ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2848/15 от 24.12.2015 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело №2а-2848/15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2015 года г.Ижевск

Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Балашовой С.В., единолично, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №2а-2848/15 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №8 по Удмуртской Республике к Викулову В.А. о взыскании налоговых недоимок и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России №8 по Удмуртской Республике (далее – административный истец, МРИ ФНС №8 по УР) обратилась в суд с административным иском, которым просит взыскать с Викулова В.А. (далее – административный ответчик) налоговые недоимки и санкции на общую сумму <данные изъяты>.

Одновременно с подачей иска МРИ ФНС №8 по УР заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с требованием о взыскании с Викулова В.А. налоговых недоимок и санкций.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о проведении судебного разбирательства был извещен, на удовлетворении иска настаивал, ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик Викулов В.А. о проведении судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, представил в суд в письменный отзыв на исковые требования.

В соответствии с ч.2 ст.291 КАС РФ, дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства.

В соответствии с ч.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкции, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что административным истцом пропущен установленный законом срок обращения в суд с требованием о взыскании Викулова В.А. налоговых недоимок и санкций.

Настоящим иском МРИ МНС №8 по УР просит взыскать с Викулова В.А. суммы налоговых недоимок и санкций, указанные в требовании №14986 от 02.07.2012 года.

Порядок и сроки обращения налогового органа в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций регламентирован положениями ст.48 НК РФ.

На момент обращения МРИ МНС №8 по УР в суд с настоящим административным иском, положения ст.48 НК РФ подлежат применению в редакции Федерального закона от 04.03.2013 года №20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ч.3 ст.6 Федерального закона от 04.03.2013 года №20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения ст.48 НК РФ подлежат применению к правоотношениям по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых направлены после дня вступления в силу ст.2 Федерального закона от 04.03.2013 года №20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть после 04.04.2013 года.

Из материалов дела следует, что требование №14996 от 02.07.2012 года об уплате налоговых недоимок и санкций на общую сумму <данные изъяты> было направлено налоговым органом в адрес Викулова В.А. 14.01.2015 года, то есть после вступления в силу ст.2 Федерального закона от 04.03.2013 года №20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, возникшие между сторонами спорные правоотношения подлежат разрешению в соответствии с положениями ст.48 НК РФ (в редакции, действующей на момент рассмотрения спора).

Согласно налоговому требованию №14986 от 02.07.2012 года, срок для его добровольного исполнения административным ответчиком был установлен до 20.07.2012 года.

Таким образом, учитывая положения ч.2 ст.48 НК РФ, установленный законом шестимесячный срок обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании с Викулова В.А. сумм, указанных в требовании №14986 от 02.07.2012 года истекал 21.01.2013 года.

С административным иском о взыскании с Викулова В.А. сумм налоговых недоимок и санкций, указанных в налоговом требовании №14986 от 02.07.2012 года, МРИ МНС №8 по УР обратилось в суд 21.10.2015 года, то есть за пределами установленного ст.48 НК РФ шестимесячного срока.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что ранее административный истец обращался в суд с требованием о взыскании с Викулова В.А. спорных сумм налоговых недоимок и санкций в порядке приказного производства, что является основанием для применения иного порядка исчисления сроков обращения в суд с административным иском, не установлено.

Согласно ч.2 ст.48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Аналогичные положения закреплены в ч.2 ст.286 КАС РФ, в соответствии с которой пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Таким образом, из приведенных норм следует, что основанием для восстановления установленного ст.48 НК РФ срока обращения в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций является уважительный характер причин его пропуска, а именно наличие обстоятельств, которые объективно препятствовали своевременному обращению налогового органа в суд с соответствующим заявлением.

При этом, в ч.1 ст.62 КАС РФ, бремя доказывания уважительности причин пропуска установленного законом срока обращения в суд возлагается на административного истца.

МРИ МНС №8 по УР, ходатайствуя о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с требованием о взыскании с Викулова В.А. налоговых недоимок и санкций, каких-либо доводов в обоснование заявленного ходатайства не привела, доказательств, подтверждающих уважительность причин несвоевременного обращения в суд с настоящим иском, не представила.

При указанных обстоятельствах, оснований для восстановления административному истцу установленного ч.2 ст.48 НК РФ срока обращения с административным иском о взыскании с Викулова В.А. сумм налоговых недоимок и санкций, указанных в требовании №14986 от 02.07.2012 года, суд не усматривает.

По смыслу ч.2 ст.48 НК РФ, а также согласно руководящим разъяснениям, изложенным в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №41, Пленума ВАС РФ №9 от 11.06.1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», установленные ч.2 ст.48 Налогового кодекса РФ сроки обращения налогового органа в суд являются пресекательными, то есть в случае их пропуска без уважительных причин суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Исходя из изложенного, учитывая, что обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обращения в суд с настоящим иском не установлено, суд считает необходимым отказать МРИ МНС №8 по УР в удовлетворении предъявленных к Викулову В.А. исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180, 290, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России №8 по Удмуртской Республике к Викулову В.А. о взыскании налоговых недоимок и санкций оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, его копии, путем подачи апелляционной жалобы через Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики.

Копия верна:

Судья С.В.Балашова