Дело № 2а-2842/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 ноября 2016 года | с. Долгодеревенское |
Сосновский районный суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи | Куценко Т.Н. |
при секретаре | ФИО1 |
с участием представителя административного истца ФИО2 (по доверенности), представителя административного ответчика администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района А.И.В. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, Администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконными отказов, оформленных письмами, обязания Администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области, Администрацию Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области установить границы ТОС «Малиновка» в соответствии с утвержденным предложением на собрании инициативной группы,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель административного истца ФИО3 (по доверенности) просит признать незаконными отказы Администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, оформленные письмами от 18.10.2015г. №; от 07.12.2015г. №, от 29.10.2015г. №, обязания Администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области, Администрацию Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области установить границы ТОС «Малиновка» в соответствии с утвержденным предложением на собрании инициативной группы.
В обоснование указывает на то, что 09.09.2015 года ФИО3 обратился в Администрацию Сосновского района Челябинской области с заявлением об установлении границ территориального общественного самоуправления (ТОС) «Малиновка», которое было перенаправлено в Администрацию Кременкульского сельского поселения. На данное заявление был дан ответ, что установить границы ТОС в соответствии с утвержденным предложением инициативной группы не представляется возможным. На повторное обращение истца от 12.11.2015 года 07.12.2015 года получен аналогичный ответ об отказе в установлении границ ТОС. Полагает данные отказы незаконными, поскольку то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 7:19:1107001:3 принадлежит на праве собственности СНТ «Малиновка», не может служить отказом в установлении границ. Собственник земельного участка не возражает против использования принадлежащего ему земельного участка под границы ТОС. Под территориальным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах территорий проживания граждан: иные территории граждан. Собственники садоводческих участков – члены будущего ТОСа проживают на данной территории. Федеральный закон от 06.10.2013г. № 131-ФЗ не содержит оснований для отказа в установлении границ ТОСа по причинам, указанным в ответе – а именно наличие земельного участка, где предполагается установление границ ТОСа, в собственности у иного субъекта.
Административный истец ФИО3 извещен, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного истца ФИО2 поддержала требования по указанным в иске основаниям.
Административный ответчик Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области извещен, представителя не направил, ранее в судебном заседании представитель ответчика возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала, что административным истцом пропущен срок для обжалования, указывает на то, что Администрация Сосновского района является ненадлежащим ответчиком, поскольку к ее полномочиям данный вопрос не относится, полагает, что требования истца непонятные, истец просит установить границы ТОСа на землях общего пользования, но не представлено доказательств того, что у граждан имеются жилые дома для постоянного проживания. Полагает, что у ФИО3 отсутствуют полномочия выступать от инициативной группы, поскольку вызывает сомнение порядок формирования инициативной группы и проведения собрания.
Представитель административного ответчика Администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области А.И.В. с заявленными требованиями не согласна, поддержала ранее данные в судебном заседании пояснения, полагает, что ответы администрации сельского поселения соответствуют закону, отметила, что из приложенных к делу документов видно, что территория, в пределах которой просит установить границы ТОСа, это дорожная сеть, также не представлено доказательств того, что дома, расположенные в СНТ, признаны жилыми.
Заинтересованное лицо садоводческое некоммерческое товарищество «Малиновка» извещено о дне и времени слушания дела по адресу: указанному в ЕГРЮЛ как местонахождение данного юридического лица- Челябинская область, Сосновский район, с.Кременкуль, сад Малиновка, судебные извещения возвращены с отметками «отсутствие адресата».
В соответствии со ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Кроме того, СНТ «Малиновка» извещено о дне и времени слушания дела через представителя С.А.В., действующую по доверенности, выданной председателем СНТ «Малиновка» К.А.В., просила о рассмотрении данного дела без участия представителя СНТ «Малиновка».
При звонках на контактный телефон председателя СНТ «Малиновка» К.А.В., указанный в выписке из ЕГРЮЛ, оператор сообщал, что абонент находится вне зоны действия сети, либо абонент не отвечал на телефонные звонки.
Судом предприняты все возможные меры по извещению СНТ «Малиновка» о дне и времени слушания дела.
Учитывая изложенное суд полагает СНТ «Малиновка» извещенным должным образом.
С согласия представителей лиц, участвующих в деле, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие представителя СНТ «Малиновка».
Обсудив доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в полном объеме, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО3
В обоснование своих требований истец ссылается на протокол № заседания инициативной группы по созданию территориального общественного самоуправления на территории Челябинской АДРЕС, согласно которому на собрании присутствовало 10 человек:
- Т.М.В., зарегистрированный АДРЕС;
- П.С.А., зарегистрированный АДРЕС;
- З.Н.А., зарегистрированная АДРЕС
- Т.К.Г., зарегистрированный АДРЕС;
- Ш.И.В., зарегистрированный АДРЕС;
- Д.А.А., зарегистрированный АДРЕС;
- Л.В.Ю., зарегистрированный АДРЕС;
- ФИО3, зарегистрированный АДРЕС;
- Т.В.П., зарегистрированный АДРЕС;
- Т.О.В., зарегистрированная АДРЕС.
Согласно указанному протоколу ФИО3 проинформировал собравшихся о необходимости принять соответствующее предложение по подготовке к проведению учредительной конференции и поручить инициативной группе:
- организовать разъяснительную работу среди жителей о целях создания ТОС;
- провести предварительные собрания граждан (либо заочное голосование путем заполнения опросных листов при проведении обхода) по выдвижению делегатов на учредительную конференцию;
- для внесения на рассмотрение собраний граждан (заочного голосования) подготовить предложение о наименовании ТОС, проект Устава ТОС, предложение о структуре и органах управления ТОС, кандидатуру председателя ТОС.(л.д. 7-8)
09.09.2015 года ФИО3 и Т.О.В. обратились в Администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области с заявлением об установлении границ ТОС «Малиновка» на территории Сосновского муниципального района Челябинской области с приложением протокола собрания инициативной группы от 05.09.2015 года и кадастровый паспорт на земельный участок, принадлежащий на праве собственности СНТ «Малиновка», на территории которого предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление.(л.д. 19-21)
12.11.2015г. ФИО3 повторно обратился с аналогичным заявлением в Администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области, Администрацию Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района.(л.д. 20)
На данные обращения ФИО3 были направлены ответы, оформленные письмами:
- Администрации Сосновского муниципального района от 29.10.2015г. № о том, что установить границы в соответствии с утвержденным предложением инициативной группы не представляется возможным. (л.д. 18 т. № 1);
- Администрации Кременкульского сельского поселения от 07.12.2015г. №, от 29.10.2015г. №, о том, что установление территориального общественного самоуправления «Малиновка» в соответствии с утвержденным предложением инициативной группы не представляется возможным с указанием на то, что:
- территориальное самоуправление может осуществляться на территории проживания граждан;
- территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов общественного самоуправление;
- садоводческое товарищество и территориальное общественное самоуправление – два разных и самостоятельных юридических лица;
- на территории СНТ «Малиновка» существуют объекты недвижимости, не являющиеся жилыми и не признанными пригодными для проживания;
- органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующих территории;
- территориальное общественное управление считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом соответствующих поселений;
- порядок регистрации определяется уставом и (или) нормативным правовыми актами представительного органа муниципального образования;
- для признания конференции граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собрании граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста;
- земельный участок, на котором планируется установить границы ТОС, принадлежит на праве собственности СНТ «Малиновка»;
- на территории СНТ «Малиновка» существуют объекты недвижимости – садовые дома, не являющиеся жилыми и не признанные пригодными для проживания. (л.д. 10-16 т. № 1)
Таким образом, отказ в удовлетворении заявления ФИО3 был обоснован не только тем, что земельный участок, на котором планируется установить границы ТОС, принадлежит на праве собственности СНТ «Малиновка», но и иными обстоятельствами.
ФИО3 полагает данные ответы не соответствующими закону.
Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (пункт 5 статьи 27 Федерального закона).
Согласно п. п. 1 - 4 ст. 27 Федерального закона РФ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
В соответствии с п. п. 6, 8 указанного Федерального закона, собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Из содержания указанной нормы права следует, что территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, в том числе, вопросы по принятию решения о создании ТОС, выдвижения инициативной группы, должны решаться общим собранием заинтересованных граждан (проживающих на территории планируемого создания ТОС).
Население должно определить границы территории для осуществления ТОС.
Совет Депутатов, являющийся представительным органом поселения, на котором создается ТОС, устанавливает такие границы своим решением только по предложению населения, а именно - собрания граждан. Именно граждане вправе определять будет ли территория их проживания включаться в границы создаваемого ТОС, либо приносить свои возражения против такого включения.
Таким образом, все действия, направленные на создание территориального местного самоуправления и определения его территории, производятся на основании решений общих собраний и конференций граждан.
Поскольку вопросы об установлении границ территории, на которой осуществляется ТОС, относятся к ведению органов местного самоуправления сельского поселения, то в требованиях к Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области следует отказать.
В то же время, не имеется оснований и для удовлетворения требований к Администрации Кременкульского сельского поселения.
Согласно п.6 ст. 13 Устава Муниципального образования Кременкульского сельского Совета Сосновского района порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяются решениями Совета депутатов Кременкульского сельского поселения.
Решением Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского района Челябинской области от 08.04.2011 года № 126 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправления в Кременкульском сельском поселении, которым подробно регламентирован порядок создания ТОС:
- ТОС учреждается по инициативе граждан, проживающих на территории Кременкульского сельского поселения, где предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление (ч.1 ст. 6 Положения);
- в целях учреждения территориального общественного самоуправления граждане, проживающие на соответствующей территории, создают инициативную группу по организации собрания, конференцию граждан (собрании я делегатов) в составе не менее 3 человек. Инициативная группа уведомляет Совет депутатов, администрацию Кременкульского сельского поселения, о своем создании, составе и месте жительства ее членов, дате, времени и месте проведения собраний граждан, проживающих на территории Кременкульского сельского поселения, в границах которой учреждается ТОС и собраний по избранию делегатов конференций граждан (собрания делегатов) в целях учреждения территориального общественного самоуправления. Инициативная группа обеспечивает возможность присутствия на каждом собрании представителей органов местного самоуправления Кременкульского сельского поселения с правом совещательного голоса. Не позднее чем за 5 дней до проведения указанных собраний инициативная группа извещает граждан, проживающих на соответствующей территории, о дате, времени и месте проведения собраний и вопросов, выносимых на их обсуждение (ч.2 ст. 6 Положения) ;
- решение о проведении собрания или конференции (собрания делегатов) по образованию ТОС принимается в зависимости от числа жителей, проживающих на территории создаваемого ТОС. При численности жителей, проживающих на указанной те6рритории, менее 300 человек проводится собрание граждан, более 300 человек – конференция граждан (собрание делегатов) (ч.3 ст. 6 Положения).
Норма представительства определена ч.ч. 4 и 5 ст. 6 Положения.
Статьями 7 и 8 Положения определен порядок избрания делегатов конференции граждан (собрания делегатов), порядок проведения собрания (конференции граждан).
При этом в период со дня принятия инициативной группой решения о проведении собрания или конференции граждан (собрания делегатов) до начала собрания, конференции граждан инициативная группа обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с повесткой дня собрании или конференции граждан, проектами документов, выносимых на обсуждение, до начала собрания или конференции проводится регистрация граждан, принявших участие в собрании или конференции с составлением списка граждан, принявших участие в собрании или конференции по учреждению территориального общественного самоуправления. (ч. 4 ст. 8 Положения).
В соответствии с ч. 5 ст. 8 Положения обязательному рассмотрению на собрании (конференции граждан (собрании делегатов) по учреждению территориального общественного самоуправления подлежат вопросы:
- о правомочности проведения собрания, конференции граждан (собрания делегатов) по учреждению ТОС;
- об установлении границ территории, на которой осуществляется ТОС;
- об установлении структуры органов ТОС;
- об определении основных направлений деятельности ТОС;
- о назначении лица, ответственного за направление документов по установлению границ ТОС и устава ТОС в органы местного самоуправления Кременкульского сельского поселения.
В соответствии со ст. 10 Положения для установления границ территории, на которой предполагается осуществление ТОС, в Совет депутатов Кременкульского сельского поселения направляются:
- заявление об установлении границ территории, на которой предполагается осуществление ТОС;
- адресное описание границ учреждаемого территориального общественного самоуправления с указанием улиц (переулков), номеров домов, номеров подъездов и (или) план-схема с указанием границ территории, на которой создается ТОС;
- копия протокола собрания или конференции граждан (собрание делегатов) по учреждению ТОС.
Совет депутатов Кременкульского сельского поселения в месячный срок со дня получения документов принимает решение об установлении границ территории, на которой осуществляется ТОС либо отказывает в установлении таких границ. Основанием для отказа в установлении границ территории, на которой предполагается осуществление ТОС, могут быть, в том числе, нарушения, допущенные при проведении собрания, конференции граждан. (ч. 4 ст. 10 Положения).
Оценивая документы, представленные ФИО3 в Администрацию Сосновского муниципального района, суд приходит к выводу, что данные документы не соответствуют требованиям, установленным Положением о территориальном общественном самоуправления в Кременкульском сельском поселении, которым регламентирован порядок создания ТОС, также следует, что установленный порядок учреждения ТОС, в том числе вопроса об установлении границ территории, на которой предполагается осуществление ТОС, не был соблюден.
Суд полагает, что именно на данные обстоятельства и было указано в оспариваемых ответах на обращения ФИО3, оформленных письмами Администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 18.10.2015г. №; от 07.12.2015г. №, ответом Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, оформленного письмом от 29.10.2015г. №.
Сами по себе нарушения, допущенные при проведении собрания граждан, уже являются основанием для отказа в установлении границ территории, на которой предполагается осуществление ТОС.
Суд полагает обоснованными доводы представителя административного ответчика Администрации Сосновского района о том, что поскольку проведение 05.09.2015 года собрания инициативной группой, председателем которой избран ФИО3, произведено не в соответствии с порядком, установленном нормативным правовым актом органа местного самоуправления, то нет оснований полагать, что какие-либо права и интересы ФИО3 могут быть нарушены.
Помимо этого суд полагает указать и следующее.
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
Между тем, из кадастрового паспорта земельного участка, приложенного к заявлению от 09.09.2015 года об установлении границ ТОС «Малиновка» следует, что данный земельный участок с кадастровым №, площадью 92399 кв.м., расположенный АДРЕС, принадлежит на праве собственности СНТ «Малиновка» и представляет собой уличную сеть, то есть, территорию общего пользования. (л.д. 4-56 т. № 1)
В силу пп. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Из содержания указанных норм следует, что территории общего пользования не являются территориями проживания граждан, в то же время, п. 3 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах территорий проживания граждан.
А поскольку территории общего пользования не являются территориями проживания граждан, то территориальное общественное самоуправление не может осуществляться в пределах территорий общего пользования (уличной сети).
Суд полагает необходимым также указать, что при включении земель общего пользования в территорию ТОС, могут быть нарушены права иных граждан, на беспрепятственный доступ к территории общего пользования.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку судом не установлено совокупности установленных законом условий, то потому не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО3
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО3 к Администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконными отказов, оформленных письмами от 18.10.2015г. №; от 07.12.2015г. №, к Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 29.10.2015г. №, обязания Администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области, Администрацию Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области установить границы ТОС «Малиновка» в соответствии с утвержденным предложением на собрании инициативной группы, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд путем подачи жалобы через Сосновский районный суд Челябинской области в течение месяца.
Председательствующий Т.Н. Куценко