Дело № 2а-2816/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 ноября 2017 года город Омск
Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Кирилюк З.Л., при секретаре судебного заседания Абрамкиной Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому административному округу города Омска к ФИО1 А.А. о взыскании задолженности по налогу, пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Советскому административному округу города Омска (далее по тексту - ИФНС России по САО г.Омска) обратилась в суд с названным административным иском, в обоснование требований указав, что в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1 являлся плательщиком налога на доходы физических лиц. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком в налоговый орган представлена первичная налоговая декларация на НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год.
В связи с неуплатой налога должнику направлялись требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, в которых сообщалось о наличии у него задолженности по указанному налогу и пени.
В установленный срок для уплаты налога и пени по требованию задолженность ответчиком не погашена.
В связи с недоимкой по оплате указанного налога за ДД.ММ.ГГГГ год ФИО1 был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Просят взыскать с ФИО1 задолженность по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 98 800 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 29 617,33 руб.
Представитель ИФНС России по Советскому АО г.Омска, ФИО1 в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 23 НК Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 НК Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Как следует из статьи 45 НК Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 208 НК Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации отнесены доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК Российской Федерации физические лица, получающие доход от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, когда такие доходы не подлежат налогообложению, обязаны самостоятельно исчислить НДФЛ с таких доходов и представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 названного Кодекса.
В соответствии со ст. 216 НК Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Срок уплаты налога для лиц, указанных в п. 1 ст. 228 НК Российской Федерации установлен п. 4 этой же статьи, согласно которой общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Порядок исчисления налога регламентирован ст. 225 НК РФ.
Порядок и сроки предоставления налогоплательщиками налоговой декларации установлены в статье 229 НК Российской Федерации, в частности налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 210 НК Российской Федерации налоговая база по НДФЛ определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных названной главой.
В соответствии со ст. 69 НК Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п. 1 ст. 70 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в налоговый орган была представлена налоговая декларация (форма 3 - НДФЛ) по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в связи с продажей <данные изъяты> квартир, в которой отражены показатели: общая сумма дохода – <данные изъяты> руб., сумма налоговых вычетов <данные изъяты> руб., налоговая база <данные изъяты> руб., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет <данные изъяты> руб. (л.д. №).
В установленный законом срок – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 добровольно сумма налога не была уплачена, в связи с чем, ему было направлено требование об уплате налога № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму НДФЛ <данные изъяты> руб., а также пени в размере <данные изъяты> руб. Срок исполнения требования установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Кроме того, административным истцом была проведена камеральная проверка указанной налоговой декларации, по результатам которой были выявлены нарушения налогового законодательства, а именно: неуплата сумм налога в результате неправомерных действий (сумма расходов и налоговых вычетов, уменьшающая налоговую базу, по данным налогоплательщика завышена на <данные изъяты> руб., налоговая база должна составлять <данные изъяты> руб.).
Решением ИФНС России по САО г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку документы, подтверждающие произведенные налогоплательщиком расходы на приобретение недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, с декларацией не представлены, в связи с чем имущественный налоговый вычет согласно пп. 2 п. 2 ст.220 НК Российской Федерации в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение указанного недвижимого имущества, не может быть предоставлен.
Также в решении констатировалась обязанность оплатить недоимку в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб., штрафа в размере <данные изъяты> руб. (л.д. №).
В установленном законом судебном порядке ФИО1 решение налоговой инспекции о привлечении его к налоговой ответственности от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловал.
Основанием для обращения в суд послужило то обстоятельство, что в добровольном порядке требование налогового органа № ответчик как плательщик налогов не исполнил.
При рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) судам необходимо проверять не только соблюдение процедуры взыскания налогов и сборов, но соблюдение налоговым органом установленных статьей 48 НК Российской Федерации сроков для обращения в суд.
Статья 286 КАС Российской Федерации подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Иное предусмотрено абзацами 2 и 3 вышеприведенного пункта 2 ст. 48 НК РФ.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Из вышеприведенных положений НК РФ, следует, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования общая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе в течение шести месяцев обратиться в суд с заявлением о взыскании лишь со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица не превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев лишь со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования.
При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения. Суммы различных налогов, даже если они включены в одно требование об уплате налога, суммированию не подлежат. Для разных налогов установлены различные правила, определяющие порядок и сроки их уплаты; соответственно, и право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки за счет имущества физического лица по каждому из налогов возникает самостоятельно.
Законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
При этом законодатель прямо указал на ограничение срока подачи искового заявления не датой получения налоговым органом постановления об отмене судебного приказа, а датой его вынесения.
Общая сумма задолженности по НДФЛ за 2015 год на момент подачи административного иска составила более 3 000 руб., в этой связи, при исчислении срока на обращение в суд с заявлением о взыскании подлежат применению положения абзаца 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, с учетом которых налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня когда общая сумма недоимки по транспортному налогу и пени превысила 3 000 руб.
С учетом изложенного, установленный абз. 2 пункта 2 статьи 48 НК Российской Федерации, срок на обращение в суд истекал ДД.ММ.ГГГГ. Однако в ДД.ММ.ГГГГ года ИФНС России по САО г.Омска обратилась с заявлением к мировому судье, то есть в срок, установленный ч. 2 ст. 48 НК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб., пени по НДФЛ в размере <данные изъяты> руб.
Определением мирового судьи судебного участка № в Первомайском судебном районе в городе Омске от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ был отменен (л.д. №).
Таким образом, поскольку судебный приказ о взыскании задолженности по налогам, пени был отменен ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, в суд с иском налоговый орган мог обратиться не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Первоначально настоящий административный иск поступил в Первомайский районный суд г. Омска ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.
Определением судьи Первомайского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ в связи с наличием недостатков административный иск был оставлен без движения, предоставлен срок для их устранения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Данное определение получено налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), то есть за пределами срока, установленного для устранения недостатков.
Определением судьи Первомайского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ указанный административный иск был возвращен в связи с не устранением указанных в определении от ДД.ММ.ГГГГ недостатков в установленный срок (л.д. №).
Данное определение получено налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Повторно настоящий административный иск поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
ИФНС России по САО г.Омска заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи в суд настоящего административного иска по мотиву несвоевременного получения копий определений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, своевременного обращения в суд первоначально с настоящим административным иском.
Обсудив заявленное ходатайство, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 95 КАС Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, должно не только указать причины его пропуска, но и представить суду доказательства невозможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный срок.
Оценив в совокупности указанные обстоятельства и приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что пропуск налоговым органом срока для подачи настоящего административного иска обусловлен наличием уважительных причин, что является основанием для его восстановления.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования налогового органа о взыскании недоимки по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб. подлежащими удовлетворению.
Административным истцом предъявлены к взысканию пени на недоимку по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.
Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 НК Российской Федерации обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 настоящего Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании пункта 3 статьи 75 НК Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 НК Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П и Определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.
Оценивая требования налогового органа о взыскании пени, суд отмечает следующее.
Действующим законодательством срок уплаты НДФЛ установлен не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, соответственно срок уплаты НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год – до ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, расчет пени на недоимку по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год должен производиться с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, размер пени по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год исходя из размера <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата, указанная в расчете налогового органа) (<данные изъяты> дней) составляет <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> * <данные изъяты> * <данные изъяты> * <данные изъяты>% (ставка рефинансирования)).
Решением Первомайского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, с ФИО1 в пользу ИФНС России по САО г.Омска взыскана денежная сумма в общем размере <данные изъяты> руб., в том числе: НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб., штраф в размере <данные изъяты> руб. (л.д. №).
Размер пени по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год исходя из размера <данные изъяты> руб. (с учетом оплаты налога ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. как указано налоговым органом в расчете) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб., а именно: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> * <данные изъяты> * <данные изъяты> * <данные изъяты>%); за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> * <данные изъяты> * <данные изъяты> * <данные изъяты>%); за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> * <данные изъяты> * <данные изъяты> * <данные изъяты>%); за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (исходя из суммы <данные изъяты> - <данные изъяты>) – <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> * <данные изъяты> * <данные изъяты> * <данные изъяты>%).
Требований о взыскании недоимки по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб. и недоимки по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб., с учетом которых произведен расчет пени, административным истцом не заявлялось; документов, подтверждающих уплату данной задолженности налогоплательщиком, взыскание задолженности, нахождения исполнительных документов на исполнении и т.п., не представлено, в связи с чем требования налогового органа о взыскании пени на указанные суммы недоимок не подлежат удовлетворению.
Суд отмечает, что решение налогового органа, в котором доначисляется сумма налога, является своего рода уведомлением налогоплательщика о необходимости доплатить налог, и при отсутствии добровольного исполнения налогоплательщиком, налоговым органом должна быть применена процедура принудительного взыскания задолженности, последовательность применения мер которой закреплена в НК Российской Федерации.
Таким образом, общий размер пени, подлежащий взысканию с административного ответчика, составляет <данные изъяты> руб.
Частью 1 статьи 114 КАС Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно абзацу 8 части 2 статьи 61.1 БК Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию в местный бюджет.
Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК Российской Федерации, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика, с учетом взысканной суммы, составит 3 709 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому административному округу города Омска удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому административному округу города Омска денежную сумму в общем размере 125 451 рубль 18 копеек, в том числе: недоимку по уплате НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 98 800 рублей, пени по НДФЛ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 26 651 рубль 18 копеек.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 3 709 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 13 ноября 2017 года
Судья Решение суда не вступило в законную силу