ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-283/19 от 28.05.2019 Яшкинского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2а- 283/2019

42RS0030-01-2019-000413-51

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пгт. Яшкино 28 мая 2019 года

Судья Яшкинского районного суда Кемеровской области Марукян М.С.,

с участием представителя административного истца – заместителя прокурора Яшкинского района Кемеровской области Ходановича П.В.,

при секретаре Кузнецовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по

административному исковому заявлению прокурора Яшкинского района к администрации Яшкинского муниципального района Кемеровской области о признании недействующим нормативно-правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Яшкинского района в установленный законом срок обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Яшкинского муниципального района Кемеровской области о признании недействующим нормативно-правового акта.

В обоснование требований указывает, что 17.12.2018 и.п. главы администрации Яшкинского муниципального района ФИО1 было принято Постановление «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на оказание финансовой помощи для погашения денежных обязательств, обязательных платежей и восстановления платежеспособности муниципальным унитарным предприятиям Яшкинского муниципального района в целях предупреждения банкротства», которое было обнародовано на информационном стенде в здании администрации Яшкинского муниципального района и вступило в силу после обнародования.

Административный истец считает Постановление и.п. главы администрации Яшкинского муниципального района ФИО1 от 17.12.2018 « Об утверждении Порядка предоставления субсидии на оказание финансовой помощи для погашения денежных обязательств, обязательных платежей и восстановления платежеспособности муниципальным унитарным предприятиям Яшкинского муниципального района в целях предупреждения банкротства», принятый административным ответчиком, противоречащим ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ), постановлению Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг».

В Постановлении отсутствует ссылка на решение представительного органа Яшкинского района о местном бюджете, в соответствии с которым согласно п.п. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ был принят муниципальный правовой акт (Постановление).

Также в Постановлении в нарушение требований п.п. г п. 4 Постановления № 887 не указаны размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения.

Отсутствует в Постановлении согласно п.п. е п. 4 Постановления № 887 перечень требований, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения.

В Постановлении в нарушение п. 6 Постановления № 887 не сформулированы требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

Кроме этого, ссылка в Постановлении на Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» является необоснованной.

Просит: признать недействующим Постановление и.п. главы администрации Яшкинского муниципального района ФИО1 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на оказание финансовой помощи для погашения денежных обязательств, обязательных платежей и восстановления платежеспособности муниципальным унитарным предприятиям Яшкинского муниципального района в целях предупреждения банкротства» от 17.12.2018 как не соответствующее законодательству Российской Федерации.

В судебном заседании заместитель прокурора Яшкинского района Ходанович П.В. поддержал административные исковые требования, дал пояснения в соответствии с административным исковым заявлением.

Представитель административного ответчика администрации Яшкинского муниципального района Локк М.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, представлено заявление о признании административного иска в полном объеме и о рассмотрение дела в его отсутствие.

В силу требований ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие административного ответчика.

Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, в силу следующих обстоятельств.

Согласно абз. 2 ч. 6 ст. 113 ГК РФ, собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия.

В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной к безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии лицам, указанным в ч. 1 ст. 78 БК РФ, предоставляются из местного бюджета — в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Согласно п. 3 ст. 78 БК РФ муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Общие требования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг» (далее — Постановление № 887).

Частью 2 ст. 30 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что собственники имущества должника-унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, однако п. 1 ст. 78 БК РФ (на основании чего принято Постановление) субсидии предоставляются в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2016 года №887 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Согласно п.п. «г,е,и» п. 4 указанных Требований, при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается следующая информация: размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения; требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом; сроки (периодичность) перечисления субсидии.

Согласно п. 6 указанных Требований, требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение включают: требование об обязательной проверке главным распорядителем как получателем бюджетных средств и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий; следующие меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий: порядок и сроки возврата субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом: в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля; в случае недостижения показателей, указанных в пп. З п. 4 настоящего документа (при установлении таких показателей и (или) порядка их расчета); штрафные санкции (при необходимости); иные меры ответственности, определенные правовым актом (при необходимости).

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора являются: соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.

В соответствии с п. 3 ст. 22 указанного ФЗ прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

В судебном заседании установлено, что 17.12.2018 и.п. главы администрации Яшкинского муниципального района ФИО1 было принято Постановление №710-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на оказание финансовой помощи для погашения денежных обязательств, обязательных платежей и восстановления платежеспособности муниципальным унитарным предприятиям Яшкинского муниципального района в целях предупреждения банкротства» /л.д.11-25/.

На указанное постановление прокуратурой Яшкинского района принесен протест, в котором просил отменить указанное постановление в связи с несоответствием федеральному законодательству /л.д. 4-8/.

На протест прокурора администрацией Яшкинского муниципального района направлена информация о рассмотрении протеста и принятия решения по итогам его рассмотрения об отклонении протеста /л.д.9-10/.

В судебном заседании установлено, что в нарушение указанных выше требований федерального законодательства, в Постановлении и.п. главы администрации Яшкинского муниципального района ФИО1 от 17 декабря 2018 года №710-П отсутствует ссылка на решение представительного органа Яшкинского муниципального района о местном бюджете, в соответствии с которым был принят муниципальный правовой акт.

Также в нарушении требований Постановления Правительства РФ №887 в оспариваемом постановлении не указаны размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения; отсутствует перечень требований, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения; не сформулированы требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

Кроме этого, ссылка в Постановлении на ФЗ от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» является необоснованной.

С учетом приведенных данных требования административного истца подлежат удовлетворению, а Постановление администрации Яшкинского муниципального района от 17 декабря 2018 года №710-П «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на оказание финансовой помощи для погашения денежных обязательств, обязательных платежей и восстановления платежеспособности муниципальным унитарным предприятиям Яшкинского муниципального района в целях предупреждения банкротства» не действующим, как не соответствующий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с п. ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу ст. 3 КАС РФ является задачей административного судопроизводства, а оспоренное распоряжение вступило в противоречие с нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, со дня его принятия, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативно-правовой акт подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

Органы местного самоуправления в соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь ст.ст.39, 208-217 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Яшкинского района к администрации Яшкинского муниципального района Кемеровской области о признании недействующим нормативно-правового акта удовлетворить.

Признать недействующим Постановление администрации Яшкинского муниципального района от 17 декабря 2018 года №710-П «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на оказание финансовой помощи для погашения денежных обязательств, обязательных платежей и восстановления платежеспособности муниципальным унитарным предприятиям Яшкинского муниципального района в целях предупреждения банкротства» с даты его принятия.

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит обнародованию на информационном стенде в здании администрации Яшкинского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение изготовлено в

окончательной форме 02 июня 2019 года