ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-283/2022 от 04.04.2022 Бабаевского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а-283/2022

<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Бабаево 04 апреля 2022 года

Бабаевский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Вьюшиной Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Кувайковой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску администрации Бабаевского муниципального района к дознавателю ОД МО МВД России «Бабаевский» ФИО1, МО МВД России «Бабаевский», УМВД России по Вологодской области о признании незаконным представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления,

у с т а н о в и л:

Администрация Бабаевского муниципального района Вологодской области обратилась в суд с указанным иском, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ дознавателем ОД МО МВД России «Бабаевский» внесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ гражданином М. Считают представление незаконным и нарушающим права и законные интересы администрации, поскольку не установлены причины и условия, способствовавшие совершению преступления, кроме того, на органы местного самоуправления не возложены обязанности по проведению конкретных мероприятий с гражданами социальной группы риска, поскольку орган местного самоуправления самостоятельно определяет как форму профилактического воздействия, так и проводимый с определенной формой комплекс мероприятий. Просят признать незаконным и отменить представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещены, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии.

В судебное заседание представитель административного ответчика МО МВД России «Бабаевский» не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещены, представлены возражения.

Административный ответчик дознаватель ОД МО МВД России «Бабаевский» ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена.

Ответчик УМВД России по Вологодской области представителя не направило, о дне и времени рассмотрения дела извещены.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 2 УК РФ, предупреждение преступлений является одной из задач производства по уголовным делам. В развитие названной нормы частью 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дознаватель, руководитель следственного органа, следователь, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

По смыслу приведенных правовых норм, основанием для внесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления, является доказанность факта совершения преступления и установление указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих преступление либо облегчающих его совершение. При этом меры, рекомендованные к принятию в соответствии с таким представлением, должны способствовать устранению указанных причин и условий, способствовавших совершению преступления.

С учетом изложенного, если организация или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что последнее нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу статьи 4 Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» профилактика правонарушений осуществляется на основе принципов приоритета прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений; законности; обеспечения системности и единства подходов при осуществлении профилактики правонарушений; открытости, непрерывности, последовательности, своевременности, объективности, достаточности и научной обоснованности принимаемых мер профилактики правонарушений; компетентности при осуществлении профилактики правонарушений; ответственности субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц за обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина.

В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона субъектами профилактики правонарушений являются федеральные органы исполнительной власти; органы прокуратуры Российской Федерации; следственные органы Следственного комитета Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления.

Лица, участвующие в профилактике правонарушений, в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» - граждане, общественные объединения и иные организации, оказывающие помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализации своих прав в сфере профилактики правонарушений в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

ДД.ММ.ГГГГ дознавателем ОД МО МВД России «Бабаевский» ФИО1 в адрес Администрации Бабаевского муниципального района внесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона).

Основанием внесения представления послужило нахождение в производстве ОД МО МВД России «Бабаевский» уголовного дела , возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, по тайного хищения чужого имущества. Указано, что обстоятельством, способствовавшим совершению преступления явилось отсутствие проведения мероприятий, направленных на предупреждение имущественных преступлений и правовое информирование граждан в рамках муниципальной программы «Обеспечение профилактики правонарушений, безопасности населения и территории Бабаевского муниципального района в 2021-2025 годах» с гражданкой М.. Руководству Администрации Бабаевского муниципального района предложено организовать проведение мероприятий по информированию граждан о способах и средствах правомерной защиты от преступных и иных посягательств путем проведения соответствующей разъяснительной работы в средствах массовой информации, в т.ч с использованием возможностей интернет-технологий; печатных рубрик по освещению деятельности в сфере профилактики нарушений. Кроме того, указано, что представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения, в случае невыполнения законных требований об устранении препятствий, способствовавших совершению преступления, подлежат административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

Как следует из имеющейся в материалах дела копии постановления от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 158 УК РФ. В период времени ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО5, находясь в состоянии алкогольного опьянения по адресу: <адрес>, путем свободного доступа тайно похитил имущество принадлежащее ФИО6, а именно <данные изъяты> В результате хищения ФИО7 причинен материальный ущерб в размере <данные изъяты>.

Дознавателем МО ОМВД России «Бабаевский» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ внесено представление Администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что внесение дознавателем ОД МО МВД России «Бабаевский» ФИО1 представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, совершено в рамках ее должностных полномочий в отношении надлежащего субъекта.

При этом суд учитывает следующее, на основании части 2 статьи 7 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Из содержания вышеизложенных положений части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следует, что в представлении дознаватель обязан привести обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и которые необходимо устранить, а также указать, требования каких законов и в какой части нарушены.

Между тем, как следует из материалов дела, данные требования закона дознавателем не выполнены, представление является неисполнимым, поскольку вытекающие из него требования не устанавливают нарушений требований закона, которые подлежат устранению, а также не содержат указаний на обстоятельства, которые способствовали совершению преступления.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обладают следующими правами: 1) принимают муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений; 2) создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений; 3) принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений; 4) обеспечивают взаимодействие лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на территории муниципального образования; 5) осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 1, 7 - 10 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Пунктом 16 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением наделены правами по осуществлению мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе разрабатывать муниципальные программы в сфере профилактики правонарушений. Это означает, что разработка таких программ является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.

Административным истцом представлена муниципальная программа «Обеспечение профилактики правонарушений, безопасности населения и территории Бабаевского муниципального района в 2021-2025 годах», в рамках которой заключены договор розничной продажи от 08.12.2021 на изготовление буклетов, договор на оказание услуг от 20.12.2021 по изготовлению и установке баннеров, данная программа реализуется с учетом предоставленного финансирования.

Из содержания представления следует, что причиной совершению преступления ФИО5 явилось отсутствие проведения мероприятий по предупреждению имущественных преступлений с потерпевшей ФИО6, однако законодателем на орган местного самоуправления такая обязанность не возложена, кроме того из представления не усматривается какие конкретно положения законодательства были нарушены Администрацией Бабаевского муниципального района при совершении ФИО5 преступления, и в чем именно заключается такое нарушение.

В ходе судебного разбирательства, не установлены такие обстоятельства, ответчиками не представлены. В представлении изложены только обстоятельства совершения преступления ФИО5

При этом, комплекс мер, указанный в оспариваемом представлении, нарушает права административного истца, поскольку представление дознавателя в досудебном порядке носит обязательный характер для организации, которой оно адресуется, и неисполнение этих требований влечет применение мер ответственности, предусмотренных статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что внесение представления в адрес Администрации Бабаевского муниципального района о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, в порядке части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из буквального содержания и толкования приведенной статьи, требованиям закона не соответствует, в связи с чем данным представлением нарушены права административного истца.

Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого представления требованиям закона и нарушение прав и свобод административного истца в данном случае установлена, в связи с чем требования Администрации Бабаевского муниципального района являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области удовлетворить.

Признать незаконным представление старшего дознавателя ОД МО МВД России «Бабаевский» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления (других нарушений закона).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Бабаевский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Ю.В. Вьюшина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Ю.В. Вьюшина