ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2843/20 от 11.05.2021 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

дело № 2а-496/2021

УИД 18RS0005-01-2020-003498-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«11» мая 2021 года г.Ижевск

Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Нуртдиновой С.А.,

при секретаре судебного заседания Кононовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к заместителю управляющего Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации ФИО2, Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по УР о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к заместителю управляющего Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации ФИО2, Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике, которым просит признать незаконным решение заместителя управляющего ОПФР по УР от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов, пени на общую сумму 12 570,58 руб.; обязать осуществить возврат излишне уплаченных страховых взносов, пени на общую сумму 12 570,58 руб.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением заместителя управляющего ОПФР по УР от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в возврате излишне уплаченных страховых взносов, пени на общую сумму 12 570,58 руб. на основании ч.3 ст.21 ФЗ от 03.07.2016г. №250-ФЗ. ДД.ММ.ГГГГ уведомлением было сообщено о принятом решении с указанием того, что причинами отказа явилось наличие задолженности перед ПФР и истечения срока для подачи заявления (три года со дня поступления платежа). Ссылаясь на ч.3 ст.21 ФЗ от 03.07.2016г. №250-ФЗ, ч.3, 4 ст.79 НК РФ указывает, что о наличии излишне уплаченных страховых взносов и пеней налоговым органом ей официально не сообщалось, об их существовании ей стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ из полученной справки о состоянии расчетов по налогам, страховым взносам и она сразу же ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов. О существовании какой-либо задолженности она также не осведомлена, в связи с чем, препятствий для возврата излишнее уплаченных страховых взносов, пеней не имеется.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 России по УР.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечены к участию в деле в качестве административного соответчика Межрайонная ИФНС России №8 по УР, в качестве заинтересованного лица УПФР в г.Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики.

Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания административный ответчик - управляющий ОПФР по УР ФИО2, административный соответчик МИФНС России №8 по УР в судебное заседание не явились. Руководствуясь ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных участников процесса.

В ходе рассмотрения дела административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержала в полном объеме. Согласно ранее представленным письменным объяснениям ФИО1 (л.д.42-43), ссылка административного ответчика на нормы ФЗ от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, ФСС РФ, ФФОМС неправомерна, поскольку данный закон утратил свою силу с 01.01.2017г. в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» от 03.07.2016 №250-ФЗ. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ администрирование страховых взносов осуществляется налоговыми органами и разрешение различных вопросов, в том числе и возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, производится по нормам НК РФ. Доводы о том, что справка о состоянии расчетов по налогам, страховым взносам не является доказательством не основан на законе в силу ч.1, 2 ст.59 КАС РФ. Довод административного ответчика о том, что административным истцом не доказан факт переплаты по страховым взносам не состоятелен и не основан на материалах дела, поскольку при вынесении обжалуемого решения не доказанность истцом каких-либо обстоятельств не являлось основанием для его вынесения. Более того, административным ответчиком фактически было признано наличие переплаты, данный факт не подвергался сомнению в решении, а основаниями для отказа в возврате излишне уплаченного явились иные обстоятельства.

Согласно ранее представленному административным ответчиком – заместителем управляющего ОПФО по УР ФИО2 письменному отзыву (л.д.64) заявление ФИО1 рассмотрено комиссией ОПФР (ГУ) по УР в соответствии с полномочиями. При рассмотрении вопроса о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов, комиссия руководствовалась имевшейся в базах данных Пенсионного фонда РФ информацией о наличии у ФИО1 задолженности по уплате обязательных платежей за периоды до ДД.ММ.ГГГГ., а также пропуске срока на обращения в ПФР, предусмотренного ст.27 ФЗ от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, ФСС РФ, ФФОМС». Таким образом, комиссией, в соответствии с действующим законодательством сделан правомерный вывод об отсутствии оснований для возврата ФИО1 сумм страховых взносов, пеней и штрафов. Решение от ДД.ММ.ГГГГ подписано уполномоченным лицом Отделения, является законным и обоснованным. Пункт второй требований ФИО1 не подлежит рассмотрению по правилам КАС РФ, в связи с чем просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Согласно ранее данным письменным пояснениям МИФНС России №8 по УР, с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование от Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования переданы налоговым органам. Поскольку до ДД.ММ.ГГГГ работу проводили территориальные органы ПФР, плательщик страховых взносов вправе был обратиться в территориальный орган ПФР для разрешения вопросов о начислениях, переданных в налоговый орган, если не согласен с данными о начисленных страховых взносах. У Инспекции отсутствуют полномочия по самостоятельной корректировке входящего сальдо из Пенсионного фонда РФ. Решение ПФР о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в отношении ИП ФИО1 не поступало в налоговый орган, в связи с чем налоговый орган действовал в соответствии с законодательством РФ и не нарушал права плательщика страховых взносов. Инспекция полагает, что оценивать правомерность заявленных ФИО1 полномочий налоговый орган не имеет, оценка заявленных доводов по существу должна быть дана органом, администрирующим уплату страховых взносов в спорном порядке.

Согласно ранее данным письменным пояснениям Управления Пенсионного фонда Российской Федерации г.Ижевске (межрайонное) УР, на основании ч.3 ст.26 ФЗ от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ», орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа. Управлением в адрес плательщика направлялось уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у него имелась излишне уплаченная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное (медицинское) страхование, пеней, штрафов в размере 13 367,32 руб. Доказательства отправки данного уведомления плательщику у Управления отсутствуют в связи с тем, что почтовый реестр по его отправке на данный момент уничтожен. Согласно справке о состоянии расчетом по страховым взносам от ДД.ММ.ГГГГ., у плательщика по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется задолженность по страховым взносам и пеням на обязательное пенсионное страхование в размере 12 320,65 руб., в том числе, по страховым взносам – 9 123,20 руб., пени – 3 197,45 руб. Также наличие задолженности подтверждает справка . Наличие у плательщика задолженности по уплате страховых взносов и пеней является достаточным самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в возврате сумм страховых взносов, пеней и штрафов. Все платежи, в том числе, произведенные ФИО1 самостоятельно, были уплачены после выставления территориальным органом ПФР в ее адрес требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов. Поскольку доказательств того, что ФИО1 на момент списания службой судебных приставом и самостоятельной уплаты обязательных платежей, не знала и не могла знать сумму страховых взносов, подлежащую уплате в соответствующий период истцом не представлено, началом течения срока для обращения в ПФ РФ с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, предусмотренный ч.5 ст.27 Закона №212-ФЗ следует считать день, следующий за днем списания (уплаты) соответствующего платежа. Данные сроки ФИО1 пропущены, что является самостоятельным основаниям для принятия решения об отказе в возврате сумм страховых взносов. Также Управление полагает пропущенным срок исковой давности на обращение в суд. Факт наличия переплаты не доказан, не указано, какие именно платежи она считает излишне уплаченными (взысканными). Ссылка на справку от ДД.ММ.ГГГГ не состоятельна, страховые взносы за отчетные периоды ДД.ММ.ГГГГ не могут рассматриваться как излишне уплаченные (взысканные). Таким образом, решение Отделения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возврате сумм страховых взносов является законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, действующий на основании ордера административные исковые требования поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что собранные по делу доказательства подтверждают наличие излишне уплаченных и невозвращенных денежных средств, пропуска срока не имеется, поскольку срок исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ., когда был получен ответ. До этой даты административный истец не знала, что имеется переплата.

Представитель административного ответчика Отделения Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по УР, административного ответчика заместителя управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по УР ФИО4, действующий на основании доверенностей административные исковые требования не признал. Суду пояснил, что оспариваемое решение отмене не подлежит, поскольку индивидуальный предприниматель является лицом, обязанным самостоятельно контролировать и исчислять страховые взносы. Кроме того, Управление направлен отзыв и копия уведомления, направлявшаяся ФИО1 о том, что у нее имеется переплата задолженности. Истец обращалась в Пенсионный фонд, могла сделать сверку, выяснить суммы задолженности. Справка из налогового органа не может являться доказательством наличия переплаты. К тому же, административным истцом не указано, какие именно платежи она считает излишне уплаченными. Просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом не доказаны возможность проведения сверки и установления задолженности, неисполнение истцом своих обязанностей по своевременному исчислению страховых взносов не может являться основанием для продления срока исковой давности. Срок обращения лица был пропущен, имелась задолженность, в связи с этим было вынесено решения об отказе. Поддержал ранее представленный отзыв на исковое заявление (л.д.41, 61), согласно которому в соответствии с положениями ФЗ от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, ФСС РФ, ФФОМС» ФИО1 не позднее даты сдачи налоговой отчетности за соответствующие расчетные периоды обязана была знать сумму страховых взносов, подлежащую уплате за данные периоды, а значит и сумму переплаты, при излишней уплате (взыскании). Являясь индивидуальным предпринимателем, т.е лицом, на которое законодательством возложены специальные обязанности в части сдачи налоговой отчетности, исчисления и уплаты сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, ФИО1 не позднее даты, установленной законом для сдачи налоговой декларации обязана была знать сумму страховых взносов, которую она обязана была уплатить за отчетный период. В соответствии со ст.227,229 НК РФ налоговую декларацию необходимо сдать не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Ссылка ФИО1 на нормы ст.79 НК РФ несостоятельны, так как для возврата страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов по ним, за отчетные периоды до ДД.ММ.ГГГГ подлежат применению соответствующие нормы Закона №212-ФЗ. Сроки, установленные ч.5 ст.27, ч.13 ст.26 указанного закона ФИО1 пропущены. Также истцом пропущен срок для обращения в суд с административным иском. Кроме того, ФИО1 не доказан факт наличия переплаты по страховым взносам, пеням и штрафам, не указано, какие именно платежи она считает излишне уплаченными (взысканными). Ссылка на справку о состоянии расчетов по налогам от ДД.ММ.ГГГГ несостоятельна, поскольку данная справка не является документом, подтверждающим исполнение физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, штрафов и т.п. Помимо этого, страховые взносы за отчетные (расчетные периоды) ДД.ММ.ГГГГ не могут рассматриваться как излишне уплаченные (взысканные). Также у ФИО1 имеется задолженность, о чем она уведомлена направленным ей требованием, в связи с чем оспариваемое решение является обоснованным.

Оценив пояснения лиц, участвующих в деле, представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ оснований для признания незаконным оспариваемого решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 ч.1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, основанием для удовлетворения требований административного истца, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа, должностного лица является совокупность следующих обстоятельств: 1) несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам; 2) нарушение оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление (по данной категории дел) может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В суд с административным иском ФИО1 обратилась ДД.ММ.ГГГГ (подано в отделение почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ.). Оспариваемый отказ в возврате излишне уплаченных страховых взносов датирован ДД.ММ.ГГГГ Из изложенного следует, что ФИО1 обратилась в суд с соблюдением установленного законом 3-х месячного срока

Как следует из материалов дела, ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ и являлась плательщиком страховых вносов, снята с учета ДД.ММ.ГГГГ По сведениям пенсионного органа, за период с ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (без учета поступивших платежей после ДД.ММ.ГГГГ.) по регистрационному номеру числится задолженность/переплата по страховым взносам, пеням и штрафам.

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Отделение Пенсионного Фонда РФ по УР с заявлением о возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Оспариваемым решением заместителя управляющего Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по УР от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в проведении возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на основании ч.3 ст.21 Федерального закона от 03.07.2016г. №250-ФЗ, а также по истечению срока на обращение с соответствующим заявлением.

Копия решения направлена в адрес административного истца ДД.ММ.ГГГГ уведомление о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ также направлено в адрес административного истца.

В материалы дела представлена справка о состоянии расчетов по налогам, страховым взносам , реестр за ДД.ММ.ГГГГ сведения о платежах по страхователю за период с ДД.ММ.ГГГГ сведения о начислениях и платежах ФИО1, уведомление УПФР в г.Ижевске (межрайонное) УР о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 имеется излишне уплаченная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (обязательное медицинское страхование), пеней, штрафов в размере 13 356,32 руб., реестр платежей по страхователю с ДД.ММ.ГГГГ справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам и процентам от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением УПФР в г.Ижевске (межрайонное) УР от ДД.ММ.ГГГГ произведено взыскание страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества ФИО1 в размере 2 602,39 руб. за ДД.ММ.ГГГГ (требование от ДД.ММ.ГГГГ.).

Постановлением УПФР в г.Ижевске (межрайонное) УР от ДД.ММ.ГГГГ произведено взыскание страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества ФИО1 в размере 36 442,19 руб. за ДД.ММ.ГГГГ (требование от ДД.ММ.ГГГГ.).

Постановлением УПФР в г.Ижевске (межрайонное) УР от ДД.ММ.ГГГГ произведено взыскания страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества ФИО1 в размере 21 215,38 руб. за ДД.ММ.ГГГГ (требование от ДД.ММ.ГГГГ.).

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась за освобождением от уплаты фиксированного платежа в связи с рождением ребенка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

На основании установленных по делу обстоятельств суд приходит к следующим выводам.

В силу ст.57 Конституции РФ и п. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

С ДД.ММ.ГГГГ вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую НК РФ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ).

Согласно частям 1, 2 статьи 19 Закона N 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на ДД.ММ.ГГГГ, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со ст.20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст.21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

Кроме того, в соответствии с Письмом Минфина Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение должно приниматься при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и на следующий день после его принятия орган Пенсионного фонда Российской Федерации должен направить это решение в соответствующий налоговый орган.

Таким образом, обязательным условием для возврата излишние уплаченных страховых сумм, уплаченных до 1 января 2017 года, является принятие органом Пенсионного фонда РФ решения о наличии излишне уплаченных сумм и об их возврате.

В обоснование требований административный истец указала, что отказ заместителя управляющего ОПФР по УР от ДД.ММ.ГГГГ в возврате ей сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов послужил поводом для обращения в суд с настоящим административным иском. ФИО1 не согласна с решением пенсионного органа об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и пеней за расчетные периоды до ДД.ММ.ГГГГ., поскольку считает, что спорная сумма 12 570,58 руб. является излишне уплаченной.

В спорный период, отношения в сфере исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование были урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон №212-ФЗ). Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Согласно п.2 ч.1 ст.5 Закона №212-ФЗ, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности, индивидуальные предприниматели.

Плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы (ч.1 ст.18, п.1 ч.2 ст.28 Закона №212-ФЗ).

Плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов (п.3 ч.1 ст.28 Закона №212-ФЗ).

Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ являлась плательщиком страховых взносов, снята с учета в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ Обратившись в пенсионный орган с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов ей был получен отказ в такой выплате на основании ч.3 ст.21 Федерального закона от 03.07.2016г. №250 ФЗ и в связи с истечением срока, указанного в п.13 ст.26 ФЗ №212-ФЗ.

Разрешая заявленные требования административного истца, суд учитывает, что в соответствии с действующими ранее и применяемыми к платежам, произведенным до 01 января 2017 года положениями п.13 ст.26 Федерального закона №212-ФЗ установлено, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Аналогичная норма в отношении возврата излишне уплаченного налога была установлена пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ: "заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы".

Согласно толкованию указанной нормы, которое дал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 N 173-О, норма пункта 8 ст. 78 НК РФ направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

Также Конституционный суд РФ разъяснил, что пропуск данного срока не препятствует обращению в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского иска или арбитражного судопроизводства (определение КС РФ от 21.06.2001 N 173-О). В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Как установлено судом и следует из представленных письменных доказательств – представленной административным истцом справки от ДД.ММ.ГГГГ а также сведений по платежам по страхователю по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сообщениям пенсионных органов, у ФИО1 действительно имелась переплата суммы страховых взносов в размере 27 руб. (страховая часть за ДД.ММ.ГГГГ.), 11 341,61 руб. (страховая часть за ДД.ММ.ГГГГ.), 1 164,23 руб. (страховая часть за ДД.ММ.ГГГГ.), 13,00 руб. (накопительная часть за ДД.ММ.ГГГГ.), 24,74 руб. (накопительная часть за ДД.ММ.ГГГГ.), 0,80 руб. (ТФОМС за ДД.ММ.ГГГГ.), всего на общую сумму 12 571,38 руб. Данные суммы переплаты возникли в ДД.ММ.ГГГГ и административный истец должна была узнать об имеющейся переплате не позднее предоставления соответствующих сведений за отчетные периоды в ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

При этом, последний платеж в счет уплаты страховых взносов ФИО1 уплачен в ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, располагая сведениями о наличии переплаты по страховым взносам за период ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.) ФИО1 не предприняла своевременных действий по их возврату и обратилась с соответствующим заявлением в налоговый орган лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного трехлетнего срока.

Указанные выводы суда в полной мере согласуются с положениями пункта 13 статьи 26 Федерального Закона N 212-ФЗ, применяемого к платежам, проведенным до 1 января 2017 года, и положениями статьи 78 Налогового кодекса РФ, в силу которых заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Вопреки доводам административного истца, оснований для иного исчисления периода течения срока исковой давности, суд не усматривает.

Кроме того, суд учитывает, что административным истцом страховые взносы исчислены и уплачены в спорный период как самостоятельно, так и путем принудительного взыскания, что ей не оспаривается, в связи с чем ФИО1 не могла не знать о сумме излишне уплаченных страховых взносов в момент из уплаты (взыскания), при этом доказательств того, что переплата возникла лишь за счет принудительно взысканных сумм истцом не представлено. Более того, зная о принудительном взыскании обязательных платежей, при этом также их оплачивая добровольно, истец не лишена была возможности, начиная с ДД.ММ.ГГГГ выяснить о наличии либо отсутствии задолженности и переплаты по обязательным платежам и страховым взносам. При этом доводы истца о том, что в предыдущие периоды ей выдавалась справка, в которой отсутствовали сведения о переплате, суд отклоняет, поскольку доказательств, подтверждающих данный факт истцом не представлено.

Соответственно, у пенсионного органа не имелось правовых оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов административному истцу по данному основанию, поскольку трехгодичный срок со дня уплаты суммы страховых взносов, дающий правомочия административному истцу обратиться с заявлением возврате таких сумм, пропущен.

Из материалов дела следует, что оспариваемым решением истцу отказано в возврате страховых взносов за спорный период и по основанию, предусмотренному ч.3 ст.21 Федерального закона от 03.07.2016г. №250-ФЗ, в соответствии с которым решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Вместе с тем, согласно сведениям, представленным в материалы дела, в частности, справке о состоянии расчетов по страховым взносам, ФИО1 имела задолженность по страховым взносам за периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 12 320,65 руб. (страховые взносы – 9 123,20 руб. и пени 3 197,45 руб.).

Наличие у ФИО1 указанной задолженности, которая в силу ч. 3 ст. 21 Федерального закона N 250-ФЗ является препятствием для вынесения пенсионным органом решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, подтверждается представленными письменными доказательствами и стороной административного истца не оспорено.

При таком положении, у пенсионного органа не имелось правовых оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов административному истцу, поскольку при наличии у плательщика страховых взносов недоимки по страховым взносам и (или) задолженности по уплате соответствующих пеней, штрафов, возникших за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, органы ПФ РФ, не вправе принимать решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за указанные отчетные (расчетные) периоды.

Кроме того, согласно части 1 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные данным Законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном этой статьей.

Соответственно, законом предусмотрен только заявительный порядок возврата сумм излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, который предполагает обращение лица с заявлением в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ о возврате либо зачете указанных сумм и принятие данным органом решения по этому заявлению. При отсутствии задолженности страховые взносы подлежат возврату, а при наличии задолженности излишне взысканные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности, возникшей за периоды до 01.01.2017.

Судом установлено, что оснований для возврата уплаченных сумм страховых взносов у пенсионного органа не имелось, а с заявлением о зачете имевшейся у административного истца переплаты за период 2009-2016г.г. административный истец к пенсионному органу не обращалась, сведения о погашении имеющейся задолженности у суда отсутствуют, в связи с чем оспариваемое решение не может быть признано необоснованным и незаконным. Обращаясь с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, административный истец не доказала пенсионному органу наличие у нее объективного права на такой возврат.

Вопреки доводам административного истца, оспариваемый отказ заместителя управляющего Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Удмуртской Республике ФИО2 в возврате излишне уплаченных страховых взносов не противоречит положениям действующего законодательства, данный отказ является правомерным, поскольку в силу прямого указания закона, оснований для возложения обязанности осуществить возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов не имеется.

Изложенное в совокупности с вышеприведенными обстоятельствами, дает суду основание прийти к выводу, что заместитель управляющего Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Удмуртской Республике ФИО2, наделенная полномочиями на принятие оспариваемого решения, правомерно указала ФИО1 на отсутствие оснований для возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов. Решение принято уполномоченным лицом, нарушение порядка принятия оспариваемого решения судом не установлено.

Соответствующее по своему содержанию и основаниям принятия, оспариваемое решение (отказ) в возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов права, свободы и законные интересы административного истца не нарушает.

По смыслу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку для признания судом незаконным решения (отказа) в возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов необходимо наличие совокупности условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, а в судебном заседании факт не соответствия оспариваемого решения (отказа) закону или иному нормативному правовому не установлен, суд полагает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к заместителю управляющего Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации ФИО2, Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по УР о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов и пени, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Устиновский районный суд г. Ижевска УР в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято «07» июня 2021 года.

Судья С.А. Нуртдинова