Дело № 2а-2822/2020 29 июля 2020 года
78RS0008-01-2020-002446-54 Санкт-Петербург
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Смирновой Н.А.,
при секретаре Шмыглиной П.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Санкт-Петербургу к Золотову Михаилу Николаевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
с участием представителя административного истца и административного ответчика,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 21 по Санкт-Петербургу обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Золотову Михаилу Николаевичу, в котором административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК Российской Федерации за 2016 – 2017 годы в размере 81 885 рублей, пени в размере 867 рублей 30 копеек, по транспортному налогу за 2016 год в размере 384 рублей; по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 728 рублей, пени в размере 25 рублей 71 копейки, пени за несвоевременную оплату налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 46 рублей 29 копеек.
В обоснование иска указал, что административный ответчик не исполнил возложенную на него обязанность по оплате налога на доходы физических лиц за 2016 – 2017 годы, а также транспортного налога за 2016-2017 годы. 23.08.2019 мировым судьей судебного участка № 93 Санкт-Петербурга вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 годы, транспортному налогу 2016-2017 годы, пени. Определением Мирового судьи судебного участка № 93 Санкт-Петербурга от 01.11.2019 указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебного приказа.
Представитель административного истца МИФНС России № 21 по Санкт-Петербургу Гилева Д.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Золотов М.Н. в судебное заседание явился, возражал по заявленным требованиям, поскольку сомневался в полномочиях представителя административного истца, указав, что приказ о назначении на должность начальника МИФНС России № 21 по Санкт-Петербургу не подписан, ссылался на пропуск срока обращения в суд.
Выслушав пояснения сторон, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, руководствуясь следующим.
Как следует из материалов дела, 26.09.2017 заказным письмом Золотову М.Н. по адресу: <адрес> налоговым органом направлено налоговое уведомление № 24854911 от 08.09.2017 об уплате до 01.12.2017 транспортного налога на автомобиль: ВАЗ 21043, г.р.з. <№>, за 2016 год в размере 1728 рублей, а также налога на имущество физических лиц - квартиры по адресу: <адрес> в размере 601 рубль, квартиры по адресу: <адрес> в размере 819 рублей, квартиры по адресу: <адрес> в размере 2889 рублей (8, 28).
Обязанность по уплате налогов в срок до 01.12.2017 Золотовым М.Н. не исполнена, поэтому 08.02.2018 ответчику в адрес: <адрес>, заказным письмом было направлено требование № 7274 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 02.02.2018, которым предложено в срок до 20.03.2018 оплатить транспортный налог за 2016 в размере 1728 рублей и пени в размере 28,13 рублей (л.д. 12,30).
Налоговым органом также в адрес административного ответчика по адресу: <адрес>, заказным письмом направлялось налоговое уведомление 24799115 от 14.07.2018 об уплате до 03.12.2018 транспортного налога на автомобиль: ВАЗ 21043, г.р.з. <№>, за 2017 год в размере 1728 рублей, а также налога на имущество физических лиц - квартиры по адресу: <адрес> в размере 846 рублей, квартиры по адресу: <адрес> в размере 1091 рублей, квартиры по адресу: <адрес> в размере 3112 рублей, а также налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом за 2016-2017 годы в размере 81885 рублей (л.д. 14-15).
Обязанность по уплате налогов в срок до 03.12.2018 Золотовым Михаилом Николаевичем не исполнена, поэтому 22.02.2019 ответчику в адрес: <адрес>, заказным письмом было направлено требование № 36702 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 02.02.2018, которым предложено в срок до 26.03.2019 оплатить имеющиеся задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 1728 рублей и пени 25,71 рублей, налогу на имущество физических лиц в размере 3112 рублей, пени 46,29 рублей, а также налогу на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом за 2016-2017 годы в размере 81885 рублей и пени в размере 867,30 рублей.
В материалы дела представлены справка налогового агента АО «Юникредит Банк» на имя Золотова М.Н. о доходах физического лица за 2016 год согласно которой налоговая база составляет 145014,36 рублей и справка налогового агента АО «Юникредит Банк» на имя Золотова М.Н. о доходах физического лица за 2017 год согласно которой налоговая база составляет 88947,97 рублей (л.д. 19,20).
В нарушение статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик частично исполнил требования: налог на имущество физических лиц за 2016 и 2017 годы погашен в полном объеме, поступила оплата по транспортному налогу за 2016 год в размере 1 344 рублей.
По причине неисполнения административным ответчиком требований налогового органа об уплате налога и пеней в полном объеме, начальник МИФНС России № 21 по Санкт-Петербургу обратился к мировому судье судебного участка № 93 Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Золотова М.Н. указанных в требованиях настоящего административного иска сумм налога и пеней.
В связи с поступившими от Золотова М.Н. возражениями, определением мирового судьи судебного участка № 93 Санкт-Петербурга от 01.11.2019 отменен ранее выданный судебный приказ от 23.08.2019 о взыскании с Золотова М.Н. транспортного налога и налога на имущество физических лиц, МИФНС России № 21 по Санкт-Петербургу предложено обратиться в суд с требованиями о взыскании задолженности по налогам и пеням в порядке административного судопроизводства.
В силу п. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога (далее - НК Российской Федерации) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 358 НК Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 359 НК Российской Федерации, налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговая ставка, в соответствии со ст. 361 НК Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в указанных размерах.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц предусмотрена главой 32НК Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга «О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге».
Согласно ст. 400 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 данного Кодекса.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 212 НК Российской Федерации доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются: если иное не предусмотрено настоящим подпунктом, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
Согласно ч.6 ст. 228 НК Российской Федерации, налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 5 ст. 228 НК российской Федерации при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Согласно ст. 75 НК Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога; пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
НК Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования. Такое требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст. 70 НК РФ, и налогоплательщиком должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога и пеней не указан в самом требовании.
Законодатель установил также порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абз. 3 ч. 1 ст. 48 НК Российской Федерации).
Согласно ч. 2 статьи 48 НК Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 1 с. 115 НК Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Частью 3 ст. 48 НК Российской Федерации установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Производство по административным делам о вынесении судебного приказа отнесено к компетенции мировых судей.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС Российской Федерации мировой судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным ст. 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если: из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
Следовательно, проверка процессуального срока обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возложена на мировых судей и поэтому не подлежит проверке судами общей юрисдикции при рассмотрении административных исковых заявлений о взыскании обязательный платежей, поданных после вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, из анализа положений ст. ст. 286, 123.3 - 123.4 КАС Российской Федерации и ст. 48 НК Российской Федерации следует, что при обращении в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей суд общей юрисдикции проверяет соблюдение налоговым органом шестимесячного срока, исчисляемого со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, до даты подачи в суд административного искового заявления.
Процессуальный срок обращения в суд соблюден (в суд истец обратился 13.04.2020), то есть в пределах 6 месяцев с даты отмены судебного приказа, вынесенного 01.11.2019).
Также суд отмечает, что поскольку в добровольном порядке требования требование № 7274 от 02.02.2018 и № 36702 от 02.02.2018 налогоплательщиком исполнены не в полном объеме, учитывая, что общая сумма налога, пеней, превысила 3 000 рублей с момента выставления второго требования, заявление о вынесении судебного приказа, исходя из требований, установленных абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, могло быть подано налоговым органом не ранее 26.03.2019 и не позднее 26.09.2019.
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогам налоговый орган, как следует из материалов дела, обратился к мировому судье 23.08.2019 (л.д. 6), т.е. в установленный законом шестимесячный срок.
Довод административного ответчика о подаче административного искового заявления неуполномоченным лицом суд оставляет без внимания, поскольку у суда нет оснований сомневаться в наличии у начальника МИФНС 21 по Санкт-Петербургу данных полномочий, к административному исковому заявлению представлена копия приказа от 14.05.2019 №ММВ-10-4/626@ об изменении существенных условий контракта А., заверенная печатью организации. Сведения о начальнике МИФНС России № 21 по Санкт-Петербургу А. размещены на официальном сайте Федеральной налоговой службы России, являются общедоступными.
Поскольку доказательств погашения задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за 2016-2017 годы, пени, транспортного налога и пени за 2016-2017 год, пени за несвоевременную оплату налога на имущество физических лиц за 2017 год административным ответчиком суду не представлено, равно как не представлено и доказательств наличия задолженности перед налоговым органом в ином размере, как сведений о выбытии из собственности ответчика указанных объектов налогообложения, срок для обращения в суд соблюден, суд полагает подлежащими удовлетворению требования административного истца.
Проверив расчет сумм налога и пени суд находит его арифметически верным, в связи с чем полагает подлежащей взысканию с административного ответчика задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2016-2017 годы в размере 81 885 рублей, пени в размере 867 рублей 30 копеек, задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 384 рублей, задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 728 рублей, пени, начисленные в связи с неуплатой транспортного налога в размере 25 рублей 71 копейки, пени, начисленные в связи с неуплатой налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 46 рублей 29 копеек.
Согласно требованиям ст. 114 КАС Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Следовательно, с Золотова М.Н. подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 2 748 рублей 08 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Санкт-Петербургу к Золотову Михаилу Николаевичу о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Золотова Михаила Николаевича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №21 по Санкт-Петербургу задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2016-2017 годы в размере 81 885 рублей, пени в размере 867 рублей 30 копеек, задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 384 рублей, задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 728 рублей, пени, начисленные в связи с неуплатой транспортного налога в размере 25 рублей 71 копейки, пени, начисленные в связи с неуплатой налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 46 рублей 29 копеек.
Взыскать с Золотова Михаила Николаевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2748 рублей 08 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/
Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2020 года.