ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2845/2021 от 17.01.2022 Тамбовского районного суда (Тамбовская область)

УИД 68RS0004-01-2021-003843-27

Дело № 2а-337/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«17» января 2022 г. г. Тамбов

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Дюльдиной А.И.,

при секретаре Чеботарёвой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тамбовского района Тамбовской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Тамбовского района Тамбовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области о признании бездействия администрации Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, выразившегося в непринятии мер по организации водоснабжения в с. Беломестная Криуша и об обязании администрации Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области произвести корректировку имеющейся проектной документации (принять иные меры, направленные на устранение препятствий к строительству объекта водоснабжения), об обязании организовать строительство водозаборной скважины и водонапорной башни.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Тамбовского района Тамбовской области по заданию прокуратуры Тамбовской области на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законодательства в сфере реализации национальных проектов.

В ходе проверки установлено, что в рамках реализации регионального проекта «Чистая вода» подпрограммы «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Тамбовской области» государственной программы Тамбовской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения области», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Чистая вода» подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан Российской Федерации» государственной программы субъекта Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами» и в соответствии с положениями ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» между администрацией Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области и ООО «Тамбовгеология» ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт на строительство водозаборной скважины и водонапорной башни в <адрес> на сумму <данные изъяты>

Земельный участок, предполагаемый под строительство водозаборной скважины и водонапорной башни, принадлежит сельскохозяйственному предприятию, у заказчика отсутствует разрешение на строительство, работы по приведению проектно-сметной документации в соответствие с требованиями законодательства и получением государственной экспертизы не проведены.

Ненадлежащее исполнение своих обязательств со стороны администрации Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области по подготовке конкурсной документации и проведения работ в соответствии с требованиями земельного, градостроительного законодательства привело к заключению соглашения администрацией сельсовета с ООО «Тамбовгеология» от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство водозаборной скважины и водонапорной башни в <адрес>

По причине ненадлежащего исполнения полномочий органами власти исключен из перечня реализуемых в рамках федерального проекта «Чистая вода» объект в <адрес>

Вместе с тем, действия по возврату средств в федеральный бюджет не решают вопрос по улучшению качества питьевой воды на вышеуказанной территории, поскольку перечень мероприятий в рамках федерального проекта на ближайшие годы данный объект включен уже не будет.

В судебном заседании помощник прокурора Тамбовского района Тамбовской области Муравьева М.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснила, что о нарушении прав неопределенного круга лиц в связи с бездействием административного ответчика прокурору стало известно после получения сведений от административного ответчика о состоянии водонапорной башни и водозаборной скважины ДД.ММ.ГГГГ. Документы, подтверждающие факт принадлежности земельного участка сельхозпредприятию, прокурору представлены не были, были даны лишь устные пояснения, на которые ссылается административный истец в заявлении. Срок для исполнения обязанности установить не просит, принимая во внимание, что о начале работ по строительству будет свидетельствовать заключение соответствующего договора.

Представитель административного ответчика администрации Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области глава сельсовета ФИО1 в судебном заседании не признал факт бездействия со своей стороны. Пояснил, что в проект «Чистая вода» сельсовет вступил в 2012 г. Он занял должность главы сельсовета в ДД.ММ.ГГГГ Строительство водонапорной башни и скважины должно было быть начато с ДД.ММ.ГГГГ. Денежные средства на строительство были выделены из федерального бюджета и перечислены на счет администрации сельсовета. Был заключен контракт со строительной организацией ООО «Тамбовгеология». Администрацией сельсовета был представлен необходимый пакет документов в рамках данного контракта, в том числе и сведения о том, что земельный участок, на котором планировалось строительство, находится в собственности сельсовета. Срок выполнения работ по контракту составлял три месяца. При этом в какой-то момент ООО «Тамбовгеология» сообщили, что они не будут вести строительство, поскольку земельный участок фактически был занят третьим лицом. Он выехал на место, и узнал от находящихся там людей, что земля принадлежит ООО «Доминанта» или ООО «Ягодное», которые такой участок обрабатывают. Он в устной форме в неофициальном порядке предложить уточнить право на ведение деятельности на участке, принадлежащем сельсовету, и ему объяснили, что руководство юридического лица находится в Москве, и выяснение всех обстоятельств потребует времени. Насколько он понял, при проведении кадастровых работ по формированию земельного участка, принадлежащего юридическому лицу, произошло наложение земельного участка на земли сельсовета, однако документы, подтверждающие данное обстоятельство, он не истребовал. Более никаких действий по освобождению самовольно захваченного земельного участка сельсовета он не предпринимал, никуда по данному вопросу в официальном порядке не обращался, полагая, что это займет много времени. Претензии по поводу невыполнения условий контракта к ООО «Тамбовгеология» при таких обстоятельствах не предъявлял, а когда истек срок осуществления строительства, стал осуществлять активные действия по направлению писем в различные инстанции для того, чтобы ранее выделенные на реализацию программы денежные средства были возвращены в федеральный бюджет.

Суд, выслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона к вопросам местного
значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-,газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции, действовавшей на период спорных правоотношений, далее Закона), исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

В соответствии с ч. 2 ст. 94 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Управлением градостроительства и архитектуры Тамбовской области, которому как получателю средств бюджета субъекта РФ доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий местным бюджетам, и администрацией Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области в лице главы сельсовета ФИО2 заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету , предметом которого является предоставление из бюджета Тамбовской области бюджету Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района субсидии на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения. Общий объем бюджетных ассигнований составил <данные изъяты> рублей.

При этом в соответствии с п. 4.3 Соглашения муниципалитет обязуется обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии, обеспечивать достижение значений результатов использования субсидии, установленных соглашением, обеспечивать использование экономически эффективной проектной документации повторного использования (при наличии такой документации).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области и ООО «Тамбовгеология» был заключен муниципальный контракт на строительство водозаборной скважины и водонапорной башни в <адрес>, финансирование которого осуществлялось в рамках Государственной программы Тамбовской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения области», утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 05.06.2013 №586. В рамках указанного контракта было предусмотрено выполнение работ по строительству водозаборной скважины и водонапорной башни в с. Беломестная Криуша Тамбовского района Тамбовской области в соответствии с проектной документацией, являющейся приложением к вышеуказанному контракту, а также в соответствии с техническим заданием, в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Цена контракта была определена в размере <данные изъяты> руб. При этом в соответствии с условиями контракта Генподрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ в объеме, указанном в контракте, в соответствии с графиком оплаты выполненных работ и графиком выполнения строительно-монтажных работ. Генподрядчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков, если Муниципальный заказчик, не смотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны Генподрядчика, в разумный срок не примет необходимых мер для устранения обстоятельство, препятствующих надлежащему исполнению Генподрядчиком его обязательств по контракту.

ДД.ММ.ГГГГ между сторонами муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ было заключено соглашение о его расторжении в связи с невозможностью использования проектно-сметной документации и выполнения сторонами своих обязательств по контракту.

Представитель административного ответчика, глава администрации Беломестнокриушинского сельсовета ФИО1, заявляя об отсутствии бездействия со стороны администрации сельсовета, ссылается на наличие препятствий в исполнении контракта по строительству водонапорной башни и водозаборной скважины, которые заключались в том, что планируемый к строительству земельный участок, собственником которого является администрация сельсовета, был занят юридическим лицом.

Между тем, ни в ходе проведения проверки прокурором, ни в ходе рассмотрения настоящего дела, административным ответчиком не были представлены доказательства, свидетельствующие о наличии таких обстоятельств.

Кроме того, административным ответчиком не представлены доказательства того, что им были приняты какие-либо меры на устранение нарушений прав собственника земельного участка со стороны третьих лиц. Напротив, представитель административного ответчика в судебном заседании пояснил, что он провел неофициальную беседу с представителями юридического лица, и более никаких мер к освобождению земельного участка не предпринял.

Доводы представителя административного ответчика о том, что после истечения срока выполнения работ им были предприняты активные меры к возврату денежных средств после невыполнения своих обязательств по Соглашению, что свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия со стороны администрации сельсовета, отклоняются судом, принимая во внимание, что основанием к предъявлению настоящего административного искового заявления явилось бездействие в части неисполнения обязательств по организации водоснабжения в <адрес> а не по возврату неиспользованных по назначению денежных средств.

Направление писем об оказании консультативной помощи после истечения срока Соглашения, без указания конкретных обстоятельств, по которым требуется консультация, не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны администрации сельсовета.

Наличие иных обстоятельств, препятствующих реализации работ по муниципальному контракту и исполнению условий соглашения о предоставлении субсидий, в ходе рассмотрения дела также не установлено.

Письма, направляемые главой администрации Беломестнокриушинского сельсовета, в различные инстанции, относительно невозможности реализации проекта «Чистая вода», после истечения срока исполнения контракта, содержат сведения о наличии множества нюансов, не позволяющих реализовать проект, при этом не содержат указания на то, какие именно обстоятельства препятствуют реализации проекта, и о том, какие меры приняты администрацией сельсовета с целью устранения возникших препятствий.

Согласно постановлению администрации Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области был выделен земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> используемый для размещения водонапорной башни и артезианской скважины на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Письмо, представленное суду в ходе рассмотрения дела, датированное ДД.ММ.ГГГГ и адресованное генеральному директору ОАО «Ягодное», не может быть признано относимым доказательством отсутствия бездействия со стороны администрации сельсовета, принимая во внимание, что письмо составлено после истечения срока действия соглашения и контракта, не свидетельствует о том, что со стороны ОАО «Ягодное» чинились препятствия в осуществлении строительства, суду не представлено подтверждение направления или вручения такого письма.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлен факт бездействия органа местного самоуправления в части непринятия мер к организации водоснабжения.

Указанное бездействие нарушает гарантированные законом права граждан, проживающих на территории сельсовета, на доступность водоснабжения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Сроки обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, установленные ст. 219 КАС РФ, административным истцом соблюдены, учитывая, что о нарушении прав неопределенного круга лиц административному истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки соблюдения законодательства.

При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурора Тамбовского района Тамбовской области подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Тамбовского района Тамбовской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер к организации водоснабжения в <адрес>

Обязать администрацию Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области произвести корректировку имеющейся проектной документации либо принять иные меры, направленные на устранение препятствий к строительству объекта водоснабжения.

Обязать администрацию Беломестнокриушинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области организовать строительство водозаборной скважины и водонапорной башни.

Решение может быть обжаловано сторонами в административную коллегию Тамбовского областного суда через районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 31 января 2022 года.

Судья А.И. Дюльдина