администрации Нефтеюганского района от 31.10.2016 года №1803-па-нпа в редакции постановления администрации Нефтеюганского района от 19.09.2017 года №1609-па-нпа в части требования о регистрации по месту жительства или месту пребывания в строениях, приспособленных для проживания, для участия в Муниципальной программе, получения субсидии, социальной выплаты при расселении - отказать.

После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в газете "Югорское Обозрение".

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с подачей жалобы через Нефтеюганский районный суд.

Судья: подпись