ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-283/2016 от 15.03.2016 Шолоховского районного суда (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» марта 2016 г. ст. Боковская

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Щетинина Д.А.

с участием помощника Боковского межрайонного прокурора Бондарева А.А.,

при секретаре Букиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Боковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Боковское сельское поселение» об обязании утвердить нормативный акт, содержащий исчерпывающий перечень инсайдерской информации,

У С Т А Н О В И Л:

Боковский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования «Боковское сельское поселение» об обязании утвердить нормативный акт, содержащий исчерпывающий перечень инсайдерской информации.

Сослался на то, что Боковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком в части исполнения органами местного самоуправления полномочий по утверждению нормативных актов, содержащих исчерпывающие перечни инсайдерской информации.

Проведенной проверкой установлено, что администрацией муниципального образования «Боковское сельское поселение» нормативный акт, содержащий исчерпывающий перечень инсайдерской информации, порядок доступа к инсайдерской информации, правил охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ не разработан и не утвержден в настоящее время.

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с положениями ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Частью 2 ст. 24 Конституции РФ закреплена обязанность органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

На основании ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» целью данного Федерального закона является обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которые допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, и (или) с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах, с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, допущенных к торговле на организованных торгах, и (или) с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах.

Пунктом 9 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления относятся к инсайдерам. Кроме того, к инсайдерам также относятся имеющие доступ к инсайдерской информации выборные должностные лица местного самоуправления, имеющие доступ к инсайдерской информации государственные служащие и муниципальные служащие органов, указанных в пункте 9 настоящей статьи (п. 10 указанной статьи).

В силу ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 данного Федерального закона, Банк России обязаны утвердить нормативные акты, содержащие исчерпывающие перечни инсайдерской информации, в соответствии с методическими рекомендациями федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

Согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ статьи 3, 9,12, пункты 5, 7 и 8 статьи 24 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона (то есть 30.07.2011).

Инсайдерская информация согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 года№ 224-ФЗ – точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее – эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее – управляющая компания), одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона.

В ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ говорится о том, что к инсайдерской информации органов и организаций, указанных в пункте 9 статьи 4 настоящего, в том числе органов местного самоуправления, Федерального закона, относится:

1) информация о принятых ими решениях об итогах торгов (тендеров);

2) информация, полученная ими в ходе проводимых проверок, а также информация о результатах таких проверок;

3) информация о принятых ими решениях в отношении лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 настоящего Федерального закона, о выдаче, приостановлении действия или об аннулировании (отзыве) лицензий (разрешений, аккредитаций) на осуществление определенных видов деятельности, а также иных разрешений;

4) информация о принятых ими решениях о привлечении к административной ответственности лиц, указанных в пунктах 1-4, 11-13 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также о применении к указанным лицам иных санкций;

5) иная инсайдерская информация, определенная их нормативными актами.

Приказом ФСФР РФ от 24.05.2011 N 11-22/пз-н утверждены Методические рекомендации по утверждению органами и организациями, указанными в пункте 9 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормативных актов, содержащих исчерпывающие перечни инсайдерской информации (далее - Методические рекомендации).

В силу п. 1.1 Методических рекомендаций они применяются к исчерпывающим перечням инсайдерской информации, утверждаемым нормативными актами, в том числе органов местного самоуправления, и определяют информацию, которую рекомендуется включать в исчерпывающие перечни инсайдерской информации, утверждаемые нормативными актами органов и организаций, указанных в пункте 9 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и перечисленных в пункте 1.1 настоящих рекомендаций.

Как установлено п. 2.7 Методических рекомендаций в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 упомянутого Федерального закона, обязаны утвердить нормативные акты, содержащие исчерпывающие перечни инсайдерской информации, в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями

Согласно п. 2.8 Методических рекомендаций в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" перечни инсайдерской информации органов и организаций, указанных в пункте 9 статьи 4 упомянутого Федерального закона, подлежат раскрытию в сети Интернет на их официальных сайтах.

Пунктом 2.9 Методических рекомендаций в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" предусмотрено, что органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 упомянутого Федерального закона, обязаны раскрывать или предоставлять инсайдерскую информацию на их официальных сайтах в сети Интернет не позднее следующего рабочего дня с момента ее появления (возникновения), если иной порядок и сроки раскрытия или предоставления такой информации не установлены федеральными законами.

Статьей 7 Федерального закона, от 27.07.2010 № 224-ФЗ установлено, что любое лицо, неправомерно использовавшее инсайдерскую информацию и (или) осуществившее манипулирование рынком, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи. Однако, любое лицо, неправомерно использовавшее инсайдерскую информацию, распространившее заведомо ложные сведения, не несет ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации и (или) манипулирование рынком, если указанное лицо не знало или не должно было знать, что такая информация является инсайдерской, а распространенные сведения - заведомо ложными.

Главой 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс РФ (ст. 185.3 УК РФ, 185.6 УК РФ), Кодекс РФ об административных правонарушениях (15.21 КоАП РФ, 15.30 КоАП РФ, 15.35 КоАП РФ) в части установления ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации, манипулирование рынком, нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банк России обязаны раскрывать или предоставлять инсайдерскую информацию на их официальных сайтах в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" не позднее следующего рабочего дня с момента ее появления (возникновения), если иной порядок и сроки раскрытия или предоставления такой информации не установлены федеральными законами.

В силу ст. 11 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ юридические лица, указанные в пунктах 1 -8, 11 и 12 статьи 4 настоящего Федерального закона, органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банк России обязаны разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Администрация МО - Боковское сельское поселение Боковского муниципального района является органом местного самоуправления, однако в нарушение требований действующего законодательства в администрации не утвержден нормативный акт, содержащий исчерпывающий перечень инсайдерской информации, что нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Бондарев А.А. административный иск поддержал и просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в своем заявлении административный иск прокурора признал.

Последствия признания административного иска представителю административного ответчика были разъяснены.

Выслушав доводы прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что административный иск Боковского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.

Судом принято признание административного иска представителем ответчика, поскольку это признание не противоречит закону, не нарушает прав и интересов других лиц.

Как установлено в судебном заседании администрацией муниципального образования «Боковское сельское поселение» нормативный акт, содержащий исчерпывающий перечень инсайдерской информации, порядок доступа к инсайдерской информации, правил охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ не разработан и не утвержден (л.д.8-14).

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с положениями ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Частью 2 ст. 24 Конституции РФ закреплена обязанность органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

На основании ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» целью данного Федерального закона является обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которые допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, и (или) с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах, с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, допущенных к торговле на организованных торгах, и (или) с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах.

Пунктом 9 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления относятся к инсайдерам. Кроме того, к инсайдерам также относятся имеющие доступ к инсайдерской информации выборные должностные лица местного самоуправления, имеющие доступ к инсайдерской информации государственные служащие и муниципальные служащие органов, указанных в пункте 9 настоящей статьи (п. 10 указанной статьи).

В силу ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 данного Федерального закона, Банк России обязаны утвердить нормативные акты, содержащие исчерпывающие перечни инсайдерской информации, в соответствии с методическими рекомендациями федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

Согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ статьи 3, 9,12, пункты 5, 7 и 8 статьи 24 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона (то есть 30.07.2011).

Инсайдерская информация согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 224-ФЗ – точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее – эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее – управляющая компания), одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона.

В ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ говорится о том, что к инсайдерской информации органов и организаций, указанных в пункте 9 статьи 4 настоящего, в том числе органов местного самоуправления, Федерального закона, относится:

1) информация о принятых ими решениях об итогах торгов (тендеров);

2) информация, полученная ими в ходе проводимых проверок, а также информация о результатах таких проверок;

3) информация о принятых ими решениях в отношении лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 настоящего Федерального закона, о выдаче, приостановлении действия или об аннулировании (отзыве) лицензий (разрешений, аккредитаций) на осуществление определенных видов деятельности, а также иных разрешений;

4) информация о принятых ими решениях о привлечении к административной ответственности лиц, указанных в пунктах 1-4, 11-13 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также о применении к указанным лицам иных санкций;

5) иная инсайдерская информация, определенная их нормативными актами.

Приказом ФСФР РФ от 24.05.2011 N 11-22/пз-н утверждены Методические рекомендации по утверждению органами и организациями, указанными в пункте 9 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормативных актов, содержащих исчерпывающие перечни инсайдерской информации (далее - Методические рекомендации).

В силу п. 1.1 Методических рекомендаций они применяются к исчерпывающим перечням инсайдерской информации, утверждаемым нормативными актами, в том числе органов местного самоуправления, и определяют информацию, которую рекомендуется включать в исчерпывающие перечни инсайдерской информации, утверждаемые нормативными актами органов и организаций, указанных в пункте 9 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и перечисленных в пункте 1.1 настоящих рекомендаций.

Как установлено п. 2.7 Методических рекомендаций в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 упомянутого Федерального закона, обязаны утвердить нормативные акты, содержащие исчерпывающие перечни инсайдерской информации, в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями

Согласно п. 2.8 Методических рекомендаций в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" перечни инсайдерской информации органов и организаций, указанных в пункте 9 статьи 4 упомянутого Федерального закона, подлежат раскрытию в сети Интернет на их официальных сайтах.

Пунктом 2.9 Методических рекомендаций в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" предусмотрено, что органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 упомянутого Федерального закона, обязаны раскрывать или предоставлять инсайдерскую информацию на их официальных сайтах в сети Интернет не позднее следующего рабочего дня с момента ее появления (возникновения), если иной порядок и сроки раскрытия или предоставления такой информации не установлены федеральными законами.

Статьей 7 Федерального закона, от 27.07.2010 № 224-ФЗ установлено, что любое лицо, неправомерно использовавшее инсайдерскую информацию и (или) осуществившее манипулирование рынком, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи. Однако, любое лицо, неправомерно использовавшее инсайдерскую информацию, распространившее заведомо ложные сведения, не несет ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации и (или) манипулирование рынком, если указанное лицо не знало или не должно было знать, что такая информация является инсайдерской, а распространенные сведения - заведомо ложными.

Главой 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс РФ (ст. 185.3 УК РФ, 185.6 УК РФ), Кодекс РФ об административных правонарушениях (15.21 КоАП РФ, 15.30 КоАП РФ, 15.35 КоАП РФ) в части установления ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации, манипулирование рынком, нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банк России обязаны раскрывать или предоставлять инсайдерскую информацию на их официальных сайтах в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" не позднее следующего рабочего дня с момента ее появления (возникновения), если иной порядок и сроки раскрытия или предоставления такой информации не установлены федеральными законами.

В силу ст. 11 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ юридические лица, указанные в пунктах 1 -8, 11 и 12 статьи 4 настоящего Федерального закона, органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банк России обязаны разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175,177 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административный иск Боковского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования «Боковское сельское поселение» - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Боковское сельское поселение» Боковского района совершить следующие действия:

- утвердить нормативный акт, содержащий исчерпывающий перечень инсайдерской информации;

- разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правил охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований Федерального Закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

- разместить в сети Интернет на официальном сайте МО - Боковское сельское поселение Боковского муниципального района перечень инсайдерской информации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд в течение месяца.

Председательствующий - подпись