Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 21 июня 2021 года
Калининский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Котляровой Е.А.,
при секретаре Московка Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска к Тараканову А. В. о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска (далее по тексту – ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска) с учетом уточнений обратилась в суд с иском к Тараканову А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 21965 рублей 27 копеек, пени по транспортному налогу в размере 508 рублей 53 копейки, налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 4161 рубль 62 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 72 рубля 78 копеек. Также налоговый орган просил восстановить срок для обращения в суд с исковым заявлением.
В обосновании заявленных требований указано на то, что административный ответчик не произвел оплату налогов в установленные законом сроки, в связи с чем, начислены пени. Направленные административному ответчику требования о добровольной уплате вышеперечисленных налогов и пени, оставлены без исполнения, что послужило основанием для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье, а после его отмены в суд с настоящим иском.
Представитель административного истца ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, при обращении в суд просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Тараканов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Кроме того, сведения о дате, времени и месте судебного разбирательства доведены до всеобщего сведения путём размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.kalin.chel.sudrf.ru.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав их по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. ст. 3, 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы.
В соответствии со ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Положениями ст. 45 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Статьей 356 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ.
В силу п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год, отчетным периодом является квартал.
В соответствии со ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Порядок уплаты транспортного налога установлен Законом Челябинской области от 28 ноября 2002 года №114-ЗО «О транспортном налоге».
В силу ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ.
На основании п. 1 ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место;единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ст. 391 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Как следует из материалов административного дела, в 2015 году Тараканов А.В. являлся собственником транспортных средств: ***, государственный регистрационный знак №, мощностью № л.с.; ***, государственный регистрационный знак №, мощностью № л.с.
Тараканову А.В. за указанное выше имущество налоговым органом начислен транспортный налог за 2015 год в размере 22125 рублей (231 л.с. * 75 рублей) + (120 л.с. * 40 рублей).
С учетом частичной оплаты транспортного налога за 2015 год – (дата) в размере 159 рублей 73 копейки, задолженность Тараканова А.В. по транспортному налогу за 2015 год составляет 21965 рублей 27 копеек.
Кроме того, в 2015 году Тараканов А.В. являлся собственником недвижимого имущества: квартиры, расположенной по адресу: (адрес), кадастровый №; № доля квартиры, расположенной по адресу: (адрес), кадастровый №.
Тараканову А.В. за указанное выше недвижимое имущество налоговым органом начислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 4192 рубля (453653 рубля * 0,70% налоговую ставку) + (580576 рублей * ј долю в праве * 0,70% налоговую ставку).
С учетом частичной оплаты налога на имущество физических лиц за 2015 год – (дата) в размере 11 копеек, (дата) в размере 30 рублей 27 копеек, задолженность административного ответчика по налогу на имущество физических лиц за 2015 год составляет 4161 рубль 62 копейки.
Согласно ст. 72 Налогового кодекса РФ способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Учитывая, что доказательств своевременной уплаты административным ответчиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц не представлено, представленные административным истцом данные о задолженности, в нарушение требований ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, не опровергнуты, требования административного истца о взыскании пени по транспортному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.
За несвоевременную уплату транспортного налога, налога на имущество физических лиц административным истцом на основании ст. 75 Налогового кодекса РФ начислены пени по транспортному налогу за 2014 год за период с (дата) по (дата) в размере 14 рублей 41 копейка, за 2015 год за период с (дата) по (дата) в размере 494 рубля 12 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с (дата) по (дата) в размере 82 рубля 64 копейки.
С учетом частичной оплаты (дата) в размере 4 рубля 82 копейки, (дата) в размере 5 рублей 04 копейки, размер пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с (дата) по (дата) составляет 72 рубля 78 копеек.
Представленный административным истцом расчет пени по транспортному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц, при отсутствии возражений административного ответчика, признается судом обоснованным и является правильным.
Кроме того, контррассчет пени по транспортному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц административным ответчиком не представлен.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате недоимки является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. ст. 69 и 70 Налогового кодекса РФ.
Из материалов административного дела следует, что налоговый орган своевременно выявил наличие у Тараканова А.В. задолженности, в связи с чем, направил в адрес последнего требования № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателям) по состоянию на (дата), по которому срок добровольного исполнения установлен до (дата); № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателям) по состоянию на (дата), по которому срок добровольного исполнения установлен до (дата).
В добровольном порядке указанные выше требования исполнены не были, доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что сумма, подлежащая взысканию с административного ответчика налогов и пени, превысила 3000 рублей по требованию № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателям) по состоянию на (дата), по которому срок добровольного исполнения установлен до (дата), соответственно, срок для обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании задолженности по налогам и пени истекал (дата).
Административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье (дата), то есть в установленный законом срок (шесть месяцев), что подтверждается представленными документами, содержащими сведения об обращении административного истца с заявлением о вынесении судебного приказа на судебный участок (дата).
(дата) мировым судьей судебного участка №11 Калининского района г. Челябинска, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №2 Калининского района г. Челябинска, был вынесен по заявлению ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска судебный приказ, который был отменен по заявлению должника Тараканова А.В. – (дата).
С иском в районный суд административный истец обратился (дата).
Поскольку судебный приказ был отменен определением судьи от (дата), административный истец в соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ должен был обратиться в суд с указанным административным иском не позднее (дата). Вместе с тем, данный иск подан налоговым органом только (дата), то есть с пропуском срока.
В силу аб. 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться объективные обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.
С целью проверки доводов административного истца об уважительности причин пропуска налоговым органом срока, судом было истребовано дело № о выдаче судебного приказа о взыскании с Тараканова А.В. задолженности.
Из материалов поступившего дела следует, что (дата) административным истцом в адрес мирового судьи направлено заявление о выдаче копии определения об отмене судебного приказа от (дата). В ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска копия определения от (дата) поступила (дата), что подтверждается штампом входящей корреспонденции налогового органа.
Доказательств, более раннего получения налоговым органом копии определения об отмене судебного приказа материалы дела не содержат.
Рассматриваемый административный иск ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска поступил в суд (дата), о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции суда.
На основании изложенного, суд расценивает указанные обстоятельства в качестве уважительной причины пропуска срока на обращение в суд.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательств уплаты налогоплательщиком имеющейся задолженности материалы дела не содержат, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 21965 рублей 27 копеек, пени по транспортному налогу за 2014 год за период с (дата) по (дата) в размере 14 рублей 41 копейка, за 2015 год за период с (дата) по (дата) в размере 494 рубля 12 копеек, налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 4161 рубль 62 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с (дата) по (дата) в размере 72 рубля 78 копеек.
Согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что требования ИФНС России по Калининскому району
г. Челябинска удовлетворены, то в соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ с Тараканова А.В. надлежит взыскать государственную пошлину в местный бюджет в размере 1001 рубль 25 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 114, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска к Тараканову А. В. о взыскании задолженности по налогам и пени – удовлетворить.
Взыскать с Тараканова А. В., (дата) года рождения, уроженца (адрес), ИНН №, зарегистрированного по месту жительства по адресу: (адрес), в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 21965 рублей 27 копеек, пени по транспортному налогу за 2014 год за период с (дата) по (дата) в размере 14 рублей 41 копейка, за 2015 год за период с (дата) по (дата) в размере 494 рубля 12 копеек, налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 4161 рубль 62 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с (дата) по (дата) в размере 72 рубля 78 копеек, всего взыскать 26708 рублей 20 копеек.
Взыскать с Тараканова А. В., (дата) года рождения, уроженца (адрес), ИНН №, зарегистрированного по месту жительства по адресу: (адрес), в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1001 рубль 25 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Калининский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: п/п Е.А. Котлярова
Копия верна.
Судья Е.А. Котлярова
Секретарь Я.В. Московка
Мотивированное решение изготовлено (дата).
УИД №, подлинный документ находится в материалах административного дела №