РЕШЕНИЕ
ИФИО1
г.<адрес> 19 июня 2023 года
Березовский районный суд ХМАО-Югры в составе председательствующего судьи Березовского районного суда <адрес>-Югра ФИО6, с участием секретаря судебного заседания ФИО7, помощника прокурора <адрес>ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ФИО5 к администрации <адрес> о признании недействующим в части постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядков реализации муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в <адрес>», заинтересованные лица: Департамент строительства ХМАО-Югры, ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Березовским районным судом рассматривается настоящее административное дело после отмены апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ суда ХМАО-Югры решения суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-714/2022. Изначально ФИО5 обратился с административным исковым заявлением к администрации <адрес>, с учетом фактических обстоятельств, изложенных в апелляционной жалобе, указал в обоснование своих требований, что является собственником <адрес>.25 <адрес> пгт.<адрес>, доля в праве ?. Жилой дом был признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ сгорел. Все квартиры, кроме принадлежащей ФИО5 были расселены. В <адрес> действовала муниципальная программа «Развитие жилищной сферы в <адрес>», утвержденная постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. Она, равно как и постановления Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ не предусматривают источником финансирования программы средства граждан и оплату собственниками жилых помещений предоставляемого жилья. С программой, утв. постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 был согласен, поскольку она не предусматривала доплат за жилье. В настоящее же время на ФИО5 распространяет действие новая программа и утвержденный постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ Порядок реализации муниципальной программы. ФИО5 не согласен с новой программой и пунктами 5.3.4-5.3.6 Порядка, считает, что они противоречат законодательству России и не применимы к нему, поскольку предусматривают заключение договора мены с доплатой за предоставляемое жилое помещение. ФИО5 полагает, что к нему должен применяться порядок и условия расселения, установленные ранее действовавшей муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в <адрес>», утвержденной постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в административном исковом заявлении, (с учетом уточненного им вида применяемой программы в апелляционной жалобе) просит обязать администрацию <адрес> предоставить жилое помещение в соответствии с муниципальной программой «Развитие жилищной сферы в <адрес>», утвержденной постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 9-13, 142-151). При последних изменениях требований указал, что его интересует получение жилого помещение без доплат, и ему не важно, какая версия жилищной программы позволит это обеспечить. Помимо этого указал, что обжалует постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в той части, в которой оно отменяет постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, не предусматривающее доплат, а также в той части, в которой постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ предусматривает взимание с собственника платы за жилое помещение (т.2 л.д.205). Поэтому просит признать незаконным отмену (постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№) муниципальной программы, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, признать незаконным Порядок переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными - Приложение 3 к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (пункты 5.3.4-5.3.6) в части взимания доплат, заключения договора мены. Полагает, они противоречат нормам, регулирующим право на свободу перемещения граждан, закону о запрете гей пропаганды, ст. 23. 24, 40 Конституции РФ, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, налоговому кодексу РФ. Исходя из существа заявленного требования и процессуального порядка, в котором они разрешаются (глава 21 КАС РФ), административный истец фактически просит признать недействующим отдельные положения постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, отменяющие постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, а также Приложение №, в том числе пункты 5.3.4-5.3.6 (ФИО5 указывал на них в своих объяснениях), в той части, в которой ими предусмотрены доплаты и заключение договора мены (т.1 л.д. 9-13, 142-151, т.2 л.д. 205-208, 217-218).
Требование о предоставлении жилого помещения в соответствии с муниципальной программой выделено в отдельное производство, поскольку касается реализации права на жилище и подлежит рассмотрению в гражданско-процессуальном порядке, где, в частности подлежит уточнению требование, в рамках какой программы из трех ФИО5 желает получить жилье, поскольку в административном исковом заявлении ФИО5 по этому вопросу не определился (т.1 л.д.13, т. 2 л.д.217). Также ФИО5 не лишен возможности осуществить защиту своих прав собственника жилого помещения в аварийном многоквартирном жилом доме путем понуждения администрации муниципального образования к осуществлению регламентированной ст. 32 ЖК РФ процедуры изъятия земельного участка и принадлежащего ей жилого помещения.
В судебное заседание административный истец ФИО5 не явился, о времени и месте судебного заседания был уведомлен посредством электронной почты (т.3 л.д.26)
Представитель административного ответчика администрации <адрес>ФИО8, действующая на основании доверенности и документа об образовании, в судебное заседание не явилась, представила отзыв, где просила отказать в удовлетворении административного иска, указала, что ФИО11 не является участником муниципальной программы по переселению из аварийного жилья, его права не нарушены. Все государственные и муниципальные программы устанавливают порядок переселения исходя из ст. 32 и 86 ЖК РФ, но у администрации <адрес> обязанности по ст. 32 ЖК РФ не возникли, поскольку процедура изъятия помещений у собственников <адрес> еще не началась, решение об изъятии земельного участка под жилым домом администрацией района не принималось, решений о наличии права на жилое помещение по договору мены или предоставление выкупной стоимости за жилое помещение не выносилось. Оспариваемый нормативный акт только улучшает положение ФИО11 (т.1 л.д.73-75,Т.3 л.д.5-21).
Представитель заинтересованного лица Департамента строительства ХМАО-Югры ФИО9, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил отзыв, где указал, что Департамент оказывает муниципальным образованиям финансовую поддержку, в том числе для приобретения нового жилья в форме субсидии в рамках реализации государственной программы «Развитие жилищной сферы», утв. Постановлением Правительства ХМАО-Югры тот ДД.ММ.ГГГГ№-<адрес> ХМАО-Югры заключено соглашение с Минстроем России об использовании финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилья за счет средств ГК Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, МО <адрес> входит в состав участников адресной программы (т.1 л.д.86-87, т.2 л.д.232-235).
Помощник прокурора <адрес>ФИО10 дала заключение, о том, что административное исковое заявление ФИО5 удовлетворению не подлежит.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен (т.3 л.д. 25).
Судом принято решение о продолжении судебного заседания в отсутствие неявившихся лиц с учетом положений ч.5 ст. 213 КАС РФ, поскольку неявившиеся участники процесса извещены о заседании, и их явка не была признана судом обязательной.
Как установлено судом, договором о передаче квартиры в собственность гражданам от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу пгт.Березово <адрес> передана в собственность ФИО3, ФИО5, ФИО4, ФИО2 на семью из 4 человек (т.1 л.д.15, 20). Впоследствии ФИО5 на основании свидетельства о праве на наследство по закону перешла ? доли в праве на квартиру, о чем внесена запись в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ Согласно выписок из ЕГРН на жилое помещение по адресу пгт.Березово <адрес>ФИО5 в настоящее время является собственником ? доли в праве на данную квартиру, ФИО2 является собственником ? доли в праве на данную квартиру (т.1 л.д.16-20).
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р жилой <адрес> пгт.Березово признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ№ межведомственной комиссии. Постановлено отселение жителей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (т.1л.д.76).
На момент признания дома аварийным действовала муниципальная программа <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей <адрес>», утв. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, размещенным на официальном сайте администрации <адрес> (т.2 л.д.26).
В ответ на электронное обращение ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о планах по дальнейшим действиям (л.д.24 т.2) зам. <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответила, что администрацией производится отселение из <адрес> лиц по договорам безвозмездного пользования. Собственнику может быть предоставлено жилое помещение по договору мены или выплачена выкупная стоимость. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дом состоит в реестре аварийных жилых домов под №, планируемый год сноса 2023 (т.2 л.д.26-27).
Письмом зам. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО5 предложено жилое помещение маневренного жилищного фонда на срок до момента фактического расселения <адрес> в рамках муниципальной программы (т.2 л.д.30), однако заявлением от ДД.ММ.ГГГГФИО5 отказался от получения данного жилого помещения (т.2 л.д.41)
В ходе проводимой прокуратурой <адрес> проверки исполнения администрацией <адрес> жилищного законодательства при расселении аварийного <адрес> (т.2 л.д.42-43) зам. <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО11 состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, дата постановки на учет 1999 г. В реестре аварийных жилых домов дом состоит под №, планируемый год сноса 2020 (т.2 л.д.50-51).
ДД.ММ.ГГГГФИО5 письменно обращался к <адрес> и в отдел жилищных программ с просьбой предоставить в собственность жилье в связи с тем, что его дом сгорел (т.2 л.д.184). Заведующий отделом жилищных программ письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответила, что дом подлежит расселению в соответствии с программой, утв. постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (т.2 л.д.56). <адрес> в ответе от ДД.ММ.ГГГГ констатировал, что жилые помещения для предоставления ФИО5 по договору мены в казне МО <адрес> отсутствуют. Администрация планирует приобретение таких жилых помещений путем участия в долевом строительстве (т.2 л.д.57-58).
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р в связи с произошедшим ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> пожаром, п.3 распоряжения №-р изменен, изложен в следующей редакции: «Расселение жителей из указанного дома осуществлять в первоочередном порядке в соответствии с муниципальной программой «Развитие жилищной сферы в <адрес> и признании утратившими некоторых муниципальных правовых актов» утвержденных постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№» (т.1 л.д.77).
Представлением об устранении нарушений федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> указал <адрес> на нарушение п.1 ч.2 ст. 52 ЖК РФ ввиду не предоставления вне очереди жилого помещения ФИО5, жилое помещение которого признано непригодным для проживания. Прокурор отметил, что несмотря на принадлежность ФИО5 части квартиры на праве собственности, он с 1999 г. имеет статус малоимущего, нуждающегося в предоставлении жилого помещения и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ продолжает стоять в очереди на предоставление жилого помещения по договору социального найма под номером 25. Снос <адрес> невозможен в связи с его уничтожением вследствие пожара ДД.ММ.ГГГГ, поэтому нахождение дома в реестре аварийных домов под № с годом сноса 2021 г. не имеет практической необходимости (т.2 л.д.70-80).
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ письменно уведомил ФИО5 о возможности его перерегистрации в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, подтвердив, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО11 состоит в списке нуждающегося в предоставлении жилого помещения по г.<адрес> под № (т.2 л.д.81). От перерегистрации ФИО11 письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказался, посчитав эту процедуру нецелесообразной (т.2 л.д.107). Ответом от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> повторно и обстоятельно разъяснил положения жилищного законодательства, предусматривающие необходимость подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении в целях внеочередного получения жилья по договору социального найма (т.2 л.д.108-110).
Районному прокурору <адрес>ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что для расселения <адрес> в рамках муниципальной жилищной программы в 2020-2021 гг. заключены муниципальные контракты на приобретение 31 квартиры в пгт. Березово со сроками сдачи октябрь-декабрь 2021 г. (т.2 л.д.82-85).
В обращении от ДД.ММ.ГГГГ к <адрес>ФИО5 уточнял, когда планируется предоставление ему жилья в рамках жилищной программы (т.2 л.д.86), на что <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответил, что очередность расселения и снос аварийных многоквартирных домов производится исходя из даты признания их таковыми, за исключением домов, подлежащих расселению в первоочередном порядке, в том числе при уничтожении многоквартирного дома вследствие пожара. <адрес> стоит в реестре аварийных домов с порядковым номером 2 (т.2 л.д.88-91).
Муниципальная программа «Развитие жилищной сферы в <адрес>» была утверждена постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (т.1 л.д.24-50), которое постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ было признано утратившим силу. (т.1 л.д.79). Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ опубликовано в газете «Жизнь Югры» от ДД.ММ.ГГГГ№(11323) (т.1 л.д.80-84).
В связи с отменой муниципальной программы распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р внесены изменения в Распоряжение №-р, пункт 3 о расселении <адрес> пгт.Березово изложен в редакции: «Расселение жителей из указанного дома осуществить в соответствии с муниципальной программой «Развитие жилищной сферы в <адрес>» утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (т.1 л.д.78).
Действующая муниципальная программа «Развитие жилищной сферы в <адрес>» утверждена постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, которое распространяется на правоотношения, возникающие с ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.91-95). Данное постановление опубликовано в газете <адрес> «Жизнь Югры» от ДД.ММ.ГГГГ№ (11291) (т.1 л.д.96-101).
Во исполнение программы постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядков реализации муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в <адрес>» утверждены порядки реализации муниципальной программы, в том числе Порядок переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными - Приложение 3 (т. 1л.д.51-61). Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ опубликовано в газете <адрес> «Жизнь Югры» от ДД.ММ.ГГГГ№ (11333) (т.1 л.д.96-101).
Ответом главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО5 сообщается, что <адрес> подлежит расселению в первоочередном порядке, дом включен в реестре аварийных домов с порядковым номером 2. Строятся несколько многоквартирных домов (<адрес>, 19, 21), плановый срок ввода в эксплуатацию 4 квартал 2021 г. (т.1 л.д.156-157).
Ответом и.о. главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о том, когда ему будет предоставлено жилое помещение, сообщается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО5 состоит в списке нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по г.<адрес> под №. После ввода в эксплуатацию строящихся многоквартирных домов планируется предоставление квартир как состоящим на учете в качестве нуждающихся, так и проживающим в аварийном жилищном фонде (т.2 л.д.116, 118).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации <адрес> сообщила ФИО5, что планируемая дата предоставления гражданам жилых помещений в домах №№,19, 21 по <адрес> пгт.Березово будет зависеть от даты ввода в эксплуатацию данных домов и оформления права собственности, ориентировочно 1 квартал 2023 <адрес> о предоставлении квартиры указанными характеристиками приняты во внимание (т.1 л.д.23).
Письменным обращением от ДД.ММ.ГГГГ к <адрес>ФИО5 выразил неудовольствие по поводу сведений, полученных в ходе консультации в отделе жилищных программ, когда ему было разъяснена необходимость произвести доплату в случае, если площадь предоставляемого жилого помещения в рамках жилищной программы окажется больше того, из которого гражданин переселяется (т.2 л.д.122).
<адрес> в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО5 указал, что на территории <адрес> действует муниципальная программа «Развитие жилищной сферы в <адрес>», утвержденная постановлением администрации <адрес> о ДД.ММ.ГГГГ№. Расселение граждан, проживающих в аварийных домах, находящихся в собственности граждан осуществляется в рамках и на условиях муниципальной программы и Порядка переселения граждан из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. Данный порядок предусматривает переселение граждан путем предоставления им жилого помещения по договору мены жилого помещения с доплатой (т.1 л.д.21-22).
Департамент строительства ХМАО-Югры письмом от ДД.ММ.ГГГГ разъяснил ФИО5, что права собственников жилых помещений, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, регулируются ст. 32 ЖК РФ. На безвозмездной основе граждане могут улучшить свои жилищные условия на условиях договора социального найма в порядке ст. 57 ЖК РФ (т.2 л.д.200-201).
Письмом от 06.11 2022 г. ФИО5 обратился к <адрес>, настаивая на том, что к нему должны применяться положения предыдущей жилищной программы, то есть утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, поскольку именно она действовала на момент расселения дома (т.2 л.д.128-129).
<адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответил, что программа, на которую ссылается ФИО5 отменена, и действует другая программа. Обеспечение жилищных прав собственника происходит в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, однако реализация обязанностей администрации в соответствии со ст. 32 ЖК РФ не началась, поскольку решение об изъятии земельного участка еще не принималось. А условия заключения договора мены будут рассматриваться на основании заявлений всех собственников жилого помещения и представленных ими документов (т.2 л.д.134-135).
На вопрос ФИО5 в его обращении от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.137) <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответил, что оценка рыночной стоимости <адрес>. 25. <адрес> не заказывалась, но будет проведена в связи с запланированным в 2023 г. изъятием земельного участка (т.2 л.д.138)
Таким образом, судом установлено, что ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником доли в праве на квартиру по адресу пгт.Березово <адрес>. После признания распоряжением администрации <адрес> от 14.11.2017г. данного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, дом в ДД.ММ.ГГГГ сгорел. От получения жилого помещения маневренного жилого фонда ФИО5 отказался. С 2018 года ФИО11 путем переписки с <адрес> пытался найти для себя оптимальный вариант получения жилья. Так, поскольку с 1999 г. он состоял на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, то в связи с признанием дома аварийным и его уничтожением пожаром имел право в порядке ст. 57 ЖК РФ на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке при условии подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. Данное право ФИО5 неоднократно разъяснялось, но этим правом ФИО5 воспользоваться не пожелал. Наряду с этим ФИО5 путем переписки с <адрес> выяснял условия распространяющихся на него жилищных программ и просил предоставить жилое помещение в рамках программы. Судом установлено, что в период с момента признания многоквартирного данного дома аварийным последовательно сменилось 3 муниципальных жилищных программы: утвержденная постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, затем постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, и действующая в настоящее время, от ДД.ММ.ГГГГ№, с порядками ее реализации, утвержденными постановлением администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ№. ФИО5 полагает, что последняя программа ухудшает его положения как участника программы, в связи с чем он оспаривает постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Судом при проверке Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядков реализации муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в <адрес>», опубликованного в газете <адрес> «Жизнь Югры» от ДД.ММ.ГГГГ№ (11333) на предмет полномочий органа на принятие нормативного правового акта, формы и вида, в которых администрации <адрес> вправе принимать нормативные правовые акты, процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, соблюдения правил введения его в действие, в том числе порядка опубликования, нарушений не установлено.
При этом суд считает администрацию <адрес> надлежащим ответчиком и не привлекает к участию в деле <адрес> (с учетом решения при предыдущем рассмотрении дела), подписавшего оспариваемый нормативный акт в силу следующего.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 44 в совокупности с п. 3 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» конкретные виды муниципальных правовых актов определяются уставом муниципального образования
В соответствии с пп. 3 п.1 ст. <адрес> в систему муниципальных правовых актов <адрес> помимо устава <адрес>, правовых актов, принятых на местном референдуме (сходе граждан), актов <адрес>, актов иных должностных лиц, входят также постановления и распоряжения главы района, постановления и распоряжения администрации района.
Статья 31 главы IV <адрес> уточняет основания, виды (форму) и порядок принятия таких решений.
Согласно ст. <адрес> в пределах своих полномочий издает постановления администрации района по вопросам местного значения, вопросам в части исполнения полномочий администрации городского поселения Березово и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес> – Югры (нормативные правовые акты) и распоряжения администрации по вопросам организации работы администрации района. <адрес> издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим уставом в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами.
Из буквального толкования ст. <адрес> следует, что <адрес>, будучи органом местного самоуправления и, следовательно, обладая правом издания собственных муниципальных правовых актов, например, созывать сход граждан (ч. 3 ст. 25 ФЗ N 131-ФЗ), назначать публичные слушания (ч. 1 ст. 28 ФЗ N 131-ФЗ), одновременно выполняет функции руководителя исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, а значит, издает муниципальные правовые акты от имени органа местного самоуправления (администрации). Следовательно, по смыслу п.2 ч.2 ст. 209 КАС РФ органом, принявшим оспариваемое в части постановление от ДД.ММ.ГГГГ№, является районная администрация, несмотря на его подписание <адрес>.
Согласно ч. 8 ст.213 КАС РФ подлежит выяснению соответствие оспариваемого нормативного правового акта (его части) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
ФИО5 просит признать недействующим постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в той части, в которой оно отменяет постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, не предусматривающее доплат (т.2 л.д.217, 205). Названное требование удовлетворению не подлежит в силу того, что постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ не отменялось. Такой нормы (об отмене акта) в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№ не содержится. Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ было признано утратившим силу иным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. (т.1 л.д.79),которое не обжалуется.
Также ФИО5 просит признать недействующими нормы Приложения № постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в той части, в которой нормами предусмотрены доплаты и заключение договора мены с доплатой.
Согласно Приложению 3 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ данный порядок устанавливает механизм предоставления жилых помещений, способы организации работы с гражданами в целях реализации мероприятия 2.2. приложения 1 к постановлению, то есть приобретения жилья в целях переселения граждан из жилых домов, признанных аварийным, осуществления выплат гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения.
Порядок распространяется на граждан-участников мероприятия, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в том числе являющихся собственниками жилых помещений (п.1, 3 Приложения 3)
Приложение предусматривает как возможность выплаты возмещения собственникам (пункты 5.1-5.2.6), так и предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого (п.5.3 Приложения 3) путем оформления договора мены с доплатой. Пунктами Приложения 3 установлено следующее:
5.3.1 Собственникам жилых помещений, приобретшим право собственности на жилые помещения в многоквартирном доме до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а также собственникам, приобретшим право собственности на жилое помещение после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в порядке наследования, может быть предоставлено в границах того же населенного пункта другое жилое помещение по договору мены. При этом, договор мены заключается с доплатой.
5.3.3. При заключении договора мены, в зависимости от времени регистрации по месту жительства на территории <адрес> каждого собственника жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным, может предоставляться поддержка в виде уменьшения размера доплаты за жилое помещение в соответствии с настоящим Порядком.
В случае заключения договора мены с гражданами, жилое помещение которых находится в общей долевой или общей совместной собственности, размер поддержки определяется для каждого из сособственников, исходя из времени регистрации по месту жительства на территории <адрес> и стоимости приобретаемой доли каждого из сособственников жилого помещения.
5.3.4. Размер доплаты стоимости приобретаемого жилого помещения устанавливается в следующем соотношении:
Время регистрации по месту жительства на территории <адрес> | % от размера доплаты |
свыше 25 лет | 10 |
от 20 до 25 лет | 20 |
от 15 до 20 лет | 30 |
от 10 до 15 лет | 40 |
менее 10 лет | 50 |
5.3.5. Участники мероприятия, имеющие регистрацию по месту жительства на территории <адрес>, освобождаются от доплаты разницы между стоимостью приобретаемого и стоимостью отчуждаемого жилого помещения при условии их отнесения к одной из следующих категорий:
- инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства, семьи, имеющие детей-инвалидов;
- не работающие пенсионеры по старости.
5.3.6. Мена осуществляется с доплатой в полном размере, без применения мер поддержки, предусмотренных настоящим Порядком при следующих условиях:
- отсутствие у собственника и (или) сособственника регистрации по месту жительства на территории <адрес> на дату расселения многоквартирного дома, признанного аварийным;
- наличие у собственника и (или) сособственника иных жилых помещений на праве собственности на территории Российской Федерации;
- если собственник и (или) сособственник совершали гражданско-правовые сделки по отчуждению жилых помещений в течение 10 лет на территории Российской Федерации, предшествующих дате подачи заявления о заключении договора мены.
(подпункт 5.3.6 пункта 5 изложен в редакции постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№)
5.3.8. Доплата за приобретаемое по договору мены жилое помещение производится путем единовременного внесения денежных средств приобретателем (-ями) в течение 30 календарных дней со дня подписания договора мены.
По заявлению граждан, им может быть предоставлена рассрочка платежа по договору мены на срок не более 10 лет с ежемесячным внесением платежей равными долями, с обременением жилого помещения в пользу муниципального образования <адрес>. При этом платежи по договору мены вносятся гражданами независимо от факта пользования жилым помещением.
5.3.9. В случае, если стоимость отчуждаемого жилого помещения превышает стоимость приобретаемого жилого помещения, жилые помещения признаются равноценными, договор мены заключается без доплат.
ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость жилых помещений определяется путем проведения независимой оценки рыночной стоимости жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ. Собственники квартир в аварийных домах, включенных постановлением Правительства <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п в адресную программу <адрес>-Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы освобождаются от оплаты разницы между стоимостью предоставляемых и изымаемых у собственников жилых помещений. Договор мены жилыми помещениями заключается без доплат.
ДД.ММ.ГГГГ. Решение о предоставлении жилого помещения участникам мероприятия по договору мены оформляется муниципальным правовым актом администрации <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. Договор мены жилых помещений с участником мероприятия заключается администрацией <адрес>.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Приложения 3 участники мероприятия, выразившие согласие на переселение в установленном порядке, предоставляют в Отдел пакет документов, в том числе заявление о заключении договора мены установленной формы, документы, удостоверяющие личность, технический (кадастровый) паспорт на жилое помещение, документы, подтверждающие проживание и период проживания на территории <адрес>; документы, подтверждающие отнесение граждан к льготной категории.
В пункте 5.1 Приложения 3 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что переселение граждан, проживающих в аварийных домах, находящихся в собственности граждан, осуществляется в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч.2 и 7 ст.5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
Статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
При этом согласно п.1 ч. 6 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.
Следовательно, федерально законодательство прямо указывает на возможность заключения с собственником жилого помещения в доме, признанном аварийным, договора мены. При этом, как разъяснено в пп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 в соответствии с ч.8 ст. 32 ЖК РФ не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения).
Что касается доплат в смысле, придаваемом ст. 32 ЖК РФ, то они обоснованы и объективно призваны компенсировать разницу в стоимостях двух неравнозначных жилых помещениях.
Так, в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). При этом, если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника, о чем разъяснено в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
ФИО5 не согласен с доплатами, установленными в Приложении 3 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, обусловленными временем регистрации собственника по месту жительства на территории <адрес>. В частности, разъясняя свои требования, он указывал на 5.3.4-5.3.6 Приложения 3.
Суд, изучив оспариваемое постановление, пришел к выводу о том, что спор возник в связи с тем, что ФИО5 заблуждается относительно природы и характера доплат, установленных в Приложении 3.
При буквальном прочтении п. 5.3.1-5.3.7 Приложения 3 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.99-100) и в системном толковании со ст. 32 ЖК РФ следует, что данные доплаты – это меры поддержки и не ухудшают, а наоборот улучшают положение участников программы. И ту разницу в стоимости жилых помещений (расселяемого и предоставляемого, в том числе большей площадью), которая в силу ЖК РФ в любом случае должна быть оплачена собственником в случае более дорогой стоимости приобретаемого жилого помещения, муниципалитет в Приложении 3 при определенных условиях согласился компенсировать либо полностью, как, например, инвалидам 1, 2 группы, инвалидам с детства, семьям, имеющим детей-инвалидов, не работающим пенсионерам по старости (п. 5.3.5 Приложения), либо частично, предоставляя лицам особую льготу в зависимости от времени регистрации по месту жительства на территории <адрес>, либо отказался софинансировать такие расходы собственника вообще (п. 5.3.6), и в последнем случае на собственника распространяется действие ст. 32 ЖК РФ без мер поддержки со стороны органа местного самоуправления. В пользу данного вывод указывает и тот факт, что муниципальная программа «Развитие жилищной сферы в <адрес>», утвержденная постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, как в целом, так и в своей подпрограмме 2 «Содействие развитию жилищного строительства», структурные элементы (мероприятия) «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», «Приобретение жилья, выплата возмещения за изымаемую недвижимость» кроме бюджетов разного уровня других источников финансирования, в том числе средств граждан, не предусматривает (т.2 л.д.240-249).
Проверив постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ на соответствие заявленным ФИО5 нормативным актам, в частности Налоговому кодексу РФ, ст. 23. 24, 40 Конституции РФ, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд также не усматривает несоответствия данным актам оспариваемого акта.
В соответствии с ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При разрешении спора при недоказанности обстоятельства по п.1 ч.8 ст. 213 КАС РФ суд пришел к выводу о необоснованности административных исковых требований ФИО5, поскольку его права, свободы и законные интересы постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ не нарушены.
Вследствие этого требование административного истца о признании недействующим в части постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядков реализации муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в <адрес>» не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 114 КАС РФ при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 177, 180, 215 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО5 к администрации <адрес> о признании недействующим постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядков реализации муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в <адрес>» в части Приложения 3 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам суда <адрес>-Югры через Березовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Березовского
районного суда ХМАО-Юры ФИО6