Дело № 2а-2838/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2015 года г. Волхов
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Л. А.,
при секретаре Говорковой М. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волховского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области об обязании принять участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на въезде в микрорайон Мурманские ворота со стороны ул. Островского в г. Волхов специализированным транспортом на санкционированный полигон,
у с т а н о в и л:
Волховский городской прокурор Ленинградской области обратился в Волховский городской суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Волховского муниципального района Ленинградской области об обязании принять участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на въезде в микрорайон Мурманские ворота со стороны ул. Островского в г. Волхов специализированным транспортом на санкционированный полигон.
В обоснование требований прокурор указал, что Волховской городской прокуратурой ****** совместно со специалистами Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области и ООО «РемСЭД» проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, об отходах производства и потребления.
Установлено, что на въезде в микрорайон Мурманские ворота со стороны ул. Островского в г. Волхов имеется 2 места несанкционированного размещения отходов: объемом 8 м3. Состав: строительный мусор, горелый древесный мусор, стекло; объемом 1 м3. В 100 м к железной дороге горелый древесный мусор, ТБО размещен на заболоченном участке. Указанные отходы расположены в границах МО г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области.
Данный факт подтверждается актом выездной проверки от ****** и фототаблицей.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18 ч. 1 ст. 14).
На администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области, согласно п.1.3 Положения об администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденным решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от ******№ ******, возложено исполнение полномочий администрации муниципального образования город Волхов.
Таким образом, Администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области ненадлежащим образом выполняются возложенные законом обязанностей по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде (ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения»).
Участвующий в деле прокурор И.И. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Волховского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.
Суд, с согласия участвующего в деле прокурора И.И., полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания и ходатайствовавшего о рассмотрении дела в его отсутствии.
Суд, выслушав участвующего в деле прокурора И.И., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности являются максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «О отходах производства и потребления» к полномочиям органов местной самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18 ч 1 ст. 14).
Система мероприятий по содержанию территорий городских сельских поселений, промышленных площадок должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта (Методические рекомендации МДК 7-01.2003 «О порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 21.08.2003 № 152).
Установлено, что Волховской городской прокуратурой ****** совместно со специалистами Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области и ООО «РемСЭД» проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, об отходах производства и потребления.
Установлено, что на въезде в микрорайон Мурманские ворота со стороны ул. Островского в г. Волхов имеется 2 места несанкционированного размещения отходов: объемом 8 м3. Состав: строительный мусор, горелый древесный мусор, стекло; объемом 1 м3. В 100 м к железной дороге горелый древесный мусор, ТБО размещен на заболоченном участке. Указанные отходы расположены в границах МО г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области.
Данный факт подтверждается актом выездной проверки от ****** и фототаблицей.
В соответствии со ст. 2 Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ N 298 от 14 августа 2013 г. для целей настоящей комплексной стратегии используются следующие понятия:
твердые коммунальные (бытовые) отходы - отходы, входящие в состав отходов потребления и образующиеся в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров (продукции) гражданами, а также товары (продукция), использованные ими в указанных домах в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства;
раздельный сбор отходов - сбор отходов, предусматривающий разделение по видам и составу в целях дальнейшей утилизации (использования).
На администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области, согласно п. 1.3 Положения об администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденным решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от ******№ ******, возложено исполнение полномочий администрации муниципального образования город Волхов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
В соответствии с пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В силу примечания к указанному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Исходя из изложенного, учитывая, что свалка расположена в границах Волховского муниципального района Ленинградской области, а доказательств, подтверждающих принадлежность отходов каким-либо лицам, ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Таким образом, администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области ненадлежащим образом выполняются возложенные законом обязанностей по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде (ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения»).
Доводы ответчика о том, что в двух установленных местах несанкционированного размещения отходов находится строительный и обгорелый мусор, которых не относится к твердым бытовым отходом, в связи с чем, участию в организации деятельности по сбору указанных отходов не относится к полномочиям Администрации Волховского муниципального района, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку отходы, расположенные на несанкционированной свалке, на въезде в микрорайон Мурманские ворота со стороны ул. Островского в г. Волхов Ленинградской области являются твердыми коммунальными (бытовыми) отходами, в соответствии с определением их в ст. 2 Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ N 298 от 14 августа 2013 г.
Суд, оценивая доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, а также находит в соответствии с требованиями статьи 206 ГПК РФ разумным установить срок выполнения работ по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов до ******.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Волховского городского прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области в срок до ****** принять участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных (бытовых) отходов, расположенных на несанкционированной свалке, на въезде в микрорайон Мурманские ворота со стороны ул. Островского в г. Волхов Ленинградской области специализированным транспортом на санкционированный полигон.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - подпись Кузнецова Л. А.
Мотивированное решение составлено с учетом выходных дней 08 августа 2016 года.
Судья - подпись Кузнецова Л. А.