Дело №2а-284/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Коркмаскала 09 октября 2018 г.
Судья Кумторкалинского районного суда РД Н.Ю.Камалов, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску прокурора Кумторкалинского района РД в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации МО «Кумторкалинский район» по исполнению требований градостроительного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кумторкалинского района РД в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации МО «Кумторкалинский район» по исполнению требований градостроительного законодательства, указав, что на территории Кумторкалинского района РД в охранной зоне и зонах минимально допустимых расстояний магистральных газопроводов, нефтепроводов и объектов электросетевого хозяйства, а также в местности Караман 2 и «Черные Камни» осуществляется незаконная застройка. В районе автодороги «Махачкала-Астрахань» на незарегистрированном земельном участке возводится многоэтажное здание длиной 10 м. и шириной 9 м. из бетона и кирпича. Без получения разрешительных документов возведены одноэтажные здания придорожного сервиса и другие объекты капитального строительства, которые занимают земельные участки на праве субаренды, по договору, не зарегистрированному в органах государственной регистрации прав. Населенный пункт «Караман 2» образован на неразграниченных и не поставленных на учет земельных участках, не предоставленных в предусмотренном законодательством порядке с возведением на землях сельскохозяйственного назначения объектов капитального строительства. Разрешения на строительство застройщиками не оформлялись, проектная документация не готовилась, нормы градостроительного и жилищного законодательства не соблюдались. Администрацией МО «Кумторкалинский район» в целом, учреждением по строительству, архитектуре и коммунальному хозяйству района, обязанности по контролю застройки района и соблюдения градостроительного законодательства не соблюдаются, меры по предотвращению незаконной деятельности по самовольной застройке района, а также меры по сносу таких зданий, освобождению земельных участков, не предназначенных для определенных целей, не принимаются. В результате данные бездействия повлекли за собой возведение гражданами строений без соответствующей проектной документации, инженерно-технических изысканий, получения разрешений и положительных заключений экспертиз, без учета экологических, экономических, социальных факторов, что свидетельствует о несоответствии указанных зданий и сооружений требованиям безопасности и их негативном влиянии на облик района, а также на территориальное планирование и градостроительное зонирование района. Просит признать незаконным бездействие Администрации МО «Кумторкалинский район» по неорганизации работы по противодействию незаконной застройке и принятию решений в отношении незаконно возведенных самовольных строений на земельных участках, не предназначенных для указанных целей, и возложить на Администрацию МО «Кумторкалинский район» обязанность обеспечить организацию мероприятий по выявлению самовольных строений и принятие решений в отношении незаконно возведенных и самовольных строений на землях в охранных зонах и зонах минимально допустимых расстояний нефтегазовых и электросетевых линий, а также других земельных участках с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ в связи с тем, что в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, или представители этих лиц, дело рассмотрено по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола.
Исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В силу статей 1, 41, 42 ЗК РФ акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Возведение арендаторами земельных участков жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений допускается в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных, участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Согласно ч.2 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной, деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов; утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов, документации по планировке территории; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.
Из ст.9 ГрК РФ следует, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федераций или орган местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Согласно п.п. 1 и 2 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Пунктом 4 ст.222 ГК РФ установлено, что органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:
1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
В соответствии со ст.ст. 12, 13, 72 Земельного Кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
Судом установлено, что Администрация МО «Кумторкалинский район», являясь в соответствии со ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, требования вышеуказанных федеральных законов в сфере соблюдения градостроительного и земельного законодательства не соблюдает, обязанности по контролю застройки района не выполняет, меры по предотвращению незаконной деятельности по самовольной застройке района не принимает. На территории Кумторкалинского района РД в охранной зоне и зонах минимально допустимых расстояний магистральных газопроводов, нефтепроводов и объектов электросетевого хозяйства, а также в местности Караман 2 и «Черные Камни» осуществляется незаконная застройка. В районе автодороги «Махачкала-Астрахань» на незарегистрированном земельном участке возводится многоэтажное здание. Без получения разрешительных документов возведены одноэтажные здания придорожного сервиса и другие объекты капитального строительства. Населенный пункт «Караман 2» образован на неразграниченных и не поставленных на учет земельных участках, не предоставленных в предусмотренном законодательством порядке с возведением на землях сельскохозяйственного назначения объектов капитального строительства.
Изложенное подтверждается письмом Министерства промышленности и энергетики РД №02/1965-08-18 от 24.05.2018, представлением заместителя прокурора Кумторкалинского района РД от 19.09.2017 №02-40-2017 об устранении нарушений земельного и градостроительного законодательства, письмом Администрации МО «Кумторкалинский район» от 27.10.2017 №1374, распоряжением Администрации МО «Кумторкалинский район» от 24.10.2017 №422-р, приказом Администрации МО «Кумторкалинский район» от 19.10.2017 №5.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293-294 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Кумторкалинского района РД удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Кумторкалинский район» по организации работы по противодействию незаконной застройке и принятию решений в отношении незаконно возведенных самовольных строений на земельных участках, не предназначенных для указанных целей.
Обязать Администрацию муниципального образования «Кумторкалинский район» обеспечить организацию мероприятий по выявлению самовольных строений и принятие решений в отношении незаконно возведенных и самовольных строений на землях в охранных зонах и зонах минимально допустимых расстояний нефтегазовых и электросетевых линий, а также других земельных участках.
Об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) необходимо сообщить в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в районной газете «Сарихум» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Н.Ю.Камалов