Дело № №/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2016 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Тимофеевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Некоммерческому партнерству «Ивановская региональная антипиратская организация» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> (далее - Управление) обратилось в суд с административным иском к Некоммерческому партнерству «Ивановская региональная антипиратская организация» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц, мотивировав его следующим.
Некоммерческое партнерство «Ивановская региональная антипиратская организация» (далее - Партнерство) зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем Управлением Федеральной налоговой службы по <адрес> внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером №.
Управлением ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации Партнерства за учетным номером №.
Адрес (место нахождения) Партнерства: <адрес>.
Президентом Партнерства согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц является ФИО2
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы указанных документов утверждены приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
В соответствии с п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган заявление, подтверждающее их соответствие данному пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.
Срок предоставления отчетности и сообщений - не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Административный ответчик указанные документы за 2015-2016 годы в Управление не предоставил.
Кроме того, в представленной в 2015 году информации установлено, что в партнерстве произошла смена адреса (место нахождения) постоянно действующего руководящего органа Партнерства.
В соответствии с требованиями пункта 7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ Партнерство обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в том числе об изменении сведений об адресе (месте нахождения) Партнерства, в течение трех дней со дня наступления таких изменений, а также представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий (налоговый) орган для внесения данных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. Однако необходимые документы в Управление до настоящего времени не представлены.
Управлением в адрес Партнерства и на домашний адрес Президента ФИО2 направлено письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ за № об устранении вышеуказанных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
В указанный в предупреждении срок нарушения не были устранены и отчеты за 2015-2016 годы в Управление до настоящего времени не представлены.
В соответствии с п. 1 Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления, содержащихся в нем сведений и документов, утвержденного Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н (далее Порядок), Единый государственный реестр юридических лиц ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами.
В соответствии с п. 9 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и согласно пункту 20 Порядка сведения о юридических лицах, содержащиеся в государственном реестре, могут быть предоставлены в электронном виде в порядке и сроки, установленные Федеральной налоговой службой. Порядок предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, утвержден Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н. На основании вышеуказанных нормативных правовых актов Управлением ФНС России по <адрес> переданы Управлению Минюста России по <адрес> в электронном виде открытые и общедоступные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Таким образом, административный истец располагает сведениями о том, что президентом Партнерства является ФИО2
На основании изложенного административный истец просил суд ликвидировать Некоммерческое партнерство «Ивановская региональная антипиратская организация» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> - не явился, в письменном ходатайстве заявленные требования поддержал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Некоммерческое партнерство «Ивановская региональная антипиратская организация» в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме, указав следующее. В 2014 году в НП «ИвРАПО» произошла смена участников и руководства. Вновь назначенным руководителем организации была избрана ФИО2 Также было принято решение о смене адреса местонахождения организации и внесение изменений в учредительные документы организации. Внесение изменений и их регистрация была возложена на бывшего руководителя организации ФИО4 Однако указанные изменения не были должным образом внесены в уставные документы организации и не были зарегистрированы. Это было связано с изменением законодательства об НКО, которые были приняты в 2014 году. Офис организации располагался до мая 2015 года по адресу: <адрес>. По указанному адресу НП «ИвРАПО» регулярно получало всю почтовую корреспонденцию. В связи с постоянным нахождением Президента НП «ИвРАПО» ФИО2 в Москве и регулярными поездками в другие субъекты России, необходимость в содержании офиса отпала, некоммерческая организация в качестве постоянного местонахождения указывала адрес своего представителя: <адрес>. Административным ответчиком отчеты в ФНС России, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" сдавались регулярно и своевременно. Имущество и денежные средства от международных и иностранных организаций в течение проверяемого периода в НП «ИвРАПО» не поступали. Отчетность в Управление МЮ РФ по <адрес> за 2015 и 2016 года не была направлена своевременно, однако в указанный период деятельность Партнерством не велась, отсутствовало его финансирование. Полагают, что допущенные Партнерством нарушения не являются достаточным основанием для решения вопроса о ликвидации юридического лица.
В настоящий момент НП «ИвРАПО» устранило нарушения, которые послужили поводом для обращения административным истцом в суд с указанными требованиями. Отчетность за 2015 и 2016 года сдана, из которой следует, что ответчику не поступали имущество и денежные средства от международных и иностранных организаций, иных источников. Кроме того, иностранные граждане и лица без гражданства не являются членами Партнерства. Административный ответчик проинформировал административного истца о продолжении своей уставной деятельности.
Также у НП «ИвРАПО» имеется непогашенная кредиторская задолженность по договору займа, поэтому принудительная ликвидация Партнерства может повлечь за собой нарушение прав третьих лиц. Поскольку допущенные нарушения устранены, не нарушили права и законные интересы других лиц, административный ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы России по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в письменном отзыве указал, что у административного ответчика отсутствует задолженность по налоговым платежам, поэтому разрешение вопроса о ликвидации НП «ИвРАПО» и исключении его из ЕГРЮЛ Управление оставило на усмотрение суда.
Суд, учитывая доводы сторон по делу, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Некоммерческое партнерство «Ивановская региональная антипиратская организация» (далее - Партнерство) зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается внесением записи о нем в ЕГРЮЛ Управлением Федеральной налоговой службы по <адрес> за основным государственным регистрационным номером №. Свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за учетным номером № подтверждается факт регистрации Партнерства в качестве некоммерческой организации (л.д. 7-8).
Адрес (место нахождения) Партнерства: <адрес>.
Президентом Партнерства согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц является ФИО2
Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, для достижения которых оно создано, в том числе для осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно Указам Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» и от ДД.ММ.ГГГГ№ «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» функции по контролю за деятельностью некоммерческих организаций Федеральной регистрационной службы переданы Министерству юстиции Российской Федерации и его территориальным управлениям.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы указанных документов утверждены приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
В соответствии с п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган заявление, подтверждающее их соответствие данному пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.
Срок предоставления отчетности и сообщений - не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Административный ответчик указанные документы за 2015-2016 годы в Управление предоставил в период рассмотрения настоящего дела.
Как следует из отзыва заинтересованного лица Управления ФНС по <адрес> у административного ответчика задолженность по налоговым платежам отсутствует.
По смыслу закона, исключение юридических лиц из государственного реестра предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность проведения - при наличии сомнений в законности данной процедуры – дальнейшего судебного контроля.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах практики применений положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 129-ФЗ, то есть по решению регистрирующего органа. При применении указанной нормы судам необходимо учитывать, что процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Таким образом, исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
Уполномоченным органом, принимающим решение о государственной регистрации некоммерческой организации, в силу ч.2 ст.13.1 Федерального закона № 7-ФЗ является Минюст России и его территориальные органы.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Суды, принимая решение, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых мер.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.
Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации (Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1246-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 270-О; Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П).
Из материалов дела следует, что сведения об осуществлении ответчиком своей деятельности имелись в налоговом органе, которому Партнерством в установленные налоговым законодательством сроки представлялись налоговые декларации. Также, согласно имеющимся документам, в течение указанного в исковом заявлении периода времени, данной некоммерческой организацией производилась уплата налоговых платежей в бюджет, предоставлялись сведения в пенсионный фонд.
При этом, суд также учитывает, что на момент рассмотрения дела Партнерством допущенные нарушения устранены путем представления в Управление Минюста России по <адрес> сведений о продолжении деятельности некоммерческой организации за 2015-2016 годы.
Таким образом, с учетом изложенных выше фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что допущенные Партнерством нарушения, выразившиеся в непредставлении Управление Минюста России по <адрес> сведений, предусмотренных п. 3 ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях", не являются столь существенными, чтобы позволить суду, учитывая характер нарушений и вызванных ими последствий, каковым явилось лишь отсутствие соответствующей информации у административного истца, принять решение о ликвидации некоммерческой организации в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц, при том, что деятельность учреждения фактически не прекращалась, а допущенные нарушения ответчиком устранены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения заявленных Управлением Минюста России по <адрес> требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Некоммерческому партнерству «Ивановская региональная антипиратская организация» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Тимофеева Т.А.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 25.10.2016