ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-283/2021 от 11.05.2021 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

№2а-283/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новороссийск 11 мая 2021 года

Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Бондаренко К.Ю.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению административного истца ИФНС России по городу Новороссийск Краснодарского края к административному ответчику ФИО5 о взыскании задолженности по налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец ИФНС России по г. Новороссийску в лице начальника ИФНС России по г. Новороссийску ФИО6 обратился в суд с административным иском к ФИО7 о взыскании задолженности по налогу и пени в размере 5 385,78 руб. В обоснование заявленных требований указано, что при осуществлении Инспекцией налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ, была выявлена неуплата налогов, числящихся за ФИО8 Налогоплательщику было направлено требование на уплату налогов и пени № от ДД.ММ.ГГГГ г. Ввиду неисполнения требования инспекцией было направлено заявление на вынесения судебного приказа на сумму задолженности в размере 5 985,54 руб. ДД.ММ.ГГГГ г. года мировым судьей судебного участка № г.Новороссийска было вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа. Административный истец просит суд восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления, взыскать сумму задолженности по налогам и пени в размере 5 385,78 руб.

В соответствии со ст.291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям составляет 5 385,78 руб., что не превышает двадцать тысяч рублей, суд полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в порядке (упрощенного) письменного) производства.

Согласно ст.292 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

Административный ответчик ФИО9. возражения против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а также по существу заявленных исковых требований, суду не представил.

Исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.5 ст.138 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

В соответствии с п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно административному исковому заявлению, административный ответчик ФИО10., имевший в собственности в ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г. транспортные средства: <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ г.); , с государственным регистрационным знаком (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ г.); ДД.ММ.ГГГГ, с государственным регистрационным знаком (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ г. является плательщиком транспортного налога.

Согласно п.1 ст.69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45); требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац четвертый пункта 4 статьи 69).

Согласно материалов дела, административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ г. направлено требование № об уплате налога и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. Срок исполнения указан до ДД.ММ.ГГГГ г.

В указанный в требовании срок исполнения не последовало. Обязанность по уплате налогов и пени в бюджет налогоплательщик самостоятельно не исполнил, в связи с чем, административный истец обратился с иском в суд.

Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Днем истечения срока исполнения требования № об уплате налогов и пени считается ДД.ММ.ГГГГ г. Следовательно, с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов ИФНС России по г.Новороссийску вправе была обратиться в суд до ДД.ММ.ГГГГ г. включительно.

Однако, ИФНС России по г.Новороссийску обратилась в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов ДД.ММ.ГГГГ г., (ранее, к мировому судье обратилась ДД.ММ.ГГГГ г.), то есть с нарушением установленного законом шестимесячного срока обращения в суд.

Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Однако, административный истец доказательств уважительности причин пропуска срока суду не представил.

Согласно ст.200 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Согласно ст.205 ГК РФ в исключительных случаях ходатайство истца-гражданина о восстановлении пропущенного срока исковой давности может быть удовлетворено судом лишь в исключительных случаях, под которыми понимаются признанные судом уважительными обстоятельства, связанные с личностью гражданина, из-за которых срок исковой давности был пропущен.

Уточнение сумм задолженности и незначительность пропуска срока для обращения в суд, на что ссылается административный истец в иске, по мнению суда, не являются уважительными причинам, которые могут послужить основанием для восстановления пропущенного срока.

Таким образом, в административном исковом заявлении административным истцом не указаны уважительные причины, по которым своевременно не были поданы иски в суд.

С истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию (ст. 207 ГК РФ).

Таким образом, административный истец на дату обращения с административным иском в суд утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по пени за спорный период, поскольку истекли сроки принятия решений об их взыскании в порядке, установленном ст. 48 НК РФ.

По смыслу норм ст. 48 НК РФ, ст.ст.138, 286 КАС РФ, пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с гражданина задолженности по налогам и сборам.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N 479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

С учётом установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного иска ИФНС России по г.Новороссийску к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени, в связи с пропуском срока обращения в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.138, 175-180, 286 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по г.Новороссийску к административному ответчику ФИО12 о взыскании задолженности по налогу и пени отказать, в связи с пропуском срока обращения в суд.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий К.Ю.Бондаренко