Дело № 2а-283/2016
РЕШЕНИЕ
именемРоссийской Федерации
6 октября 2016 года г. Владивосток
Владивостокский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Дердей А.В., при секретаре Хлебутиной А.М., с участием административного истца, представителей административного истца Кочетковой Л.В. и административного ответчика должностного лица 1 Тишера А.Е., в открытом судебном заседании в помещении суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащей войсковой части 11111 Червонка Т.Ю. об оспаривании действий должностного лица 1, связанных с отказом в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
Червонка проходит военную службу в войсковой части 11111. Решением должностного лица 1 от 3 июня 2016 года № 0561 административному истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Полагая свои права нарушенными, Червонка обратилась в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила отменить решение должностного лица 1 от 3 июня 2016 года № 0561 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как принятое незаконно, признать её нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и принять на учет на состав семьи 4 человека: административный истец - Червонка Т.Ю., дочь – гражданка 1, сын – гражданин 2 и внук – гражданин 3
В судебном заседании административный истец и её представитель Кочеткова, каждая в отдельности, на требованиях, изложенных в административном исковом заявлении настаивали и просили удовлетворить их в полном объеме.
При этом представитель административного истца Кочеткова пояснила, что административный истец как военнослужащая своего права на получение жилого помещения самостоятельно не реализовала, кроме того на момент рассмотрения её документов в гос органе 1 в квартире общей площадью 63 кв.м. зарегистрированы и проживали шесть человек и на каждого проживающего в указанной квартире приходится менее 13 кв.м., что является основанием для признания в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Представитель административного ответчика Тишер в судебном заседании возражал против заявленных требований и пояснил, что при проверке документов, предоставленных административным истцом, было установлено, что в 2001 году бывшим супругом административного истца был получен государственный жилищный сертификат на состав семьи 4 человека, в том числе на Червонка Т.Ю., её сына гражданина 2 и дочь гражданки 1, в связи с чем, государство выполнило перед административным истцом и членами её семьи, взятые на себя обязательства по обеспечению жилым помещением по линии Министерства обороны. В удовлетворении требований административного истца в части обеспечения жилым помещением её внука так же просил отказать, поскольку Червонка Т.В. является собственником жилого помещения общей площадью 63 кв.м., исходя из которой внук административного истца обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства.
Исследовав и оценив материалы дела в совокупности с доводами лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями регулируются как нормами жилищного законодательства (Жилищным кодексом РФ, законами и подзаконными актами субъектов РФ), так и нормами федеральных законов, специальных нормативно-правовых актов Министерств и ведомств.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Из положений ст.ст.15 и 23 указанного Закона следует, что реализация права военнослужащих на жилье осуществляется путем его предоставления за счет государства для постоянного проживания с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что в свою очередь предполагает взаимную обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Таким образом, если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определённом ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст.53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильём возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой7 ЖК РФ, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего.
Что касается положений п.14ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» о предоставлении военнослужащими документов о сдаче жилых помещений при получении жилого помещения по избранному месту жительства, то, исходя из системного анализа вышеназванных нормативных актов, такой военнослужащий должен обладать реальной, а не гипотетической возможностью сдать ранее полученное жилое помещение.
Из выписки из решения должностного лица 1 № 0561 от 3 июня 2016 г. следует, что Червонка Т.Ю. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Согласно сообщению из гос органа 2 от 3 октября 2016 года № 19-3235/4 бывшему супругу административного истца гражданину 4 на состав семьи 4 человека 30 июня 2000 года был выдан государственный жилищный сертификат серии В № 048354 на сумму 236160 рублей.
Копией договора купли- продажи от 7 марта 2001 года подтверждается, что Червонка Т.Ю. совместно с гражданином 4, гражданкой 1, гражданином 2 приобрели жилое помещние по адресу: 1 общей площадью 66,8 кв.м.
Из договора купли-продажи от 11 апреля 2011 года следует, что Червонка Т.Ю. совместно с гражданином 4, гражданкой 1, гражданином 2 продали 3-х комнатную квартиру, расположенную по адресу: 1 общей площадью 66,8 кв.м.
Согласно договора купли-продажи от 15 апреля 2011 года Червонка Т.Ю. совместно с гражданином 4 приобрели в общую долевую собственность квартиру по адресу: 2, общей площадью 63 кв.м.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 20 апреля 2011 года следует, что Червонка Т.Ю. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 доли в 3-х комнатной квартире по адресу: 2, общей площадью 63 кв.м.
Согласно свидетельства о расторжении брака I-ВС № 789787 от 25 сентября 2013 года брак между Червонка Т.Ю. и гражданином 4 расторгнут.
Из справки от 16 сентября 2016 г. № 375, выданной командиром войсковой части 11111 следует, что в личном деле административного истца записаны дочь – гражданка 1, сын – гражданин 2, внук – гражданин 3
Таким образом в судебном заседании установлено и не оспаривалось административным истцом, что Червонка и её дети гражданка 1 и гражданин 2 были ранее были обеспечены как члены семьи военнослужащего жилым помещением общей площадью 66,8 кв.м., расположенным по адресу: 1, путем получения государственного жилищного сертификата на состав семьи 4 человека. Однако указанным жилым помещением они распорядились по своему усмотрению, продав его. Затем приобрели на праве общей долевой собственности иное жилое помещение по адресу: 2, общей площадью 63 кв. м.
В судебном заседании административный истец Червонка пояснила, что сдавать занимаемое жилое помещение по адресу: 2, она не намерена, полагая быть обеспеченной дополнительным жилым помещением от государственного органа исполнительной власти на состав семьи четыре человека.
При таких обстоятельствах, очевидно, что в настоящее время административный истец лишен реальной возможности сдать ранее полученное им от государства жилое помещение.
Поскольку право членов семьи военнослужащего производно от самого военнослужащего, и военнослужащий был обеспечен жилым помещением, то оснований для обеспечения жилым помещением членов его семьи не имеется в связи с чем, суд приходит к выводу о правомерности действий должностного лица 1, отказавшего истцу в принятии её на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а требования Червонка находит не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 219 и 227 КАС РФ, военный суд,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Червонка Т.Ю. об оспаривании действий должностного лица 1, связанных с отказом в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Владивостокский гарнизонный военный суд в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме, 00.00.00.
Судья А.В. Дердей