Дело № 2а – 284/18
Решение
Именем Российской Федерации
03 апреля 2018 г. г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Шустровой С.А.,
при секретаре Алиевой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к администрации городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению программы использования и охраны земель, возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке программу использования и охраны земель,
установил:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском, поданным в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к администрации городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, в котором просит признать незаконным бездействие администрации городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программы использования и охраны земель городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области; обязать администрацию городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в установленном законодательством порядке программу использования и охраны земель городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области.
В обоснование административного иска указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения земельного законодательства, в ходе которой установлено, что администрацией городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области не разработана и не утверждена программа использования и охраны земель поселения, отсутствует муниципальный правовой акт, утверждающий программу использования и охраны земель, что нарушает права граждан, проживающих на территории поселения на благоприятную окружающую среду и безопасную среду жизнедеятельности.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Вышневолоцкого района Тверской области.
В дальнейшем административный истец уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие администрации городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программы использования и охраны земель городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, содержащую обязательные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации; обязать администрацию городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в установленном законодательством порядке программу использования и охраны земель городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, с обязательным включением в данную программу мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Определением суда от 03 апреля 2018 г. производство по делу в части признания незаконным бездействия администрации городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программы использования и охраны земель городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, содержащую обязательные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации и возложения обязанности на администрацию городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в установленном законодательством порядке программу использования и охраны земель городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, с обязательным включением в данную программу мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации, прекращено, в связи с отказом административного истца от административного иска в данной части.
В судебное заседание Вышневолоцкий межрайонный прокурор не явился, поступило заявление о рассмотрении административного иска в его отсутствие. Административный иск поддерживает в полном объеме. Не возражает против увеличения срока исполнения ответчиком исковых требований до 9 месяцев.
Представитель административного ответчика, администрации городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, в судебное заседание не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Также в заявлении указано, что 21 февраля 2018 г. постановлением администрации городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области №21 принята муниципальная программа «Охрана земель на территории городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области на 2018-2020 годы». Указанная программа принята в новой редакции «Использование и охрана земель на территории городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области на 2018-2020 годы», в связи с чем, считают исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, а производство по делу прекращению.
Представитель заинтересованного лица, Администрации Вышневолоцкого района Тверской области, в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ранее от представителя заинтересованного лица, Администрации Вышневолоцкого района Тверской области, поступил письменный отзыв на административный иск, согласно которому администрации городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области представила в суд копию постановления от 21.02.2018 №21 «Охрана земель на территории городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области на 2018-2020 годы», в связи с чем, считают, что административный иск подлежит частичному удовлетворению, а именно, путем внесения изменений в действующую муниципальную программу в части использования земель на территории городского поселения поселок Красномайский.
Исследовав материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.
В силу п. 1 ст. 3 Земельного кодекса РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
В соответствии с пп. пп. 2, 3, 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе на следующих принципах:
приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (пп. 2);
приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (пп. 3):
- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (пп.11).
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно п.1, пп. 1-3, п.2 ст.12 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии с пп.6 п.1 ст.9 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.
В соответствии с п.1 ст.10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п. п.1,2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии п.4 ст.2 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В силу п.1 ст.79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Исходя из системного анализа указанных норм права следует, что в целях использования и охраны земель наряду с федеральными и региональными программами использования и охраны земель, разработка и реализация которых относится соответственно к полномочиям Российской Федерации и к полномочиям субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны принимать местные программы использования и охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по использованию и охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Главы городского поселения поселок Красномайский №21 от 21.02.2018 утверждена муниципальная программа «Охрана земель на территории городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области на 2018-2020 годы», целями и задачами которой является повышение эффективности охраны и использования земель на территории городского поселения, в том числе, предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение рационального использования земель; обеспечение охраны и восстановление плодородия земель; обеспечение улучшения земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению земель, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности; проведение работ с целью повышения биологического потенциала земель муниципального образования, улучшение условий для устойчивого земледелия, повышение плодородия почв, улучшение гидротермического режима, сокращение поверхностного стока, увеличение поглощения углекислого и других газов, оптимизация процессов почвообразования, увеличение водности рек и водоемов, создание условий дл сохранения биологического разнообразия.
Постановлением Главы городского поселения поселок Красномайский №30 от 29 марта 2018 г. постановление №21 от 21.02.2018 об утверждении муниципальной программы «Охрана земель на территории городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области на 2018-2020 годы», считается утратившим силу. Указанное постановление изложено в новой редакции «Использование и охрана земель на территории городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области на 2018-2020 годы», целями и задачами которой является повышение эффективности использования и охраны земель на территории городского поселения, в том числе, предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение рационального использования земель; обеспечение охраны и восстановление плодородия земель; обеспечение улучшения земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению земель, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности; проведение работ с целью повышения биологического потенциала земель муниципального образования, улучшение условий для устойчивого земледелия, повышение плодородия почв, улучшение гидротермического режима, сокращение поверхностного стока, увеличение поглощения углекислого и других газов, оптимизация процессов почвообразования, увеличение водности рек и водоемов, создание условий для сохранения биологического разнообразия.
В перечень основных мероприятий муниципальной программы «Использование и охрана земель на территории городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области на 2018-2020 годы» включены мероприятия по организации регулярных мероприятий по очистке территории городского поселения от мусора; посадка кустарников и деревьев на участках, подверженных водной эрозии, укрепление берегов в черте населенных пунктов; агрохимическое обследование почвы при выявлении фактов отправления, загрязнения вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, ядохимикатами или иными опасными химическими и биологическими веществами; выявление фактов самовольного занятия земельных участков; контроль за использованием земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению; организация регулярных мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на землях поселения, разъяснение гражданам земельного законодательства РФ, контроль за законностью оснований пользования земельными участками в границах сельского поселения.
При этом в указанный перечень не включены обязательные мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Выявленные проведенной прокурорской проверкой нарушения действующего законодательства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области земельного законодательства, в связи с чем, подлежат устранению административным ответчиком.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд принимает во внимание, что бездействие, допущенное администрацией городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программы использования и охраны земель городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, содержащей обязательные мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия нарушает права граждан, проживающих на территории указанного поселения на благоприятную окружающую среду и безопасную среду жизнедеятельности.
При установленных обстоятельствах суд признает незаконным бездействие администрации городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программы использования и охраны земель городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, содержащую обязательные мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия и возлагает на администрацию городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области обязанность разработать и утвердить в установленном законодательством порядке программу использования и охраны земель городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, с обязательным включением в данную программу мероприятий по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, с учетом требований разумности, принимая во внимание, что исполнение судебного решения в части принятия мер по разработке и утверждению программы использования и охраны земель городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области с обязательным включением в данную программу указанных мероприятий требует значительных временных затрат, а также учитывая мнение административного истца, считает необходимым установить срок для исполнения административным ответчиком возложенных на него обязанностей – не позднее 09 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданный в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к администрации городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению программы использования и охраны земель, возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке программу использования и охраны земель удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программы использования и охраны земель городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, содержащей обязательные мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Обязать администрацию городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области в срок не позднее девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в установленном законодательством порядке программу использования и охраны земель городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области, с обязательным включением в данную программу мероприятий по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Об исполнении решения суда администрация городского поселения поселок Красномайский Вышневолоцкого района Тверской области обязана сообщить в Вышневолоцкий городской суд Тверской области и Вышневолоцкому межрайонному прокурору в течение месяца со дня истечения срока, предоставленного для исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Шустрова