ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-281/18 от 28.08.2018 Нижегородского гарнизонного военного суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

28 августа 2018 года <адрес>

Нижегородский гарнизонный военный суд в составе заместителя председателя суда Сысалова С.О.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием административного истца ФИО2 и её представителя ФИО6,

представителя административного ответчика - командира войсковой части - ФИО4,

помощника военного прокурора Мулинского гарнизона старшего лейтенанта юстиции ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело а-281/2018 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части прапорщика ФИО2 об оспаривании приказа командира войсковой части об увольнении её с военной службы,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило административное исковое заявление ФИО2, из которого следует, что она проходила военную службу по контракту с 2004 года, имеет календарную выслугу более 13 лет.

Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ она уволена с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, что она считает незаконным, поскольку не обеспечена жильём по избранному месту жительства и не давала согласие на увольнение.

Считая названный приказ командира войсковой части противоречащим ч. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», ФИО2 в административном исковом заявлении просит суд признать § 3 п. 4 приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении её с военной службы в отставку по достижению предельного возраста незаконным, обязать названное должностное лицо отменить этот приказ и взыскать с войсковой части через счёт ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» 300 рублей в счёт возмещения судебных расходов.

В судебном заседании административный истец, настаивая на удовлетворении своих требований, пояснила, что оспариваемый ею приказ командира войсковой части она считает незаконным только, потому при выслуге более 13 лет уволена с военной службы по возрасту без её согласия и без обеспечения жилищной субсидией для приобретения жилья по избранному месту жительства, иных оснований для оспаривания названного приказа она не имеет.

ФИО2 также пояснила, что в связи с прохождением военной службы жилищной комиссией воинской части в 2008 году её выделена служебная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 33 кв. м., в которой она проживает до настоящего времени вдвоём с дочерью ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

С ноября 2016 года, пояснила далее ФИО2 она вместе с дочерью состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а в декабре 2017 года по её желанию форма обеспечения жилым помещением была изменена на жилищную субсидию.

Представитель административного истца ФИО6 поддержав требования своего доверителя, обосновал незаконность оспариваемого истцом приказа его несоответствием ч. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Представитель командира войсковой части ФИО4 требования административного истца не признала и настаивала на законности увольнения ФИО9, обеспеченной по последнему месту военной службы служебным жилым помещением, и состоящей на жилищном учёте для обеспечения жильём по избранному месту жительства в форме жилищной субсидии, что соответствует положениям, изложенным в решении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ВКАПИ16-44.

ФИО4 также настаивала на соблюдении командованием войсковой части порядка увольнения ФИО9 с военной службы и наличии у командира воинской части полномочий по изданию приказов об увольнении прапорщиков с военной службы.

В связи с неявкой в судебное заседание представителя надлежаще уведомлённого о времени и месте рассмотрения дела заинтересованного лица - ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», ходатайствовавшего о рассмотрении дела без его участия, суд с учётом мнения сторон счёл возможным рассмотреть административное дело без участия представителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>».

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы административного дела, и учтя заключение помощника военного прокурора Мулинского гарнизона ФИО5, не усмотревшего оснований для удовлетворения требований административного истца, военный суд не находит возможным удовлетворить административное исковое заявление ФИО2 на основании приводимых далее данных и правовых норм.

Копией контракта о прохождении военной службы подтверждается заключение такового прапорщиком ФИО2 с командиром войсковой части ДД.ММ.ГГГГ до достижения ФИО2 предельного возраста пребывания на военной службе.

Согласно выписки из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, § 3 п. 4 прапорщик ФИО2, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, уволена с военной службы в отставку по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.

Из того же документа следует, что календарная выслуга ФИО2 составляет 13 лет 06 месяцев, контракт о прохождении ею военной службы истёк ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 обеспечена служебным жилым помещением, состоит в очереди на предоставление жилищной субсидии.

Копией листа беседы от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается проведение с ФИО2 беседы перед увольнением, в ходе которой она отказалась от прохождения ВВК и выразила своё несогласие с увольнением с военной службы до обеспечения жилым помещением.

Факт проведения беседы, свой отказ от прохождения ВВК, а также и другие мероприятия по увольнению её с военной службы административный истец подтвердила в судебном заседании.

Установленный из согласующихся между собой объяснений сторон суд признаёт соответствующим требованиям п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) процессуальный порядок увольнения ФИО2 с военной службы.

Поскольку ФИО2ДД.ММ.ГГГГ достигла предельного возраста пребывания на военной службе (дата рождения административного истца - ДД.ММ.ГГГГ установлена, в том числе, на основании светокопии её паспорта), то согласно п/п «а» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» она подлежала увольнения с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на таковой.

Состав семьи административного истца, а также место жительства и регистрации семьи ФИО2 суд определяет на основании:

справки командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой не состоящая в браке ФИО2 имеет дочь ФИО7ДД.ММ.ГГГГ года рождения;

копии свидетельства о рождении ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ;

копии договора найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между Мулинской сельской администрацией и ФИО2 о предоставлении ФИО2 жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью 33 кв.м. для проживания вместе с дочерью ФИО7;

светокопией паспорта ФИО2, выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ООО «Управляющая компания» от ДД.ММ.ГГГГ о проживании и регистрации ФИО2 и ФИО9

А.В. с 2008 года по адресу: <адрес>.

На основании изложенного суд считает установленным обеспечение ФИО2 и члена её семьи служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы.

Согласно копии решения начальника территориального отделения ФГКУ «Западрегионжильё» от ДД.ММ.ГГГГФИО2 и её дочь ФИО7 приняты на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ.

Копией уведомления об изменении формы обеспечения жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается то, что форма обеспечения жилым помещением ФИО2 изменена на предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Приходя к выводу о возможности увольнения с военной службы обеспеченной по последнему месту военной службы служебным жилым помещением ФИО2, суд основывается на следующем.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены различные формы и порядок предоставления военнослужащим жилых помещений с установлением дифференцированных гарантий в зависимости от категории военнослужащих и выбора ими способа реализации права на жилище.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы, в том числе, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим названного пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 этого федерального закона.

Таким образом, законодатель, выделяя в данной норме военнослужащих, пожелавших получить жилые помещения не по месту увольнения, фактически установил, что гарантия в виде запрета на увольнение соответствующих категорий военнослужащих, нуждающихся в особой защите, без их согласия до предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии предусмотрена для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях обеспечения жильем по месту службы. Вместе с тем в целях обеспечения конституционного права на жилище данная гарантия может быть распространена на указанных военнослужащих, не обеспеченных к моменту увольнения никаким жильем и возражающих против увольнения без предоставления жилья тем способом, который они избрали.

Что касается военнослужащих, пожелавших реализовать свое право на получение жилых помещений по избранному после увольнения месту жительства, не совпадающему с последним местом службы, то в пункте 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для них установлен особый порядок предоставления жилых помещений, который направлен, в первую очередь, на реализацию конституционного права на выбор места жительства, гарантированного статьей 27 Конституции Российской Федерации.

При этом в пункте 3 статье 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указано, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В целях обеспечения возможности осуществления данного права законодатель, как указано выше, в пункте 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установил, что обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы, в том числе, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В данной норме закона не содержится запрета на увольнение военнослужащих до предоставления им жилых помещений по избранному месту жительства.

Согласно абзацам третьему и двенадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" выплата жилищной субсидии является одной из форм реализации прав военнослужащих на жилище, в том числе в порядке, установленном в пункте 14 статьи 15 названного закона, равнозначной по правовым последствиям иным способам предоставления жилых помещений - в виде жилых помещений в натуре в собственность или по договору социального найма.

Анализируя приведенные выше нормы во взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что военнослужащие, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пожелавшие воспользоваться правом на выбор постоянного места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением их жилыми помещениями, вне зависимости от формы такого обеспечения при перемене места жительства не могут претендовать на социальную гарантию в виде запрета на увольнение без их согласия до получения жилых помещений при условии, что они до этого обеспечены жилым помещением, в том числе служебным, из которого не подлежат выселению до предоставления жилья для постоянного проживания.

Основываясь на п. 1 Приказа командующего войсками ЗВО от ДД.ММ.ГГГГ «О полномочиях командира войсковой части по изданию приказов по личному составу и приказов по строевой части в порядке реализации приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому командиру войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ приказано издавать приказы по личному составу в рамках полномочий, определённых приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также на положениях приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ «О допуске лиц на объект вычислительной техники к ПИРО «Алушта» и разрешении обработки секретной информации на 2018 год», суд приходит к убеждению об издании командиром войсковой части приказа от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении ФИО2 с военной службы в пределах предоставленных ему полномочий.

Таким образом, суд признаёт оспоренный административным истцом приказ командира войсковой части законным и обоснованным.

Основываясь на принятом решении, и руководствуясь ст. 111 КАС РФ, суд не находит возможным возместить ФИО2 судебные расходы.

Руководствуясь ст. ст. 179 и 180 КАС РФ, военный суд,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части прапорщика ФИО2 об оспаривании приказа командира войсковой части об увольнении её с военной службы, а также в возмещении административному истцу судебных расходов в размере 300 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Нижегородский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Заместитель председателя суда С.О. Сысалов