ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2816/20 от 25.09.2020 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-2816/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Выборг 25 сентября 2020 года

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Красоткиной Ю.В., при секретаре Помазковой Е.С.,

с участием представителя административного истца Сусорова И.Е., представителей административного ответчика Васильевой О.А., Логиновой Е.Н., заинтересованного лица Вилаевой М.А., прокурора Афанасьевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску акционерного общества «ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» к администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области о признании недействуюшим в части Постановления № 4308 от 06.11.2019 «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образования Выборгского района Ленинградской области»,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области», действуя через своего представителя по доверенности И.Ю. Лисину, обратилось в суд с требованием к администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области о признании недействуюшим в части Постановления от Дата «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образования Выборгского района Ленинградской области».

При рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц были привлечены Правительство Ленинградской области и Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (л.д. 51-52).

В обоснование иска указано, что оспариваемым постановлением утверждён порядок определения размера платы за размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образований Выборгского района Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В целях осуществления свой деятельности административный истец размещает электросетевые объекты на земельных участках Выборгского района Ленинградской области, поэтому данный нормативный правовой акт затрагивает интересы административного истца. По мнению представителя административного истца Департамент недвижимости в своём письме от Дата указал, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов во всех случаях, предусмотренных статьёй 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется бесплатно. Согласно пункту в) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, поэтому органы местного самоуправления не вправе устанавливать какую-либо плату за пользование землей. Кроме этого, Постановлением Правительства Ленинградской области от Дата не установлена плата за размещение объектов. Административный истец указывает, что пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлены формы платы за использование земли: земельный налог и арендная плата. Таким образом, обязанность по внесению платежей возникает при использовании земельных участков на каком-либо праве. Плата, установленная оспариваемым постановлением, не может быть отнесена ни к налогу, ни к арендной плате, так как у сетевой организации не возникает какого-либо права на земельный участок.

Также административный истец указывает, что установление платы не учитывает финансовые возможности сетевой организации и противоречит положениям Основ ценообразования в области регулируемых цен в электроэнергетике, утверждённых Постановление Правительства Российской Федерации от Дата. Акционерное общество «ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» не вправе самостоятельно устанавливать плату за услуги по передаче электрической энергии, а в размер платы не могут быть включены какие-либо расходы, не связанные с регулируемой деятельностью компании, к которым как раз и относятся расходы за размещение объектов на землях или земельных участках.

Административный истец просит: признании недействуюшим в части Постановление от Дата «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образования Выборгского района Ленинградской области», а именно, отменить пункт 3, подпункты 2.1.4, 2.1.5, подпункт 5 пункта 2.5, раздел 3 Приложения к Постановлению.

В судебном заседании представитель административного истца, действующий по доверенности, требования поддержал.

Представители административного ответчика, действующие по доверенности, в судебном заседании требования не признали. Пояснили, что использование земли является платным, Постановление принято в соответствии с имеющимися у администрации МО «Выборсгкий район» Ленинградской области полномочиями.

Представитель заинтересованного лица Правительства Ленинградской области, действующая по доверенности, административный иск полагала не обоснованным. В возражениях указала, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, а именно применения оспариваемого Постановления в отношении АО «ЛОЭСК». Представитель указал, что использование земли в любом случае должно быть платным.

Представитель заинтересованного лица Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в судебное заседание не явился. Направил возражения, в которых указал на необоснованность иска, так как не представлено доказательств не соответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой.

Прокурор дала заключение о необоснованности иска.

Суд, выслушав участников судебного заседания, непосредственно исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьёй 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 39.36Статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

ПереченьПеречень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от Дата N 1300. Пунктом 5 в указанный перечень внесены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Администрацией муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области Дата вынесено Постановление «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образования Выборгского района Ленинградской области».

Пунктом 2.1.3. данного положения установлено, что за размещение объекта с заявителей взимается плата, порядок определения которой установлен разделом 3 (пункт 2.1.5).

Оценивая указанный нормативный акт по правилам части 8 статьи 213 КАС Российской Федерации, суд приходит к выводу, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Так, соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого постановления; форма и вид нормативного правового акта; процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соответствует закону; соблюдены и правила введения Постановления от Дата в действие и вступления его в силу; нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу указанное Постановление соответствует.

Так, довод представителя административного истца о невозможности взимания платы за землю, если это ни земельный налог и ни арендная плата является ошибочным.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается названный кодекс и иные изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из приведенного положения федерального законодательства следует, что использование земли в любой форме и для любых целей является платным, если иное не предусмотрено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Как указывалось выше, согласно пункту 6 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Федеральным законодательством предусматривается размещение указанных объектов как на земельных участках, предоставленных в аренду, так и на землях без предоставления земельного участка.

Договор на размещение на государственных или муниципальных землях соответствующего объекта и договор аренды земельного участка имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель. Следовательно, использование земли по договору на размещение объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений.

Таким образом, размещение объектов, перечисленных в статье 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации.

Учитывая вывод суда о платности использования земель, довод административного истца о нарушении его прав по причине несения дополнительных расходов суд отклоняет.

Ошибочным является и довод административного истца о том, что оспариваемое Постановление противоречит Постановлению Правительства Ленинградской области от Дата, так как данным Постановлением не установлено бесплатное размещение объектов на землях или земельных участках.

На основании изложенного и руководствуясь главой 15, статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного иска «ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» к администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области о признании недействуюшим в части Постановления от Дата «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образования Выборгского района Ленинградской области».

Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято Дата.

Судья: