РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2022 года с. Началово
Приволжский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Богдановой Е.Н., при секретаре Биялиеве Н.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-282/2022 по административному исковому заявлению Министерства промышленности и природных ресурсов Астраханской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области ФИО1, УФССП России по Астраханской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
Министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав, что на основании исполнительного листа судебным приставом исполнителем возбуждено исполнительное производство. В соответствии с постановлением о возбуждении исполнительного производства административному истцу необходимо обеспечить безопасность водооградительной дамбы по адресу: <адрес>, на левом берегу <адрес> в пределах водооградительной дамбы <адрес>.
Для обеспечения безопасности водооградительного вала приказом министерства была создана рабочая группа, которой проведено комиссионное обследование береговой линии <адрес>. По инициативе министерства мероприятие «Капитальный ремонт водоогранительного вала в <адрес>» включено в государственную программу.
В связи с невозможностью исполнения решения суда, на основании заявления министерства исполнительное производство прекращено. В связи с изложенным, административный истец просит освободить от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца –ФИО2 требования поддержала.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель ФИО1, представитель УФССП России по Астраханской области участие в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд в известность не поставили.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
В силу части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что решением Приволжского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено административное исковое заявление прокурора <адрес>.
На Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов по Астраханской области возложена обязанность в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасность водооградительной дамбы, протяженностью 2700 м. с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, на левом берегу <адрес> в пределах водооградительной дамбы <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на основании данного решения судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления ФССП по <адрес> возбуждено исполнительное производство.
ДД.ММ.ГГГГ на основании определения Приволжского районного суда Астраханской области исполнительное производство №-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа прекращено.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МООИП УФССП России по астраханской области вынесено постановление о взыскании с должника-Министерства исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МООИП УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство в отношении должника министерства промышленности транспорта и природных ресурсов <адрес>. Предмет исполнения-исполнительских сбор в размере 50000 рублей.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий (часть 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (части 1, 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с пунктом 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости освободить должника от взыскания исполнительского сбора на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ).
Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что решение Приволжского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В целях исполнения решения суда Министерством промышленности природных ресурсов Астраханской области на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О рабочей группе по обследованию гидротехнических сооружений» создана рабочая группа по обследованию гидротехнических сооружений и утвержден ее состав.
Рабочей группой было проведено совместное комиссионное обследование береговой линии <адрес> в районе <адрес>. В состав рабочей группы входили представители министерства промышленности и природных ресурсов Астраханской области службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, РСЧС ГКУ АО «Областная спасательно-пожарная служба», ГАУ АО «Центр пространственной аналитики и промышленного развития», ГКУ АО «Областная спасательно-пожарная служба», ООО «Проектно-строительная организация «Гидротехника».
По результатам обследования ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт совместно комиссионного обследования береговой линии <адрес> в район <адрес>.
Актом обследования, в том числе, зафиксировано, что администрацией МО «Приволжский район» принимаются меры обеспечению безопасности и восстановлению целостности земляного водооградительного вала путём отсыпки грунта. При этом данные меры являются превентивными мерами обеспечения безопасности данного сооружения, но проблему разрушения земляного водооградительного вала окончательно не решают. Кроме того, земляной вал ежегодно подсыпается с тыловой стороны, а его лицевая сторона разрушается и переходит в границу водного объекта.
В связи с имеющимися в данном месте русла р. Волга явлениями донного размыва коренного подводного склона («шутиха») возникла необходимость строительства берегоукрепительного сооружения, в связи с чем, рекомендовано внести изменения в государственную программу.
По инициативе министерства мероприятие «Капитальный ремонт водооградительного вала в <адрес>» включено в государственную программу «Охрана окружающей среды <адрес>», утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Государственная программа включает в себя мероприятие «Капитальный ремонт водооградительного вала в <адрес>», в соответствии с которым было предусмотрено выделение денежных средств на 2023 год.
Постановлением Правительства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в государственную программу, согласно которым исключены мероприятия по капитальному ремонту водооградительного вала в <адрес>, вместе с тем в перечень мероприятий включено строительство берегоукрепления <адрес>.
Кроме того, и. 3.19 Приложения № к государственной программе «Перечень мероприятий к государственной программе «Охрана окружающей среды Астраханской области» исполнителями по строительству берегоукрепления <адрес> является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, а также ГКУ АО «Управление по капитальному строительству Астраханской области» на период 2024-2025 годов.
В связи с невозможностью исполнения решения суда министерство обратилось в Приволжский районный суд Астраханской области с заявлением о прекращении исполнительного производства, определением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство (ДД.ММ.ГГГГ№-ПП прекращено.
С учетом принятых Министерством промышленности природных ресурсов Астраханской области мер по исполнению решения суда и наличием причин препятствующих его исполнению, суд исходя степени вины должника и содержания пункта 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» приходит к выводу о наличии правовых оснований для освобождения Министерства промышленности природных ресурсов Астраханской области от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Министерства промышленности природных ресурсов Астраханской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области ФИО1, УФССП России по Астраханской области, об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить Министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области от взыскания исполнительского сбора, подлежащего уплате в соответствии спостановлением судебного пристава-исполнителя Приволжского РОСП УФССП России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме принято 25 марта 2022 года.
СУДЬЯ Е.Н. Богданова