Дело № 2а-283/2020
УИД 22RS0032-01-2020-000279-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ
Судья Локтевского районного суда Алтайского края Шелков Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белокриницкой Н.В., помощником судьи Зориной У.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Локтевского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Горняка Локтевского района Алтайского края о признании правового акта незаконным и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
ВЛоктевский районный суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Горняка Локтевского района Алтайского края о признании правового акта незаконным и обязании совершить действия обратился прокурор Локтевского района Алтайского края.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Локтевского района проведена проверка соблюдения требований законодательства при установлении размера платы за содержание жилого помещения для жителей многоквартирных домов на территории г.Горняка Локтевского района Алтайского края.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Горняка принято постановление № «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края». Постановление размещено на сайте МО «Локтевский район» на странице городского поселения «г. Горняк».
Данным постановлением для благоустроенных неаварийных многоквартирных домов размер платы за содержание жилого помещения установлен от 14 рублей 84 копеек до 25 рублей 29 копеек за 1 кв.м, в зависимости от этажности и степени благоустройства.
Этим же постановлением признано утратившим силу постановление администрации г. Горняка от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№), которым для благоустроенных неаварийныхмногоквартирных домов были установлены размеры платы за содержание жилого помещения от 11 рублей 84 копеек до 14 рублей 18 копеек за 1 кв.м, в зависимости от этажности и степени благоустройства.
С ДД.ММ.ГГГГ на территории г. Горняка управление многоквартирными домами осуществляет ООО «Горняк», которое в своей деятельности применяет размер платы за содержание жилого помещения, установленный постановлением администрацией г. Горняка от ДД.ММ.ГГГГ№.
Конкретный размер платы за содержание жилого помещения, выраженный в рублях за 1 кв.м. в месяц, для каждого многоквартирного дома, переданного в управление ООО «Горняк», указан в постановлении администрации г. Горняка от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых, собственниками помещений в многоквартирных домах, не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация», исходя из размера платы, установленного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения определяются органом местного самоуправления в соответствии с указанными методическимирекомендациями.
Органами местного самоуправления г. Горняка правовой акт об определении предельного индекса изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае, если собственники помещений и многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, не принимался.
Методические рекомендации, предусмотренные ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ, утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№/пр.
Согласно п.4.1 данных Методических рекомендаций предельный индекс изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, рекомендуется определять равным индексу потребительских цен.
Для Алтайского края по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай индекс потребительских цен на товары и услуги за 2019 г. составил 103,3 (3,3%).
Размер платы за содержание жилого помещения был установлен постановлением администрации г. Горняка от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№), изменение размера платы возможно только в соответствии с положениями ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ при наличии муниципального правового акта об определении предельных индексов изменения размера платы за содержание жилого помещения.
Замена управляющей компании в качестве основания для изменения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме действующим законодательством не предусмотрена.
Установленный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также порядок их оказания и выполнения в 2019-2020 гг. не изменялся.
Кроме того, установлено, что ряд работ, указанных в Перечне работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением администрации г.Горняка от ДД.ММ.ГГГГ№, не соответствует требованиям, предъявляемым постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
Так, в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ, отсутствуют работы по установлению «маяков» на стенах для наблюдения деформации (п.2.3.4.5 Перечня, утвержденного постановлением от 23.12.2019 № 381), контроль за состоянием люков, дверей на чердаки, запорных устройств на них (п.2.3.4.6.6) и ряд других, не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 описание работ в пп.2.3.4.3.6,2.3.4.4.6, 2.3.4.5.4, 2.3.4.6.13 и других.
В связи с выявленными нарушениями прокурором района на незаконный правовой акт администрации г. Горняка Локтевского района принесен протест, который рассмотрен главой администрации Локтевского района ДД.ММ.ГГГГ и отклонен со ссылкой на положения частей 1 и 3 ст.156 Жилищного кодекса РФ, п.15 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2018 № 5-П. Также при отклонении протеста указано на нерегулярность изменения платы за содержание жилья с 2013 по 2018 г., в связи чем имеется необходимость ее значительного увеличения.
Вместе с тем, указанные в ответе на протест положения законодательства и решения Конституционного суда РФ и Пленума Верховного суда РФ не предполагают произвольного повышения размера платы за содержание жилого помещения в нарушение порядка, предусмотренного ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Поскольку принятым правовым актом администрации г. Горняка нарушаются права неопределенного круга лиц на установление размера платы за содержание жилого помещения, прокурор Локтевского района решил обратиться в суд с иском в порядке ст.39 КАС РФ.
Просит признать незаконным со дня вынесения постановление администрации г. Горняка от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края».
Обязать администрацию г. Горняка в 3-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в ООО «Горняк» информацию о необходимости перерасчета с ДД.ММ.ГГГГ размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, исходя из размеров, установленных постановлением администрации г.Горняка от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№).
Обязать администрацию г. Горняка в 3-дневный срок со днявступления решения суда в законную силу внести изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых, собственниками помещений в многоквартирных домах, не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления ни реализован, не определена управляющая организация» в части установленного Приложением № к данному постановлению размера платы за содержание жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ (руб./кв.м в месяц), путем перерасчета размера платы за содержание жилого помещения, исходя из размеров, установленных постановлением администрации г.Горняка от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№).
В судебном заседании административный истец Инютин Д.М. требования поддержал, настаивал на удовлетворении административного иска.
Представитель административного ответчика, он же представитель заинтересованного лица ФИО8 исковые требования не признал, указал, что НПА имеет рекомендательный, а не обязательный характер. Установленный тариф на содержание и текущий ремонт МКД экономически обоснован. Законодательством определен минимальный перечень всех работ и услуг, которые управляющая компания в обязательном порядке должна производить.
Представитель административного ответчика ФИО9, представитель заинтересованного лица - Инспекции строительства и жилищного надзора Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованного лица, свидетелей ФИО6, ФИО7, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Горняка принято постановление № «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края», которым для благоустроенных неаварийных многоквартирных домов установлен размер платы за содержание жилого помещения.
Этим же постановлением признано утратившим силу постановление администрации г. Горняка от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№).
Приложением № к постановлению № установлен минимальный перечень обязательных работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Текст постановления № был официально опубликован на Официальном Интернет-портале МО «Локтевский район».
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.7 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п.11 ч.1 ст.4 Жилищного кодекса Российской Федерации к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе, отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Исходя из положений ч.3 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления отнесено установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Также ч.4 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
Таким образом, приложение №1 к Постановлению принято в соответствии с компетенцией органа местного самоуправления с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия.
Согласно п.36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Так, согласно ч.1 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Конкретные указания по расчету и определению размера платы содержатся в Методических рекомендациях по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденных приказом Минстроя России от 06.04.2018 № 213/пр (пункты 3-4).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества), согласно пункту 10 которых общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (пункты «а» - «ж»).
Пункт 29 Правил содержания общего имущества предписывает определять расходы за содержание жилого помещения в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.04.2011 № 522-О-О, установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.
Таким образом, при определении размера платы за содержание жилого помещения органы местного самоуправления должны исходить из приведенных выше федеральных норм, предоставить расчеты, подтверждающие соблюдение норм жилищного законодательства и баланса интересов участников жилищных отношений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам возлагается на орган, принявший такой акт (ч.9 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проанализировав положения федерального законодательства, принимая во внимание правовые позиции, выявленные и высказанные вышестоящими судебными инстанциями, суд приходит к выводу, что при проверке содержания муниципального нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, следует исходить из того, что установленные размеры платы должны быть экономически обоснованными. При этом, надлежащие доказательства, предоставляемые административным ответчиком, должны позволить суду проверить и достоверность, и экономическую обоснованность установленных размеров платы. Только при соблюдении этих условий допустимо сделать вывод о не противоречии оспариваемых норм положениям, имеющим большую юридическую силу; в ином случае, возникают основания для противоположных утверждений, влекущих удовлетворение административного иска.
В рассматриваемом деле, по мнению суда, такие доказательства экономического обоснования установленных размеров платы отсутствуют.
В оспариваемом постановлении не раскрыта методика расчета расценок на виды работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов, административному истцу административный ответчик соответствующий расчет не предоставил.
Никаких экономических расчетов платы, на основании которых в 2019 году принималось постановление №, из которых видно и понятно каким же именно образом происходило ценообразование размеров платы (приложение №), не представлено и не имеется. Проверить каким образом формировались, образовывались, а в итоге складывались и получались цифровые значения расценок, содержащиеся в строках таблицы приложения №, не представляется возможным, потому что никаких расчетов органы местного самоуправления при рассмотрении дела не представили. В свою очередь, суд считает, что сами по себе те установленные цифровые значения расценок не являются их экономическим обоснованием. По своему смыслу экономическое обоснование нормативного правового акта предполагает раскрытие административным ответчиком в понятной и доступной форме, каким же именно образом при подготовке проекта нормативного правового акта получено то или иное значение (цифра) каждой конкретной расценки. Расшифровка же того из каких составных частей получено итоговое значение установленного размера платы (как более узкий подход) по существу не раскрывает и не делает понятным экономическое обоснование нормативного правового акта.
Заключение эксперта ФИО10№ от ДД.ММ.ГГГГ суд признает недопустимым доказательством по делу, поскольку в ходе проведения экспертного исследования эксперту не разъяснялись его права и обязанности, предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, а также имеет иные недостатки
Вместе с тем, ч.4 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при определении размера данной платы орган местного самоуправления должен учитывать рекомендации, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Такие методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2018 № 213/пр.
Согласно п.п. 3.2 - 3.4 и 3.6 данных методических рекомендаций определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется осуществлять исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290, без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется определять по типам многоквартирных домов посредством расчета среднего значения размеров платы за содержание жилого помещения, утвержденных исходя из названного минимального перечня общими собраниями собственников помещений в однотипных многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в составе которого находится муниципальное образование, действующих на момент осуществления расчета (определения) размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и не предусматривающих дополнительных работ и услуг.
При осуществлении расчета (определения) средних значений размеров платы рекомендуется использовать информацию о принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решениях об утверждении платы за содержание жилого помещения исходя из названного минимального перечня и не предусматривающих дополнительных работ и услуг, размещенную в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а при ее отсутствии в указанной системе - информацию, хранящуюся в органе государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, посредством обращения в такой орган.
Плату за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется устанавливать на срок не более трех лет с возможностью проведения ее ежегодной индексации с учетом индекса потребительских цен на текущий год, установленного действующим прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. Размер платы рекомендуется определять в рублях на 1 квадратный метр помещения (жилого, нежилого) в многоквартирном доме в месяц.
Судом при рассмотрении и разрешении административного дела установлено, что приведенные положения методических рекомендаций не учтены органом местного самоуправления при принятии оспариваемого решения.
По смыслу методических рекомендаций экономически обоснованным можно признать среднее значение тарифов (платы) за содержание жилого помещения, определенное на основании решений об утверждении платы за содержание жилого помещения, которые приняты общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах в данном муниципальном образовании.
Возможность проведения органами местного самоуправления соответствующей ежегодной индексации размеров платы за жилое помещение, по мнению суда, не только не противоречит требованиям нормативных правовых актов большей юридической силы, но и прямо рекомендуется в отношении собственников жилых помещений, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, с учетом соответствующего индекса потребительских цен.
В свою очередь, для Алтайского края по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай индекс потребительских цен на товары и услуги за 2019 год составил 103,3 (3,3%).
Таким образом, орган местного самоуправления мог индексировать размер платы только на 3,3 %.
На 2019 год был установлен размер платы за содержание и ремонт для благоустроенных неаварийныхмногоквартирных домов размеры платы за содержание жилого помещения от 11 рублей 84 копеек до 14 рублей 18 копеек за 1 кв.м, в зависимости от этажности и степени благоустройства.
На 2020 год был установлен размер платы за содержание и ремонт благоустроенных неаварийных многоквартирных домов за содержание жилого помещения от 14 рублей 84 копеек до 25 рублей 29 копеек за 1 кв.м, в зависимости от этажности и степени благоустройства.
Так, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - двухэтажные и одноэтажные благоустроенные многоквартирные дома, оборудованные централизованной системой отопления, водоснабжения, водоотведения составил 16 рублей 84 копейки за 1 кв.м в месяц (ранее установленный 11 рублей 84 копейки). Индексация составила 42,23 %.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - трех-, четырех- и пятиэтажные благоустроенные многоквартирные дома, оборудованные централизованной системой отопления, водоснабжения, водоотведения составил 17 рублей 57 копеек за 1 кв. м в месяц (ранее установленный 11 рублей 84 копейки). Индексация составила 48,4 %.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - двухэтажные благоустроенные многоквартирные дома, оборудованные централизованной системой отопления, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения составил 18 рублей 88 копеек за 1 кв. м в месяц (ранее установленный 12 рублей 82 копейки). Индексация составила 47,27 %.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - пятиэтажные благоустроенные многоквартирные дома, оборудованные централизованной системой отопления, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения составил 19 рублей 61 копейка за 1 кв. м в месяц (ранее установленный 12 рублей 82 копейки). Индексация составила 52,96 %.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - благоустроенные многоквартирные дома, оборудованные централизованной системой водоснабжения и отопления, а также общедомовой выгребной ямой (септиком) составил 25 рублей 29 копеек за 1 кв. м в месяц (ранее установленный 11 рублей 84 копейки). Индексация составила 113,6 %.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - многоквартирные дома, оборудованные централизованной системой водоснабжения, индивидуальным печным отоплением, а также общедомовой выгребной ямой (септиком) составил 16 рублей 26 копеек за 1 кв. м в месяц (ранее установленный 14 рублей 18 копеек). Индексация составила 14,67 %.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - благоустроенные многоквартирные дома, оборудованные централизованной системой отопления, централизованной системой водоснабжения, а также общедомовой выгребной ямой (септиком), не имеющие земельного участка и помещений, входящих в состав общего имущества составил 19 рублей 09 копеек за 1 кв. м в месяц (ранее установленный 14 рублей 18 копеек). Индексация составила 34,63 %.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - неблагоустроенные многоквартирные дома с индивидуальным печным отоплением, водоснабжением от колонки, с общедомовой выгребной ямой (септиком) составил 12 рублей 41 копейка за 1 кв. м в месяц (ранее установленный 11 рублей 07 копеек). Индексация составила 12,1 %.
Доказательств соблюдения положений методических рекомендаций органом местного самоуправления суду не представлено.
Таким образом, органом местного самоуправления произведена индексация размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в 2020 году от 12,1 % до 113,6%, что не соответствует пункту 3.6 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2018 № 213/пр. Административным ответчиком значительно превышен индекс потребительских цен.
При таких обстоятельствах, следует сделать вывод, что органы местного самоуправления не изложили обоснование и расчет размеры платы, установленных в приложении № к Постановлению администрации г.Горняка от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края», провели индексацию размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в 2020 году не в соответствии с индексом потребительских цен. То есть, размеры платы в приложении № являются произвольными и непроверяемыми.
Как указывалось выше, приложением № к Постановлению администрации г.Горняка от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены минимальный перечень обязательных работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо гласит, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающих в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1, подпункты 1, 2, 3, 4 и 5 пункта 1.1). Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 16).
Правительство Российской Федерации, утверждая своим Постановлением от 03.04.2013 № 290 (далее Правила №290) (в целях реализации полномочий, предоставленных ему частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, одновременно устанавливает Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно названным Правилам периодичность оказания и выполнения услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, определяется и отражается в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом и с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации (а не нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления). По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 2 и 5 Правил).
В соответствии с п.п. «б» п. 2 Правил № 290 перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
В п.3 Правил № 290 приведены условия, определяющие подлежащий применению перечень услуг и работ.
Ни Жилищный Кодекс Российской Федерации, ни Правила №290 не закрепляют никаких полномочий органов местного самоуправления по установлению минимального перечня.
К компетенции органа местного самоуправления отнесено установление тарифа на содержание и ремонт жилого помещения в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, законодатель предусмотрел право органа местного самоуправления устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений при утверждении собственниками помещений перечня услуг и работ, который должен определяться индивидуально для каждого многоквартирного дома на основании утвержденного ими перечня и периодичности проведения работ и (или) оказания услуг.
Осуществление органами местного самоуправления полномочий в сфере жилищного законодательства, отнюдь не предполагает установление нормативными правовыми актами органа местного самоуправления нормативов по эксплуатации и содержанию жилищного фонда, при этом снижающих уровень требований, предъявляемых к содержанию и эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, установление минимального перечня обязательных работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме органом местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц в интересах которых обратился в суд административный истец, поскольку препятствует установлению конкретного перечня услуг и работ в договоре управления, а также принятию данного вопроса на собрании собственников.
Административным ответчиком не представлено доказательств соблюдение требований федерального законодательства при утверждении минимального перечня.
Приложение № к Постановлению принято с нарушением компетенции органа местного самоуправления.
Таким образом, Постановление администрации г.Горняка от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края» подлежит признанию незаконным.
Определяя момент, с которого указанное выше Постановление администрации г.Горняка от ДД.ММ.ГГГГ№ должно быть признано незаконным, а соответственно недействующим, суд принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, признает их не действующими со дня принятия.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Локтевского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным со дня вынесения постановление администрации г.Горняка от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края».
Обязать администрацию г.Горняка в трехдневный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в ООО «Горняк» информацию о необходимости перерасчета с ДД.ММ.ГГГГ размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, исходя из размеров, установленных постановлением администрации г.Горняка от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№).
Обязать администрацию г.Горняка в трехдневный срок со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых, собственниками помещений в многоквартирных домах, не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация» в части установленного Приложением № к данному постановлению размера платы за содержание жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ (руб./кв.м в месяц), путем перерасчета размера платы за содержание жилого помещения, исходя из размеров, установленных постановлением администрации г.Горняка от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№).
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Локтевский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья Д.Ю. Шелков