ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2822/2021 от 12.08.2021 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Административное дело № 2а-2822/2021

УИД: 47RS0005-01-2021-002968-20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2021 года г. Выборг

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Гришина Д.Ю.

при секретаре Зенкиной В. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Ростелеком" к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области о признании нормативного правового акта недействующим в части,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился с административным иском в Выборгский городской суд Ленинградской области к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области о признании нормативного правового акта недействующим в части.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области» утверждено постановление от 06.11.2019 № 4308 «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образований Выборгского района Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Выборгского района Ленинградской области».

Постановление № 4308 опубликовано в газете «Выборг», выпуск № 90 от 02.02.2019.

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» выражена правовая позиция о том, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Оспариваемое Постановление № 4308 содержит указанные выше признаки и является муниципальным нормативным правовым актом.

Положение регламентирует порядок и условия размещения объектов, согласие Перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 (далее – Перечень № 1300 от 03.12.2014).

Согласно п. 2.1.4 Положения, утвержденного Постановлением № 4308, размещение объектов, связанных с предпринимательской деятельностью осуществляется на платной основе, за исключением случаев, предусмотренных п. 3.3 Положения.

Размер платы за использование земельного участка устанавливается в денежной форме согласно Приложению № 3 Положения.

В преамбуле Постановления № 4308 указано, что данный нормативный правовой акт принят в соответствии со ст. 39.33, 39.34, 39.35, частью 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Однако Постановление № 4308 не соответствует положениям ЗК РФ. имеющим большую юридическую силу.

Во исполнение п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ Правительством Ленинградской области от 03.08.2015 № 301 утвержден Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области (далее – Порядок размещения объектов).

Указанный Порядок размещения объектов не содержит условий относительно платности размещения объектов, порядка расчета размера и внесения платы.

Руководствуясь приведенными нормами федерального законодательства, истец считает, что Администрация, являющаяся органом местного самоуправления, не наделена полномочиями по правовому регулированию отношений по размещению на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов объектов, перечень видов которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300.

Согласно п. 2 Порядка размещения объектов объекты размещаются на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о размещении объекта. Исходя из буквального толкования данного пункта, орган местного самоуправления вправе принимать решение о размещении объекта, а не устанавливать порядок и условия такого размещения, в том числе условие о платности либо бесплатности размещения.

Таким образом, административный истец полагает, что Положение, принятое органом местного самоуправления, также противоречит утвержденному постановлением Правительства Ленинградской области Порядку размещения объектов, который не предусматривает платное размещение объектов.

В соответствии с подпунктом 11 Перечня № 1300 от 03.12.2014 линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, отнесены к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В связи с чем, ПАО «Ростелеком» неоднократно обращалось в Администрацию с заявлениями о размещении сооружений связи, в том числе таксофонов, для обеспечения населения услугами связи.

До ноября 2020 года Администрацией по результатам рассмотрения заявлений утверждались постановления о размещении объектов без установления платы.

Однако с ноября 2020 года административный ответчик принял решение об установлении платы за размещения объектов, мотивируя это тем, что линии и сооружения связи относятся к объектам, связанными с предпринимательской деятельностью, а значит в силу п. 2.1.3 – 2.1.5 Положения за их размещение с заявителей должна взиматься плата. Постановления от 10.11.2020, 19.11.2020, 25.11.2020, 03.12.2020 устанавливают плату за размещение объекта – таксофона в размере 3 397 руб. 34 коп. в год на основании Постановления № 4308.

Размещение средств коллективного доступа, в том числе и таксофонов, необходимо для оказания универсальной услуги связи. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.03.2014 № 437-р на ПАО «Ростелеком» возложена обязанность по оказанию данного вида универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации. При этом оператор связи не вправе отказаться от возложенной на него обязанности.

Административный истец считает, что Постановление № 4308 в части установления оплаты не только противоречит нормам федерального и регионального законодательства, но и нарушает права ПАО «Ростелеком» в сфере экономической (предпринимательской) деятельности, возлагая на административного истца необоснованную плату за размещение объектов.

На основании изложенного административный истец просит суд признать не соответствующим федеральному и региональному законодательству и недействующим с момента принятия: - пункт 3 постановления администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 06.11.2019 № 4308 «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образований Выборгского района Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Выборгского района Ленинградской области»; - пункты 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5, 2.2, пункт 2.4 в части слов «и расчет платы за получение разрешения (в случае, установленном пунктом 3 настоящего Положения)», подпункт 5 пункта 2.5, пункт 2.8 в части слов «за исключением случаев, указанных в пункте 3.3 настоящих Порядка и условий», раздел 3 полностью, пункт 2 Приложения № 2, Приложение № 3 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образований Выборгского района Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Выборгского района Ленинградской области, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 06.11.2019 № 4308; взыскать с Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области в пользу ПАО «Ростелеком» госпошлину в размере 4 500 руб.

Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и возражениях на отзыв, пояснила, что истец не утверждает, что предоставление земли должно быть бесплатно, прямо указывает что правила и условия должны приниматься субъектом. Орган местного самоуправления не вправе принимать данный нормативный акт, все должно быть так, как указано в Земельном кодексе.

Представитель административного ответчика администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области ФИО2, действующая на основании доверенности, имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях..

Представитель заинтересованного лица ФИО3, действующая на основании доверенности, имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Прокурор в судебное заседание не явился, извещен судом о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, заключения суду не представил.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы

Согласно п. 4 ст. 213 КАС РФ административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора. В случае, если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено на основании административного искового заявления прокурора, он не дает заключение по этому административному делу. В случае, если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора, прокурор, вступивший в судебный процесс, дает заключение по этому административному делу.

В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьёй 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 ЗК РФ.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 39.36 ЗК РФ регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300.

В соответствии с подпунктом 11 Перечня № 1300 от 03.12.2014 линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, отнесены к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Однако, линии и сооружения связи ПАО «Ростелеком» относятся к объектам, связанными с предпринимательской деятельностью, а значит в силу п. 2.1.3 – 2.1.5 Положения за их размещение с заявителей должна взиматься плата.

Администрацией муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 06.11.2019 вынесено Постановление № 4308 «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образования Выборгского района Ленинградской области».

Пунктом 2.1.3. данного положения установлено, что за размещение объекта с заявителей взимается плата, порядок определения которой установлен разделом 3 (пункт 2.1.5).

Так, соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого постановления; форма и вид нормативного правового акта; процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соответствует закону; соблюдены и правила введения Постановления № 4308 от 06.11.2019 в действие и вступления его в силу; нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу указанное Постановление соответствует.

Так, довод административного истца о невозможности взимания платы за землю, если это ни земельный налог и ни арендная плата является ошибочным.

В части довода ПАО «Ростелеком» о превышении органами местного самоуправления предоставленных полномочий по осуществлению правового регулирования, которое привело к несоответствию оспариваемой части Постановления постановлению Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 № 301 «Об утверждении порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области» (далее – Постановление Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 № 301), суд полагает следующее.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута является одним из видов использования земли, предусмотренным ЗК РФ.

В соответствии с одним из основных принципов земельного законодательства любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Земельным кодексом и иными федеральными законами не установлено, что использование земель без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе для размещения объектов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», осуществляется без взимания платы.

С учетом изложенного и согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2018 № 2-АПГ18-1, установлено, что использование земель без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации.

Из указанных выше положений пп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ следует, что случаи бесплатного предоставления земель в Ленинградской области могут быть установлены только областными законами Ленинградской области, следовательно, не могут быть установлены постановлениями Правительства Ленинградской области.

В соответствии с п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем указанными положениями ЗК РФ не установлено, что нормативным правовым актом субъекта РФ, устанавливающим порядок и условия размещения объектов, также регулируется непосредственно использование земель без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута. Также положениями ЗК РФ прямо не предусмотрено, что указанным актом устанавливается порядок определения платы за использование земель без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

С учетом положений п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 № 301 установлены порядок и условия размещения объектов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 (п. 1 Постановления Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 № 301). Постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 № 301 не устанавливается и не может быть установлено, что использование земель без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, осуществляется без взимания платы, поскольку, как указывалось ранее, в силу пп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ случаи бесплатного предоставления могут быть установлены только законом.

С учетом изложенного суд полагает, что оспариваемые положения Постановления о плате за использование земель без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута не противоречат и не могут противоречить положениям постановления Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 № 301.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований публичного акционерного общества "Ростелеком" к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области о признании нормативного правового акта недействующим в части отказать.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Судья Д.Ю. Гришин

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 17.08.2021.