ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-282/2022 от 30.05.2022 Артинского районного суда (Свердловская область)

(Мотивированное решение от 30.05.2022)

Дело № 2а-282/2022

УИД: 66RS0017-01-2022-000281-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Арти 25 мая 2022 года

Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Прибыткова И.Н.,

при секретаре судебного заседания Суковой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Свердловской области к Каримовой З. М. о взыскании задолженности по налогам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России №2 по Свердловской области в лице начальника Пушкаревой Е.В., обратилась в суд с административным исковым заявлением к Каримовой З.М. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года в сумме пени 8,62 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии(перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017) в сумме пени 39,38 руб.; по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме пени 21 887,61 руб. В обоснование заявленных требований указала, что Каримова З.М. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с 27.09.2018 по 18.10.2019. В соответствии с п.п.2 п. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель должен уплачивать за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Каримова З.М. утратила статус индивидуального предпринимателя 18.10.2019. Таким образом, у нее возникла обязанности по уплате страховых взносов за период осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Каримовой З.М. не была исполнена обязанность по уплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на медицинское страхование в полном объеме, в связи с чем образовалась задолженность по пени. Вследствие нарушения срока уплаты страховых взносов, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, начислены пени. В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику направлено требование об уплате пени № 19552 от 11.08.2021 со сроком исполнения до 14.09.2021, которое в добровольном порядке не было исполнено, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены, в суд с указанным административным исковым заявлением.

Представитель административного истца МИФНС № 2 по Свердловской области в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Инспекции.

Административный ответчик Каримова З.М. в судебном заседании не участвовала, была уведомлена о его месте и времени, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представила.

Учитывая, надлежащее извещение лиц о судебном заседании, суд определил рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В соответствии с под.1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

По смыслу ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу ч.1,3,4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

П. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Судом установлено, что 13.01.2021 Межрайонная инспекция ФНС России №2 по Свердловской области обращалась в суд с административным исковым заявлением к Каримовой З.М. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 30 141,62 руб., в том числе: 26 933 руб. - налог и 3 208,62 руб. - пеня; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года в размере 129,74 руб., в том числе: 129,54 руб. - взнос и 0,20 руб. - пени; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии(перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017) в размере 553,21 руб., в том числе: 552,37 руб. - взнос и 0,84 руб. - пени. В обоснование заявленных требований было указано, что Каримова З.М. состояла на налоговом учете в Межрайонной ИФНС № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу со 02.06.2000 по 22.05.2010. В Межрайонной ИФНС № 29 по Свердловской области с 23.05.2010 по 24.12.2018. В Межрайонной ИФНС России № 2 по Свердловской области с 26.12.2018. Каримовой З.М. не была исполнена обязанность по уплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на медицинское страхование в полном объеме, в связи с чем образовалась задолженность по пени. В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику по почте заказным письмом направлено требование об уплате налога и пени № 29055 от 13.11.2019 со сроком исполнения до 10.02.2020, через личный кабинет направлено требование № 27566 от 15.07.2020 со сроком исполнения до 22.08.2020, которое в добровольном порядке не было исполнено, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены, в суд с указанным административным исковым заявлением.

По данному административному исковому заявлению было возбуждено административное дело № 2а-97/2021. 04.03.2021 в рамках данного дела административным истцом суду направлена информация, из которой следует, что Межрайонной ИФНС России № 2 по Свердловской области 27.10.2020 направлено поручение в Инспекцию ФНС России № 10 по г.Москве об истребовании информации у АО «ФИНАМ» ИНН 7731038186 с целью установления фактической задолженности Каримовой З.М. перед бюджетом РФ. АО «ФИНАМ» 11.11.2020 исх. № ФИН/ОТ/201111/3 сообщило о том, что по итогам налогового периода 2008 г. в отношении Каримовой З.М. представлены сведения по форме 2-НДФЛ от 25.03.2009 г. № 63853, а также отражена сумма налога, не удержанного налоговым агентом, в размере 26 933 рублей по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг (далее – ОРЦБ). В отношении Каримовой З.М. в 2009 году АО «ФИНАМ» осуществлен перерасчет налоговой базы по ценным бумагам, обращающимся на ОРЦБ, и суммы налога на доходы физических лиц на основании представленных Каримовой З.М. документов, подтверждающих понесенные расходы на приобретение без участия налогового агента ценные бумаги, введенные на депозитарий АО «ФИНАМ». В связи с данными обстоятельствами, 24.04.2009 АО «ФИНАМ» в ИФНС России № 50 представлены уточняющие сведения по форме 2-НДФЛ № 63853, по которым сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом, составила 6 802 руб., указанная сумма 02.03.2010 возвращена налоговым агентом Каримовой З.М. Учитывая истечение срока давности представления уточняющей справки по форме 2-НДФЛ за 2008 год (более 12 лет), у налогового органа отсутствует техническая возможность принять данную справку и произвести корректировку налоговых обязательств налогоплательщика. Каримова З.М. 28.12.2020 произвела погашение задолженности по страховым взносам в фиксированном размере на ОМС и ОПС, соответствующей суммы пени по исковому заявлению от 23.12.2020. На основании изложенного, Межрайонная ИФНС России № 2 по Свердловской области просит взыскать с Каримовой З.М. недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ в размере 30 141,62 руб., в том числе: 26 933 руб. - налог и 3 208,62 руб. – пеня.

10.03.2021 Артинским районным судом принято решение, которым в удовлетворении заявленных требований было отказано. Решение вступило в законную силу.

В обоснование принятого решения об отказе в иске, суд принял во внимание уточняющую справку по форме 2-НДФЛ за 2008 год, согласно которой задолженность Каримовой З.М. по налогу на доходы физических лиц, отсутствует.

Также из информации Межрайонной ИФНС России № 2 по Свердловской области следовало, что 28.12.2020 Каримова З.М. произвела погашение задолженности по страховым взносам в фиксированном размере на ОМС и ОПС, соответствующей суммы пени по исковому заявлению от 23.12.2020, а статус индивидуального предпринимателя Каримова З.М. утратила 18.10.2019.

В соответствии с ч.2 ст.64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, судом по ранее рассмотренному делу принято решение, которым установлено отсутствие у Каримовой З.М. задолженности по налогам и пени, которые предъявлены ко взысканию по настоящему административному делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Свердловской области к Каримовой З. М. о взыскании задолженности по налогам - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Свердловского областного суда через Артинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Прибытков И.Н.