ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2847/15 от 24.12.2015 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело №2а-2847/15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2015 года г.Ижевск

Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Балашовой С.В., единолично, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №2а-2847/15 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №8 по Удмуртской Республике к Нозадзе Н.Б. о взыскании налоговых недоимок и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России №8 по Удмуртской Республике (далее – административный истец, МРИ ФНС №8 по УР) обратилась в суд с административным иском, которым просит взыскать с Нозадзе Н.Б. (далее – административный ответчик) налоговые недоимки и санкции на общую сумму <данные изъяты>.

Одновременно с подачей иска МРИ ФНС №8 по УР заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с требованием о взыскании с Нозадзе Н.Б. налоговых недоимок и санкций.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о проведении судебного разбирательства был извещен, на удовлетворении иска настаивал, ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик Нозадзе Н.Б. о рассмотрении дела была извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, ходатайств о проведении судебного разбирательства в ее отсутствие либо отложении судебного заседания не заявляла, возражений на административный иск не представила.

В соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства.

В соответствии с ч.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкции, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что административным истцом пропущен установленный законом срок обращения в суд с требованием о взыскании Нозадзе Н.Б. налоговых недоимок и санкций.

Настоящим иском МРИ МНС №8 по УР просит взыскать с Нозадзе Н.Б. суммы налоговых недоимок и санкций, указанные в требовании <данные изъяты>.

Порядок и сроки обращения налогового органа в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций регламентирован положениями ст.48 НК РФ.

На момент обращения МРИ МНС №8 по УР в суд с настоящим административным иском, положения ст.48 НК РФ подлежат применению в редакции Федерального закона от 04.03.2013 года №20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ч.3 ст.6 Федерального закона от 04.03.2013 года №20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения ст.48 НК РФ подлежат применению к правоотношениям по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых направлены после дня вступления в силу ст.2 Федерального закона от 04.03.2013 года №20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть после 04.04.2013 года.

Из материалов дела следует, что требование №<данные изъяты> об уплате налоговых недоимок и санкций на общую сумму <данные изъяты> было направлено налоговым органом в адрес Нозадзе Н.Б. 14.01.2015 года, то есть после вступления в силу ст.2 Федерального закона от 04.03.2013 года №20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, возникшие между сторонами спорные правоотношения подлежат разрешению в соответствии с положениями ст.48 НК РФ (в редакции, действующей на момент рассмотрения спора).

Согласно налоговому требованию №<данные изъяты>, срок для его добровольного исполнения административным ответчиком был установлен до <данные изъяты>

Таким образом, учитывая положения ч.2 ст.48 НК РФ, установленный законом шестимесячный срок обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании с Нозадзе Н.Б. сумм, указанных в требовании <данные изъяты> истекал <данные изъяты>.

С административным иском о взыскании с Нозадзе Н.Б. сумм налоговых недоимок и санкций, указанных в налоговом требовании №<данные изъяты>, МРИ МНС №8 по УР обратилось в суд <данные изъяты>, то есть за пределами установленного ст.48 НК РФ шестимесячного срока.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что ранее административный истец обращался в суд с требованием о взыскании с Нозадзе Н.Б. спорных сумм налоговых недоимок и санкций в порядке приказного производства, что является основанием для применения иного порядка исчисления сроков обращения в суд с административным иском, не установлено.

Согласно ч.2 ст.48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Аналогичные положения закреплены в ч.2 ст.286 КАС РФ, в соответствии с которой пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Таким образом, из приведенных норм следует, что основанием для восстановления установленного ст.48 НК РФ срока обращения в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций является уважительный характер причин его пропуска, а именно наличие обстоятельств, которые объективно препятствовали своевременному обращению налогового органа в суд с соответствующим заявлением.

При этом, в ч.1 ст.62 КАС РФ, бремя доказывания уважительности причин пропуска установленного законом срока обращения в суд возлагается на административного истца.

МРИ МНС №8 по УР, ходатайствуя о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с требованием о взыскании с Нозадзе Н.Б. налоговых недоимок и санкций, каких-либо доводов в обоснование заявленного ходатайства не привела, доказательств, подтверждающих уважительность причин несвоевременного обращения в суд с настоящим иском, не представила.

При указанных обстоятельствах, оснований для восстановления административному истцу установленного ч.2 ст.48 НК РФ срока обращения с административным иском о взыскании с Нозадзе Н.Б. сумм налоговых недоимок и санкций, указанных в требовании <данные изъяты> суд не усматривает.

По смыслу ч.2 ст.48 НК РФ, а также согласно руководящим разъяснениям, изложенным в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №41, Пленума ВАС РФ №9 от 11.06.1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», установленные ч.2 ст.48 Налогового кодекса РФ сроки обращения налогового органа в суд являются пресекательными, то есть в случае их пропуска без уважительных причин суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Исходя из изложенного, учитывая, что обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обращения в суд с настоящим иском не установлено, суд считает необходимым отказать МРИ МНС №8 по УР в удовлетворении предъявленных к Нозадзе Н.Б. исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180, 290, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России №8 по Удмуртской Республике к Нозадзе Н.Б. о взыскании налоговых недоимок и санкций оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, его копии, путем подачи апелляционной жалобы через Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики.

Копия верна:

Судья С.В.Балашова