ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2841/21 от 26.07.2021 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2а-2841/21

УИД- 09RS0001-01-2021-003797-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2021 года город Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Ижаева Р.Х.,

при секретаре судебного заседания Мелекаевой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Карачаево – Черкесской Республике к Ткачеву Александру Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Карачаево – Черкесской Республике обратилась в Черкесский городской суд КЧР с иском к Ткачеву А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование требований указывает, что административный ответчик состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги, сборы, пени и штрафы. Согласно сведений, поступивших из МРЭО ГИБДД по КЧР за налогоплательщиком зарегистрированы транспортные средства ГАЗ 3110 госрегзнак , мощностью 100,64 л/с, дата возникновения права собственности 01.06.2009г.; Фольксваген Пассат госрегзнак , мощностью 150,00 л/с, дата возникновения собственности 17.12.2008г.. Вместе с тем, согласно сведений, поступившим из органов, осуществляющих государственную регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за Ткачевым А.А. зарегистрированы: земельный участок с кадастровым номером общей площадью 645,0 кв.м., расположен по адресу: <адрес> недвижимое имущество с кадастровым номером , площадью 54,40 кв.м., расположено по адресу: КЧР, <адрес>. Со ссылками на нормы действующего законодательства просит суд: взыскать с Ткачева А.А. задолженность по транспортному налогу с физических лиц в размере 3508 рублей, пеню в размере 49,46 рублей; налог на имущество физических лиц в размере 294,00 рублей, пеню в размере 0,00 рублей; по земельному налогу с физических лиц в размере 8,00 рублей, пеню в размере 0,12 рублей. На общую сумму 3859,58 рублей. Уплату государственной пошлины в соответствии со ст.333,36 НК РФ возложить на ответчика.

Одновременно с административным иском истцом было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу иска, обоснованное тем, что «05» мая 2021г. истек срок для подачи административно искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество с физических лиц с Ткачева Александра Александровича через суд, ст. 48 НК РФ. В установленный срок заявитель не мог подать административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций через суд, ст. 48 НК РФ, в отношении указанного физического лица, по следующим причинам: 1) загруженность судебных разбирательств 2) проводимыми структурными реорганизациями внутри Инспекции. Вместе с тем, без поступлений в бюджет налоговых платежей невозможно финансирование предприятий, выполняющих государственный заказ, учреждений здравоохранения, образования, армии, правоохранительных органов и т.д.. Сходная правовая позиция выражена в Определении КС РФ от 7 ноября 2008 г. N 1049-О-О: согласно Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). По своей сути, налоги, обеспечивая финансовую основу деятельности государства, являются необходимым условием его существования. Таким образом, считаем, что неуплата налогов лишает государство и местное самоуправление выполнять осуществлять функции и задачи возложенные на них.

В соответствии со ст.135 КАС РФ истцом подано заявление об уточнении исковых требований, в связи с произведенным перерасчетом и частичным уменьшением суммы задолженности, которым просит суд взыскать с Ткачева А.А.: задолженность по транспортному налогу с физических лиц - налог в размере - 2 804.00 руб., пеня в размере - 39.53 руб.; по налогу на имущество с физических лиц, налог - 294.00 руб.; по земельному налогу - налог - 8.00 руб., пени - 0.12 руб.; на общую сумму 3 145.65 рублей.

Представитель административного истца и административный ответчик в судебное заседание, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства, не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству административным ответчиком представлены возращения на иск, следующего содержания: указанные требования считаю необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: за Ткачевым А.А. не зарегистрировано и ранее не регистрировалось транспортное средство - ГАЗ 3110 с госрегзнаком , что подтверждается Справкой, выданной МРЭО ГИБДД МВД по КЧР. Судебным приставом исполнителем, на основании судебного приказа с банковского счета Ткачева А.А. были списаны денежные средства и направлены в счет погашения задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество и земельному налогу, а также пени. 05.11.2020 Ткачевым А.А. в МИФНС №3 было подано заявление о перерасчете транспортного налога за транспортное средство марки ГАЗ 3110. госрегзнак и возврате излишне уплаченных денежных средств, что подтверждается Заявлением о неточностях в налоговом уведомлении. До настоящего времени и в нарушении Российского законодательства. МИФНС №3 по КЧР ответ на заявление не направило. Перерасчет не произвело. На основании запроса, из государственного реестра недвижимости о правах Ткачева А.А., выдана Выписка, согласно которой за ним зарегистрировано лишь жилое помещение 1/2 доли, расположенное по адресу: <адрес>, пл. 54.4 кв.м.. Объект налогообложения, за который начислен земельный налог, а именно: земельный участок с кадастровым номером , площадью 645 кв.м., расположенный по адресу: г. Черкесск, тер. СДТ Дружба за Ткачёвым А.А. не значится. Кроме того, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Так, требования об уплате налога и пени по транспортному налогу, налогу на имущество и земельному налогу, а также пени в адрес Ткачева А.А. не поступало и до настоящего времени им не получено. О наличии указанной задолженности и исполнительном производстве Ткачев А.А. узнал после списания с банковского счета денежных средств в счет погашения задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество и земельному налогу, а также пени. 05.11.2020 г. по заявлению Ткачева А.А. судебный приказ по делу №2а-1452/2019г.. вынесенный Мировым судьей судебного участка №8 судебного района города Черкесска КЧР о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество и земельному налогу, а также пени - был отменен. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Таким образом, требования МИФНС №3 по КЧР не законные и необоснованные и не подлежат удовлетворению.

Изучив в судебном заседании материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 и п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 5 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований, взыскивать недоимки, а также пени и штрафы, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком - физическим лицом со дня внесения в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

Согласно ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

Как указано в ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащая уплате сумма налога, уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Данные правила применяются также в отношении порядка уплаты сборов, пеней и штрафов.

В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога, представляющее собой письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пеню. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства). Согласно ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом является календарный год. Согласно п.3 ст. 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 27.11.2002 № 46-РЗ (ред. от 24.11.2014) «О транспортном налоге» (принят Народным Собранием 15.11.2002), налогоплательщикам, являющимся физическими лицами, сумма налога исчисляется налоговым органом по итогам налогового периода в году, следующем за истекшим налоговым периодом, исходя из ставки налога, налоговой базы и с учетом налоговых льгот, а также с учетом повышающего коэффициента, указанного в пункте 5 настоящей статьи. С 01.01.2017 года вступил в силу Закон Карачаево-Черкесской Республики от 28.11.2016 N 76-РЗ "О транспортном налоге на территории Карачаево-Черкесской Республики" (принят Народным Собранием (Парламентом) КЧР 25.11.2016) «О транспортном налоге», п.2 данного закона предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Как видно из материалов дела, Ткачев А.А. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.

Согласно выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик является собственником недвижимого имущества – жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровым номером площадью 54,4 кв.м..

Данные об ином имуществе, зарегистрированном на праве собственности за Ткачевым А.А., в выписке из ЕГРП – отсутствуют.

Кроме того, как видно из справки, выданной МРЭО ГИБДД МВД по КЧР, за Ткачевым А.А. транспортное средство ГАЗ 3110 с госрегзнаком А739ВН-09 не зарегистрировано и не регистрировалось.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу главы 11 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

На основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом была начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах срока дня уплаты налога. Процентная ставка пени рассчитана исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России.

В порядке соблюдения претензионного судебного порядка, а также в связи с неуплатой вышеперечисленных налогов в установленный срок согласно ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога, пени и штрафа №2058 от 28.01.2019 года, срок уплаты до 25.03.2019 года.

Согласно ст.ст. 45, 48 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Руководствуясь положениями ст.ст. 31, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 17.1, 123.1, 123.2, 123.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Инспекция обратилась в судебный участок №8 судебного района г.Черкесска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Ткачева А.А. задолженности по налогам и сборам.

11.09.2019 года мировым судьей судебного участка №8 судебного района г.Черкесска вынесен судебный приказ №2а-1452/2019 о взыскании с Ткачева А.А. задолженности по налогам и сборам.

Определением от 05.11.2020 года судебный приказ №2а-1452/2019 от 11.09.2019 года отменен, в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.

С настоящим иском Инспекция обратилась в Черкесский городской суд 26.05.2021 года.

Кроме того, административным истцом не представлен расчет задолженности административного ответчика по транспортному налогу и налогу на недвижимое имущество, с учетом того, что Ткачев А.А. не является собственником транспортного средства ГАЗ 3110 с госрегзнаком А739ВН-09 и земельного участка с кадастровым номером 09:04:0119001:342, общей площадью 645,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Вместе с тем, согласно пунктам 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Административным истцом заявлено о восстановлении срока обращения в суд, обоснованное загруженностью налогового органа и проводимыми внутренними структурными реорганизациями.

При разрешении данного ходатайства суд учитывает, что административному истцу было достоверно известно о наличии у административного ответчика задолженности по налогам и пеням по налогу, а также об отмене судебного приказа о взыскании указанной задолженности. При этом, никаких обстоятельств, объективно препятствующих обращению в суд - не имелось.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 08.02.2007г. №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п.1 ст.17 НК РФ ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Согласно ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии с ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В данном случае, каких либо доказательств в обоснование доводов о восстановлении пропущенного срока на предъявление административного иска в суд не представлено, в том числе подтверждающих загруженность сотрудников Инспекции. Данный орган располагает необходимым штатом сотрудников, соответствующим юридическим отделом, является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц.

В соответствии с ч.5 ст.180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве случаях, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания налога.

Кроме того, необходимо отметить, что административный истец является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с заявлением о взыскании налога. Являясь профессиональным участником налоговых правоотношений, инспекции должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Доводы представителя административного истца, изложенные в ходатайстве о восстановлении пропущенного процессуального срока, изучены судом и отклоняются как необоснованные.

Таким образом, нарушение административным истцом установленных налоговым законодательством порядка и сроков обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.

В связи с вышеизложенным, поскольку административный истец пропустил установленный ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок обращения с административным исковым заявлением в суд и не имеется уважительных причин для его восстановления, то суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Карачаево – Черкесской Республике к Ткачеву Александру Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций – отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 30.07.2021 года.

Судья Черкесского городского суда КЧР Р.Х. Ижаев