ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2832/18 от 18.12.2018 Ленинскогого районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-2832/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2018 года г. Ижевск

Ленинский районный суд города Ижевска в составе: председательствующего судьи Савченковой И.В., при секретаре Храмцовой С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Соловьевой Т. Е. к Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Российской Федерации, о признании незаконным бездействия, восстановлении нарушенного права,

у с т а н о в и л:

Соловьева Т.Е. обратилась в суд с административным иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (далее Минстрой УР), Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Российской Федерации (далее – Минстрой РФ):

1) о признании незаконным действий Минстроя УР в виде неверного формирования Сводного списка на 2018 год получателей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, выразившихся в присвоении Соловьевой Т. Е. номера «17» и указания в графе 4 Списка слова «Венгрия»;

2) обязании Минстроя УР включить вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающуюся в улучшении жилищных условий, Соловьеву Т.Е. в Сводный список на 2018 год получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения под номером 1, исключив из графы 4 Списка слово «Венгрия».

3) о признании незаконным бездействия Минстроя РФ в виде непредоставления субвенции для обеспечения Соловьевой Т.Е. денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающуюся в улучшении жилищных условий (ст. 21 ФЗ «О ветеранах»), как вставшую на учет 15.08.2014, значащуюся в Сводном списке на 2018 год получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по Удмуртской Республике;

4) об обязании Минстроя РФ предоставить субвенцию для обеспечения Соловьевой Т.Е. денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как вдову участница Великой отечественной войны, нуждающуюся в улучшении жилищных условий (ст. 21 ФЗ «О ветеранах»), как вставшую на учет 15.08.2014, значащуюся в Сводном списке на 2018 год получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по Удмуртской Республике.

В обоснование административного иска указано, что Соловьева Т.Е., ДД.ММ.ГГГГ.р., является вдовой участника Великой Отечественной войны. На руках у нее имеется Удостоверение серии В №248953, выданное Управлением социальной защиты населения в Ленинском районе г. Ижевска, в соответствии с которым она имеет право на меры социальной поддержки, указанные в ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Распоряжением от 15.08.2014г. №1385 Соловьева Т.Е. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В дальнейшем Администрация Ленинского района уточнила, что Соловьева Т.Е. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдова участника Великой Отечественной войны. Решением Ленинского районного суда г. Ижевска от 06.09.2016 признаны незаконными письма Минстроя УР от 26.04.2016 №0330-С и от 19.04.2016 №03-01/1928, на данный орган возложена обязанность включить Соловьеву Т.Е. в сводный список на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Определением Ленинского районного суда г. Ижевска от 29.07.2018 разъяснен порядок исполнения вышеуказанного решения суда, указанием на обязанность Минстроя УР включить Соловьеву Т.Е. в сводный список на 2018 год получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Приказом Минстроя УР от 20.08.2018 №01-05/413 внесены изменения в приказ Минстроя УР от 08.05.2018 №01-05/2015: часть 1 дополнена строкой 17. Считает данное действие Минстроя УР незаконным, нарушающим права административного истца в части правильной постановки на учет, поскольку Соловьевой Т.Е. должен быть присвоен №1, так как дата постановки на учет 15.08.2014, в столбце 4 должна быть указана статья ФЗ «О ветеранах», а не «21 (Венгрия)», как указано в документе. Восстановление нарушенного права истца приведет к тому, что в Минстрой РФ будут представлены верные сведения о дате постановки Соловьевой Т.Е. на учет. Минстрой РФ не обеспечивает финансирование выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, поскольку Соловьева Т.Е. в Сводном списке отнесена к категории вдовы участника Венгерских событий, а не вдовы ветерана Великой Отечественной войны. В соответствии с п. 4 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей–инвалидов, утвержденных постановление Правительства РФ от 15.10.2015 №614, перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации. Перечисление происходит в соответствии с п. 3 указанных Правил в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Минстрою РФ, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Приказом Минстроя РФ от 25.12.2017 №1710/пр утверждены «Формы заявок на предоставление субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ…». При этом, действует Приказ Минстроя РФ от 17.12.2015 №916/пр «Об утверждении формы справки для перечисления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ…». Помимо прочего в графе 6 указывается к какой категории относится лицо в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ». Минстрой РФ осведомлен, что Соловьева Т.Е. относится к категории: вдова участника Великой отечественной войны (ст. 21 ФЗ «О ветеранах»), дата постановки на учет 15.08.2014, то есть раньше, чем все граждане, перечень которых приведен в Сводном списке на 2018 год. В случае удовлетворения заявленных требований право Соловьевой Т.Е. на получение выплаты за счет средств федерального бюджета на улучшение жилищных условий будет реализовано в рамках действующего законодательства. В письме от 31.08.2018 Минстрой РФ указал, что граждане, принимавшие участие в боевых действиях в Венгрии 1956 года в Указе №714 не упоминаются, но данные обстоятельства уже были предметом рассмотрения по другому гражданскому делу. Таким образом, Минстрой УР нарушает права Соловьевой Т.Е. путем неверного формирования Сводного списка на 2018 год, а Минстрой РФ по настоящий момент бездействует, не предоставляя субвенцию для обеспечения Соловьевой Т.Е. соответствующей денежной выплатой.

В судебное заседание административный истец Соловьева Т.Е. не явилась, извещена о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителя Замостьяновой Т.С.

Представитель административного истца Замостьянова Т.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования, дополнительно пояснила, что Минстрой РФ нарушает права Соловьевой Т.Е. тем, что не предоставляет субвенцию, хотя обязан это сделать в рамках исполнения Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.01.2015 №614. В своем письме от 31.08.2018 №36695-ок/07 в адрес Минстроя УР, Минстрой РФ сообщает, что рассматривал обращение Минстроя УР от 03.08.2018 №07-01/08/8278 по вопросу обеспечения жильем членов семей граждан, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии 1956г. В письме Минстроя РФ указано, что граждане, принимавшие участие в боевых действиях в Венгрии 1956г. в Указе №714 не упоминаются. Однако имеются вступившие в законную силу решение суда и определение суда, которыми на Минстрой УР возложена обязанность включить Соловьеву Т.Е. в сводный список 2018 года. Данные судебные акты имеют обязательную силу для всех органов. Минстрой РФ знаком с данными судебными актами, следовательно, должен предоставить субсидию. Каких-либо доказательств того, что Минфин РФ отказался произвести Соловьевой Т.Е. финансирование денежной выплаты, не представлено, довод представителя Минстроя РФ несостоятелен.

Представитель Минстроя УР Степанова М.М., действующая на основании доверенности, не возражала против прекращения административного иска в отношении требований, предъявленных к Минстрою УР. Представила письменные пояснения, в которых указала, что Минстрой УР приказом от 20.08.2018 №01-05/413 внес изменения в приказ Минстроя УР от 08.05.2018 №01-05/215, которым включил Соловьеву Т.Е. в Сводный список. К моменту включения ее в список на 20.08.2018, иным получателям единовременной денежной выплаты, включенным в приказ Минстроя от 08.05.2018 уже были предоставлены выплаты в полном объеме субвенций. Содержание графы 4 Сводного списка не ограничивает права административного истца, так как включение ее в Сводный список предоставляет право равное с остальными лицами, включенными в сводный список, исключение слова «Венгрия» из графы 4 Сводного списка не породит каких-либо правовых последствий. Приказом Минстроя УР от 12.12.2018 в приказ Минстроя УР от 08.05.2018 №01-05/215 внесены изменения, в строке 17 получателя субсидии Соловьевой Т.Е. исключено слово «Венгрия». Права административного истца не нарушены, решение суда со стороны Минстроя УР исполнено в полном объеме.

Представитель административного ответчика Минстрой РФ Моренкова В.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представила письменный отзыв, в котором возражала против удовлетворения иска. Федеральный закон №5-ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» относит лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии в 1956г, к категории ветеранов боевых действий. Согласно положению Раздела II Приложения к ФЗ №5-ФЗ на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II Перечня, распространяется действие ст. 2 и ст.4 ФЗ №5-ФЗ, то есть норм, определяющих статус ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. Между тем приравнивание ветеранов и инвалидов боевых действий по предоставляемым мерам социальной поддержки к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны не отождествляет их между собой в полном объеме. В силу пп. 4 п. 1 ст. 14, пп. 3 п. 1 ст. 15 пп. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ №5-ФЗ указанные категории граждан имеют право на такую меру поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 ФЗ №5-ФЗ, однако основания и условия ее предоставления различны. В частности, участники Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем вне зависимости от срока их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и независимо от их имущественного положения. Реализация же прав инвалидов и ветеранов боевых действий на такую меру социальной поддержки ставится в зависится от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и право на такую меру они имеют только в случае их постановки на учет нуждающихся до 01.01.2005. Инвалиды и ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ, то есть на общих основаниях, не в соответствии с ФЗ №5-ФЗ. Вместе с тем Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 установлена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны. Данным Указом установлены категории граждан, имеющих право на получении мер социальной поддержки. Граждане, принимавшие участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 г., не подлежат обеспечению жильем в рамках реализации Указа №714. Следовательно, административный истец, как вдова участника боевых действий в Венгрии 1956 г. не подлежит обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Таким образом, обязательства Российской Федерации по предоставлению гражданам, принимавшим участие в боевых действиях в Венгрии 1956 г., за счет средств федерального бюджета отсутствуют, и денежные средства в бюджеты субъектов РФ не выделяются. К возникшим правоотношениям необходимо применение исключительно бюджетного законодательства РФ. Порядок образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения и функций государства и местного самоуправления установлен бюджетным законодательством РФ. По смыслу положений ст.ст. 5,6,11 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства исполняются в соответствии с федеральным бюджетом, который разрабатывается на очередной финансовый год и плановый период в форме федеральных законов. Согласно ст. 6 БК РФ сводная бюджетная роспись составляется и ведется в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета непосредственно финансовым органом. В соответствии со ст.ст. 169,184 БК РФ выделение средств из федерального бюджета осуществляется в строгом соответствии с бюджетным законодательством РФ и путем принятия соответствующего закона РФ о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Закон о бюджете в соответствии с п. 1 ст. 5 БК РФ вступает в силу с 01 января и действует по 31 декабря финансового года. Средства, предоставляемые главным распорядителем бюджетных средств, на реализацию возложенных на них полномочий носят целевой характер и согласно п. 1 ст. 306.4 БК РФ не могут быть использованы на другие цели. Решение суда о включении гражданина в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения не может служить основанием для изменения статьи расходов федерального бюджета. Нецелевое использование бюджетных средств в соответствии с п. 3 ст. 306.4 БК РФ влечет за собой предусмотренную законодательством РФ ответственность. Обязательство РФ по предоставлению гражданам, принимавшим участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 г., субсидии, отсутствуют и в порядке исполнения бюджетного законодательства РФ не могут быть выделены денежные средства из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд счел необходимым рассмотреть дело по существу заявленных требований в отсутствие неявившихся лиц.

Определением Ленинского районного суда г. Ижевска от 18 декабря 2018 прекращено производство по делу по административному иску Соловьевой Т.Е. к Минстрою УР: 1) о признании незаконным действий Минстроя УР в виде неверного формирования Сводного списка на 2018 год получателей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, выразившееся в присвоении Соловьевой Т. Е. номера «17» и указания в графе 4 Списка слова «Венгрия»; 2) об обязании Минстроя УР включить вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающуюся в улучшении жилищных условий, Соловьеву Т.Е. в Сводный список на 2018 год получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения под номером 1, исключив из графы 4 Списка слово «Венгрия», на основании п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ.

Суд, изучив доводы представителя административного истца, возражения представителей административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, изучив и исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных ли, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично и коллегиально, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Административный истец оспаривает законность бездействия Минстроя РФ в виде непредоставления субвенции административному истцу на строительство или приобретение жилого помещения как вдовы участника Великой отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий (ст. 21 ФЗ «О ветеранах»).

Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Ленинского районного суда г. Ижевска от 06.09.2016 административный иск Соловьевой Т.Е. к Минстрою УР о признании незаконным решений, восстановлении нарушенного права, удовлетворен. Признаны незаконными: - письмо Минстроя УР от 26.04.2016 №0330-С; - письмо Минстроя УР от 19.04.2016 № 03-01/1928.

Минстрой УР обязан включить Соловьеву Т.Е. в сводный список на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающуюся в улучшении жилищных условий.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 30.11.2016 указанное решение суда оставлено без изменения.

Приказом Минстроя УР от 24.03.2017 №0180 Соловьева Т.Е включена в сводный список граждан, относящихся к категориям, указанным в п.1 ч.1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 24.06.2010 №29-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (далее – Закон УР от 24.06.2010 №29-РЗ).

В сводный Список на 2017 год, утвержденный приказом Минстроя УР 24.03.2017 №0179, Соловьева Т.Е. не была включена. Также она не была включена в сводный Список на 2018 получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Определением Ленинского районного суда г. Ижевска от 29.06.2018 разъяснен порядок исполнения решения Ленинского районного суда г.Ижевска от 06.09.2016 по административному делу по административному иску Соловьевой Т.Е. к Минстрою УР о признании незаконным решений, восстановлении нарушенного права.

Разъяснено, что в обязанность Минстроя УР по исполнению решения Ленинского районного суда г.Ижевска от 06.09.2016 входит включение Соловьевой Т.Е. в сводный Список на 2018 год получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

Определение суда от 29.06.2018 не обжаловано, вступило в законную силу.

Приказом Минстроя УР от 20.08.2018 №01-05/413 на основании вышеуказанных решения и определения суда внесены изменения в приказ Минстроя УР от 08.05.2018 №01-05/2015 «Об утверждении Сводного списка на 2018 год получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретения жилого помещения», а именно: часть 1 дополнена строкой 17, в которой указана получателем Соловьева Т.Е., в столбце 4 указано «21 (Венгрия)».

Приказом Минстроя УР от 12.12.2018 в приказ Минстроя УР от 08.05.2018 №01-05/215 внесены изменения, в строке 17 получателя субвенции Соловьевой Т.Е. исключено слово «Венгрия».

В соответствии с Положением о Минстрое РФ», утвержденным Правительством РФ от 18.11.2013 №1038, Минстрой РФ является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики.

Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 (далее – Правила №614) определен порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

В соответствии с 3 Правилами №614 субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Минстрою РФ, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Минстроем РФ.

Согласно абзацу второму пункта 3 Правил № 614 предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" осуществляется Минстроем РФ.

Как установлено п.4 Правил №614 перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с Правилами №614 осуществляется Минстроем РФ.

В соответствии с письмом Минстроя УР в Минстрой РФ от 03.08.2018 №07-01Э08/8278 Минстрой УР сообщило Минстрою РФ о включении Соловьевой Т.Е. в Сводный список граждан, относящихся к категориям ветеранов Великой Отечественной войны, для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем по Удмуртской Республике. Изложена просьба выделить целевые средства федерального бюджета на обеспечение жильем Соловьевой Т.Е., вдовы Ветерана Венгерских событий 1956 г.

На данное письмо Минстроем РФ дан ответ от 31.08.2018 №36695-ОК/07, в соответствии с которым в Указе Президента РФ от 07.08.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.» не упоминаются такие категории граждан, как принимавшие участие в боевых действиях в Венгрии 1956 г., к которым, по мнению данного органа, отнесена Соловьева Т.Е.

Таким образом, Минстроем РФ целевые денежные средства федерального бюджета на обеспечение жильем Соловьевой Т.Е. не выделены.

Административный истец полагает указанное бездействие незаконным.

В силу ч.ч. 3,5,7,8 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По настоящему делу подлежит выяснению, соблюдены ли сроки обращения административного истца в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылался ли на это обстоятельство административный ответчик.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Специальных сроков оспаривания бездействия Минстроя РФ нормативными актами не установлено.

Административный иск поступил в суд 12.11.2018, что следует из штампа входящей корреспонденции суда. О не выделении ей Минстроем РФ субсидии административный истец могла узнать не ранее, чем ей стало известно о письме Минстроя РФ от 31.08.2018. Даже если исчислять срок непосредственно с этой даты, срок на подачу административного иска не пропущен.

Анализируя заявленные требования по существу, суд приходит к следующим выводам.

Обязанность доказывания законности бездействия органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязан указать каким нормативным правовым актам, противоречат данные решения, подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований (ч. 2 ст. 62 КАС РФ).

Для признания судом незаконными бездействия Минстроя РФ, необходимо установить в совокупности, что это решение нарушает права или создает угрозу нарушения прав заявителя и является незаконным (п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

При рассмотрении настоящего дела совокупность данных обстоятельств нашла свое подтверждение.

Как уже указывалось, решением Ленинского районного суда г. Ижевска от 06.09.2016 Минстрой УР обязан включить Соловьеву Т.Е. в сводный список на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающуюся в улучшении жилищных условий. Судом апелляционной инстанции данное решение суда оставлено без изменения, решение вступило в законную силу. На момент рассмотрения дела данное решение суда не отменено, не изменено. Определением суда от 29.06.2018 разъяснена обязанность Минстроя УР во исполнение данного решения суда в сводный список на 2018 г. получателей единовременной денежной выплаты.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (части 1 и 2).

В соответствии со ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное выше, следует сделать вывод, что решение суда от 06.09.2016 и определение суда от 29.06.2018 приобрели статус "обязательных" с момента вступления их в законную силу в отношении неопределенного круга лиц, которые так или иначе оказываются в той сфере, на которую распространяются правовые последствия данного судебного акта.

Указанными судебными постановлениями подтверждено право Соловьевой Т.Е. на включение ее в сводный список ветеранов Великой Отечественной войны на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

Данные судебные акты являются обязательными и для административного ответчика Минстроя РФ, полномочия которого в указанной сфере определены Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714, Правилами №614.

Факт бездействия административного ответчика по предоставлению административному истцу субвенции для обеспечения денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения подтверждается письменным ответом Минстроя РФ от 31.08.2018 №36695-ОК/07, а также возражениями на заявленный административный иск, в котором оспаривается само право Соловьевой Т.Е. включение ее в сводный список ветеранов Великой Отечественной войны на получение единовременной денежной выплаты и на получение данной выплаты. Однако указанные доводы являются несостоятельными, поскольку судебными постановлениями данное право административного истца уже подтверждено.

Довод административного ответчика о том, что Минстрой РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, по предоставлению субъектам РФ субвенции из федерального бюджета и не может допустить нецелевое расходование бюджетных средств, суд не принимает. С учетом принятых вышеуказанных судебных актов, вступивших в законную силу, данный довод является необоснованным.

Ссылка административного ответчика на Минфин РФ, как на орган, ответственный за выделение бюджетных средств из федерального бюджета, во внимание быть принята не может, поскольку в настоящем случае в иске рассматривается законность бездействия Минстроя РФ. Административный ответчик не представил доказательств совершения действий по предоставлению Соловьевой Т.Е. субвенции. Отсутствуют также доказательства того, что Минфин России отказал Минстрою РФ в финансировании денежной выплаты, положенной Соловьевой Т.Е.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что в настоящем случае бездействие Минстроя РФ по непредоставлению административному истцу субвенции для обеспечения денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения как вдовы участника Великой отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий (ст. 21 ФЗ «О ветеранах»), является незаконным, нарушающим права административного истца. Административный иск подлежит удовлетворению.

Обязанность восстановить права административного истца по предоставлению субвенции за счет средств федерального бюджета должна быть возложена на Минстрой РФ.

Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Соловьевой Т. Е. к Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Российской Федерации о признании незаконными бездействия, восстановлении нарушенного права, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Российской Федерации в виде непредоставления субвенции для обеспечения Соловьевой Т. Е. денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающуюся в улучшении жилищных условий (ст. 21 ФЗ «О ветеранах»), как вставшую на учет 15.08.2014, значащуюся в Сводном списке на 2018 год получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по Удмуртской Республике.

Обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Российской Федерации предоставить субвенцию для обеспечения Соловьевой Т. Е. денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения как вдову участница Великой отечественной войны, нуждающуюся в улучшении жилищных условий (ст. 21 ФЗ «О ветеранах»), как вставшую на учет 15.08.2014, значащуюся в Сводном списке на 2018 год получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по Удмуртской Республике.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 24 декабря 2018 года.

Судья И.В. Савченкова