ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2838/2023 от 14.08.2023 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

КОПИЯ

УИД: 59RS0004-01-2023-002346-22

Дело № 2а-2838/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 14 августа 2023 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Манько А.В.,

при секретаре Ноздрине А.И.,

с участием представителя прокуратуры г. Перми - Вшивцева Д.А., действующего на основании удостоверения,

представителя администрации г. Перми, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми Витовской Н.А., действующей на основании доверенностей,

представителя администрации г. Перми, Департамента дорог и благоустройства администрации г. Перми Балаша Р.М., действующего на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокуратуры г. Перми к администрации <Адрес> о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

прокурор г. Перми, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Перми о возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований прокурор г. Перми указывает о том, что прокуратурой г. Перми проведен анализ работы органов местного самоуправления по реализации полномочий в части утверждения комплексных программ развития инфраструктуры г. Перми.

Пунктом 6.1 ч.1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что в целях решения вопросов местного самоуправления органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов в внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления в области градостроительства предусмотрены п.9 ч.3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с п.5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ (далее- ГрК РФ) программы комплексного развития разрабатываются органом местного самоуправления и подлежат утверждение представительными органом местного самоуправления в шестимесячный срок с даты утверждения генерального плана.

Генеральный план город Перми утвержден решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205.

Установлено, что решением Пермской городской Думы от 17.12.2019 № 323 утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Перми до 2022 года, решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 276 утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Перми до 2022 года, решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 276 утверждена Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Перми на 2020-2022 годы (далее-ПКР). Таким образом, до настоящего времени программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры и программа комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Перми на 2023 г. и последующие годы не разработаны и не утверждены.

Главе г. Перми внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства.

В ответ на представление от 06.04.2023 указано о том, что определена потребность в финансовых средствах для заключения муниципального контракта на разработку ПКР.

Фактически в настоящее время отсутствуют конкретные сроки разработки и планируемый срок внесения ПКР для рассмотрения их на пленарном заседании Пермской городской Думы.

Несоблюдение установленных ГрК РФ требований препятствует реализации Генерального плана, развитию муниципального образования, развитию инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечению интересов хозяйствующих субъектов, в том числе осуществляющих застройку, а также жителей г. Перми.

Для проведения процедуры закупки, разработки ПКР и соблюдения процедуры перед их принятием требуются:

- срок для заключения контракт с учетом ст. ст. 42, 48, 49, 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который составляет не более 30 дней;

- срок для разработки программы комплексного развития, который в среднем составляет 90 дней, при этом указанный срок не регламентирован и может составлять менее указанного времени;

-срок, предусмотренный ч.5.3 ст. 26 ГрК РФ, который составляет 30 дней.

Таким образом, срок 6 месяцев для заключения контракта, разработки ПКР, соблюдения процедуры перед принятием проектов ПКР является разумным.

На основании вышеизложенного, прокурор г. Перми просит возложить на администрацию г. Перми обязанность обеспечить разработку и внести на рассмотрение в Пермскую городскую Думу проекты программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры и программы комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Перми на 2023 г. и последующие годы в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Определением судьи от 27 июня 2023 г. в протокольной форме в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, Департамент дорог и благоустройства администрации г. Перми (л.д. 48).

Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддерживает.

Представитель Пермской городской Думы VII созыва о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители администрации г. Перми, Департаментов жилищно-коммунального хозяйства и дорог и благоустройства администрации г. Перми в судебном заседании возражают против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что удовлетворение заявленных истцом требований возможно только в случае, если со стороны администрации г. Перми допущено незаконное бездействие по необеспечению разработки и внесении на рассмотрение в Пермскую городскую Думу проектов программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры и программы комплексного транспортной инфраструктуры г. Перми на 2023 г. и последующие годы, в то время как такого бездействия не допущено. В настоящее время на разработку программ выделено финансирование, разработаны дорожная карта и технические задания, ведутся работы по заключению муниципальных контрактов на разработку данных программ. Разработка программ требует временных затрат. Порядок рассмотрения проектов правовых актов в Думе регламентирован главой 11 регламента Пермской городской Думы (утверждён Решением Пермской городской Думы от 27.03.2012 № 50 «Об утверждении Регламента Пермской городской Думы»). Согласно ст. 64 Регламента на рассмотрение Думы выносятся проекты правовых актов, поступившие в Думу не менее чем за 21 (двадцать календарный день до дня заседания Думы, при наличии решения головного комитета (рабочей группы) с рекомендациями по проекту правового поправкам, а при подготовке проекта правового акта к рассмотрению втором чтении - сводной таблицы поправок по установленной форме, а также при наличии заключений и иных документов, предусмотренных Регламентом, если инее; предусмотрено решением Совета Думы или Думы (при утверждении повестки заседания Думы). Рассмотрение проектов нормативных правовых актов осуществляется Думой в двух чтениях, если иное не предусмотрено законодательством, Регламентом или решениями Думы. В случае принятия головным комитетом решения с предложением Думе принять проект правового акта и при отсутствии поступивших письменных поправок к проекту, изменяющих смысл и содержание (концепции) проекта правового акта, рассмотрение проекта может осуществляться в одном чтении с учётом рекомендаций головного комитета. При внесении проекта нормативного правового акта на рассмотрение Думы субъектом правотворческой инициативы должны быть представлены в письменном и электронном виде: проект правового акта с указанием на титульном ли субъекта правотворческой инициативы, внёсшего проект правового акта. В тексте проекта правового акта (при невозможности - в иных представляемых документах должен быть указан перечень правовых актов Думы, подлежащих признав утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного проекта правового акта, с указанием соответствующих сроков; пояснительная записка к проекту правового акта, содержащая обоснован необходимости принятия решения, предмет нормативного регулирования, изложение концепции проекта правового акта, согласно ст. 54 Регламента. По завершению разработки Программы необходимо разработать и нормативный акт, утверждающий Программу. Учитывая вышеизложенное, а также что работы разработке Программы могут быть окончены, но не приняты заказчиком и повлечь соответственно её доработку, указанный шестимесячный срок является недостаточным.

В судебном заседании 04.08.2023 объявлен перерыв на 08.08.2023, затем до 12 час. 00 мин. 14.08.2023.

Суд, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

Согласно пунктам 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

Пунктом 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов разрабатываются органами местного самоуправления городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих городских округов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205 утвержден Генеральный план города Перми, последние изменения в генеральный план г. Перми внесены постановлением Правительства Пермского края от «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 г. № 205 «Об утверждении Генерального плана города Перми».

Прокурором г. Перми в адрес Главы г. Перми внесено 3 марта 2023 г. представление , в котором указано на то, что в нарушение п.6.1 ч.1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 5.1 ст. 26 ГрК РФ до настоящего времени программы комплексного развития на 2023 г. и последующие годы не разработаны и не утверждены. В 2022 году Департаментом дорог и благоустройства администрации <Адрес> в Департамент финансов неоднократно направлялись предложения о выделении дополнительного финансирования на разработку программы комплексного развития транспортной инфраструктуры <Адрес> на 2023 и последующие годы. Аналогичные запросы поступали от Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации <Адрес> о необходимости выделения дополнительного финансирования на разработку программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Работа по разработке программы комплексного развития социальной инфраструктуры <Адрес> на 2023 год и последующие годы проводятся силами Департамента социальной политики администрации <Адрес>. Несоблюдение установленных Градостроительным кодексом РФ требований препятствует реализации Генерального плана, развитию муниципального образования, противоречит целям обеспечения устойчивого развития территории, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения интересов хозяйствующих субъектов, в том числе осуществляющих застройку территории, а также жителей <Адрес>. По обращению ФИО6 Управление Роспотребнадзора по <Адрес> произведен замер уровня шума на территории, непосредственно прилегающей к жилым зданиям №, 46 <Адрес> от движения автомобильного транспорта по автодороге <Адрес> и установлен факт превышения предельных уровней эквивалентного и максимального уровня звука в дневное время суток (заключение № от ДД.ММ.ГГГГ). Мероприятия, направленные на снижение уровней транспортного шума, выполняются в рамках капитального ремонта, реконструкции и строительства объектов транспортной инфраструктуры. Отсутствие комплексной программы транспортной инфраструктуры не позволяет провести соответствующее планирование дорожной деятельности, в том числе мер, направленных на снижение уровня транспортного шума. Причинами и условиями допущенных нарушений является ненадлежащее выполнение должностных обязанностей ответственными лицами, отсутствие надлежащего контроля со стороны руководства, а также несвоевременное финансирование работ по разработке комплексных Программ.

На основании вышеизложенного, прокурор просил рассмотреть представление с участием представителя <Адрес> и принять меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий им способствующим, путем разработки соответствующих комплексных Программ, обеспечить необходимое финансирование на их разработку, а также принять меры по снижению уровня транспортного шума на территории, непосредственно прилегающей к жилым зданиям №, 46 по <Адрес>. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах в письменном виде в месячный срок уведомить прокуратуру <Адрес> (л.д. 5-7).

В ответ на данное представление Главой <Адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о том, что по вопросу превышения предельных значений эквивалентного и максимального уровня звука в районе домов и 46 по <Адрес> на магистральных городских дорогах (улицах) с движением грузового транспорта для снижения уровня транспортного шума на значения более 3-4 ДБ единственным доступным и эффективным мероприятием является установка шумозащитных экранов. Мероприятия по установке шумозащитных экранов выполняются при капитальном ремонте, реконструкции, строительстве объектов транспортной инфраструктуры, для которых необходима разработанная проектно-сметная документация. Муниципальной программой «Развитие автомобильных дорог и дорожных сооружений в городе Перми», утвержденной постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в 2023-2024 годах запланирована разработка проектной документации на реконструкцию <Адрес> на участке от <Адрес> до <Адрес> с устройством транспортных развязок в разных уровнях на пересечении с <Адрес> проектировании новых автомобильных дорог или при разработке проекта реконструкции существующих автомобильных дорог в обязательном порядке на основании акустических расчетов проводится оценка ожидаемых уровней звука, планируются мероприятия по защите прилегающих к зданиям территорий от неблагоприятного воздействия транспортного шума. При разработке указанной проектной документации будут определены мероприятия по защите от транспортного шума территории домов , 46 по <Адрес>.

По вопросу утверждения программ комплексного развития города Перми сообщено следующее, что согласно части 5.4 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития инфраструктур городских округов подлежат приведению в соответствие с генеральными планами поселений, городских округов в трехмесячный срок с даты внесения соответствующих изменений в генеральные планы поселений, городских округов

Генеральным планом города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, в редакциях с момента утверждения до конца 2022 года предусматривались два этапа реализации Генерального плана <Адрес> с окончанием второго этапа в 2022 году. В соответствии с требованиями законодательства на период до 2022 года утвержденными программами комплексного развития инфраструктур <Адрес> были предусмотрены планы (перечни) выполнения соответствующих мероприятий Генерального плана <Адрес>. Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана <Адрес>» внесены изменения в Генеральный план <Адрес>, предусматривающие новые этапы реализации Генерального плана <Адрес>: первая очередь - до конца 2028 года, вторая очередь - до конца 2034 года и перспектива - на 20 и более лет (до 2043 года). В связи с существенными изменениями Генерального плана <Адрес>, а именно появлением мероприятий в период 2023-2034 годов, внесение изменений в утвержденные программы комплексного развития инфраструктур <Адрес> нецелесообразно, существует необходимость в разработке новых программ комплексного развития инфраструктур <Адрес> на 2023 и последующие годы. В течение 2022 года ввиду предстоящего внесения изменений в Генеральный план <Адрес> функциональными органами администрации <Адрес> проводилась работа по определению финансовой потребности изысканию средств в бюджете <Адрес> на разработку программ комплексного развития инфраструктур <Адрес> на 2023 и последующие годы. В связи с изменением Генерального плана <Адрес> в конце декабря 2022 года выделение финансирования на программы комплексного развития инфраструктур <Адрес> будет выполнено в 2023 году. В соответствии с законодательством необходимо разработать и утвердить программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры <Адрес>, комплексного развития транспортной инфраструктуры <Адрес>, комплексного развития социальной инфраструктуры <Адрес>. Администрацией <Адрес> предпринимаются меры для выделения финансирования и выполнения работ по утверждению указанных программ в сроки, установленные законодательством. В настоящее время по программам комплексного развития <Адрес> проведена следующая работа. Установлена начальная максимальная цена контракта, собраны коммерческие предложения для разработки программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры <Адрес> (далее -ПКРКИ), сформированы предложения о внесении изменений в бюджет <Адрес> для рассмотрения на заседании Пермской городской Думы. Срок выполнения работ установлен техническим заданием. После внесения изменений в решение Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете <Адрес> на 2023 год на плановый период 2024 и 2025 годов» (далее-Решение ) о финансировании разработки ПКРКИ администрацией <Адрес> будет заключен соответствующий муниципальный контракт. Администрацией <Адрес> определена потребность в финансовых средствах на разработку программы комплексного развития транспортной инфраструктуры <Адрес> (далее - ПКРТИ). Срок выполнения работ установлен техническим заданием. На очередном заседании Пермской городской Думы ожидается рассмотрение вопроса о внесении изменений в Решение о финансировании в 2023 году на разработки ПКРТИ в размере 10 300 000 руб. за счет перераспределения существующих лимитов бюджета <Адрес>. В настоящее время разработан Проект программы комплексного развития гениальной инфраструктуры <Адрес> (далее - ПКРСИ) и в установленном порядке проходит процедуру согласования. В соответствии с частью 5.3 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации не менее чем за 30 дней до утверждения проект ПКРСИ будет размещен на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликован в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования <Адрес>» (л.д. 8-10).

В соответствии с решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете <Адрес> на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» администрацией <Адрес> предусмотрено финансирование разработки программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры <Адрес> в размере 16 900 000 руб. (приложение к решению Пермской городской Думы «Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов бюджетов на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»).

В настоящее время утверждена дорожная карта по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры <Адрес>, которая включает в себя следующие этапы:

-внесение изменений в муниципальную программу «Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства в <Адрес>», утверждённую постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ответственный-ДЖКХ;

- подготовка конкурсной документации для размещения закупки на оказание услуг по разработке ПКР, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ответственный ДКЖХ;

- размещение закупки на оказание услуг по разработке по разработке ПКР в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ответственный- ДЖКХ;

- заключение муниципального контракта на оказание услуг по разработке ПКР в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ответственный-ДКЖ, подрядчик;

- разработка ПКР в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ответственный подрядчик;

- направление ПКР на рассмотрение Пермской городской Думы в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ответственный-Пермская городская Дума, ДЖКХ;

- подписание акт выполненных работ по разработке ПКР в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ответственный-ДЖКХ (л.д. 27, 28).

Постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Положение об управлении муниципального заказа администрации <Адрес>, утверждённое постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании постановления администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков муниципального образования <Адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ для формирования конкурсной документации во исполнение п.3 дорожной карты по разработке и утверждению Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры <Адрес>, а также на основании пунктов 1.1.2.1.1.1. муниципальной программы «Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства в <Адрес>», утверждено постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ направлено техническое задание на выполнение научно-исследовательской работы по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры <Адрес> на период до 2034 года.

ДД.ММ.ГГГГ техническое задание возвращено для устранения выявленных к нему замечаний.

Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете <Адрес> на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на разработку программы комплексного развития транспортной инфраструктуры <Адрес> на 2023 год выделены денежные средства в размере 10 300 000 руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов. Требования определяют состав и содержание программ комплексного развития объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселений, городских округов.

Согласно Требованиям программа должна включать в себя паспорт программы. Паспорт программы должен содержать наименование заказчика и разработчиков программы, их местонахождение, цели и задачи программы, целевые показатели (индикаторы) развития транспортной инфраструктуры, сроки и этапы реализации программы, укрупненное описание запланированных мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры (групп мероприятий, подпрограмм, инвестиционных проектов), объемы и источники финансирования программы (пункты 6, 7 требований).

В рамках реализации разработки Программы на 2023 год разработано техническое задание на выполнение работ по разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры <Адрес>. Техническое задание является приложением к муниципальному контракту, предметом которого является разработка соответствующей Программы.

В п. 13 Технического задания на выполнение работ по разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры <Адрес> установлен порядок выполнения работ (л.д. 38-45), согласно которому:

сбор исходных данных и подтверждение актуальности прогнозной транспортной модели <Адрес> (до ДД.ММ.ГГГГ);

выработка принципиальных вариантов развития транспортной инфраструктуры и перечня мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры (до ДД.ММ.ГГГГ);

разработка и согласование программы комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Перми (до 15 ноября 2023 г.);

подготовка презентационных материалов по программе комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Перми (до 30 ноября 2023 г.).

Департаментом дорог и благоустройства администрации г. Перми, администрацией г. Перми проведен 18.07.2023 открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Перми, определен победитель конкурса (л.д. 67)

Поданные жалобы ООО «НИПИ ТРТИ», ИП Зарубиной М.С. на действия Департамента дорог и благоустройства администрации г. Перми, администрации г. Перми при проведении открытого конкурса в электронной форме по разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Перми УФАС по Пермскому краю оставлены без удовлетворения (л.д. 76-77).

Как следует из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 9 постановления от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», при предъявлении в суд требований об обязании наделенных публичными полномочиями органов и лиц совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод, законных интересов административного истца (заявителя) в сфере административных и иных публичных правоотношений такие требования подлежат квалификации как требования о признании незаконным соответствующего бездействия и об обязании совершить необходимые действия (статья 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)

Таким образом, удовлетворение требований административного истца о возложении обязанности на администрацию <Адрес> совершить изложенные в его просительной части действия зависит о того, допущено ли административным ответчиком или нет незаконное бездействие по обеспечению разработки программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры и программы комплексного развитии транспортной инфраструктуры <Адрес> на 2023 г. и последующие годы.

В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов осуществляют разработку и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов.

При этом Конституцией Российской Федерации закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают иные вопросы местного значения, в том числе формируют программы развития систем коммунальной и дорожной инфраструктуры муниципального образования исходя из возможностей местного бюджета.

Судом при рассмотрении дела установлено, что решениями Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ администрации <Адрес> выделено финансирование на разработку программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры <Адрес> в размере 16 900 000 руб. и на разработку программы комплексного развития транспортной инфраструктуры <Адрес> на 2023 год выделены денежные средства в размере 10 300 000 руб. в настоящее время разработаны технические задания и дорожная карта, на основании которых Департаментом дорог и благоустройства администрации <Адрес> и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации <Адрес> принимаются меры по разработке вышеуказанных программ. Незначительные отступления от указанных в дорожной карте и технических заданиях сроков связаны с независящими от вышеуказанных органов обстоятельств, связанных с обжалованием результатов конкурсов, внесения изменений в действующее законодательство, которые являются устранимыми.

Какого-либо незаконного, очевидного бездействия со стороны административного ответчика судом не установлено.

Учитывая, что программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры <Адрес> и комплексного развития транспортной инфраструктуры <Адрес> являются нормативно-правовыми актами, требующими тщательной и детальной разработки, суд не находит оснований для возложении обязанности на администрацию <Адрес> разработать проекты данных программ и передать их на рассмотрение в Пермскую городскую Думу в течение 6 мес. с момента вступления в законную силу решения суда.

Избранный прокурором способ защиты нарушенного права в виде понуждения органа местного самоуправления принять указанные в административном иске нормативные правовые акты и определить срок, в течение которого нормативные правовые акты будут приняты, не приведет к восстановлению прав лиц, в чьих интересах прокурором заявлен административный иск.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 Закона № 131-ФЗ).

Выполняя обязанности по организации в границах городского округа электро- и водоснабжения населения, водоотведения, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения орган местного самоуправления самостоятельно принимает нормативные правовые акты, необходимые для исполнения данных обязанностей. Вмешательство в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления в указанном случае является нарушением его компетенции. Избранный прокурором способ защиты нарушенного права является ненадлежащим.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления прокуратуры г. Перми к администрации г. Перми о возложении обязанности обеспечить разработку и внесение на рассмотрение в Пермскую городскую Думу проектов программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры и программы комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Перми на 2023 год и последующие годы в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда отказать.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: подпись. Манько А.В.

Копия верна. Судья: Манько А.В.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 августа 2023 г.

Судья: Манько А.В.