ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2838/2016 от 15.12.2016 Северского районного суда (Краснодарский край)

к делу <...>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Северская Краснодарского края 15 декабря 2016 г.

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Таран А.О.,

при секретаре Проскуряковой И.М.,

с участием:

помощника прокурора Северского района Ереджибоковой В.Н.,

представителя администрации Львовского сельского

поселения Северского района ФИО1,

действующей на основании доверенности №24д от 06.12.2016 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Северского района Краснодарского края, действующего в интересах Российской Федерации к администрации Львовского сельского поселения Северского района и к Совету Львовского сельского поселения о признании незаконным бездействия по несоблюдению требований Федерального закона «О противодействии коррупции» законодательства о муниципальной службе и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

Прокурор, действующий в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным иском к администрации Львовского сельского поселения Северского района и к Совету Львовского сельского поселения о признании незаконным бездействия по несоблюдению требований Федерального закона «О противодействии коррупции» законодательства о муниципальной службе и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Львовского сельского поселения по несоблюдению требований ст. 3,6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», выразившееся в не разработке и не представлении на рассмотрение Совета сельского поселения нормативных правовых актов утверждающих порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов), принимаемых Советом поселения; Положения о порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; Порядка размещения сведений о доходах, расходах лиц, замещающих муниципальные должности и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования; Перечня должностей при назначении на которые и при нахождении на которых предоставляются сведения о доходах, расходах, а также в непринятии администрацией нормативного правового акта, утверждающего порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, просит возложить обязанность на администрацию Львовского сельского поселения Северского района в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение требований ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» принять нормативный правовой акт, утверждающий порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений и возложить обязанность на администрацию Львовского сельского поселения Северского района в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить пробелы путем разработки и принятия на утверждение Совета Львовского сельского поселения и принятия нормативных правовых актов, утверждающих порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов), принимаемых Советом поселения; Положение о порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; Порядок размещения сведений о доходах, расходах лиц, замещающих муниципальные должности и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования; Перечня должностей при назначении на которые и при нахождении на которых предоставляются сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера,

В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что прокуратурой Северского района в апреле 2016 года проведена проверка исполнения органом местного самоуправления законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в ходе которой установлено, что администрацией сельского поселения утверждена целевая программа о противодействии коррупции. При изучении указанной Программы установлено, что вопросы правоприменительной практики администрацией сельского поселения ежеквартально не рассматриваются, порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений не принят. Кроме того, органом местного самоуправления в нарушение ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ, Федеральных законов от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Указа Президента Российской Федерации от 22.12.2015 №650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», не приняты нормативные правовые акты, утверждающие порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов), принимаемых Советом поселения; Положения о порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, Порядки размещения сведений о доходах, расходах лиц, замещающих муниципальные должности и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, а также перечень должностей при назначении на которые и при нахождении на которых предоставляются сведения о доходах, расходах.

При этом нормативные правовые акты, подлежащие принятию представительным органом местного самоуправления должна разработать администрация поселения и внести на утверждение Совета сельского поселения.

Для устранения выявленных нарушений законодательства, пробелов в муниципальном нормотворчестве прокурором района 29.04.2016 года главе Львовского сельского поселения внесено представление, которое рассмотрено и предоставлен ответ о проведении работы по разработке необходимых проектов и принятии нормативных правовых актов.

Однако, до настоящего времени вышеуказанные нормативные правовые акты не приняты и не утверждены, проекты нормативных правовых актов в прокуратуру района не направлялись, порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений не принят.

Таким образом, фактически вышеуказанные требования законодательства не выполняются, основные принципы противодействия коррупции администрацией Львовского сельского поселения не соблюдаются.

В судебном заседании помощник прокурора Северского района Ереджибокова В.Н. заявила ходатайство о принятии к производству суда уменьшенных исковых требований прокурора Северского района, согласно которому прокурор Северского района просит суд признать бездействие администрации Львовского сельского поселения, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, утверждающего порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, незаконным и возложить обязанность на администрацию Львовского сельского поселения Северского района в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение требований ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» принять нормативный правовой акт, утверждающий порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

Указанное ходатайство, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, судом удовлетворено, приняты к производству суда уменьшенные исковые требования прокурора Северского района Краснодарского края к администрации Львовского сельского поселения Северского района и к Совету Львовского сельского поселения о признании бездействия администрации Львовского сельского поселения, выразившегося в непринятии нормативного правового акта, утверждающего порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, незаконным и возложении обязанности на администрацию Львовского сельского поселения Северского района в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение требований ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» принять нормативный правовой акт, утверждающий порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

Помощник прокурора Северского района Ереджибокова В.Н. настаивала на удовлетворении уменьшенных заявленных требований, на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении.

Представитель администрации Львовского сельского поселения Северского района ФИО1 в судебном заседании пояснил, что при вынесении решения полагается на усмотрение суда, пояснив, что нарушения, указанные в представлении, устранены.

Представитель Совета Львовского сельского поселения Северского района в судебное заседание не явился, причины неявки суду неизвестны, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.

Суд, выслушав помощника прокурора Северского района Ереджибокову В.Н., представителя администрации Львовского сельского поселения ФИО1, исследовав письменные материалы дела, а также оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении уменьшенных административных исковых требований по следующим основаниям.

В силу ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «ОБ общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия коррупции в Российской Федерации относится приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Статьей 6 Закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрены меры по профилактике коррупции, к которым относится рассмотрение в органах местного самоуправления, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

Борьба с коррупцией является системным, комплексным действием, которое становится низкоэффективным без взаимодействия общества, исполнительной власти, правоохранительных органов, бизнес – структур и СМИ.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 3 Закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе: признании, обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина; законности; публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.

Как было установлено в судебном заседании и нашло подтверждение в материалах гражданского дела, прокуратурой Северского района в апреле 2016 года проведена проверка исполнения органом местного самоуправления законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в ходе которой выявлен ряд нарушений.

Для устранения выявленных нарушений законодательства, пробелов в муниципальном нормотворчестве прокурором района 29.04.2016 года главе Львовского сельского поселения внесено представление, которое рассмотрено и предоставлен ответ о проведении работы по разработке необходимых проектов и принятии нормативных правовых актов, согласно которому в настоящее время ответчиками предприняты меры к устранению выявленных нарушений, а именно: принят Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов), принимаемых Советом поселения; Положение о порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; Порядок размещения сведений о доходах, расходах лиц, замещающих муниципальные должности и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет»; Перечень должностей при назначении, на которые и при нахождении на которых предоставляются сведения о доходах, расходах (л.д. 6-10, 11-12).

Вместе с тем, требования законодательства в части непринятия нормативного правового акта, утверждающего порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений ответчиками не выполнены, основные принципы противодействия коррупции администрацией Львовского сельского поселения не соблюдаются.

Таким образом, суд приходит к выводу, что уменьшенные исковые требования прокурора Северского района подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

уменьшенные исковые требования прокурора Северского района Краснодарского края к администрации Львовского сельского поселения Северского района и к Совету Львовского сельского поселения о признании бездействия администрации Львовского сельского поселения, выразившегося в непринятии нормативного правового акта, утверждающего порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, незаконным и возложении обязанности на администрацию Львовского сельского поселения Северского района в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение требований ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» принять нормативный правовой акт, утверждающий порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Львовского сельского поселения Северского района выразившееся в непринятии нормативного правового акта, утверждающего порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

Возложить обязанность на администрацию Львовского сельского поселения Северского района в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение требований ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» принять нормативный правовой акт, утверждающий порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения, путем подачи апелляционной жалобы через Северский районный суд Краснодарского края.

Судья

Северского районного суда А.О. Таран